СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Курить уже не модно", 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Классный час «Курить уже не модно!» посвящен профилактике вредных привычек у подростков (курение) и пропаганде здорового образа жизни. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников; потребность в одобрении товарищей чаще всего и толкает подростка на эксперименты с курением. В настоящее время профилактика вредных привычек у подростков направлена на то, чтобы вызвать у них интерес к собственной личности, а также научить сопротивляться давлению сверстников. Сценарий кл. часа построен с учетом возрастных особенностей девятиклассников, учтены аспекты современных профилактических программ; в нем есть и достаточно серьезная информация, и игровые моменты, и профилактические меры. Важно, чтобы у школьников в процессе общения развивались следующие качества: умение распознавать попытки отрицательного влияния со стороны сверстников, умение противостоять им; умение четко формулировать аргументы против вредных привычек; положительная оценка себя, определение в выборе здорового образа жизни. Цели: - помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека; - формировать отрицательное отношение к курению; - воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Задачи: 1.Научить детей отличать привычку от зависимости 2.Информировать о последствиях употребления табака 3.Информировать о способах вовлечения в никотиновую зависимость 4.Провести предварительное анкетирование старшеклассников с целью выявления их потребностей в новых ощущениях; 5.Сделать сравнительный анализ результатов анкетирования; 6.Заложить основу для роста самосознания и самооценки учащихся при ответах на проблемные вопросы. Форма проведения: беседа по материалу с демонстрацией презентации. Учебно-методическое обеспечение: 1. Плакаты: «Курение ослабляет силу мысли и делает неясным ее выражение» - Л.Н. Толстой. « Курильщик впускает в свои уста врага, который похищает мозг» - английская народная поговорка. «Сигарета – это бикфордов шнур, на одном конце которого уголек, а на другом- дурак». Б.Шоу «Курить бросим - яд в папиросе» - В.Маяковский « Сигарета – это не показатель крутизны, а соска-пустышка для взрослых» «Горящая сигарета – это химическая фабрика» 18 ноября –Международный день борьбы с курением. 2. Презентация о вреде курения. 3. Сердечки для голосования. 4. Памятка для учащихся. Содержание: 1. Организационный момент. 2. Откуда пришло «сатанинское зелье»? 3. Практическая работа. 4. Выступление школьной медсестры Ковалевской Ю.Г. (презентация). 5. Кто из русских правителей запретил курение? 6. Выступление психолога: Бисаевой И.М. 7. Работа по обработке навыка говорить “НЕТ!” 8. Список литературы. 9. Приложение.

Ход классного часа

Сценка 1. Продавец табака расхваливает на рынке свой товар: - Покупайте табак, прекрасный табак! Мой табак не простой, а с секретом. От моего табака стариком не будешь, собака не укусит, вор в дом не залезет.

