Классный час
«Скажем фашизму нет!»
к Международному дню против фашизма, расизма и
антисемитизма (9 ноября)
Цель тематической беседы: сформировать у студентов представление о фашизме, привлечь внимание к проблеме толерантности.
Задачи тематической беседы:
- показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
- раскрыть содержание понятий национальная и расовая дискриминация, геноцид; описать конкретные проявления геноцида; показать, что массовое уничтожение евреев и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;
- добиться понимания студентами преступного характера нацистского режима, понимания того, что война с Германией в середине ХХ столетия была принципиальным противостоянием.
- формировать терпимое отношение к людям разных национальностей, их привычкам, взглядам, содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости.
В настоящее время в связи с ростом агрессии, нетерпимости, в современном обществе актуальна проблема воспитания толерантной личности.
Какие социальные установки и модели поведения сформируются у подрастающего поколения – толерантные или интолерантные, зависит от различных факторов: семейных ценностей, образов в СМИ, атмосферы в образовательных учреждениях.
9 ноября мир отмечает Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма.
Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года (79 лет назад) на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия по отношению к евреям.
Сотни тысяч окон, сотни тысяч витрин –
Стёкол брызги – еврейские слёзы.
Kristallnacht! Kristallnacht! «Всем жидам карантин» -
На дверях белой краской – угрозы.
Обрекалась судьба с каждым камнем в окно,
Наступала эпоха гоненья.
Ночь разбитых витрин – слёз хрустальных – стекло...
Kristallnacht – ЭТО НОЧЬ ОТЧУЖДЕНЬЯ.
Мы не знали ещё, что случится потом,
Всё скрывалось под видом «парада».
И никто не хотел покидать отчий дом...
Kristallnacht – СТАЛ НАМ ВЕСТНИК ИЗ АДА.
Kristallnacht, буквально – “Хрустальная ночь”,
В начале двадцатого века,
в девятый ноябрьский день,
потеряв лицо человека,
убивали люди людей.
Без всякой на то причины
За то, что ребенок – еврей,
убивали ребенка свиньи,
надевая обличье людей.
В память страшной осенней ночи
Дата названа в мире давно.
Расскажите сыну и дочери,
Повторенья быть не должно.
Современные молодые люди и представления не имеют, что несет за собой понятия «фашизм», «нацизм», «национализм».
Молодежи не известно и не понятно слово Холокост. Многие из них никогда не слышали об Освенциме, Бухенвальде, Хатыни.
С каждым годом остается все меньше участников и очевидцев нацистских преступлений. А вот современные нацистские и фашистские организации наоборот процветают, затягивая в свои сети все большее количество молодежи. Это огромная общемировая проблема, решать которую необходимо как можно быстрее.
Всему человечеству в память о тех событиях остались воспоминания бывших узников фашистских концлагерей.
Мы - Люди, независимо от того, кто мы по национальности, не будем молчать. Делать вид, что ничего не происходит, отворачиваться, пробегать мимо, когда совесть требует - ОСТАНОВИСЬ! Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку.
"Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех".Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой!
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ»
Холокост – слово из греческого языка, означающее «всесожжение», «уничтожение огнем», а также «жертвоприношение посредством огня».В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, ее союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 год. Холокост – это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей ...
Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся найти ответ.
В 1933 году Адольф Гитлер Лидер национал –социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою компанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом – евреями. Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подверглись цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душевно больные и нетрудоспособные группы населения.
В 1935 году в фашистской Германии были приняты так называемые "Нюрнбергские законы", которые ограничили права евреев, например, лишение избирательного права, права избирать и быть избранным.
Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”.
Слова пастора Мартина Нимеллера:
Когда они пришли за коммунистами,
Я не протестовал -
Я не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями,
Я не протестовал -
Я не был евреям.
Когда они пришли за профсоюзниками,
Я не протестовал -
Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за католиками.
Я не протестовал -
Я не был католиком.
Когда они пришли за мной -
Протестовать было некому.
В нацистской Германии проводилась целенаправленная политика ущемления прав людей по национальному и расовому признаку.
Для обозначения такой политики существует специальное понятие — национальная и расовая дискриминация.
Еврейский юноша Гершель Гриншпан, живший тогда в Париже, потрясенный жестокостью нацистов, высолкой его родителей из Германии, зашел в немецкое посольство в Париже и выстрелил в первого попавшегося чиновника. Им оказался третий секретарь посольства Эрнст фон Рат, умерший потом от ран.
Пиком политики расовой дискриминации в предвоенной Германии стала ночь с 9 на 10 ноября 1938 г., когда нацистами был учинен всегерманский еврейский погром. Объектом особой ненависти гитлеровцев и распаленной ими толпы стали крупные универсальные магазины, принадлежавшие евреям. Из-за огромного количества разбитых витрин этот погром получил название Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин.
