СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему: "Дорога в космос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о космосе, выдающихся людях и космонавтике, расширение кругозора.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: "Дорога в космос"»


«ДОРОГА В КОСМОС»


Цель: расширение и углубление знаний учащихся о космосе, выдающихся людях и космонавтике, расширение кругозора.


Форма: классный час – тематический устный журнал.


Направление: патриотическое воспитание школьников


Продолжительность: 40 – 45 минут.


Оборудование: книги про космос и космонавтов, песни о космосе и космонавтах («Нежность» А. Пахмутовой, «Притяжение Земли» Д. Тухманова и др.). Плакаты с высказываниями, рисунки нарисованные учащимися про космос.


Подготовительный этап. Коллектив класса определяет количество страниц тематического устного журнала, распределяет их между учащихся.

Немаловажное значение для создания яркого эмоционального настроя имеет музыкальное и литературное оформление классного часа.

Оформление класса «Высказывание о космосе»:

«Какая цена известной нам земной жизни? Жили ли мы до рождения и будим ли жить после смерти? Какова жизнь прошедшая и жизнь будущая? Стоит ли жить? Какова цель жизни? Какие поступки лучше? Что хорошо и что худо?»

К. Э. Циолковский

«Проникновение в космос, как и другие великие дела человечества, нельзя рассматривать сквозь призму повседневных интересов и текущей практики. Если бы люди на протяжении истории руководствовались лишь удовлетворением своих повседневных нужд, то, наверное, человечество до сих пор вело бы пещерный образ жизни».

Ю. А. Гагарин

«…Космос напоминает мне вспаханное поле, засеянное зернами – звездами…» - говорил Ю. А. Гагарин.

«Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная».

С. П. Королев



Страницы журнала:

  1. Космос.

  2. Планеты.

  3. Звездные пути.

  4. Летчики космонавты.


Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Для древних людей небо было таинственным и загадочным: каждый день всходило и заходило солнце, появлялась луна, вспыхивали и гасли звезды… небо, было то добрым, несущим тепло и свет, то злым, пугающим молниями, громом, ливнями. Оно было все время над головой, и изучать его люди начали даже раньше, чем Землю.

Но ближе звездный мир стал только тогда, когда человеку удалось проникнуть в космическое пространство. Началом освоения космоса считается 4 октября 1957 года, именно тогда произошел запуск первого искусственного спутника Земли. А 12 апреля 1961 года первый полет человека в космос. Эта дата открывает новую страницу в истории человека. Сегодня мы с вами проведем час общения, посвященный космосу и космонавтам, таким как Ю. А. Гагарин – людям, шагнувшем в космос.


1 страница «Космос»

Мир звезд очень разнообразен, и чем больше ты будешь узнавать о нем, тем увлекательнее и интереснее будет путешествие по звездному миру.

В безоблачный ясный вечер небо над твоей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли на самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Самые горячие из них – голубого цвета.

Сейчас известно, что звезд на небе примерно 200 миллионов. Невооруженным глазом, то есть без бинокля, подзорной трубы или телескопа, мы видим лишь самые яркие звезды. Они находятся на громадном расстоянии друг от друга и невероятно далеко от Земли, поэтому кажутся сверкающими точками.

Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды – гиганты, а есть звезды – карлики. Если составить звездную карту и соединить между собой определенные звезды, то перед тобой появятся сказочные фигуры – созвездия, каждое из которых имеет свое название. Если всю ночь наблюдать за небом, то можно увидеть, что звезды не стоят на месте. Это потому, что Земля вращается, но настолько плавно, что мы не замечаем ее вращения. Полный оборот она делает за сутки, то есть за 24 часа: от одного утра до другого. В разное время года созвездия на небе появляются в разных местах, постепенно совершая круг. Проходит год, то есть 365 дней, пока они не оказываются опять в том же месте. По расположению созвездий люди узнавали, когда следует начинать пахать, когда сеять, снимать урожай, когда наступит сезон дождей или холода.