Один парень купил немного табака и начал расспрашивать продавца: - А почему стариком не буду? - Потому что до старости не доживешь. - А почему собака не укусит? - Так с палкой ведь будешь ходить. - А почему вор в дом не залезет? - Потому что всю ночь будешь кашлять. Вступительное слово учителя: - Здравствуйте, ребята. Каждый день мы встречаемся с разными людьми. Многие из них курят. Почему они курят? Может быть, это красиво? Может быть, это полезно для организма? Или это средство казаться взрослым? Что вы знаете о курении? Чем оно вредно для организма человека? Курение: в чем кроются причины пристрастия к нему? Что это такое? Средство против усталости и стрессов? Помощник раскованного общения и духовного сближения? Выкуренная сигарета. Друг она или враг? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы и развенчать некоторые мифы о курение. 2. Откуда пришло «сатанинское зелье»? – Попова Лариса уч-ся 9в класса. Пришло оно с американского континента. Индейцы Майя курили с совершенно определенной целью: для того, чтобы дым поднялся до жилища бога дождя, и верили в то, что падающие звезды – это не что иное, как брошенные богом окурки. Индейцы использовали табак как медицинское средство, больного окуривали табачным дымом и считали, что лечат головную, зубную боль, кашель, астму, желудочные болезни, больные почки и много других недугов. Табак использовали во время важных социальных и политических обрядов. Ацтеки демонстрировали свое почтение богу войн, жрецы использовали в своих обрядах табак для предсказания каких-либо событий. Со временем употребление табака превратилось из священного действия в пагубную привычку. Несколько веков спустя священное растение индейцев стало уносить за один месяц больше человеческих жизней, чем уничтожили индейцев жадные до наживы колонизаторы. Как табак попал в Европу?(выступление ученика). -Широкое распространение в Европе началось после открытия Колумбом Америки. Мореплаватель Христофор Колумб и его спутники, высадившись на незнакомый берег, видят, что туземцы- взрослые и дети- держат в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного растения. Туземцы называют его «табако» по имени провинции Табаго на острове Гаити.. Спутник Колумба монах Роман Панно решил захватить с собой в обратный путь семян диковинного растения и впервые посеял его в Испании как декоративное растение. Из Испании табак распространился в Португалию, а затем в ряд южных стран. С 17 века курение стало «достоянием» и России. 3. Практическая работа. - Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент: рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? -У вас может возникнуть вопрос: а почему легкие становятся такими? Табачный дым разрушает здоровье медленно, незаметно. Откуда произошло слово «никотин»? –Теленков Александр уч-ся 9б класса. Слово «никотин» произошло от фамилии Нико. Француз Жан Нико, будучи послом в Испании, привез из нее листья и семена табака в подарок Екатерине Медичи- своей королеве. Так табак попадает во Францию. Нюханье табака и курение вошло в круг придворного этикета. Лучшим выражением любезности при дворе было предложение сигары. Короли устраивали специальные табачные вечера. При Людовике XIV рассматривался даже проект замены в армии выдачи хлеба табаком, поскольку он, якобы, утоляет голод. 4. Ковалевская Ю.Г.- школьная медсестра. Никотин – ядовитое вещество. Один из самых сильных растительных ядов. Все мы не раз слышали фразу «Капля никотина убивает лошадь». Уточнение. Этой капли никотина достаточно, чтобы убить не одну, а трех лошадей весом 500- 600 кг каждая, а 1 капля никотина в аквариум – гибнут все рыбы.1 капля никотина в стеклянной банке, где находится небольшая птица- птица гибнет. Анекдотический пример: когда поставили пиявки заядлому курильщику, пиявки быстро отвалились и умерли в судорогах, ведь кровь курильщика отравлена. Настойкой табака опрыскивают против саранчи сельхоз культуры. - Назовите части тела, которые больше всего страдают у тех, кто курит (нос, рот, глаза, кожа, мозг). У курильщиков НОС плохо различает запахи, на КОЖЕ появляется много морщин, ДЫХАНИЕ перестает быть свежим, ЗУБЫ становятся у курильщиков желтыми, СЕРДЦЕ перекачивает кровь с трудом, потому что сосуды сжимаются, ЛЕГКИЕ у курильщиков не розовые, а серые, дряблые и вялые. Курящие люди чаще кашляют. Табачный дым разрушает здоровье медленно, незаметно. ( Презентация) Что означает понятие «пассивное курение»? Чем оно грозит человеку? Пассивное курение- это когда некурящий человек находится среди курящих и вдыхает абсолютно неотфильтрованный дым, в то время как курящий- отфильтрованный. Этот неотфильтрованный побочный дым содержит в 50 раз больше канцерогенов, вдвое больше смол и никотина, в пять раз больше окиси углерода и в 50 раз больше аммиака, чем дым, вдыхаемый через сигарету. Это является причиной многих заболеваний. Находясь в курящей компании, человек рискует привыкнуть к табачному дыму, а это- первый шаг к курению. Каковы последствия пагубной привычки? Вот человек закурил. Вместе с воздухом в легкие попадает дым, и организм уже не получает кислорода в достаточном количестве. Постепенно кислородное голодание увеличивается еще из-за того, что легкие забиваются шлаками. Их главная функция - снабжать кровь кислородом -резко снижается. Легкие пытаются приспособиться к этой неприятной ситуации. Они расширяются, увеличиваются в объеме, но при этом теряют свою эластичность. Появляется болезнь легких- эмфизема. Сосуды мозга реагируют на нее очень бурно- в одном месте они резко расширяются, а в другом сужаются. У курильщика начинается дистония. Вместе с ней приходят головные боли, нарушение сна- как итог- какое-нибудь заболевание нервной системы. Так что не зря говорится: «Курить- здоровью вредить». 5. Кто из русских правителей запретил курение? По какой причине? Журавлев А.Ю.- 9б класс Опустошительный пожар 1634 года в Москве был следствием курения, и дедушка Петра 1, царь Михаил Федорович, распорядился за употребление табака наказывать палочными ударами по пяткам(60 раз), а не подействует наказание- отрезать уши и нос. При Алексее Михайловиче борьба с курением усилилась. В Уложении 1649 года было написано: «Велено всех, у кого будет найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются: откуда зелье получено». Частных торговцев табаком повелевали пороть, рвать носы, ссылать в дальние города. Во Франции, Германии, Италии за курение отлучали от церкви. В Чили пятерых монахов, уличенных в курении сигар во время вечернего богослужения, замуровали живьем в стену. В Персии курильщикам отрезали носы, губы, а торговцев табаком сжигали вместе с товаром. В Турции им пробивали носы, вставляли трубку и возили на осле по городу, а потом сажали на кол, четвертовали или вешали. Наказания – Дамиров Михаил – 9в класс. В Китае, замеченного в курении ученика ожидает изнурительное наказание – тренировка на велотренажере; В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади; В Турции курильщиков сажали на кол; В царствование Михаила Романова за курение полагалась смертная казнь. Всех, у кого найден табак, «надобно пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда добыл…» В нашем гуманном обществе нет таких наказаний. Все знают, что курить вредно. Можно смело утверждать, что если бы никотин не вызывал расстройства психической деятельности, то он никогда бы не использовался курящими