СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Мы любим лес"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Мы любим лес"»

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учебное заведение Злынковская средняя школа №1




Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«Мы любим лес»

для уч-ся 5 класса

















Подготовила: Шеломовская Оксана Сергеевна

учитель немецкого языка







г. Злынка 2017г


Цели: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и

охранять окружающую среду;

  • формировать у детей нормы поведения в природе;

  • систематизировать знания учащихся о природе;

  • прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.

  • работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки.

  • учить работать в группах.



Оборудование: проектор, компьютер, колонки, репродукции картин, рисунки детей.



Предварительная подготовка:

1. Разучивание стихотворений о лесе

2. Подбор пословиц о лесе

3. Разучивание песни «Шумел сурово брянский лес»

4. Разучивание песни «Берегите русский лес»

5. Рисование учащимися рисунков на тему «Мы любим лес»





Классный час на тему «Мы любим лес» проходит в классе, и рассчитан для учащихся 5-6 классов. Мероприятие проходит в виде лекции, игровой программы, беседы продолжительностью 40 мин.
















Ход классного часа:

Дети поют песню «Берегите русский лес»И.В. Другова.

Чтоб веселее и здоровее
Жил человек – 2 раза.
Чтобы весною птицей лесною
Пел человек – 2 раза.

Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.


Берегите лес – 3 раза.

Злые метели и суховеи
Портят поля.
«Хлеб защитите, лес посадите!»-
Просит земля.

Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес – 3 раза.

Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес – дом родной – 2 раза.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой – 2 раза.

Припев:
Берегите русский лес:
Он источник всех чудес.
Чтобы повсюду зазеленели
Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес – 3 раза.

Учитель: Русский лес - не только объект для восхищения (слайд 2).

Кто скажет, какую пользу приносит лес? (Идут ответы ребят, которые учитель затем обобщает.) Леса играют большую роль в сохране­нии влаги на земле, регулируют сток воды в реки. Если леса нещад­но вырубаются, то это влечет за собой увеличение влаги в почве, возрастание уровня воды в местных речках и большую вероятность наводнений. Представьте себе, дожди и грозы беспрепятственно поступают в реки, обрушиваясь в их речные долины и опустошая все, что попадется на пути. Россия - самая густозасаженная ле­сами часть Европы. Бесхозяйственная вырубка лесов в Западной Европе привела к тому, что к началу XX века их там сохранилось ничтожно мало. Так, в Великобритании - всего около 5%, в Ита­лии, Греции, Испании, Франции, Голландии и Бельгии - 8-20%, В Германии - 28%. Люди этих стран забыли, что такое обыкновен­ные лесные грибы, им теперь предстоит лакомиться лишь гриба­ми-шампиньонами, выращенными в теплицах. Если посмотреть на географическую карту Европы, то мы увидим, что зеленая окраска, которой обозначают леса, больше всего свойственна России. Неда­ром русские люди любят чаще всего во время отдыха отправлять­ся не на загородные курорты, а в свои близлежащие леса и рощи. Здесь, проведя целый день с пользой для здоровья, можно сделать полезные запасы на зиму и унести отсюда не только грибы, цветы па ягоды, но и незабываемые впечатления, которые потом станут основой долгих приятных воспоминаний. Ведь так много писате­лей, поэтов и композиторов создали свои произведения, благодаря русскому лесу.

Показ репродукций картин о красоте леса (слайды 3-9)

Учитель: Не только художники воспевали лес, но и поэты.

Есть множество стихотворений, в которых говорится о красоте леса.

Ученица читает стихотворение С.Я. Маршака «Что мы сажаем,

сажая леса?» (слайд 10)

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи — держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Радиомачты — ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья — лететь в небеса,
Дом и качели, челнок и скамью,
И деревянную лошадь твою.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Воздух для лёгких, и влагу и тень,
Вот что сажаем в сегодняшний день!

Учитель (на фоне звучания аудиокассеты “Голоса птиц”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интерес-ного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.

Люди разных специальностей ответили бы на этот вопрос каждый по-своему.

Кораблестроитель: «Мачты и реи – держать паруса…»; столяр: «Стол,

за которым ты будешь писать, карандаш, линейку, пенал…». И конечно, он бы не забыл про деревянные шкафы, полки для книг, паркет для

пола, оконные рамы, двери…

Рабочий бумажного комбината кроме 0тетрадей обязательно назвал

бы книги, а также газеты, журналы, потому что бумага делается

из древесины.

Деревенский плотник напомнил бы о рубленных бревенчатых избах

и деревянных мостах через небольшие речки.

И химик нашел бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой получают на комбинате лаки, нитки для искусственной ткани, лекарства…

Музыканты воскликнул бы: «Спасибо, лес! Твое дерево, которое когда-то гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки».

А услышь наш разговор агроном, он бы, пожалуй, обиделся: как же, мол, так – забыли, что лес – защитник полей! Зеленой стеной стоит он на пути беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же «зеленая защита» не дает ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеянные еще с прошлой осени хлебные семена.

Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдает талую воду земле.

«Что мы сажаем, сажая леса?» - переспросил бы врач. Да прежде всего – здоровье. Где чаще всего строят дома отдыха, санатории? Конечно, среди лесов. Здесь самый чистый, самый здоровый и полезный воздух. Если бы не зеленые леса, людям всей нашей планеты не хватило бы кислорода, чтобы дышать».

Ну, а лесничий сказал бы: «Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить одно, нет, даже два новых. И еще: лес – это не только сырье, это и бесценная красота».

- Ребята, а какие деревья растут в наших лесах? (слайд 11)

- Дуб, береза¸ ель, сосна, липа, осина, тополь….

