СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа на тему: "Здоровым будешь - всё добудешь!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час посвящен пропаганде здорового образа жизни. Цель данного мероприятия: познакомить обучающихся с составляющими здорового образа жизни, сформировать представления о себе, своём здоровье, как о самой важной ценности, создать условия для понимания необходимости сохранения здоровья именно с подросткового возраста и отказа от вредных привычек. Сценарий мероприятия построен с учетом возрастных особенностей обучающихся, в нем есть и игровые моменты, и достаточно серьезная информация. На мероприятии обучающиеся разбиваются на  две (можно три) команды и зарабатывают баллы за сообщения и правильные ответы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему: "Здоровым будешь - всё добудешь!"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

«Балашовский политехнический лицей»








Методическая разработка

классного часа по здоровому образу жизни на тему:

«Здоровым будешь – всё добудешь»




Разработали: преподаватель высшей

квалификационной категории

Абрамова Галина Ивановна,

мастер п/о высшей квалификационной

категории

Шамина Елена Ивановна







Балашов, 2021 год


Содержание:


  1. Введение…………………………………………………………………..2

  2. Основная часть…………………………………………………………...4

    1. Конспект классного часа………………………………………….4

    2. Технологическая карта классного часа………………………....23

  3. Заключение……………………………………………………………….28

  4. Список использованной литературы…………………………………..30

  5. Приложение……………………………………………………………...31





















Введение

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

Целевой установкой воспитания культуры здоровья обучающихся в работе классного руководителя (мастера п/о) является:

  • создание условий для гармоничного развития личности, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся;

  • создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни;

  • формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека.

  Работа классного руководителя (мастера п/о) по воспитанию культуры здоровья является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:

- воспитание культуры здоровья как компонент педагогического процесса в системе работы классного руководителя (мастера п/о), способствует формированию личности активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой, ориентированной на здоровый образ жизни;

- воспитание культуры здоровья как этап педагогического процесса в системе работы классного руководителя (мастера п/о), на котором осуществляется воплощение культуры здоровья в личности воспитанников.

Этапом воспитательного процесса являются конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, психического, нравственного здоровья и социальную адаптацию обучающихся.

Классный час посвящен пропаганде здорового образа жизни. По материалам социологических исследований, многие молодые люди ставят здоро­вье на 7-8 место в иерархии ценностей, отдавая предпочтение карь­ере, богатству, личному процветанию и т. п. Цель данного мероприятия: познакомить обучающихся с составляющими здорового образа жизни, сформировать представления о себе, своём здоровье, как о самой важной ценности, создать условия для понимания необходимости сохранения здоровья именно с подросткового возраста и отказа от вредных привычек. Сценарий мероприятия построен с учетом возрастных особенностей обучающихся, в нем есть и игровые моменты, и достаточно серьезная информация. На мероприятии обучающиеся разбиваются на  две (можно три) группы и зарабатывают баллы за сообщения и правильные ответы.

В качестве критериев результативности классного часа выступили:

- личностное значение усваиваемой информации;

- влияние на самореализацию личностного потенциала обучающегося;

- развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся;

- влияние на развитие коллектива;

- комфортности и активности участников.

Методическая разработка классного часа позволяет обучающимся ознакомиться с составляющими здорового образа жизни, дает информацию о вреде алкоголя, курения, наркотиков, развивает навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации.

В ходе работы используются приемы и способы, такие как постепенное погружение в проблему; диалоги, обсуждение; работа в группах; дискуссии, а также воспитательные технологии: сотрудничества, проблемного обучения и воспитания, игровая, КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела), здоровьесберегающая.

Методическая разработка  может быть использована классными руководителями и мастерами производственного обучения на классных и внеклассных мероприятиях.

Мероприятие не требует длительной подготовки.


Конспект классного часа на тему: «Здоровым будешь – всё добудешь!»


Цели классного часа: 

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- развитие навыков частично-поисковой познавательной деятельности обучающихся; воспитание честности, самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества; формирование мировоззрения, направленного на здоровый образ жизни.

Метапредметные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- развитие у обучающихся творческого мышления, внимания, коммуникативных навыков и навыков самоконтроля.

Предметные: формирование интереса к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному здоровью.

Форма мероприятия: дискуссия, игра.

Тип мероприятия: внеклассное.

Предварительный этап подготовки: заранее дать 4-5 обучающимся задание подготовить небольшие сообщения о питании, здоровом сне, двигательной активности, закаливании. Подготовленные сообщения перед выступлением необходимо проверить на предмет содержания.

ХОД классного часа:

  1. Организационный момент.

        Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята, гости! Очень рада вас всех здесь видеть!

– Как вы думаете, для чего люди здороваются? (желают друг другу здоровья).

