Методическая разработка классного часа на тему
«Дружба – великая сила»
Цели классного часа:
1. Формирование у школьников чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям; выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
2. Развитие внимания, памяти, сообразительности;
3. Дать представление о понятии «дружба» и о правилах поведения с друзьями
Задачи:
-способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;
-формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
-формирование нравственных качеств учащихся;
-умение дружить, беречь дружбу.
Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, словесное поощрение, игровые, наглядные.
Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.
Оборудование:
Презентация; песенки о дружбе; видеоролики, ромашка из бумаги, дерево дружбы. На партах: раздаточный материал (ладошки). Карточки со словами — понятиями: Понимание, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Кодекс дружбы. Выставка рисунков «Мой друг», выставка книг о дружбе.
Ход классного часа:
Мотивационный этап (Звучит песня «О дружбе»)
-Повернитесь, поприветствуйте гостей.
-Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека, а, значит, улыбнитесь.
2. Введение в тему:
Вам, наверное, очень хочется узнать тему нашего классного часа. Давайте попробуем её отгадать. Послушайте песню и подумайте (Звучит песня «Дружба крепкая…»)
-Прослушайте музыку, если вы помните слова данной песни, можете подпевать.
Учащиеся встают, поют куплет песни «Настоящий друг».
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит-
Вот, что значит настоящий верный друг.
-Какая замечательная песня. У меня даже поднялось настроение. А у вас?
-О чём эта песня?
-Кто попробует сформулировать тему нашего классного часа?
-«Дружба – великая сила». Слайд 1.
-О чем мы будем беседовать на занятии?
-О том, что такое дружба, о том, какого друга можно назвать настоящим, сформулируем правила дружбы. Слайд 2
3. Работа по теме:
-Послушайте строки:
«Дружба – великая сила,
Сто открытий для нас всех таящая.
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие».
-Вы недавно писали небольшие рассказы о том, кого вы считаете своим другом.
-Вам, наверное, пришлось задуматься над тем: «А есть ли у меня друг? Какими качествами он обладает?»
-Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.
-Заслушивание сочинений.
-Кого вы можем назвать настоящим другом? (ответы детей)
(Мама, папа, одноклассник, домашнее животное). Слайд 3.
-Познакомившись с вашими текстами, можно сделать вывод о том, что друг в вашем понимании - добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь, который говорит правду, быстро мирится с вами после ссоры.
- А как вы понимаете слово «дружба»? (ответы детей)
(близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, уважение, привязанности, общности интересов)
-Что значит дружить?
-Ребята, поднимите руки те, у кого есть несколько друзей?
-О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче ные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Все они приходили к одному выводу: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Слайд 4.
-Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
-Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
-Что такое дружба, по мнению автора?
-С какими его мыслями следует согласиться?
-А с чем вы не согласны?
Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
-Мне хочется уточнить значение понятия «дружба».
-Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. Слайд 5:
В нём можно найти:
ДРУГ- ЭТО ТОТ КТО СВЯЗАН С КЕМ НИБУДЬ ВЗАИМНЫМ ДОВЕРИЕМ, ОБЩНОСТЬЮ ИНТЕРЕСОВ И ВЗАМНОЙ ПРИВЯЗАННОСТЬЮ
(С. И. Ожегов )
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Толковый словарь Ожегова).
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
Слайд 6. Слайд 7.
В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А, значит, есть понятие «бескорыстная дружба». Это когда люди дружат с вами, помогают вам в беде, не требуя ничего взамен. Чаще всего, такие отношения называют крепкой, верной и долгой………? (Дружбой )
-Какое прекрасное слово - дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своих тайнах. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями. Друг - это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг-это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг- это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.
-Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.
-Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг,
Всегда ему надежный друг
В беде протянет руку.
-Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?
Дети. С улыбки.
-Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется.
А какие качества вы хотели бы видеть в своем друге (на слайде: верность, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)?
-А какие бы не хотели (равнодушие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть)?
-Возьмите в руки листы, лежащие на партах. Оставьте лишь те качества, которые должны присутствовать в вашем друге, остальные зачеркните. Карточки со словами — понятиями: Понимание, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.
А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему?
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ответы детей.
– Можно ли дружить с героями этих стихов?
(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)
«Сонечка»
Тронь её нечаянно – сразу:
-Караул
Ольга Николаевна, он меня толкнул!
Ой, я укололась, - слышен Сонин голос
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы: - Голова болит…
Я бы полежала бы – мама не велит,
Сговорились мальчики: - Мы откроем счет
Сосчитаем жалобы– сколько будет в год
Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.
Слайд 8.
Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.
«Жадина»
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть её тайно от всех в уголке
Кто выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится?
Имя тому подходящей дадено
Даже не имя, а прозвище Жадина!
Жадину я ни о чем не прошу
В гости я жадину не приглашу
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовёшь его
Поэтому – честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу.
-Попробуем продемонстрировать дружбу в физминутке.
ФИЗМИНУТКА
— Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожмите руку соседу слева, соседу справа, возьмитесь за руки со своими соседями. Ребята, посмотрите в глаза соседу слева, соседу справа, улыбнитесь соседу слева, соседу справа.
-О дружбе людьми придумано очень много пословиц.
