Методическая разработка классного часа: «Историческая справедливость».
«Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот»
(М. Шолохов)
Актуальность темы
Патриотическое воспитание обучающихся является важной составляющей формирования гармоничной всесторонне развитой личности в рамках тех приоритетных задач, которые сегодня ставит перед нами государство.
Сегодня мы живём в глобальном мире и ежедневно наблюдаем результат противостояния глобальных идей запада и востока, которые имеют видимую, реальную линию соприкосновения противоборствующих сторон. Но есть и невидимая линия, о которой нам лишь изредка доходят отголоски, например, в виде информационных сводок о сносе памятников к западу от наших границ. В такие моменты на память приходят слова Ф.М. Достоевского, который становится как никогда актуальным в текущих обстоятельствах: «Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Юным сердцам только предстоит вступить в это неосознанное глобальное противостояние. Как же тогда не заострить внимание детей на проявлении происходящей несправедливости, которую мы можем охарактеризовать лишь одним словом – разрушение. А разрушение – это не созидание. Именно поэтому и встаёт перед учителем такой вопрос: "Разве разрушать – это справедливо?" Даже если тебе очень сильно не нравится история. В связи с этим было принято решение провести классный час на тему: «Историческая справедливость», направленный на формирование здорового отношения к сносу памятников и разрушению душ людей, которое мы не можем считать далёким от нас, ведь завтра это можем быть именно мы. И если сегодня мы не научим подростка разбираться в потоке истиной и фейковой информации, отделять зерна от плевел, завтра это сделают за нас. Именно учитель сегодня должен выйти из роли просто учителя и воспитывать в «человеке человеческое», как говорил Антуан де Сент-Экзюпери.
Таким образом, цель данного классного часа – воспитать чувство патриотизма и любви к Родине, через размышление о том, почему в глобальном мире происходит такое несправедливое отношение к памяти, символизирующей наши идеи. А ведь памятники воздвигали, чтобы сохранить историческую справедливость.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1. Актуализировать понятия «патриотизм», «историческая справедливость», «Родина», «гордость».
2. Развить этические и нравственные качества учащихся.
3. Познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ.
4. Привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.
Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания будет проведен в форме круглого стола.
В ходе классного часа будут использованы следующие методы:
Рассказ, беседа, диспут.
Данный классный час способствует привитию русской глобальности по отношению к мировым идеям у учащихся 13-14 лет. Выбор этой возрастной категории обоснован тем, что жизненный опыт подростков невелик, и их взгляды не всегда отличаются полнотой, устойчивостью и стройностью. Для них характерна неадекватная самооценка, склонность к подражанию. Поэтому так важно побуждать подростков к самостоятельной и обоснованной оценке предметов и явлений. Более того, информация о сносе советских памятников проходит громогласным фоном в информационном пространстве, поэтому подростки осведомлены о ситуации, но своего мнения ещё не сформировали, хотя проявляют заинтересованность в данном вопросе. Что позволяет сделать вывод о целесообразности проведения данного классного часа именно в этой возрастной категории.
При проведении классного часа запланирован показ презентации о разрушенных памятниках, в качестве наглядности, а также показ видео о демонтаже памятника маршалу Г.К. Жукову [1].
Этапы подготовительной работы и организации классного часа:
1. Изучение необходимых информационных источников о сносе памятников.
2. Подготовка презентации в качестве наглядности.
3. Подбор необходимых видеоматериалов.
4. Составление сценария классного часа.
5. Проведение круглого стола, с участием ребят в диспуте по данной теме, когда каждый ребенок сможет высказать свое мнение о сложившейся ситуации.
6. Этап рефлексии учащихся. В качестве рефлексии ребятам предстоит написать мини-сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня».
Реализация поставленных задач направлена на фрмирование патриотического мировоззрения у учащихся по указанной теме.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https://yastatic.net/video-player/0xdb28055/pages common/default/default.html#rprecord=eyJyZWNvcmRJZCI6MTk0MjM0M30=.
Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы».
https://ria.ru/amp/20220708/pamyat-1801215843.html.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сценарий классного часа
На доске:
«Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот»
(М. Шолохов)
Учитель:
«История русского народа – неповторимая, особенная, самобытная. Её тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей».
Уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Примером беззаветного служения Родине являются для молодого поколения наши деды и прадеды, отстоявшие в тяжёлой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.
– Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? (ответы детей). Почему?
– Ребята, во имя чего совершались подвиги, почему наши предшественники жертвовали своей жизнью, совершали открытия? (во имя интересов Отечества).
– Для начала давайте, подробно разберём, что означает понятие патриотизм и кто такой патриот?( ответы ребят)
«Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу», – словарь С.И. Ожегова (ответы детей).
-Всё верно! Патриот – это человек, любящий Родину и верный своему Отечеству. А кто прежде всего предан своему Отечеству? ( ответы ребят)
- Конечно, преданные отечеству, мужественные и бесстрашные прежде всего русские войны. Во все века они проявляли эти доблестные качества ведь во все века на земле русской было неспокойно. Великая отечественная война длилась почти 4 года. 10 страшных лет продолжалась война в Афганистане. Как только закончилась война в Афганистане, вновь вспыхнули первая и вторая Чеченские войны, продолжавшиеся с 1994 по 2009 годы. И как вы прекрасно знаете, сейчас идёт специальная военная операция в Украине. Ребята, это видимая, реальная линия соприкосновения двух противоборствующих сторон - запада и востока. Но есть и невидимая линия, о которой нам лишь изредка доходят отголоски, например, в виде информационных сводок о сносе памятников к западу от наших границ. А разве разрушать – это справедливо? (ответ учащихся). Даже если тебе очень сильно не нравится история. А ведь памятники воздвигали для чего? ( ответ ребят) Всё верно, чтобы сохранить историческую справедливость. Что же мы видим сейчас?
