СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Музыкальный калейдоскоп"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Музыкальный калейдоскоп"»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №38 имени кавалера ордена Отечественной войны А.С. Бетева города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области ГБОУ СОШ №38








Методическая разработка внеурочного мероприятия

«Музыкальный калейдоскоп»








Составитель:

Учитель математики

ГБОУ СОШ №38 г. о. Сызрань

Агейчева Виктория Валерьевна






Сызрань, 2024 г.

Введение

Музыка — это важная составляющая культурной жизни общества, отражающая богатство человеческих эмоций и переживаний. Внеурочные мероприятия представляют собой уникальную возможность для развития творческих способностей детей и подростков, формируя у них музыкальную грамотность, эстетическое восприятие и коммуникативные навыки.

Данная методическая разработка посвящена организации мероприятия «Музыкальный калейдоскоп», которое направлено на расширение музыкального кругозора участников и создание атмосферы творческого общения. В рамках этого мероприятия мы предлагаем установить тесные связи между различными музыкальными жанрами, эпохами и культурами, что позволяет детям не только глубже понять мировое музыкальное наследие, но и найти свое место в многообразии звукового мира.

Основными задачами данного мероприятия являются:

- Воспитание у детей любви к музыке и желание заниматься творчеством.

- Развитие навыков коллективной работы через участие в музыкальных номерах и совместные выступления.

- Формирование интереса к изучению различных музыкальных инструментов и стилей.

- Создание возможностей для самовыражения каждого участника через индивидуальные и групповые номера.

Методическая разработка включает в себя подробное описание этапов подготовки и проведения мероприятия, а также рекомендации по организации выступлений, выбора репертуара и привлечения участников. «Музыкальный калейдоскоп» станет не только увлекательным и познавательным, но и способствующим гармоничному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала учащихся.




Практическая часть

Технологическая карта внеурочного мероприятия «Музыкальный калейдоскоп»

Тема: Музыкальный калейдоскоп

Направление: эстетическое

Форма проведения: интеллектуальная игра

Цель: Воспитание музыкальной культуры детей, привлечение внимания учащихся к музыкальному искусству.

Задачи:

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию эмоциональной культуры, фантазии, воображения учащихся.

2. Содействовать воспитанию музыкальной культуры у обучающихся.

3. Способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся.

Образовательные:

1. Способствовать формированию у детей любви к музыке и потребности в ее прослушивании.

2. Обобщить знания о музыкальных инструментах, нотах.

3. Обобщить знания учащихся о детских песнях.

Развивающие:

1. Способствовать развитию у ребят мыслительной деятельности, смекалки, сообразительности, находчивости, умение работать в микро-коллективе.

2. Привлекать внимание детей к стилям музыки.

3. Расширить знания детей о музыке.

Ресурсы:

Технические средства обучения:

1. Презентация

2. Ноутбук

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1.Проектор

2. Колонка

3. Бланки для ответов

4. Стили музыки

5. Грамоты

6. Аккордеон для рефлексии

7. Номера столов

Организация пространства:

План мероприятия:

1. Вступительная часть:

1.1. Приветствие

1.2. Организация рабочего пространства

1.3. Вступительная беседа

2. Основная часть:

2.1. Разминка

2.2. Раунд 1 «Аукцион «музыкальных» слов»

2.3. Раунд 2 «Угадай мелодию»

2.4. Раунд 3 «Что за инструмент?»

2.5. Раунд 4 «Перетанцуй меня»

3. Заключительная часть

3.1. Подведение итогов

3.2. Награждение

3.3. Рефлексия


Ход мероприятия:

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное мероприятие. И проведу его для вас я Виктория Валерьевна.

1.2. Организация рабочего пространства

- Прежде чем приступить к выполнению заданий, нужно разделиться на команды. Сделаем это с помощью жеребьевки. У вас есть жетоны, которые вы получили заранее. Обладатели жетонов желтого цвета отправляются за стол под №1. Обладатели жетонов зеленого цвета за стол под №2. Обладатели жетонов синего цвета отправляются за стол под №3. Обладатели жетонов красного цвета отправляются за стол под №4 и обладатели жетонов белого цвета отправляются за стол под №5.

- На сегодняшнем мероприятии мы с вами проведем интеллектуальную игру. А чему она будет посвящена вам нужно узнать, разгадав ребус.

1.3. Вступительная беседа

- Ответ ребуса, действительно, музыка. Обратите внимание на доску. Как называется наш классный час?

- Верно. Наш сегодняшний классный час называется «Музыкальный калейдоскоп» Знаете ли вы, что такое музыка?