2.Задания для учащихся. (Доскажите пословицы)
Слайд 9.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
Друзья познаются в беде.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Нет друга- ищи,…(а нашёл –береги).
Не имей 100 рублей,…(а имей 100 друзей).
Один за всех…(и все за одного).
Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь).
-О чем нам говорит смысл этих пословиц?
-Кто знает другие пословицы о дружбе?
-Оказывается, мало найти друга, важно не потерять его из-за пустяковой ссоры. К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, Не зря же народная мудрость гласит: «Друга ищи, а найдёшь береги».
-Многие русские народные сказки, авторские произведения подводят вас к выводу о том, что дружить необходимо, потому, что друг всегда придет на помощь, не бросит.
-Вспомните сказку «Репка».
-Кто был героем этой сказки.
-Почему кошка не съела мышку, а Жучка не загнала кошку на забор. Какие отношения были между героями сказки? Именно, дружба придала силу и все ни совместными усилиями вытащили репку. В дружбе – великая сила.
Об этом гласят и пословицы: «Один в поле – не воин». Вспомним из прочитанных произведений, мультфильмов, кто с кем дружит.
Слайд 10.
Игра «Кто с кем дружит»
Перед вами разные герои, разные имена.. Как вы думаете кто с кем дружит? Кто кому нужен?
1. Забавные бурундучки Чип и ……(Дейл.)
2. Добрая Белоснежка и …..(семь гномов.)
3. Забавный Вини Пух и ….(Пятачок.)
4. Добрый Малыш и …..(Карлсон.)
5. Доверчивый Буратино и …..(Мальвина, Пьеро)
6. Зеленый крокодил Гена и ….(Чебурашка.)
7.Мертвая царевна и … (7 богатырей)
8.Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)
9.Котенок Гав и … (Щенок)
-Молодцы! Вы хорошо справились с задачей! Сказочных героев вы знаете хорошо, а теперь проверим вашу сообразительность: кто знает слова с частичкой –друж- ?
- Дружелюбный, дружественный, дружба, дружный и т.д.
Если есть друзья на свете-
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим-
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живем на свете
Для хороших, славных дел!
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать,
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет! …
-Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить?
- Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т.д.
- Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Поэтому иногда говорят, что дружба наша ровесница.
«Нет лучше дружка, чем родная матушка».
-Так о чем говорит нам эта пословица?
- О том, что семья – лучший друг.
Чтец.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда,
Рванутся на выручку можно
В любую минуту всегда
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!
На свете живешь ты не зря!
Будь весел, чтоб радостней стало
Тому с кем подружишься ты
Чтоб каждому в жизни хватало
Прекрасной людской доброты.
Услышишь ты песенку чью-то,
И станет светлее кругом:
Волшебное самое чудо
Мы дружбой недаром зовем.
Слайд 12,13
Чтобы найти друга, надо знать правила дружбы и пользоваться ими. Вот они.
(Сердечки с правилами) Ребята вам расскажут о правилах дружбы, о том, как его не потерять.
Слайд 14, 15
Правила дружбы.
Доверяй. – Доверяй другу во всём. Делись с другом своими секретами.
Прощай. – Прощай мелкие недостатки своему другу, умей протянуть руку дружбы первым. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.
Уважай. – Уважай интересы друга. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
Будь внимателен к другу. – Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Не ябедничай. Не зазнавайся, если у тебя что-то получается.
Будь верным дружбе. – Не оставляй друга в беде. Делись с другом и радостью, и горем. Всегда иди к другу на помощь, если ты видишь, что у друга беда.
Береги дружбу!
-Обратите внимание на выставку книг
4.Рефлексия.
Слайд 16
-Посмотрите. Какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное.
-Ребята, а вы знаете, что такое рукопожатие? Правильно, это когда два человека пожимают друг другу руки.
Рукопожатие – знак дружбы, и я предлагаю вам сейчас обменяться рукопожатием, чтобы закрепить вашу дружбу. Но рукопожатие будет не простым: вы обвели дома свои ладошки на листе бумаги, напишите на ней лучшие качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепите их на наше огромное классное сердце, согрейте его своими ладонями в знак дружбы.
(Дети пишут пожелания, прикрепляют на доску).
-Ребята, о чем мы сегодня говорили?
-Что нового вы узнали?
-Может быть, чему-нибудь научились?
-Слайд 17.
Слайд 18.
Музыка друзей.
-Я считаю, что данный классный час вам полезен, теперь вы знаете, что такое дружба крепкая, бескорыстная, кто является настоящим другом и какими качествами обладает друг.
Так давайте, давайте дружить
Пусть не раз нам стихи вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
Друг — это весело, это надёжно,
Друг защитит от любой беды,
Даже когда вокруг страшно и холодно
Будет он рядом, ты лишь посмотри!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица — с небом,
Как травы — с лугом,
Как ветер — с морем,
Поля — с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..
Давайте, люди,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.
Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.
Дружат лисята, слоны и медведи.
Козочки дружат, коровы и дети…
Выбрала лошадь для дружбы… котенка
Нежно заботится, как о ребенке.
Утром по полю котенка катает,
Вечером песни ему напевает…
Дружба — наука, дружба — искусство,
Дружба — прекрасное, доброе чувство.
Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!
20