– А вы знаете, что в разных странах люди по-разному приветствуют друг друга.

(Обучающиеся выступают с опережающим заданием)

Например,

  1. В таджикской семье хозяин дома, принимая гостя, пожимает протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.

  2. В Замбези – хлопают в ладоши, приседая.

  3. В племени майори при встрече принято прислоняться друг к другу носами (тереться носами). Это приветствие знакомо в мире больше как "эскимосский поцелуй", так как эскимосы тоже приветствуют друг друга, потирают свой нос о нос друга.

  4. Японцы, делают поклоны.

  5. Очень долгое приветствие в Кении. Когда к племени масаи приезжают гости, то мужчины становятся в круг и начинают прыгать, кто выше. Тем самым они показывают гостю свою силу и отвагу. У племени этот танец называется адаму, он является очень древним.

  6. Самая забавная традиция приветствия, на наш взгляд, существует на Тибете. Тибетцы при встрече высовывают язык, поэтому если кто-то на Тибете покажет вам язык, не спешите ругаться, ведь это означает, что он поздоровался с вами.

Преподаватель: А мне, ребята, очень понравилось приветствие жителей Туниса. В этой стране принято при приветствии поклониться, затем поднести правую руку ко лбу, губам и сердцу. Эти жесты означают: "Я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя".

- И я очень рада видеть вас – веселых, бодрых, здоровых.

  1. Постановка цели занятия и мотивация целевого компонента.

Преподаватель:  Ребята, отгадайте, пожалуйста, о чём я говорю?

Получен от природы дар-

Не мяч и не воздушный шар,

Не глобус это, не арбуз,

А это очень хрупкий груз.

Чтоб жизнь счастливую прожить,

Его вам нужно сохранить

А как? Решим все вместе мы,

По ходу нашей с вами игры. (О здоровье)

- Посмотрите, пожалуйста, ролик (ролик НАЧАЛО)

- А сейчас посмотрите на доску и подумайте, как можно связать картинки, помещённые на ней, просмотренный ролик с отгаданным словом. О чём сегодня на классном часе пойдёт речь? (О здоровом образе жизни)

- А тему классного часа вы узнаете, если из слов, лежащих у вас на парте, правильно соберёте пословицу. Итак, тема – «Здоровым будешь – всё добудешь!» Так ли это на самом деле, вы мне расскажете в конце классного часа.

- Сформулируйте, пожалуйста, цели классного часа. (Рассмотреть составляющие здорового образа жизни, формировать интерес к здоровому образу жизни, показать свои знания по этой теме, научиться работать в команде, развивать речь).

- Помогать в классном часе мне будет помощник….

Преподаватель. Быть здоровым — естественное желание человека. Один мудрец сказал: «Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, поведения и умения помочь себе и другим в трудных ситуациях». Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости, воли.

- А что такое ЗОЖ? (это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, это основа профилактики заболеваний).

ЗАДАНИЕ: На лепестках ромашки напишите составляющие, по вашему мнению, части понятия «здоровый образ жизни», на каждом лепестке по одному элементу ЗОЖ.

Время на задание 2 минуты.

Свои ответы вы сможете проверить в конце классного часа.

Преподаватель. На схеме слайда видно, от чего зависит здоровье человека. Назовите основной фактор здоровья. (Обучающиеся рассматривают схему и называют от чего зависит здоровье человека. На схеме они видят, что основной фактор здоровья – это ОБРАЗ ЖИЗНИ).

Преподаватель. Если мыслить образно, то ваше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из вас. Каким он будет - красивым, покосившимся, крепким или долговеч-ным? Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе.

- Что, на ваш взгляд, составляет фундамент здоровья? (Обучающиеся высказывают своё мнение).

- Правильно, это – наследственность.

Далее подвести обучающихся к пониманию, что питание, соблюдение режима дня, отказ от вредных привычек – следующие уровни, а «крышей дома» является – образ жизни.





Способность управлять эмоциями

Отказ от вредных привычек

Режим дня

Закаливание

Двигательная активность

Здоровый сон

Правильное питание

Наследственность









Доказано, что более половины всех болезней взрослых приобретены в детские годы. Причём наиболее опасный возраст - от рождения до 16 лет. Сбережённое и укреплённое в детстве и юности здоровье позволит жить долго и активно, даст возможность выбрать профессию по душе и призванию, не ограничивая выбор состоянием здоровья.

- Ребята, а что такое афоризм? (Афори́зм (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальная законченная мысльизречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми).

- На ваших столах лежат афоризмы, подходящие к некоторым составляющим ЗОЖ. Я предлагаю вам по ходу нашей беседы правильно найти подходящий афоризм (Приложение 1) и прикрепить его на доску, заработав при этом 1 балл.

Помощник. Что может быть полезней,

Чем овощей бальзам и фруктов сок?