Нацистам, уже давно вынашивавшим планы еврейского погрома, этот инцидент дал хороший повод. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Более 30 тысяч евреев, в основном людей свободных профессий, были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.
Главный ужас ждал человечество с началом Второй мировой войны. Теоретиками нацистской партии была разработана новая псевдонаука: так называемая биополитика, в соответствии с которой надлежало строить — на расовой основе — жизнь завоеванной Европы.
Программа переустройства Европы получила название новый порядок. Суть этого нового порядка была проста — завоеванная территория объявлялась «жизненным пространством» высшей арийской расы и эта «раса господ», ее вожди, должны были решать: кому и как в этом пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить не должен.
К проведению этого решения в жизнь нацистское руководство подошло с истинно немецкой аккуратностью и педантичностью. Евреи подлежали изоляции в специальных поселениях — гетто. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто. Постепенно люди из гетто передавались в руки специальных групп СС, которые занимались массовыми расстрелами. Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.
Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».
Во время Второй мировой войны немецко – фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчетам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.
Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течении первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…
Лагерь Майданек был создан в августе – сентябре 1941 года, был поделен на 5 секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки… Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.
В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.
Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран. Из них погибло 70 тысяч.
В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т.к. располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 тысяч человек стали его жертвами.
Саласпилс - концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частично сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подверглось выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12 – ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от родителей.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолировано. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносили из детского барака окоченевшие детские трупики, погибшие мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.
Мужчины мучили детей
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились - мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины…
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что - обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
Они хватались за людей
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!
Было убито 1.5 миллиона детей, включая более миллиона евреев и десятки тысяч цыган, немецких детей с физическими и умственными недостатками, находившихся в лечебницах, польских детей и детей, проживавших на оккупированной территории Советского Союза.
Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концлагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления – преступления против человечества. Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?
Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобные зверства не повторились против какого - либо народа на Земле. А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.
Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Холокоста.
Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.
Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.
На промозглых парах железякой
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь – пока была.
Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.
Красной, кровавой чертой прошел через наши сердца украинский современный фашизм….
За месяцы Майдана, который всему миру преподносили как освободительное движение украинского народа, десятки людей были сожжены заживо. Сотни, а может и тысячи были забиты до смерти. Тысячи зарезаны, застрелены и запытаны. Расцвели вандализм и мародерство. Под украинским флагом к власти на Украине пришли фашисты. Сотни тысяч, а может, и миллионы украинцев, оказались заражены фашистской чумой.
Они поддержали и продолжают поддерживать расправы над инакомыслящими, преследования по языковому и этническому признаку, убийства украинской армией и наемниками украинских граждан и прочие преступления против человечества.
Фашизм пришел на Украину не вчера. Много лет он вызревал под маской украинского национализма. Много лет копил силы, готовился, выжидал удобного момента. И вот во время Майдана нанес свой сокрушающий удар по больному и ослабленному украинскому государству.
Украинские фашисты истово поклоняются своему идолу – гитлеровскому приспешнику, Степану Бандере. Он возглавлял отряды карателей (бандеровцев), которые убивали мирных жителей на Украине, в Белоруссии, Польше и на территории других стран. Особенно много про злодеяния бандеровцев могут рассказать поляки. Один из лозунгов современных украинских фашистов: «Бандера придет – порядок наведет».
Миллионы украинцев сегодня не считают зазорным называть себя бандеровцами. Они устраивают факельные шествия с портретами Бандеры и с гордостью демонстрируют нацистские приветствия.
Украинские фашисты абсолютно уверены, что жестокость, убийства, пытки и преследования несогласных делают Украину ближе к Европе и европейским ценностям. Именно под лозунгами евроинтеграции и флагами ЕС фашистские боевики во время Майдана убивали милиционеров, поджигали их коктейлями Молотова, калечили арматурой и дубинками. (см. приложение 3)
Стояли мальчики стеной,
Пока парламентская стая
Страну делила меж собой,
О привилегиях мечтая.
Стояли в дождь, стояли в снег,
Стояли под плевком и матом.
Стояли - им нужнее всех.
Стояли - ведь они солдаты.
В который раз в навоз по бровь,
Прикрыв собою дармоедов,
Стояли, почернев лицом
До чьей-то Пирровой победы.
Стояли намертво, как встарь.
Стояли, не жалея тела.
Горели факелом живым
Проплаченного беспредела.
Стояли до седых волос,
До лживой похоронной тризны
Мои сыны - родная кровь
И пасынки своей Отчизны.
Их предавали сотню раз
И снова предадут иуды.
Стоял ОМОН. Стоял СПЕЦНАЗ.