Учитель выводит видео о сносе памятника маршалу Г.К. Жукову
Жукова на свалку
«В Харькове демонтирован памятник советскому полководцу маршалу Жукову. Как сообщил лидер харьковского Нацкорпуса Константин Немичев, это сделало спецподразделение «Кракен». «Кракен» — это подразделение полка «Азов». «Немичев является его командиром», — сообщило в воскресенье издание «Страна».
В интернете появилось видео сноса памятника. На кадрах грузовик стаскивает привязанный к нему бюст Жукова с постамента. Затем он отвез монумент на свалку.
94-летняя дочь маршала СССР Георгия Жукова Эра прокомментировала Telegram-каналу Shot снос монумента: «Это ужасно все, кроме возмущения ничего не может быть. Это какое-то бесчеловечное отношение к победам, к личности человека, который всего себя отдал за то, чтобы был на земле мир и спокойствие. Для отца, для памяти о маршале Жукове это, конечно, очень тяжелая потеря… Время идет, как-то люди уже забывают обо всем: о людях, событиях… Я думаю, что все это им аукнется», — сказала она.
В администрации Харькова выясняют обстоятельства сноса памятника, сообщает ТАСС, ссылаясь на украинское издание «Общественное».
«Все произошло мгновенно, около 11:00. Подъехали две машины с военными. Сняли бюст, вывезли все куда-то. Сейчас все тихо, мы разбираемся», — сказала глава администрации Немышлянского района Татьяна Топчий.
Учитель:
– Ребята, как вы думаете какой была личность этого великого советского полководца, маршала Жукова? (ответы ребят).
Выводится слайд с информацией о герое ВОВ маршале Г.К.Жукове
Георгий Константинович Жуков — один из наиболее талантливых полководцев XX века. Для всех патриотов своей Родины он является символом стойкости и несгибаемости народного духа, ярко проявленными в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. И сегодня поражает мощью его полководческий интеллект, сила воли, высокая гражданственность. Полководческое искусство Г.К. Жукова признано во всем мире. Не случайно за ним закрепилось звание Маршала Победы, и именно он, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, от имени правительства СССР в ночь с 8 на 9 мая 1945 г. принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии.
– Ребята, а как вы считаете, заслуженно ли был воздвигнут памятник маршалу Жукову на Украине? (ответы ребят).
– Справедливо ли это разрушение? (ответы ребят).
– Мы видим, как насильственно на Украине поднимают национальную волну против русского мира, чтоб ослабить и уничтожить русские глобальные идеи, на крови разделяют некогда единые народы, уничтожают памятники, чтоб заместить это своей международной глобализацией, идеи которой с родни глупости: к примеру: идея объединения полов! Как будет общаться подросший юноша с девушкой, которая окажется противоположной ориентации? Ведь общение парня с парнем и с девушкой отличаются кардинально. Но видимо об этом международное сообщество не думает. Мы видим что в западных идеях нет созидания, которое так характерно для русской души.
Разрушают и сносят памятники великим деятелям, добрались даже до Александра Сергеевича Пушкина. А ведь это тотальная несправедливость! Историческая несправедливость! Все эти люди в своё время заслуженно были увековечены в памяти народов. А сегодня Украина стирает историческую память героизуя и восхваляя предателя Бандеру. А был ли он хорошим человеком? Был ли он созидателем? Мы о таком не слышали! Поэтому и памятника он не заслужил. А вот по какому праву тогда возможен снос памятников великим людям? Не существует такого предлога по которому это было бы возможно без осуждения. Можно ли не осудить подобное как Вы считаете? (ответ учащихся).
- В Тернополе демонтировали памятник российским военным летчикам, в Мукачево, Виннице, Ровно, Борисполе, Кропивницком, Ужгороде и Черновцах – памятники советским воинам. В Киеве, Переяславе и Ужгороде снесли памятники, посвященные «воссоединению Украины и России». Почти за год демонтировали около 30 памятников только писателя Александра Пушкина. Также снесли 9 памятников писателю Максиму Горькому. Еще 4 памятника – полководцу Александру Суворову, которые стояли в Одессе и Измаиле. В Одессе вместе с Суворовым демонтировали памятник императрице Екатерине II, который был установлен в 2007 году. В Харькове убрали памятник советскому маршалу Георгию Жукову. Произошла подмена: пособники фашистов, пришедших уничтожить в том числе и украинских народ, стали «освободителями от советской тирании» и «борцами за независимость», а настоящие герои, спасшие миллионы жизней от концлагерей, газовых камер и пыток бандеровского зверья, — врагами и оккупантам.
Мы сегодня с Вами говорим о действительно важном, о попытке фальсифицировать историю, но допустить этого мы не имеем права! Ведь не за это боролись наши прадеды и деды! А как вы думаете, за что? (ответы ребят) - Молодцы!
Подведение итогов классного часа
Учитель:
– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что сегодня среди вас не было равнодушных, что мне удалось вдохнуть в вас искорку того тёплого чувства, которое называется патриотизмом – любовью к своей Родине? Мне бы хотелось, чтобы вы, мальчишки и девчонки, были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защищавшие Родину от фашизма, как сегодняшние воины освобождающие Украину от нацизма. Не бойтесь трудностей, старайтесь с честью их преодолеть! Чтобы с гордостью сказать: «Я – гражданин своей страны! Я – патриот своей Родины!»
В качестве домашнего задания мне бы хотелось, чтобы вы написали мини-сочинение на тему: «Я – патриот» или «Что такое патриотизм для меня». Всем большое спасибо!
12