Они целебны ото всех болезней

И жизни нашей удлиняют срок.

Преподаватель. А как вы думаете, какой кирпичик в наш дом будет положен следующим? (верно, правильное питание).

1. Правильное питание — основа здорового образа жизни.

Преподаватель. "Умеренность - союзник природы", - говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ.

- Согласны вы с его высказыванием? (Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным. Пища должна содержать витамины!)

- Назовите продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым … (фрукты, овощи, рыба, бобовые и т. д.)

А сейчас ребята расскажут нам немного о другом …. (сообщения обучающихся) (Приложение 2).

После большой перемены в мусорной корзине лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

- Как вы думаете, что является главным секретом газированной воды? (подсластители)

- А как, по вашему мнению, они влияют на организм? (они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит).

В любом случае, важно знать, что именно газированные напитки могут реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них - белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки.

Также газировка содержит ортофосфорную кислоту (Е338), которая разъедает зубную эмаль, вымывает кальций и способствует появлению кариеса. А ещё газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию, признаки которой - беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

  • Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

  • Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

  • Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен.

  • Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

Мы провели опыт с баночкой кока-колы (объяснение обучающимися проведённого опыта).

- Все еще хотите бутылочку Колы?

Преподаватель. А как вы считаете, есть в газировках безвредный компонент? (Единственный безвредный компонент газировок – вода).

Интересные факты (помощник)

  1. Горячий чай имеет свойство охлаждать организм в жаркую погоду, а мороженое – наоборот, нагревать.

  2. Специалисты доказали, что употребление зеленого чая стимулирует связь лобных и теменных долей мозга. Именно это обостряет способность запоминать сенсорную информацию и языки.

  3. Многочисленными исследованиями подтверждено, что шоколад не только улучшает настроение, но и повышает математические способности.

Преподаватель. Отгадайте загадку:

Помощник. Он в любую непогоду

Прилетает слаще мёда,

Жизнь моя на пару вместе

С ним гораздо интересней! (СОН)

Преподаватель. Как вы думаете, какой кирпичик в наш дом будет положен следующим? (верно, здоровый сон).

2. Здоровый сон (сообщение обучающегося) (Приложение 3).

Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенку - 10-12 часов, подростку – 9-10 часов, взрослому человеку – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, где показано оптимальное время сна для каждого возраста:

- А на следующем слайде вы можете увидеть, что нужно делать, чтобы выспаться:

Интересный факт (помощник)

Самым здоровым местом нашей планеты считается японский остров Окинава. На нем официально зарегистрировано более 450 долгожителей, каждому из которых уже более 100 лет.

А вот Россия занимает 109 место, средняя продолжительность жизни составляет 72 года.

Интересный факт (преподаватель)

Специалисты университета Вирджинии выяснили, что мозг человека начинает стареть с 27 лет. Интересно и то, что пик возможностей данного органа припадает на 22 года, когда многие почему-то предпочитают им не пользоваться.

3. Двигательная активность

Помощник. Подвижный, быстрый человек

Гордится стройным станом.

Сидящий сиднем целый век

Подвержен всем изъянам.

Преподаватель. О чём идёт речь в этом четверостишии? (правильно, о двигательной активности). Это будет нашим следующим кирпичиком.

Помощник. А кто из вас знает, как называется недостаток двигательной активности? (Гиподинамия).

Преподаватель. Назовите разнообразные формы двигательной активности (прогулки на воздухе, плавание, занятия физкультурой, утренняя гимнастика, подвижные игры, спортивные игры и т.д.)

(Сообщение обучающегося) (Приложение 4) По статистике сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто обращается к спорту изредка. Только спорт способен привести вашу жизнь в движение, а где движение – там и здоровье. А посему предлагаю вам всем встать и сделать несколько упражнений вместе со мной.

(обучающиеся выполняют движения под музыку за докладчиком – применение здоровьесберегающей технологии)

Преподаватель. Кто может сказать, как переводится текст, расположенный по центру слайда? (Двигай своим телом так)

Интересные факты (помощник)

  1. Ежедневные активные прогулки тренируют сосуды, лёгкие, мышцы.

  2. Недостаточная физическая активность во всем мире вызывает такое же количество смертей, как курение.

Интересный факт (преподаватель)

Продолжительный просмотр телевизора утомляет не меньше, чем сложная или рутинная работа, и даже может привести к синдрому хронической усталости.

Помощник. 1000 лет назад великий врач Древнего Востока Авиценна писал:

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь,

И проживешь 100 лет, а может быть, и более.

Микстуры, порошки – к здоровью ложный путь.

Природою лечись – в саду и чистом поле.