- Верно, музыка – это вид искусства, в котором определённым образом организованные звуки используются для создания некоторого сочетания формы, гармонии, мелодии, ритма или иного выразительного содержания.

- Внимательно послушайте сказку.

«Жили-были три короля, а точнее два короля и одна королева. И у каждого было своё королевство. Первого короля звали Марш. Жители его королевства не ходили так, как мы с вами обычно ходим, а всегда маршировали. В детский сад ходили маршем, на работу - маршем, в магазин тоже маршем.

Второго короля звали Танец. Жители его королевства тоже обычной походкой не ходили. Отличались от других тем, что всегда танцевали: то галопом, как в польке, то скакали, то быстро и плавно, как в вальсе, кружились..

Королеву звали Песня. Жители её королевства, общаясь между собой, каждое слово не просто произносили, как мы с вами, а пропевали на какую-нибудь мелодию - получалась песня.

Надо сказать, что жители королевств не очень между собой дружили - ведь разговаривали они на разных языках кто маршировал, кто пел, а кто танцевал!

Каждый из правителей думал, что только в его королевстве всё делают правильно, а жители других королевств - просто чудаки.

Однажды поднялся ветер, да такой сильный, что жители этих королевств подняло, словно пушинки, вверх. Когда ветер стих, они приземлились совершенно в разных местах. Тот, кто пел, оказался там, где танцуют. Тот, кто маршировал, наоборот, оказался там, где поют. А тот, кто танцевал, приземлился в песенном королевстве или оказался среди марширующих. Началась такая паника! Кому нужны эти чужаки, ведь с ними и поговорить нельзя! Как их поймёшь? Но потом всё как-то само собой улеглось, жители успокоились и с уважением стали относиться друг к другу. Сели два короля и королева, посовещались между собой и решили, что отныне будут вместе со своими подданными жить в одном большом государстве. С тех пор жители всех трёх королевств живут в одной чудесной стране под названием «Музыка».

- О чем эта сказка? Какие жанры есть в музыке? Какой урок вы усвоили из этой сказки?

- Как вы заметили, в начале урока вы поделились на команды. Вам необходимо выбрать капитана и придумать название своей команды, после чего представиться.

2.1. Разминка

- Как вы могли догадаться, сегодня вам предстоит состязаться в знаниях из области музыки. Вас ждут разнообразные задания. Игра состоит из разминки и трех раундов. Задания будут постепенно усложняться, но я верю, что вы справитесь и покажете свои действительные знания.

- Приступим к разминке. Ответы вы будете сдавать после завершения всех вопросов, которые я буду вам читать. Записывать вы будете их на специальных бланках, которые уже лежат на ваших столах. Ответы не выкрикиваются, не подсказывайте своим соперникам. Совещайтесь в своих командах, но уважайте своих соседей, разговоры в команде должны быть не очень громкими.

- Я мечтаю стать артистом

Знаменитым пианистом

Чтобы музыку играть

Буду ноты изучать

Я присяду на диван

Нарисую нотный стан

На стене танцует луч

Это мой... (скрипичный ключ)


- С ним изучим без забот

Семь веселых звонких нот!

Чтоб легко запоминать

Мы их будем называть

Села утка на гнездо

Это будет нота... (до)


- Спит собачка во дворе

Это будет нота... (ре)


- Кошку с дерева сними

Это будет нота... (ми)


- По степи бежит дрофа

Это будет нота... (фа)


- А в шкафу летает моль

Это будет нота... (соль)


- В небе вижу журавля

Это будет нота... (ля)


В море блещут караси

Это будет нота... (си)


Мама, мама как я рад

Знаю полный звукоряд

Я отвечу, ты спроси

(ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ)

- Разминка прошла успешно. Переходим к первому раунду.

2.2. Раунд 1 «Аукцион «музыкальных» слов»

- У каждой команды сейчас лежит названия разных нот. Вам необходимо на специальном бланке придумать как можно больше слов, которые будут начинаться с ноты, которая вам дана. На выполнение задания у вас будет 3 минуты. Время пошло!

2.3. Раунд 2 «Угадай мелодию»

- Переходим ко второму раунду. От команды приглашается по одному человеку. Вам необходимо будет отгадать песню по ее отрывку без слов. Как только вы догадаетесь, что за песня играет, по поднятой руке отвечаете. Одна отгаданная песня = 2 балла. Также у вас будет возможность воспользоваться подсказкой в виде описания текста. Если вы используете подсказку и отгадываете песню, вы получаете только 1 балл. Приступим.