- А на какие виды делятся деревья?

- Хвойные и лиственные

- И лес тоже бывает разный: хвойный – ели, сосны, пихты; лиственный – в нем растут березы, осины, липы. А есть лес смешанный – лиственные деревья здесь соседствуют с хвойными.

Вот веселый, пронизанный светом березняк. Густая трава, цветы. По белым стволам берез, бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается золотистая иволга, и словно не от ветерка, а от самой этой песни раскачиваются длинные ветви. (слайд 12)

А вот еловый лес. Полумрак. Кругом мягкий ковер из бурой хвои. Травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел. Свистнет разок-другой рябчик – и снова тишина. (слайд 13)

Смешанный лес. Рядом с сосной – береза, рядом с елью – осина. Здесь встречаются и липы, и дубы, и клены. Много разных кустарников, трав, цветов (сопровождается показом иллюстраций) (слайд 14)

- Ребята, «Какое дерево называют красавицей русского леса?»

- Берёзу. (слайд 15)

- Березу.

Учитель: Березку милую, родную издавна считают симво­лом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и про­зе, в музыке и живописи. Россия и береза! Эти два понятия не­разделимы.

Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она при­влекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов... Такая картина запоминается на всю жизнь

Ученик1: Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Ученик 2. Удивительна судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она — воин.

Ученик 3. За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

Ученик 4 С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

— Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез...

Ведущий. В грозные годы войны береза была символом не­победимой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая бере­за» М. Бубеннов.

«...Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Мес­тами первый снег был сметен начисто. Словно железной мет­лой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла... 4

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо све­тилась в сумерках одинокая белая береза.

— Стоит! — изумленно пошептан Андрей. Сама природа по­ставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и, значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Совершенно необыкновенную роль взял на себя русский лес в годы тяжелых испытаний нашей Родины. Помните, на уроках музыки вы слушали песню о русском лесе, который стал защитой и охраной для бойцов- партизан, освобождавших свою Родину - Россию - от немецко-фа­шистских захватчиков. Эта песня так и называется «Шумел сурово Брянский лес». Помните ее начало:

Шумел сурово Брянский лес.

Спускались серые туманы,

И сосны слышали окрест, как шли,

Как шли на битву партизаны.

Давайте еще раз послушаем эту песню.

Обратите внимание на то, как будет звучать эта песня: она на­чинается тихо, как будто мы видим в предрассветном тумане густой лес и партизан, отправляющихся на битву с врагом. А в середине песня звучит громко потому, что музыка здесь рисует картину са­мого боя. Окончание песни - снова тихое, бой окончился победой, и снова мы видим лишь русский лес, который укрывает в своем сердце своих защитников.

Звучит начало песни С.А. Каца «Шумел сурово Брянский лес».

Ведущая. В тяжелые годы военных испытаний русский лес стал родным домом для тех, кто не сдался врагу, а бесстрашно сражался за свою Родину, своих близких, за будущее своей страны.

Учитель: Но не смотря на это…

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Учитель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям (слайд 16)

Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой”

Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.

Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?

Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?

Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?

Дети:

— Не оставлять мусор в лесу.
— Не ломать ветки и деревья.
— Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
— Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Учитель: Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.

— Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)

— Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.

— Сколько погибло бы растений, если каждый из 14 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
— Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
— Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
— Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?

(Ответы детей.)

Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано (слайд 17)

Учитель: Вы знаете пословицы о лесе? (Дети рассказывают):

  • Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.

  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади

  • Кто лес любит – тот его не губит.

  • Лес богатство и краса, береги свои леса.

  • Враг природы тот, кто её не бережёт.


Поиграем в игру “Можно-нельзя” (дети хлопают если «можно»,

ничего не делают если «нельзя» ).

  • Ломать деревья и ветки (нельзя)

  • Сажать больше деревьев (можно)

  • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

  • Ходить только по тропинкам (можно)

  • Рвать большие букеты цветов (нельзя)

  • Любоваться ими (можно)

  • Оставлять мусор в лесу (нельзя)0

  • Собрать мусор в яму и закопать (можно)

  • Разжигать костры в лесу (нельзя)

  • Беречь лес от пожара (можно)

  • В лесу шуметь (нельзя)


Учитель: В древние времена зорко охраняли леса, так как считали их священными, молились им и жестоко расправлялись, вплоть до смертной казни, с губителями деревьев. Дерево считали человеком, на которого рассердился бог, и потому тело его обросло корой, ноги в землю вошли, и он говорить не может, только шепчет, но душа в нём всё-таки осталась. Это - заколдованный человек-великан.

Многие дикие племена перед рубкой дерева клали перед ним табак, еду и приглашали духа дерева покурить и покушать. У некоторых народов считалось, что духи деревьев, растущих в ближайших к селениям местах, вызывают созревание хлебов, прибыль скота, повышают удои молока. Поэтому перед такими деревьями трепетали, молились на них и охраняли.

И мы с вами знаем, какую громадную пользу приносят нам леса. И сегодняшний наш разговор - ещё одно напоминание об этом.

В нашей стране родилась пословица: «Нет леса - посади, мало леса - не руби, много леса - береги». Хорошая, мудрая пословица, и всем нам необходимо всегда помнить её.

















































Список используемой литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы. М.: ВАКО, 2008

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.:ГИЦ Владос,2001.

3. Внеклассные мероприятия: 5 класс/ Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая, Л.П. Барылкина и др. 3-е изд., перераб. И доп.М.: ВАКО, 2007

4. Настольная книга классного руководителя. – М.: Педагогический поиск,2004

5. Шамаева С.Е. Родная природа. Часть II. – Издательство ТОО «Левый берег»

6. Интернет ресурсы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!