Преподаватель. Как вы думаете, что имел в виду Авиценна, говоря «Природою лечись – в саду и чистом поле»? (Примерный ответ - закаливание, в частности ходьба босиком). Это можно поставить нашим следующим кирпичиком.

  1. Закаливание (сообщение обучающегося) (Приложение 5).

Закаливанию способствуют пребывание на свежем воздухе, водные процедуры. Способов закаливания много, в чём вы убедитесь, посмотрев на слайд. Но очень простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком. Дело в том, что подошвы ног – несколько необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы.

  1. Режим дня.

Помощник. Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Очень важен … (режим дня).

Преподаватель. А как вы думаете, режим дня можно отнести к здоровому образу жизни? (Примерный ответ обучающегося - Режим дня является основой здорового образа жизни, так как правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отходы ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями…).

  1. Отказ от вредных привычек.

Помощник. Кашляешь, простыл, температуришь,
Видим мы, что стал ты слабоват.
Кто подвёл железную натуру?
Знаешь ты, кто в этом виноват?
Это твои вредные привычки.
Коль от них ты не избавишься сейчас,
То всю жизнь они тебе испортят
Да ещё и сильно сократят.

Преподаватель. Запомните слова Наполеона: «Привычка принуждает нас ко многим глупостям: самая большая глупость — стать её рабом». 

Просмотрите, пожалуйста, два ролика и сформулируйте следующее правило здорового образа жизни.

(Просмотр роликов об отказе от наркотиков, алкоголя и курения)

Итак, следующее правило: (Примерный ответ - Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек).

Преподаватель. Да, как сказал великий китайский мудрец Лао То: “Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!” Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Интересный факт (помощник)

Курильщики считают, что сигареты помогают им бороться со стрессом. На самом, деле курение не может избавить от напряжения.

Преподаватель. Как вы думаете, для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, что нужно делать? (Примерные ответы - заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить…)

- Советский педагог, писатель Василий Александрович Сухомлинский сказал: «Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваши желания – это радости или горести ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей людям. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо».

- Как вы думаете, что имел в виду Сухомлинский? (Примерные ответы - измерять себя как личность нужно своим отношением к людям. Хороший человек, прежде всего, видит в людях хорошее, а плохой – только плохое. Хороший человек не в силах оскорбить другого, плохой, наоборот, находит удовлетворение в унижении или, оскорблении другого).

- Да, ребята, когда мы говорим о культуре человека, то вкладываем в это понятие и способность управлять своим настроением, своими эмоциями. А это ещё один из немаловажных составляющих здорового образа жизни.

Интересные факты (помощник)

  1. Наличие кота в квартире снижает вероятность заболеваний сердца и риск внезапных сердечных приступов.

  2. Затворнический образ жизни снижает иммунитет. А вот постоянный контакт с друзьями, близкими и любимыми людьми может усилить иммунную систему организма.

Преподаватель. Итак, давайте посмотрим, какой мы с вами построили дом здоровья из наших кирпичиков. Как вы думаете, что может быть крышей этого дома? (Образ жизни)









Способность управлять эмоциями

Отказ от вредных привычек

Режим дня

Закаливание

Двигательная активность

Здоровый сон

Правильное питание

Наследственность











Преподаватель. А теперь посмотрите на наш дом здоровья и аргументируйте, связав каждую составляющую ЗОЖ со своей профессией.

(Ответы обучающихся о связи своей профессии с каждой из составляющих ЗОЖ, аргументация «за» и «против»)

Интересный факт (помощник)

Чтение снижает уровень стресса. Достаточно шести минут чтения в день, чтобы снизить уровень стресса на целых 68%, причём чтение печатной книги улучшает понимание сложных и абстрактных понятий, чем чтение с монитора.

Преподаватель. А сейчас давайте с вами немного поиграем. У нас две команды (жёлтые и зелёные). Оценивать свою работу вы будете сами, а помощник вам будет помогать. Поэтому я очень рассчитываю на вашу честность. Каждый правильный ответ будет оцениваться 1 баллом. Вы будете заносить в свои таблицы количество заработанных за каждый конкурс баллов. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. Итак, начнём…

1 конкурс. Надуй шарик.

Преподаватель. Казалось бы, воздушные шарики – это всего лишь детская забава, но, во-первых, в них психологическая польза: оказывается, что это простое – как, впрочем, и все гениальное на свете – и недорогое изобретение приносит как взрослым, так и детям радость, которую не купишь и за миллион.

- А скажите есть в надувании шариков польза для здоровья? (Примерный ответ: да, есть огромная польза для здоровья: при надувании шарика делается вдох и усиленный выдох в него. Это действие повышает эффективность вентиляции легких и газообмен. При таком ритме дыхания повышается внутреннее бронхиальное давление, раскрываются мелкие бронхи, а также при этом в газообмен включаются дополнительные, не дышавшие ранее участки легких. Тем самым, у нас увеличивается объем легких, повышается выделение углекислоты, и организму удается намного легче усваивать кислород).