2.4. Раунд 3 «Что за инструмент?»

- Отлично, ребята. Переходим к третьему раунду. На слайдах будут изображены музыкальные инструменты. В специальных бланках для ответов вам необходимо будет написать название этого инструмента. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл.

2.5. Раунд 4 «Перетанцуй меня»

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с 3 раундом. Переходим к заключительному. Капитаны каждой команды подойдут ко мне и вытянут для своей команды стиль музыки. Я включу вам отрывок каждого стиля для того, чтобы вы придумали движения. После этого, каждая команда выбирает 2 представителей, которые продемонстрируют танец. Победители будет определены, путем зрительского голосования.

3.1. Подведение итогов

- Пока идет подсчет баллов каждой команды и определение победителя, предлагаю вам посмотреть мультфильм «Смешарики». (серия «Музотерапия»)

- О чем этот мультфильм? Какой вывод мы можем сделать?

3.2. Награждение

- По подсчету результатов победителем становится команда «…», набравшая … баллов. (награждение грамотой) Поздравим команду аплодисментами.

- Второе место занимает команда «…», набравшая … баллов. (награждение грамотой) Поддержим команду аплодисментами.

- Третье место занимает команда «…», набравшая … баллов. (награждение грамотой) Поддержим команду аплодисментами.

3.3. Рефлексия

- Какой музыкальный инструмент на доске вы видите?

- Верно, ребята, это аккордеон, но у него отсутствуют белые клавиши, они есть у вас на столах. Вам необходимо написать свои впечатления о сегодняшнем классном часе и вернуть пропавшие клавиши на их место.

- Ребята, это был очень познавательное и интересное мероприятие. Спасибо вам за активное участие. До новых встреч!







Заключение

Внеурочное мероприятие «Музыкальный калейдоскоп» стало ярким событием, которое позволило участникам и глубже понять многообразие музыкального мира. Применение методов активного обучения, интерактивных форм взаимодействия и коллектива создало атмосферу творчества и вдохновения, способствующую раскрепощению и самовыражению детей.

В ходе подготовки и проведения мероприятия удалось решить основные задачи: углубить знание участников о различных музыкальных жанрах, повысить интерес к музыке как к искусству. Важно отметить, что форму и содержание «Музыкального калейдоскопа» можно адаптировать в зависимости от возраста и интересов участников, что позволит сделать данное мероприятие универсальным инструментом для работы в учебном процессе.

Реализация данного проекта способствует формированию уверенности у детей в своих силах и желании активно участвовать в культурной жизни школы и сообщества. Полученный опыт вдохновит педагогов на дальнейшие эксперименты в области формирования музыкально-художественных навыков учащихся и поможет создать дополнительные условия для их творческого роста.

В заключение, предлагаю использовать предложенные в данной методической разработке материалы, адаптируя их в соответствии с вашими целями и задачами. Вместе можно создать удивительный мир музыки и искусства, который обогатит жизнь детей и поможет им раскрыть свой потенциал в полной мере.









Список литературы

1. Нникифоров, А. Г. Музыка для детей: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2015.

2. Громова, О. М. Интерактивные методы в преподавании музыки. — СПб.: КАРО, 2018.

3. Кириллова, Т. В. Основы музыкального воспитания: от теории к практике. — М.: Музыка, 2016.

4. Леонтович, М. Музыка как средство формирования культурной идентичности. — М.: Издательство МГУ, 2017.

5. Никитина, Л. И. Искусство и творчество: в помощь педагогу дополнительного образования. — М.: Мозаика-Синтез, 2019.

6. Сенченко, Е. А. Музыкальный калейдоскоп: Программа внеурочной деятельности. — Челябинск: Компас, 2020.

7. Ширяева, Т. Н. Музыка в жизни ребенка: целостный подход к обучению. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2018.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (утв. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373).

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС OO) (утв. приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).










Приложения

Приложение 1

Презентация к внеурочному мероприятию «Музыкальный калейдоскоп»



















Приложение 2

Бланк ответов для разминки


Название команды_____________________________

Разминка

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.















Приложение 3

Бланк ответов для 1 раунда


Название команды____________________________

Нота_________

Раунд 1





























Приложение 4

Ноты для 1 раунда


ДО

РЕ

МИ

ФА

ЛЯ

СИ





















Приложение 5

Стили музыки


Стили музыки:

1. Классика

2. Джаз

3. Поп

4. Блюз

5. Кантри

6. Народная















Приложение 6

Материал для этапа рефлексии (аккордеон и клавиши)











Фотоотчет мероприятия