Классный час, «Какого человека можно назвать толерантным?». 9 класс.
Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами интеграции учебного материала /обществознание+литература/ и использованием видеоресурсов.
Цели по содержанию:
Образовательная: воспитание принципов толерантности; выработка у учащихся признание и уважение разной этнонациональной, религиозной и иной принадлежности людей, их права на другие взгляды и убеждения;
Развивающая: развитие навыков анализа, сравнения и сопоставления, а также поиска информации, развитие монологической речи.
Воспитательная: воспитание чувства толерантности.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: мультемедийная система.
Средства обучения: кадры из фильма «Чучело» режиссер Р.Быков; сборник стихотворений Б.Заходера, презентации, подготовленные учащимися, слово учителя.
ХОД УРОКА
"Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием". (Конфуций)
– О чем говориться в этой цитате? (О человеколюбии)
– Каким современным словом можно было бы кратко выразить смысл данной цитаты? (Толерантность).
-Мы сегодня будем говорить о толерантности и о том, какого человека можно назвать толерантным?
О толерантности нам расскажет ученица…Презентация «Толерантность».
Вопросы для обсуждения:
• Какое определение толерантности вам ближе?
• Что объединяет эти определения?
• Почему проблема толерантного отношения к людям так актуальна в настоящее время?
Первая задача нашего урока решена: мы выяснили, что такое толерантность – это терпение, терпимость, человеческое отношение друг к другу. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Вторая задача урока: рассмотреть толерантность с точки зрения религии, расы и отношений людей с друг другом.
Упражнение №1 «Сходства и различия». Написать сходства и различия людей (1 минута)
Ответ групп
Вопросы для обсуждения (открытые):
• Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
• Разные вероисповедания объединяют или разобщают людей?
Выступит ученик …Презентация «Национальная толерантность».
Третья задача: выяснить, какого человека можно назвать толерантным?
Наш современный мир еще далек от совершенства, люди проявляют нетерпимость друг другу, часто не задумываясь о том, что они делают.
Яркий пример этому – фильм Р.Быкова «Чучело» по одноименной повести В Железникова.
Просмотр кадров из фильма «Чучело» (сцены избиения Л.Бессольцевой, заключительная сцена – прощание главной героини с одноклассниками).
– Какая главная тема этого произведения? (Нетолерантное и толерантное поведение главных героев).
– Как ведет себя главная героиня Лена Бессольцева на жестокое унижающее ее поведение одноклассников? (Терпением и неверием в то, что могут быть такие злые люди. Она думает, что они веселые).
– Осознали ли одноклассники свое неправильное поведение к Лене?
– Как можно охарактеризовать дедушку Лены – Н.Н.Бессольцева?
– Какой урок можно извлечь из этой повести? (Терпимость, человеколюбие спасет мир и человечество от самоистребления).
Ромашка толерантности. Упражнение №2.
Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают ромашку толерантности. На лепестках пишут свои хорошие качества, а в центре ромашки то, что хотелось бы изменить в себе.
Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
Учитель: Ребята, мы выяснили с вами, что толерантность бывает и политическая, и межконфессиональная, и межнациональная, и социальная. А теперь попробуем определить роль толерантности в нашем современном мире. А для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение Б.Заходера "Чутье толерантности":
В голове у меня – пустота,
Но другую собаку, однако
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки,
Ни слова – потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают...
Мы вступаем и в драки и в браки.
Неизменную веру храня;
Что бы ни было – все мы собаки,
Все мы – братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак...
Сразу видно – чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш – не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части,
Словно он вам уже и не брат...
Человеколюбие – есть главная ценность современного общества. Лишь только добротой, терпением и пониманием других мы будем жить в мире. Мы нужны друг другу!
Домашнее задание творческого характера:
Нарисовать символ толерантности.
Список литературы:
1. Лопатина А., Скребцова М., Вершины мудрости. 50 уроков о смысле жизни: пособие для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. – М.: Локус, 2003
2. Меттус Е., Турта О. Профилактика агрессивного поведения учащихся. Справочник классного руководителя № 8, 2006.
3. Молодцова В. Жестокость г. Учительская газета 20.03.2007г.
4. Ольшанская Е. Семейные корни детской агрессивности. Директор школы № 5, 1999
5. Фопель К., Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. – М.,: Генезис, 2005
6. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993
7. Щеколдина С. Тренинг толерантности. – М.: Ось-89, 2004
8. Классный руководитель. Научно-методический журнал, №4. – М.: 2004