Интересный факт (помощник)

Меньше 10% всех людей на планете умеют правильно дышать. При дыхании необходимо задействовать не только грудную клетку, но и живот.

Преподаватель. По 1 баллу получат те игроки, которые правильно надуют самые большие шары (оценивают члены противоположных команд вместе с помощником).

2 конкурс. “Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоровья” —Лоренцо Валл (итальянский учёный 15 века)

Перед вами таблица. Ваша задача: за 3 минуты из перечня слов, написанных на листах бумаги, признаки, характеризующие здорового человека прикрепить одной команде, а признаки, характеризующие больного человека – другой команде.

  • весёлый

  • хмурый

  • бодрый

  • пассивный

  • слабый

  • энергичный

  • у него чистая кожа

  • тусклые волосы

  • плохой сон

  • блестящие волосы

  • отдохнувший

  • уставший

  • у него грязь под ногтями

  • хороший сон

(оценивают члены противоположных команд по слайду). За каждый правильный ответ команда получит 1 балл. В итоге за этот конкурс каждая команда максимально может заработать по 7 баллов.

Признаки, характеризующие здорового человека

Признаки, характеризующие больного человека

  • весёлый

  • бодрый

  • энергичный

  • у него чистая кожа

  • блестящие волосы

  • отдохнувший

  • хороший сон

  • хмурый

  • пассивный

  • слабый

  • тусклые волосы

  • плохой сон

  • уставший

  • у него грязь под ногтями

Преподаватель. Как вы думаете, афоризм итальянского представителя школы эрудитов, жившего ещё в 15 веке, Лоренцо Валла, сейчас актуален? Почему? (мнения обучающихся)

3 конкурс «Разноцветные столы». Распределите продукты по столам (столы – это листы бумаги определённого цвета):

  Зеленый  стол. Продукты, которые надо кушать регулярно.

  Желтый стол. Продукты, которые можно кушать, но нерегулярно.

Красный стол. Продукты, которые можно кушать, но крайне редко.

Овощи, фрукты, булочки, крупяные изделия, торты, чипсы, молоко, пицца, сладкие газированные напитки, мясо, сыр, мед, яйца, рыба, копчености.

Ответы: 

Зеленый стол – овощи, фрукты, молоко, мясо, сыр.

Желтый стол – булочки, крупы, мед, яйца, рыба.

Красный стол – торты, чипсы, пицца, сладкие газированные напитки, копчености.

Самопроверка по слайду. За каждый продукт, правильно расположенный на своём столе, команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов в этом конкурсе – 15.

4 конкурс. БЛИЦ-опрос

Преподаватель. Вы по очереди выбираете вопрос, на который быстро должны дать ответ. Если ответ правильный, то команда получает 1 балл, в противном случае право ответа переходит к соперникам.

  1. Считается, что 5 минут этого действия заменяют 40 минут отдыха (Смех).

  2. Назовите время самого значительного физиологического подъема и самой высокой работоспособности человека (к сожалению, современный человек это время просыпает) (5-6 часов утра).

  3. Подобно какому яду действуют большие дозы никотина (Кураре).

  4. Результат какой вредной привычки мы видим на фотографии? (Привычка грызть ногти).

  5. Что по одной народной китайской мудрости приносит сто горестей и одну радость? (Алкоголь).

  6. Назовите лучшее средство борьбы с кариесом (зубная щётка).

  7. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. Оно полезно и необходимо. Что это? (Сон).

  8. Что не купишь ни за какие деньги. (Здоровье).

  9. Какой овощ замедляет старение организма? (Морковь).

  10. Что означает слово «витамин»? («вита» – жизнь)

  11. А. П. Чехов говорил «Целовать курящую женщину, все равно, что…» Продолжите его высказывание. (Целовать пепельницу).

  12. Откуда человеческий организм получает энергию? (из продуктов питания)

  13. Какой важный микроэлемент содержится в морепродуктах? (йод)

  14. Назовите витамин, который вырабатывается в организме человека только под воздействием солнечных лучей. (Витамин Д).

  15. В какое время года лучше всего закаляться? (летом)

  16. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу)

  17. Где больше всего скапливается грязи на теле человека? (на ладонях)

  18. Какой овощ «от семи недуг»? (лук)

Подведение итогов. Рефлексия.

Преподаватель: А сейчас посчитайте свои баллы. Чья команда победила? (награждение победителей)

- Посмотрите на слайд и сделайте вывод о том, достигли мы с вами целей, поставленных в начале классного часа или нет (мнения обучающихся).

- Как вы думаете, права ли пословица, темой классного часа которую мы взяли? Почему? (мнения обучающихся).