Но есть одна звезда, которая как будто замерла на месте. Это Полярная звезда, звезда путешественников. Она указывает на север. По звездам умеют находить дорогу к далекой цели не только люди, но и звери, и птицы, и даже рыбы, видящие небо из – под воды!

Солнце

Солнце тоже звезда, сравнительно небольшая. Вокруг него вращаются девять планет, тысячи мелких планет – астероидов и кометы. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему, в центре которой находится Солнце. Масса Солнца в 330 000 раз превосходит массу Земли.

В Солнечной системе имеется восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. С 2006 года Плутон, Харон, астероид Церера считаются карликовыми планетами.

Во время полного солнечного затмения во внутренних слоях короны можно увидеть гигантские языки пламени. Это протуберанцы.


2 страница журнала «Планеты»

Земля

Земля – это тоже планета Солнечной системы, на которой есть и суша, и вода. Ты, конечно, задумывался, почему день сменяется ночью, а потом снова приходит день? Планета Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Вращаясь, наша планета подставляет солнечным лучам то одну, то другую сторону. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной – ночь.

Ты знаешь, что зиму сменяет весна, весну – лето, лето – осень. Это происходит потому, что Земля, обходя вокруг Солнца, совершает полный оборот вокруг него за год (365 дней).

Планета Земля в сравнении со звездой Солнцем – как горошина рядом с футбольным мячом. Трудно даже и представить себе такие размеры.

Исследования:

Самой первой автоматической межпланетной станцией, отправившейся в путешествие к другим звездам, стала американская станция «Пионер – 10». Ее запуск состоялся 3 марта 1972 года. На «Пионере – 10» находится золотая пластина с посланием к другим мирам.

Сейчас четыре космических аппарата – «Пионер – 10», «Пионер – 11», «Вояджер – 1» и «Вояджер – 2» летят за пределами Солнечной системы в глубины дальнего космоса. На золотых пластинах с «Вояджеров» записаны послания к другим мирам: приветствия на 60 языках, азбука Морзе, музыкальные отрывки, голос ребенка, звуки прибоя, шум дождя и др.

Луна

Луна – естественный спутник Земли. Она светит отраженным солнечным светом. Космические аппараты исследуют Луну. Много интересного рассказали о ней советские луноходы, управляемые с Земли.

Многие ученые считают, что на Луне нет атмосферы и нет воды, следовательно, там жизнь невозможна. А в целом Луна состоит из твердых пород. На ее поверхности видны тысячи кратеров. Там встречаются большие плоские равнины, покрытые пылью, и даже высокие горы.

Исследования:

Миссия «Аполлон» 21 июня 1969 года американский астронавт Нейл Армстронг впервые в истории ступил на поверхность Луны.

«Луноход – 1» был доставлен на Луну 17 ноября 1970 года советской автоматической станцией «Луна – 17», совершившей посадку в районе Моря Дождей. Проработал на ее поверхности почти год. «Луноход – 1» проехал по Луне 10 540 м, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий.

Планета Меркурий

Меркурий – это самая близкая к Солнцу планета. Среднее расстояние от Меркурия до солнца всего 48 млн. км. Полный облет вокруг Солнца планета совершает за три земных месяца или за 88 суток со скоростью 47,9 км/сек. Диаметр планеты 4 880 км.

Меркурий, не защищенный атмосферой, так же, как и Луна, подвергается особенно жестокой бомбардировке поверхности глыбами, камнями и мелкими песчинками. Из – за близости к Солнцу на освещенной стороне планеты температура поднимается до 440 градусов выше нуля по шкале Цельсия. В противоположной стороне планеты она опускается почти до 200 градусов ниже нуля.

Исследования. «Джемини» - аппарат исследовавший Меркурий.

Планета Венера

Планета утренней зари.

