СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа"Какого человека можно назвать толерантным?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный проведению недели толерантности. В ходе групповой работы ученики приходят к выводу: "Какого человека можно назвать толерантным?"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа"Какого человека можно назвать толерантным?"»

Классный час, «Какого человека можно назвать толерантным?». 9 класс.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами интеграции учебного материала /обществознание+литература/ и использованием видеоресурсов.

Цели по содержанию:

Образовательная: воспитание принципов толерантности; выработка у учащихся признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения;

Развивающая: развитие навыков анализа, сравнения и сопоставления, а также поиска информации, развитие монологической речи.

Воспитательная: воспитание чувства толерантности.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультемедийная система.

Средства обучения: кадры из фильма «Чучело» режиссер Р.Быков; сборник стихотворений Б.Заходера, презентации, подготовленные учащимися, слово учителя.

ХОД УРОКА



"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)

– О чем говориться в этой цитате? (О человеколюбии)

– Каким современным словом можно было бы кратко выразить смысл данной цитаты? (Толерантность).

-Мы сегодня будем говорить о толерантности и о том, какого человека можно назвать толерантным?

О толерантности нам расскажет ученица…Презентация «Толерантность».

Вопросы для обсуждения:

• Какое определение толерантности вам ближе?

• Что объединяет эти определения?

• Почему проблема толерантного отношения к людям так актуальна в настоящее время?

Первая задача нашего урока решена: мы выяснили, что такое толерантность – это терпение, терпимость, человеческое отношение друг к другу. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Вторая задача урока: рассмотреть толерантность с точки зрения религии, расы и отношений людей с друг другом.

Упражнение №1 «Сходства и различия». Написать сходства и различия людей (1 минута)

Ответ групп

Вопросы для обсуждения (открытые):

• Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

• Разные вероисповедания объединяют или разобщают людей?

  • Национальность влияет на взаимоотношения людей?

Выступит ученик …Презентация «Национальная толерантность».

Третья задача: выяснить, какого человека можно назвать толерантным?

Наш современный мир еще далек от совершенства, люди проявляют нетерпимость друг другу, часто не задумываясь о том, что они делают.

Яркий пример этому – фильм Р.Быкова «Чучело» по одноименной повести В Железникова.

Просмотр кадров из фильма «Чучело» (сцены избиения Л.Бессольцевой, заключительная сцена – прощание главной героини с одноклассниками).

– Какая главная тема этого произведения? (Нетолерантное и толерантное поведение главных героев).

– Как ведет себя главная героиня Лена Бессольцева на жестокое унижающее ее поведение одноклассников? (Терпением и неверием в то, что могут быть такие злые люди. Она думает, что они веселые).

– Осознали ли одноклассники свое неправильное поведение к Лене?

– Как можно охарактеризовать дедушку Лены – Н.Н.Бессольцева?

– Какой урок можно извлечь из этой повести? (Терпимость, человеколюбие спасет мир и человечество от самоистребления).

Ромашка толерантности. Упражнение №2.

Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают ромашку толерантности. На лепестках пишут свои хорошие качества, а в центре ромашки то, что хотелось бы изменить в себе.

Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

Учитель: Ребята, мы выяснили с вами, что толерантность бывает и политическая, и межконфессиональная, и межнациональная, и социальная. А теперь попробуем определить роль толерантности в нашем современном мире. А для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение Б.Заходера "Чутье толерантности":



В голове у меня – пустота,

Но другую собаку, однако

Никогда не приму за кота!

Не нужны ни условные знаки,

Ни слова – потому что чутьем

Брата кровного в каждой собаке

Мы и так за версту узнаем!

Ни порода, ни масть, ни размеры

С толку нас никогда не собьют:

Даже крошечные тойтерьеры

В сенбернарах своих признают...

Мы вступаем и в драки и в браки.

Неизменную веру храня;

Что бы ни было – все мы собаки,

Все мы – братья, все мы родня.



Вы же, умные, вашего брата

Распознать неспособны никак...

Сразу видно – чутье слабовато.

В этом вам далеко до собак.

Если брат ваш – не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части,

Словно он вам уже и не брат...

Человеколюбие – есть главная ценность современного общества. Лишь только добротой, терпением и пониманием других мы будем жить в мире. Мы нужны друг другу!

Домашнее задание творческого характера:

Нарисовать символ толерантности.

Список литературы:

1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003

2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.

3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.

4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999

5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005

6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993

7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004

8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!