- Давайте с вами вернёмся к нашим ромашкам и посмотрим, на скольких лепестках вы правильно написали составляющие части понятия «здоровый образ жизни». Возьмите ручки другого цвета и допишите, что вы считаете нужным для себя или то новое, о чём вы сегодня узнали на классном часе.

- Возьмите свои ромашки и прикрепите их на наш «дом здоровья», если вам было интересно и комфортно на классном часе. Но, а если вам не понравилось, то прикрепите ромашки внизу нашего дома.

Заключение.

Преподаватель. Я верю, что вы относитесь к жизни серьёзно. Сейчас вы находитесь на очень важном жизненном рубеже. Недалёк тот день, когда вы вступите во взрослую жизнь. И встретить её надо во всеоружии, хорошо подготовленными и физически и морально. Так не позволяйте вредным привычкам портить вам жизнь. Позаботьтесь и о себе и о других.

Помощник. Укреплению здоровья способствуют и хорошее настроение и добрые слова. Начинайте день с улыбки, с любимой музыки. Будьте приветливы, вежливы, не стесняйтесь благодарить окружающих за хорошие дела, и тогда добрые слова и положительные эмоции к вам обязательно вернутся.

Преподаватель. Давайте уже сейчас задумаемся, ведь жить здоровым, бодрым и весёлым гораздо лучше. Выбирайте здоровый образ жизни! Помните: ваше здоровье – в ваших руках!

(Просмотр ролика о пропаганде ЗОЖ)





















Технологическая карта открытого классного часа

Тема: «Здоровым будешь – всё добудешь!»

Цели классного часа:

Личностные:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- развитие навыков частично-поисковой познавательной деятельности обучающихся; воспитание честности, самостоятельности, привитие навыков групповой работы, сотрудничества; формирование мировоззрения, направленного на здоровый образ жизни.

Метапредметные:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

- развитие у обучающихся творческого мышления, внимания, коммуникативных навыков и навыков самоконтроля.

Предметные: формирование интереса к здоровому образу жизни и ценностное отношение к собственному здоровью.

Тип урока: классный час по привитию ЗОЖ.

Межпредметная связь: русский язык и литература (пословицы, афоризмы), история (история мира и России), английский язык (перевод фразы).

Средства обучения: раздаточный материал (карточки с конкурсными заданиями), презентация-ИКТ.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Характеристика этапов классного часа:

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы
и приемы

работы

ФОУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организацион-ный

момент









2. Поста-новка

темы и целей классного часа и мотива-ция целевого компонента

Проверка явки и готовности

об-ся, эмоциональный настрой на работу.







Подведение

об-ся к формули-ровке темы и целей классного часа.

















Обучающиеся формулируют тему и цели классного часа на основании показанных ролика, картинок, загаданной загадки, составлении пословицы из предложенных слов

Продуктив-ный













Продуктив-ный

Г











Ф

Приветству-ет об-ся.

Просит выступить с сообщениями





Организует диалог с об-ся, в ходе которого проверяет правиль-ность формули-ровки темы и целей классного часа.

Приветству-ют

педагога,

дежурный

докладывает о явке об-ся, демонстри-руют опережающее задание.









Формулиру-ют

тему и цели классного часа.

3. Основ-ная часть.

3.1. Экскурс в понятие ЗОЖ

Выяснить первичные знания

Обучающимся даётся задание: на лепестках ромашки написать составляющие ЗОЖ.

Проблем-ный

Наблюде-ние.

И

Координи-рует выполнение задания об-ся.

Выполняют задание.

3.2. Состав-ляющие ЗОЖ

Рассмотреть составляю-щие ЗОЖ

Обучающимся предлагается построить «дом здоровья» (из составляющих ЗОЖ).

Членам команд предлагается отыскать на столе афоризм, подходящий под рассматриваемую составляющую ЗОЖ.

Объясни-тельно-иллюстра-тивный

Продуктив-ный

Ф

Подводит об-ся к пониманию о составляю-щих ЗОЖ –уровни (кирпичики), а «крышей дома» является – образ жизни.

Предлагает работу с афоризмами.

Участвуют в диалогах, отвечают на поставленные вопросы, выступают с опережающи-ми заданиями, строят «дом здоровья» на доске, работают с афоризмами, выполняют упражнения за выступаю-щим

4. Формирование умений и знаний по ЗОЖ


Нацеливание об-ся на игру, на работу в команде.

В виде игры показать свои знания и умения

Продуктив-ный

Исследова-тельский

И, Г

Организует работу об-ся в команде. Побуждает к выполнению условий конкурсов, делает акцент на честность.

Слушают, готовятся к игре.