Вторая планета Солнечной системы. Венера покрыта толстым слоем облаков, из – за которых температура на ее поверхности достигает + 480 С. На планете много действующих вулканов и гейзеров. Диаметр планеты 12 104 км.

Исследования: в 1975 году советская автоматическая станция «Венера – 10» совершила посадку на поверхность Венеры.

Планета Марс

Марс – одна из ближайших к нам планета Солнечной системы. Температура на поверхности от – 60 до + 20 С. Диаметр планеты 6780 км.

Исследования. Первым посетил планету Марс советский шагающий марсоход доставленный на борту спускаемого аппарата АМС «Марс – 3» 2 декабря 1971 г.

Планета Юпитер

Пятая планета Солнечной системы – Юпитер. Температура на поверхности – 140 С. Диаметр планеты 142 790 км. У Юпитера 63 спутника. Спутник Юпитера Ганимед – самый большой спутник в Солнечной системе.

Исследования. АМС «Вояджер – 2» достиг Юпитера в июле 1979 г. Космический аппарат «Галилео» (1995 г.)

Планета Сатурн

Сатурн – шестая планета Солнечной системы. Его сразу можно узнать по большой системе колец. Кольца Сатурна состоят из множества камней. Температура на поверхности – 150 С. Диаметр планеты 116 500 км.

Титан – самый крупный спутник Сатурна. Титан покрывают горные хребты из «грязного» льда и моря метана.

Исследования. «Кассини – Гюйгенс». Самый дорогой и сложный из автоматических межпланетных аппаратов. Его стоимость 3 млрд. долларов.

Планета Уран

Уран – седьмая планета Солнечной системы. Температура на поверхности от – 208 С. Диаметр планеты 52 640 км.

Исследования. Космический аппарат «Вояджер» был запущен в 1977 году для изучения планет – гигантов Солнечной системы.

Планета Нептун

Нептун – восьмая планета Солнечной системы. Температура на поверхности – 218 С. Диаметр планеты 49 200 км.

Исследования. Космический аппарат «Пионер – 10».

Малые тела Солнечной системы

Кометы – это своеобразные космические айсберги, состоящие из замороженных газов, водяного льда, пыли и кусков камней. Когда кометы подлетают к Солнцу, лед с их поверхности испаряется и превращается в огромный хвост, тянущийся за кометой.

«Стардаст» («Звездная пыль») – космический аппарат, посланный изучать кометы.

Астероиды (малые планеты) – тела Солнечной системы с диаметром от 1 до 1000 километров. Встреча огромного астероида с Землей может быть очень опасна.

Церера – это самый большой из известных астероидов. Его диаметр 970 км.

Церера (от латинского слова Ceres) – карликовая планета в поясе астероидов. Церера имеет скалистое ядро, над которым лежит ледяная мантия толщиной от 60 до 120 км, содержащая 200 миллионов кубических километров воды, что по объему превышает количество пресной воды на Земле!

Метереориты – небольшие камни, летающие в космосе. Если метеорит падает на Землю, то светится, сгорая в атмосфере Земли. Такие метеориты называют метеорами. Если метеорит долетел до земли, то от удара о нее, как от бомбы, может возникнуть кратер (круглая яма). От удара одного из метеоритов о землю возник огромный (1,5 км в диаметре) кратер а Аризоне (США).

Страница журнала «Звездные пути»

Все уже знают, что 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции.

Наверное, вы думаете: «Что ж тут особенного?»

Но ведь еще не так давно, когда наши папы и мамы были маленькими и даже, пожалуй, когда они стали октябрятами, о космических полетах говорили как о фантастике.

И вот 4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственное тело, созданное руками человека, было заброшено мощной ракетой высоко в небо и стало самостоятельно, без помощи моторов, вращаться вокруг Земли, примерно так, как вращается Луна. Создан был искусственный спутник нашей планеты. С этого дня началась новая эра – эра освоения космоса. Многие ученые, рабочие, инженеры, специалисты участвовали в этой работе. Руководил ими гениальный советский ученый Сергей Павлович Королев.

