СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа Тема: «С днем рождения родной Стерлитамак»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие призвано обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа Тема: «С днем рождения родной Стерлитамак»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

технологического цикла

Протокол № __

от «__» ________ 2016 г.

Председатель ЦМК_______ Н.Г. Абдеева

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_______ Г.Ш. Ханипова

«___» __________ 2016 г.




Методическая разработка классного часа

Тема:

«С днем рождения родной Стерлитамак»




Разработала преподаватель

Иванова А.Б.




Стерлитамак, 2016

Содержание


Введение

3

Аналитическая часть

6

Практическая часть

19

Заключение

26

Литература

28

Приложения




Введение

Изучение родного города становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности обучающегося, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Мероприятие призвано обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, развивать интеллектуальные и творческие способности обучающихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Актуальность выбора данной разработки определена следующими факторами:

- обеспечением духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России;

- ориентация образовательного процесса на воспитание в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;

- формированием общекультурной и гражданской идентичности обучающихся, обеспечивающей социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества;



Аналитическая часть

Внеурочная (внеклассная) работа - составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная работа тесно связана с развитием творческих интересов обучающихся и включения их в художественную, техническую, экологическую, спортивную и другую деятельность.

Использование информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности – это повышение интереса обучающихся, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение обучающихся в деловой ритм, используя новые, увлекательные для нового поколения технологии.

Современное компьютерное оборудование выступает:

  • как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

  • как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

  • как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видео-фильмы и другие демонстрационные формы);

  • как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

  • как средство обработки информации (фото и видео-изображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

  • как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища).

Достоинства информационно-коммуникационных технологий:

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

  1. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.

Основные методы обучения, используемые на классном часе:

- методы активного обучения (деловая игра);

- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

Игровые технологии – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности, учебный материал используется в качестве ее средства.

Активное обучение – представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно - управленческих средств (В. Н. Кругликов).

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач. Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение обучающимися знаний и формирование умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

При использовании этого метода задаются информационные вопросы и к обсуждению широко привлекаются студенты, которые участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно доказать свои гипотезы. Весь учебный процесс происходит под контролем педагога, им самостоятельно ставится проблемная задача и осуществляется не столько помощь студентам по нахождению ответов, сколько самостоятельная их констатация благодаря или вопреки предположениям студентов. И вместе с тем у студентов есть возможность реализовать свою поисковую активность, за счет чего повышается их мотивация, проблема персонализируется и знания усваиваются более успешно.

Важным этапом мероприятия по патриотическому воспитанию является рефлексия. Это важнейший механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания в широком системном контексте, процесс самоанализа и активного осмысления. Рефлексия обеспечивает переосмысление содержания сознания детей, эмоциональное сопереживание учащихся, позволяет самостоятельно подводить итог проведенного мероприятия.

Все мероприятия по патриотическому воспитанию не должны быть формальными. Важной формой патриотического воспитания являются уроки мужества. Для успешного проведения уроков мужества, прежде всего, необходимо собрать как можно больше информации о событиях, героях, которым посвящено данное мероприятие. Накануне классного часа подбирается фоновая музыка, фрагменты художественных и видеофильмов, создание компьютерных проектов (презентаций). Организованное и содержательное проведение урока мужества невозможно без тщательного и продуманного плана. Необходимо правильно распределить роли для каждого ученика, поминутно рассчитать время на все акты и мероприятия, предусмотреть и проверить всё необходимое оборудование и оснащение проводимого мероприятия.


Практическая часть

Ход мероприятия

Организационный этап (создание позитивной психологической атмосферы, приветствие)

Постановка цели и задач мероприятия

Тема классного часа посвящена «250-летию города Стерлитамак»

Цель:

- расширение и углубление знаний об истории родного города;

- воспитание чувства любви, гордости и ответственности за свою малую Родину.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания обучающихся о своей малой Родине.

  2. Привлечь внимание обучающихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины – городу Стерлитамаку.

  3. Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор обучающихся, изучая исторический материал о своей малой Родине.