4.1. Конкурс «Надуй шарик»

Формирова-ние правильного ритма дыхания

Правильное и быстрое надувание шариков

Исследова-тельский

И, Г

Объясняет условие конкурса

Надувают шарики

Оценивают члены противопо-ложных команд вместе с помощником

4.2. Конкурс. “Многие здоровы без красоты, но никто не красив без здоро-вья”

Формирова-ние внешнего вида здорового человека

Одной команде определить признаки, характеризующие здорового человека, другой - признаки, характеризующие больного человека

Продуктив-ный

Г

Объясняет условия конкурса.

Организует работу об-ся в команде.

Просит сделать вывод по названию конкурса.

Обучающиеся собирают таблицы признаков, характеризу-ющих здорового (одна команда) и больного человека (другая команда).

Оценивают члены противоположных команд по слайду.

Делают вывод по названию конкурса

4.3. Конкурс «Разноц-ветные столы»

Формирова-ние основ правильного питания

Распределение продуктов питания по регулярности потребления (регулярно, нерегулярно, изредка)

Продуктив-ный

Г

Объясняет условия конкурса.

Организует работу об-ся в команде.


Об-ся распределя-ют картинки с продуктами по разным столам.

Проводят самопроверку по слайду.

4.4. Конкурс «БЛИЦ-опрос»

Нацеливание об-ся на правильный ответ

Проверка эрудиции по здоровому образу жизни

Продуктив-ный

И, Г

Объясняет условия конкурса.

Организует работу об-ся в команде.

Об-ся команд по очереди отвечают на вопросы и получают баллы.

5. Подведе-ние

итогов классно-го часа.













Рефлек-сия.





















Заключительное слово

Подведение итогов игры.

Определение уровня достижения целей классного часа.

Обращение к теме классного часа.







Оценка уровня успешности полученных знаний.















Пропаганда ЗОЖ

Выявление победителя игры.



Определение достижения целей классного часа.



Аргументация темы классного часа.







Самоанализ деятельности и ее результат.

















Просмотр видеоролика




Продуктив-ный









































Объясните-льно-иллюстра-тивный


Ф


























Просит озвучить результат игры.

Просит об-ся ответить по целям классного часа

Просит ответить на вопрос по теме классного часа.



Просит вернуться к ромашкам и дописать составляю-щие ЗОЖ, прикрепить их на «дом здоровья», если классный час понравился, и внизу, если не понравился.

Даёт напутствие о ведении здорового образа жизни.

Озвучивают свои итоги игры.

Аргументируют достижение целей классного часа.

Аргументируют правильность пословицы, взятой в качестве темы.

Дописывают на своих ромашках составляю-щие ЗОЖ.

Прикрепляют ромашки на «дом здоровья», если классный час понравился, и рядом – если не понравился.



Слушают, смотрят ролик

Заключение


Методическая разработка классного часа направлена на пропаганду здорового образа жизни и предназначена для нравственного воспитания обучающихся.

Целью создания работы является желание ознакомить обучающихся с факторами, негативно влияющими на здоровье человека, и правилами здорового образа жизни. В большинстве это простые и известные правила, тем не менее, они требуют напоминания, систематизации и мотивации на выполнение.

Данная разработка направлена на решение следующих воспитательных задач:

  • обучение обучающихся подходам с позиции исследователя к знакомству и анализу информации о составляющих ЗОЖ;

  • формирование физически активной и нравственно развитой личности обучающегося;

  • побуждение обучающихся к активной деятельности по ведению и пропаганде здорового образа жизни;

  • воспитание чувства уверенности в себе;

  • содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала обучающегося, его способностей;

  • формирование навыков и умений социального взаимодействия.

Форма и методика проведения.

Мероприятие построено на совокупности следующих интерактивных форм и методов воспитания:

Интерактивные формы и методы

Целевые установки формы и метода проведения классного часа

Дискуссия, диспут

Вовлечение об-ся в обсуждение различных проблем, обучение их выслушиванию и пониманию мнения других, отстаиванию своей точки зрения, формирование личностной зрелости обучающихся, развитие коммуникативных умений и навыков.

Беседа

Выяснение и повышение знаний обучающихся путем высказывания своей точки зрения на рассматриваемую проблему, обосновывая и защищая ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, обучающийся в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознано он освоил изученный материал.

Сообщение

Обучение обучающихся серьезно относится к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией. Приобретение опыта публичных выступлений, развитие коммуникативных умений и навыков.

Работа с нравственными афоризмами

Развитие важных социальных навыков: быстроты и гибкости мышления при принятии решений, критический подход к проблемам, уважение к чужому мнению.

Выводы: внеклассное мероприятие   проводилось  в группе обучающихся  второго   курса по профессии «Машинист локомотива» 10.03.2021 года. Мероприятие проводилось в рамках запланированного открытого классного часа с использованием  мультемидиа проектора, демонстрационного материала.