Освоение космоса шло бурно. Вскоре советская космическая ракета «Мечта» была направлена в сторону Луны. Она стала первой искусственной планетой в Солнечной системе. Другие аппараты совершили посадки, сфотографировали никогда никем не виданную оборотную сторону Луны.

Наступил день 12 апреля 1961 года. В этот день впервые в мире на космическом корабле «Восток» поднялся человек. Им был наш с тобой соотечественник советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

108 минут длился этот полет. Но значение его огромно. Он ответил на главный вопрос: полеты возможны. И по дороге, разведанной Гагариным, пошли другие. Полеты становились все более длительными. И вот уже советский экипаж провел на орбите 237 суток! Изменились и сами космические корабли. Теперь это огромные сооружения, в которых есть все необходимое для длительной жизни на орбите. Много полезных работ выполняют космические аппараты. С них ведутся наблюдения за Солнцем, планетами, звездами. Они собирают метеосведения. Через спутники связи транслируются радио – и телепередачи, даже телефонные переговоры. Спутники, космические корабли ведут разведку полезных ископаемых Земли.

И на самих космических станциях космонавты, кроме того, что управляют полетом, ведут научные работы. Выращивают растения, исследуют, как ведут себя живые организмы.

В космосе проводятся работы вместе с другими странами. В космических полетах участвовали специалисты из различных стран. СССР и США разработали проект спасения космонавтов непосредственно в космосе. В 1975 году произошла стыковка советского корабля «Союз – 19» и американского – «Аполлон». Этот совместный полет показал: оказание помощи возможно.

Словом, много нужных и полезных для науки, для народного хозяйства работ проводится с помощью космических аппаратов.

Сейчас, когда люди глядят на далекие планеты и задумываются о звездных перелетах, о встречах с иными цивилизациями, - эти мечты уже не кажутся столь фантастическими, как были тысячу, двести, пятьдесят лет назад.

Никогда человечество не забудет имен тех, кто сделал первые, труднейшие шаги в космос: Сергей Павловича Королева и Юрия Алексеевича Гагарина. День 12 апреля у нас в стране принято отмечать как всенародный праздник.


Страница «Летчики космонавты»

Герман Степанович Титов.

Герой Советского Союза. В августе 1961 года на космическом корабле «Восток – 2» совершил рекордный для того времени полет. «За сутки встретил 17 космических зорь», говорили о нем.

Алексей Архипович Леонов.

Дважды Герой Советского Союза. Первым в мире вышел из космического корабля в открытый космос в 1965 году. В 1975 году был командиром космического корабля «Союз – 19», производил стыковку и совместный полет с американским кораблем «Аполлон».

Владимир Александрович Шаталов.

Дважды Герой Советского Союза. В январе, октябре 1969 – го, в апреле 1971 года – командир космических кораблей. Руководит подготовкой космонавтов.

Владимир Александрович Джанибеков.

Дважды Герой Советского Союза. Пять раз совершал полет в космос. Был командиром международных экипажей. В 1985 году вместе с В. П. Савиных проводил работы по ремонту космической станции «Салют – 7».

Светлана Евгеньевна Савицкая.

Дважды Герой Советского Союза. Участвовала в двух космических полетах, первая женщина, которая вышла в открытый космос, проводила работы и эксперименты вне корабля.

Олег Юрьевич Атьков.

Герой Советского Союза. Полет, в котором участвовали Л. Д. Кизим, В. А. Соловьев, О. Ю. Атьков, продолжался 237 суток. Самый длительный космический полет!

Мини – итоги

На примере жизни великих соотечественников, внесших значительный вклад в историю России, заслуживших признание современников и потомков, мы учимся быть настоящими патриотами своей страны.

Возможные выводы учащихся:

  • Жизнь выдающих людей России – пример для молодого поколения Россиян.

  • Классный руководитель может организовать конкур творческих работ учащихся по теме «Дорога в космос».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!