  2. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

Воспитательные:

  1. Побудить интерес к изучению истории и развития своего города.

  2. Воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости и ответственности за свою Родину.

  3. Способствовать формированию гражданской позиции обучающихся, чувству принадлежности к своему краю.

Тип занятия: коллективная творческая деятельность.

Для эффективной реализации предназначенной методики проведения требуются следующие аппаратные и программные средства: компьютер с мультимедийным впроектором; программы для просмотра Audio и Video файлов, презентаций.

Много в стране есть больших городов,
                                                                   Шумом сердцá они радуют так!

                                                                Мне дороже родной городок небольшой,
                                                                        С поэтичным названием Стерлитамак!

 Звучит песня про Стерлитамак.

1 ведущий: Добрый день! Для каждого человека дорого то место, где он появился на свет, рос, учился. Каждый уголок, каждый ручеёк, каждая улочка родного города остаётся в нашем сердце навсегда. И куда бы нас ни забросила судьба, мы всегда будем вспоминать свою родину, тосковать по ней, мечтать вернуться!

Сегодня мы поговорим о нашем родном городе - Стерлитамаку 250 лет!

2 ведущий: Недаром так много пословиц сложено о Родине, родной сторонке.

- Своя земля и в горсти мила.

-На родной стороне каждый камешек знаком;

-На чужой сторонушке рад своей воронушке;

-Глупа та птица, которой гнездо своё не мило;

-Родная сторона – мать, чужая – мачеха;

-Дома и стены помогают.

Студент: рассказывает стих

Стерлитамак
Стерлитамак - Башкортостана город,
Творенье рук и воплощение идей,
Едины мы с тобой! Душой и сердцем молод,
Расти на счастье и на радость всех людей!
Ласкают взор Уральские отроги,
И реки - Белая, Стерля и Ашкадар...
Тоска курая и проспектов строки...
А главное - людей сердечный жар!
Мой город! Сила духа и ума!
Армадами взметнулись ввысь дома...
Как я люблю тебя, Стерлитамак!

Автор Никифорова Л.Ф.

1 ведущий: Как вы хорошо знаете город Стерлитамак? Для этого предлагаю провести небольшую Викторину.

  1. Назовите дату основания города Стерлитамака? (1766г.)

  2. Как раньше называлась улица Халтурина? (Ашкадарская)

  3. Перечислите названия улиц города, которые носят имена Героев Советского Союза? ( Шаймуратов, Кочетов, Суханов, Пант елькин, Нагуманов)

  4. Перечислите названия улиц города, которые носят имена русских писателей? (Чехов, Гоголь, Ломоносов, Толстой)

  5. Назовите дату утверждения герба города Стерлитамака? (1782)

  6. Где находится обелиск Шагиту Худайбердину? (напротив рус.драмтеатра)

  7. Кто является основателем г. Стерлитамака? (Савва Тетюшев)

  8. Кто из известных космонавтов посетил наш город? (Комаров)

  9. Назовите автора этих строк:

Город, город – синь туманов,

Шум дорог, огней каскад.

За тобой, как два Шихана

Два столетия стоят. (Робрт Паль)

  1. Сколько сегодня улиц и переулков насчитывается в нашем городе?

  2. Стерлитамак называют городом 5 рек. Перечислите их. (Агидель, Ашкадар, Стерля, Ольховка, Селеук)

2 ведущий: Нам с вами выпало огромное счастье, жить в такой живописной, доброжелательной  индустриально и культурно развитой республике.

А по результатам викторины мы видим, что историю своего города знаем не очень хорошо, поэтому я предлагаю вам вместе узнать больше о г.Стерлитамак.

Республика Башкортостан – суверенная демократическая республика в составе Российской Федерации, расположенная в южной части Уральских гор. Столица город Уфа. Площадь республики составляет 143, 6 тысяч квадратных километров или 0,8% от общей площади Российской Федерации.

В республике 54 административных района, 21 город, 40 посёлков городского типа, 4674 сельских населённых пункта.