Стояли мальчики, как чудо.
И вместе с ними, под Крестом,
Молитвою и Духом вместе
Три инока вели свой бой,
Как офицеры высшей чести.
И если кто-то переврет -
Сама сложу о них былины.
Героям слава - это им,
Святым страдальцам Украины
Именно под предлогом движения в Европу заживо сжигали мирных протестующих в Одессе, бомбили запрещенными кассетными боеприпасами Луганск, обстреливали с помощью артиллерии и минометов жилые районы Славянска и окрестных сел.
Майдан, который украинские, американские и европейские СМИ преподносили как борьбу украинцев с олигархами и коррупцией, завершился полной победой олигархов и коррупции.
Президентом Украины стал мультимиллионер, «шоколадный король» Петр Порошенко, который вдвое увеличил свое состояние за годы правления «диктатора» Виктора Януковича, дважды был министром в его правительстве.
Губернаторами некоторых областей назначены другие богатейшие люди Украины. Сейчас они устанавливают в подконтрольных регионах настоящие феодальные отношения. А фашистские группировки используют как инструмент устрашения, подавления недовольных и устранения конкурентов. Ключевые должности в государстве занимают люди с криминальным прошлым, не раз уличенные в коррупции.
Сегодня на Украине за несогласие с курсом правительства могут избить, уволить с работы, подвергнуть гонениям, отобрать или уничтожить собственность. Новая фашистская власть прекратила на подконтрольной ей территории вещание всех российских телеканалов, транслирующих альтернативную точку зрения на события, происходящие на Украине.
В средствах массовой информации введена жесткая цензура. Закрыты или захвачены некоторые оппозиционные СМИ. Многих журналистов не пускают на территорию страны, некоторых депортируют или даже арестовывают.
С самого начала Майдана профашистские силы демонстрировали высокомерие и презрение к сторонникам мирных решений и методов. Население регионов, не поддержавших радикализм Майдана, активно дегуманизировалось с помощью СМИ. Несогласных, выставляли и продолжают выставлять людьми второго сорта, рабами, животными.
Сегодня все жители Донецкой и Луганской областей воспринимаются фашистами как террористы или пособники вражеских сил. Даже некоторые беженцы, которые решили спасаться от войны на территории других областей Украины, подвергаются гонениям.
В мифах украинских фашистов герой воплощает собой редкое, экстраординарное существо; однако в их идеологии героизм – это норма. Культ героизма непосредственно связан с культом смерти. Украинский фашизм круто замешан на крови погибших.
«Небесная сотня» – это люди, которых убили, чтобы раскрутить маховик насилия, необходимого для вооруженного переворота. До сих пор не установлены личности снайперов, расстреливавших людей в центре Киева 20 февраля. Нет результатов вскрытия и баллистической экспертизы.
Не возбуждено уголовное дело в отношении одного из лидеров Майдана Сергея Пашинского, в машине которого обнаружили снайперскую винтовку. Создается впечатление, что затягивание расследования и сокрытие правды – в интересах новой фашистской власти.
Большинство боевиков Майдана все время ходили с дубинами или арматурой. После того как к ним в руки попало огнестрельное оружие, они бравировали и им. В их глазах индивидуум прав личности не имеет, а народ предстает как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю…
Выборы президента Украины, кадровые назначения в правительстве и прочих органах власти показали, что никакие народные требования не были выполнены, никакие народные интересы не были учтены. Не проведена кадровая люстрация чиновников и силовиков. Нет свежих лиц в правительстве.
Как видим, признаки фашизма на Украине ярко выражены.
Поразительно, насколько быстро Европа, в которой фашизм зародился и которая смогла победить его огромной ценой и только с помощью СССР, вновь ослепла. Неужели европейцы забыли свою клятву не допустить повторного распространения «коричневой чумы»? Забыли настолько, что их правители снова потакают фашистам и оправдывают их преступления.
Хотя главными защитниками украинского фашизма являются, несомненно, США.
Русские люди вместе с украинцами уже победили «коричневую чуму» один раз. Сегодня у их потомков нет иного выбора, кроме как повторить этот подвиг. Рано или поздно фашизм на территории Украины будет повержен. Вопрос в другом. Чью сторону примет в этом противостоянии Европа.
Будет ли ждать до последнего момента, чтобы присоединиться к победителю, повторит ли позор коллаборационизма, либо выступит, наконец, со смелой самостоятельной позицией?
Уважаемые студенты! Вам предлагается поразмыслить над следующими вопросами:
-
Что вы знаете о возникновении фашизма в начале 20 века?
-
Как боролись с фашизмом, в годы Великой Отечественной войны ваши родные и близкие?
-
Какое ваше мнение о современном фашизме.