В результате проведения данного мероприятия, запланированные цели были достигнуты.














Список использованной литературы

  1. Классные часы. 10-11 классы /авт.-сост. А.М. Байбаков и др. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 135 с.

  2. Классное руководство: игровые методики /Н. Е. Щуркова. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 218 с.

  3. Интернет-источники:

  • Педагогическая статья: «Классный руководитель как субъект воспитания культуры здоровья школьников» – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/media/pedagogicheskaya_statya_klassnyj_rukovoditel_kak_subekt_vospitaniya_kultury_zdorovya_shkolnikov-78710

  • Что такое интерактивные методы воспитания и их применение при проведении внеклассных мероприятий? – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/user/1104879/page/chto-takoe-interaktivnye-metody-vospitaniya-i-ih-primenenie-pri-provedenii-pri















Приложение 1.

“Чрезмерное наполнение желудка вредно для здоровья”

Цельс Авл Корнелий

“Достаточное количество пищи — тебя держит. Излишек же придется носить твоим ногам

М. Саади

“Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Чем больше еды, тем больше болезней

Бенджамин Франклин

"Избыток пищи мешает тонкости ума".

Сенека

“Сон — бальзам природы”

Вильям Шекспир

“Ничего лишнего. Рано ложиться и рано вставать — вот что делает человека здоровым, богатым и умным”

Бенджамин Франклин

“При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины”

Джозеф Аддисон

“Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно”

Толстой Л. Н.

“Веселые люди быстрее выздоравливают и дольше живут”

Амбруаз Паре

“Стань лучше — и тебе станет лучше”

Георг Энрих



Приложение 2.

После большой перемены в мусорной корзине лежат пустые бутылки из-под лимонада, давайте немного поговорим о том, что мы пьем?

- Как вы думаете, что является главным секретом газированной воды? (подсластители)

- А как, по вашему мнению, они влияют на организм? (они не утоляют жажду, а наоборот вызывают аппетит).

В любом случае, важно знать, что именно газированные напитки могут реально принести вред. Во-первых, это углеводы. В 0,33 л. Pepsi-Cola содержится 8 кусков сахара. Мало, кто стал бы пить такой сладкий чай или кофе. Все эти углеводы откладываются в жировые складки и способствуют развитию диабета. В диетические газировки для минимизации калорий добавляют различные подсластители. Самый опасный из них – белок аспартам. Он в 200 раз слаще сахара, вызывает аллергию, болезни желудка, нарушения работы печени, головные боли, ослабление памяти и зрения и даже припадки.

Также газировка содержит ортофосфорную кислоту (Е338), которая разъедает зубную эмаль, вымывает кальций и способствует появлению кариеса. А ещё газировки содержат углекислый газ, который возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность и способствует метеоризму. Ну и разумеется кофеин. Если злоупотреблять напитком, можно получить кофеиновую зависимость или интоксикацию, признаки которой – беспокойство, возбуждение, бессонница, желудочные боли, судороги, тахикардия и пр. В некоторых дозах кофеин может быть смертельным.

Кока-кола с успехом заменяет бытовую химию.

  • Чтобы почистить туалет, вылейте банку Колы в раковину и не смывайте в течение часа.

  • Чтобы раскрутить заржавевший болт, смочите тряпку кока колой и обмотайте ею болт на несколько минут.

  • Чтобы очистить одежду от загрязнения, вылейте банку кока колы на груду грязной одежды, добавьте стиральный порошок и постирайте в машине как обычно. Кола поможет избавиться от пятен.

  • Кока кола также очистит стекла в автомобиле от дорожной пыли.

Мы провели опыт с баночкой кока-колы (объяснение обучающимися проведённого опыта).

- Все еще хотите бутылочку Колы?



Приложение 3.

Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенку - 10-12 часов, подростку – 9-10 часов, взрослому человеку – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд, где показано оптимальное время сна для каждого возраста:

- А на следующем слайде вы можете увидеть, что нужно делать, чтобы выспаться:




Приложение 4.

По статистике сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто обращается к спорту изредка. Только спорт способен привести вашу жизнь в движение, а где движение – там и здоровье. А посему предлагаю вам всем встать и сделать несколько упражнений вместе со мной (выполняет 3-4 упражнения вместе с остальными).









Приложение 5.

На слайде вы видите, какие бывают виды закаливания.

Закаливанию способствуют пребывание на свежем воздухе, водные процедуры. Способов закаливания много, в чём вы убедитесь, посмотрев на слайд. Но очень простой и эффективный способ закаливания – это хождение босиком. Дело в том, что подошвы ног – несколько необычный участок кожи нашего тела. Там расположены точки – проекции наших внутренних органов. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы.

На слайде вам отчётливо показаны какие точки ступни связаны с какими органами:

7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!