Республика имеет свои государственные символы – герб, флаг и гимн.

Республика Башкортостан – аграрно-индустриальная, культурно развитая, богатая природными ресурсами республика.

Стерлитамак самый красивый город Башкортостана, в котором проживают более 267 тысяч людей. Город большой химии расположен в живописном месте в европейской части России в 135 км от Уфы. В 50 км к востоку от города находятся Уральские горы, с запада начинается Восточно-Европейская равнина. Географическое расположение Стерлитамака уникально: четыре  реки несут свои воды через весь город. Это реки Стерля, Белая, Ашкадар и Ольховка. Рядом с городом расположены четыре высоких горы, которые называются шиханами.

Ведущий 3. История образования города Стерлитамака



Во время рассказа демонстрируется презентация

История Стерлитамака в XVIII - XIX веках

История Стерлитамака ведет отсчет с последней трети XVIII в. В середине XVIII в., вследствие активного строительства металлургических заводов в восточной Башкирии, Ашкадарский ям превратился в важный транспортный узел. Позже неподалеку была заложена соляная пристань. Основателем города Стерлитамака по праву следует считать надворного советника Савву Тетюшева. Он предложил и осуществил план строительства соляной пристани на реке Ашкадар у устья Стерли. Так возникла Ашкадарская пристань, которую впоследствии стали именовать Стерлитамакской.

Пугачевский бунт, пожалуй, одна из самых драматических страниц истории города Стерлитамака.

В ноябре 1773 г. повстанцы под началом Чики Зарубина и Каскына Самарова захватили Стерлитамакскую пристань.

В 1781 г. Стерлитамак стал городом, центром уезда и по праву обрел собственный герб. С этого времени берет свое начало история Стерлитамака в статусе города и административного центра. Уездный город Стерлитамак в 1798 г. насчитывал 675 жителей. В городе появляется первая промышленность.

В 1870 г. в Стерлитамаке были возведены здания городской думы и управы, В 1877 г. в городке на Стерле постоянно проживало 6952 жителя. Телеграф появился в Стерлитамаке в 1895 г., тогда была введена в строй телеграфная линия, соединившая город с Уфой. В 1906г. впервые в городе Стерлитамаке произошла демонстрация немого французского фильма. 1908 г. вошел в историю Стерлитамака как год большого пожара. Страшный огненный смерч уничтожил множество деревянных домов. В 1910 г. город пережил эпидемию холеры. Футбол появился в городе Стерлитамаке в 1912 г. - состоялся матч между сборной города и командой кожзавода.

История Стерлитамака в XX веке

В августе 1919 г. город стал столицей башкирской автономной республики. В том же году в Стерлитамаке открылся первый в истории национальный башкирский драмтеатр. 1919 – год создания издательства "Башгосиздат", произошло это в городе Стерлитамаке. В июне 1922 г. столица Башкирии стала Уфа.

В 1921 - 1922 годах в городе был ужасающий голод. Еще одна черная страница стерлитамакской истории. В отдельные дни на улицах Стерлитамака подбирали до 30 трупов умерших от голода. С

августа 1921 г. по апрель 1922 г. в Стерлитамакской кантоне умерло от голода более 15 000 человек.

В декабре 1922 г. в городе Стерлитамаке появилось электричество - была запущена небольшая электростанция. В1924г. открылся городской краеведческий музей. В 1930 г. был образован Стерлитамакский район. В начале 30-х гг. была построена железнодорожная ветка Уфа - Оренбург. 30 сентября 1934 г. в город Стерлитамак прибыл первый железнодорожный состав. На карте России появилась станция Стерлитамак.

В 1952 г. была образована Стерлитамакская область. Но эксперимент оказался неудачным, и в 1953г. она была упразднена.

В 1961 г. в городе начала работать троллейбусная линия. В этом же году был создан футбольный клуб "Содовик". История команды - самая яркая страница спортивной жизни города Стерлитамака. В 60-х гг. сданы в эксплуатацию кинотеатры «Салават» и «Искра».

9 мая 1967 года в городе зажжен вечный огонь в память о стерлитамаковцах, павших в ходе Великой Отечественной войны. Памятник создали скульптор М. Шабалтин и архитектор Б. Милютин.

В 1973 - 1974 годах в 22 км. к западу от города Стерлитамака произведены два подземных ядерных взрыва мощностью 10 килотонн каждый. Образовавшиеся таким образом подземные резервуары используются химическими гигантами «Сода» и «Салаватгазпром» для сброса токсичных отходов производственной деятельности. Сейчас оба хранилища (известные как объекты "Кама-1" и "Кама-2") заполнены почти полностью. Планировалось проведение еще двух подобных взрывов: "Природа-1" и "Природа-2", но правительство России наложило мораторий на подобные проекты.

60-е - 80-е годы - период стремительного роста Стерлитамака. Введены в эксплуатацию новые заводы и фабрики, микрорайоны, школы, детские сады, больницы. С конца восьмидесятых город переживает нелегкий период.        Сегодня Стерлитамак – это крупный производитель и поставщик химической и нефтехимической продукции, металлорежущих станков и оборудования, строительной техники и материалов. Численность населения составляет более 264 950 тыс. человек.  Несмотря на трудные экономические условия современной России, Стерлитамак остается одним из самых благоустроенных и успешно развивающихся городов. В этом заслуга успешного сотрудничества муниципального руководства и крупных градообразующих предприятий, а также трудолюбивых, образованных и культурных горожан. Стерлитамак строится, обновляется и хорошеет с каждым годом, согретый любовью своих жителей.

Ведущий 4   История развития промышленности в г.Стерлитамак

Во время рассказа демонстрируется презентация

ПРОИЗВОДСТВО «СОДА»

В 30-е годы прошлого столетия в стране в условиях развернувшейся крупномасштабной стройки возникла острая необходимость в кальцинированной соде и цементе. Были разведаны несколько регионов для размещения будущих заводов. Самым перспективным регионом была выбрана Башкирия. В 1936 году группа геологоразведчиков обнаружила, что стерлитамакские горы Шиханы располагают огромными запасами известняка, который является исходным сырьем для производства цемента и соды. К тому же при разведке нефтяных месторождений в районе города Ишимбая были обнаружены большие залежи каменной соли – второго важнейшего компонента химического производства соды.

Площадка для строительства Стерлитамакского содового завода была выбрана в 1939 году.

В августе 1945 года правительством было принято решение об увеличении производства кальцинированной и каустической соды в стране. Уже через шесть лет было завершено строительство и монтаж оборудования первой очереди цехов по производству кальцинированной соды. С 10 ноября 1951 года Стерлитамакский содовый завод начал регулярный выпуск кальцинированной соды.

Почти одновременно с этим в 1946 году было начато строительство цементного завода. Первый цемент был получен в апреле 1952 года.

Рядом с цементным заводом в 1952 году началось строительство завода по выпуску кровельного шифера. Шиферный завод начал работать 18 февраля 1956 года

Все три завода – содовый, цементный и шиферный – были связаны общей сырьевой базой, единой системой снабжения электроэнергией, водой и паром. 1 июля 1957 года на базе этих производств был образован содово-цементный комбинат. С начала пятидесятых и до сегодняшнего дня он остается крупнейшим производством в Стерлитамаке.

В 60-е годы на заводе были построены цеха по производству очищенного бикарбоната натрия (соды пищевой), белой сажи.

В 70-е годы состоялся пуск третьей очереди производства кальцинированной соды, построены: первый в стране цех по выпуску тяжелой соды, цех по выпуску строительного гипса, комплекс цехов бариевого производства, цех известняковой муки для нужд сельского хозяйства.

В апреле 1975 года Стерлитамакский содово-цементный комбинат был переименован в производственное объединение «Сода».

В 80–90-е годы вводятся в строй производство синтетических моющих средств, производство стеновых блоков, построен цех углекислотной белой сажи.

В декабре 1994 года постановлением главы администрации г. Стерлитамака было зарегистрировано акционерное общество открытого типа «Сода», которое стало правопреемником Государственного производственного объединения «Сода».

ПРОИЗВОДСТВО «КАУСТИК»

История завода «Каустик» начинается в 1955 году, когда Совет Министров СССР принял официальное решение о строительстве в Стерлитамаке химического завода. Основанием для принятия данного решения послужило наличие Яр-Бишкадакского месторождения соли – основного сырья для производства каустической соды, а также богатые месторождения нефти, продукт переработки которой – этилен – используется в получении дихлорэтана и на его основе винилхлорида и поливинилхлорида.

Днем своего рождения акционерное общество «Каустик» считает 8 августа 1964 года – день, когда был подписан акт приемки в эксплуатацию первой очереди Стерлитамакского химического завода.

Структура молодого завода включала в себя цеха по производству соды каустической, хлора, дихлорэтана, хлористого водорода и соляной кислоты. А также объекты общезаводского назначения: азотно-кислородный цех, аммиачно-холодильный цех, центральную заводскую лабораторию, биологические очистные сооружения, ремонтно-механическую службу.

8 декабря 1976 года Стерлитамакский химзавод был переименован в производственное объединение «Каустик». В этот период были введены в эксплуатацию производства хлорированного поливинилхлорида, соды каустической по технологии компании «Оронцио де Нора», цех гипохлорита натрия,

С 1989 по 2001 годы были введены в строй производства линолеума и скатертей поливинилхлоридных, погонажных изделий (профилей и окон ПВХ), построен комплекс получения винилхлорида мощностью 135 тыс. т/год, проведена крупномасштабная реконструкция производства поливинилхлорида с увеличением мощности до 120 тыс. т/год, освоена технология получения терефталоилхлорида, создан научно-технический центр.цех гербицидов, цех по сжиганию хлорорганических отходов.

С 2001 по 2003 годы были введены в эксплуатацию производства хлористого кальция и пластиковых панелей, проведена реконструкция производства перхлорэтилена.

Весной 2013 года ОАО "Каустик" и ОАО "Сода" объединились в ОАО "Башкирская содовая компания".

ОАО "Стерлитамакский нефтехимический завод" (ОАО “СНХЗ”)

История предприятия

Стерлитамакский нефтехимический завод был создан в 1958 году как опытное производство в составе Стерлитамакского завода синтетичексого каучука.

28 декабря 1963 года. Получена первая опытная партия изопренового каучука СКИ-3. Этот день и считается датой основания завода.

1965 год. Получены первые партии светлого изопренового каучука, который используется в легкой и пищевой промышленности.

1966 год. опытное производство из Стерлитамакского завода синтетического каучука выделено в самостоятельный "Опытно-промышленный завод СКИ-3".

1976 год. "Опытно-промышленный завод СКИ-3" переименован в "Опытно-промышленный нефтехимический завод".

1991 год. Предприятие получило нынешнее название "Стерлитамакский нефтехимический завод".

11 августа 2011 года. Управление предприятием осуществляет ООО "УК ТАУ НефтеХим

Ведущий 5. Уникальные природные памятники

Во время рассказа демонстрируется презентация

Шихан – природный памятник. Созданием таких памятников как Шихан является сама природа более миллионов лет назад и мы должны защищать ее. Ведь благодаря таким местам поддерживается экологическое равновесие, которое необходимо нам, жителям Стерлитамака – города «большой химии»

По происхождению Башкирские шиханы являются коралловыми рифами древнего океана Тетис, в соответствии с данными геологических исследований, формирование шиханов началось около 300 млн. лет назад и происходило на протяжении 40-50 млн. лет. В результате жизнедеятельности большой группы морских организмов, которые извлекали из морской воды кальций и создавали известняк, формировались их колонии, становившиеся в последствии подводными рифами. Особенностью Стерлитамакских шиханов является то, что в результате тектонических движений более 20 млн. лет назад они были выдвинуты на дневную поверхность. Это предоставило геологам удивительную возможность видеть и непосредственно изучать рифовые постройки в деталях.

Горами Шихан (четрые горы) называются одиночные холмы или возвышения из скал,образовавшиеся в далекие времена, которые имеют названия Юрактау, Куштау, Тратау, и Шахтау. На сегодняшний день эти горы являются уникальными природными памятниками.

Гора Юрактау, в переводе означает «сердце-гора», так как гора напоминает форму сердца. Протяженность горы около 1 километра, ширина равна 850 метрам, а высота 220 метров. На склонах шихана есть родники, а у основания горы расположилось озеро Мокша. На берегу озера или вблизи горы можно сделать пикник и полюбоваться природой, взобраться на вершину горы с которой видна вся красота Башкирской природы. Это отличный отдых для всей семьи, компании друзей и туристов.

Гора Куштау, в переводе «птица-гора» ,так как похожа на силуэт летящей птицы. Еще одно название горы – это Долгая гора, потому что имеет очень вытянутую форму склонов. Высота горы примерно 250 метров. На горе есть горнолыжный курорт, а у подножия дом - отдыха.

Гора Тратау,в переводе «крепость-гора». У подножия этой горы, в эпоху Сталина находилась зона ГУЛАГ для женщин рецидивисток. Так же недалеко есть озеро, которое называется Тугар - Салган. Гора имеет историческую, культурную, духовную ценность: с её названием связано множество легенд, поверий и обычаев. В древние времена на его берегу проводились языческие обряды. Высота горы примерно 275 метров. Торатау обладает уникальным природным значением,так как сейчас гору посещают тысячи человек, а этой зимой там проводилась резиденция деда мороза.

Гора Шахтау, в переводе «царь – гора». В древние времена его высота была более 200 метров. Но, к сожалению, из-за промышленных разработок известняка от гор осталась лишь огромная яма.

Шиханы – это единственные в своем роде геологические памятники природы на нашей планете.

Преподаватель: Ребята вы много узнали про город Стерлитамак. Давайте поздравим наш город и сделаем для него подарок -поздравительную открытку. Предлагаю разделиться на две группы и каждая группа сделает свою открытку.

Студенты делятся на две группы: с помощью вырезки из журналов, клея, ножниц, фломастеров делают свою поздравительную открытку.

      В это время демонстрируется фильм про стерлитамак.

Студенты показывают свою работу и зачитывают поздравления.

Преподаватель: сегодня хочется еще раз поздравить всех с Юбилеем города и поблагодарить за участие в мероприятии.



Студенты исполняют песню про Стерлитамак.









Литература

2. Губайдуллин, А. Мой город – Стерлитамак [Текст]/ А. Губайдуллин //Стерлитамакский рабочий.- 2001.-7 февр.

6. Коваль, Ю. Три дня в серебряном городе [Текст] / Ю. Коваль //Бельские просторы.-2005.-  № 9.- С.137-148.

8. Сидоренко,Ю. Кто назвал город Стерлитамаком? [Текст]/Ю. Сидоренко// Стерлитамакский рабочий.-1996.-7 мая.

9. Таймасов,С. Стерлитамак - название не случайное [Текст]/С. Таймасов// Стерлитамакскоий рабочий.-1996.-22 мая.

12. Филиппов, А. Стерлитамак флагман Урала [Текст]/А. Филлипов //Истоки.-2005.-16 ноября.

14.  Юмагузин, Ф.Каменные призраки [Текст]/Ф. Юмагузин //Стерлитамакский рабочий.- 2005.- 10 декабря.





Приложение 1

Викторина

  1. (1766г.)

  2. (Ашкадарская)

  3. ( Шаймуратов, Кочетов, Суханов, Пант елькин, Нагуманов)

  4. (Чехов, Гоголь, Ломоносов, Толстой)

  5. (1782)

  6. (напротив рус.драмтеатра)

  7. (Савва Тетюшев)

  8. (Комаров)

  9. (Робрт Паль)

  10. Около 400 улиц

  11. (Агидель, Ашкадар, Стерля, Ольховка, Селеук)