Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 имени А.Р.Лысенко
станицы Рязанской муниципального образования Белореченский район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
ТЕМА: «Современная молодежная субкультура.
Проблемы и пути решения»
Голосникова Ангелина Александровна
Пояснительная записка
Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Классный час является одним из эффективных форм в организации взаимодействия педагога с обучающимися.
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя со школьниками с целью содействия формированию коллектива и развитию его членов.
Можно выделить следующие характерные черты классного часа:
1) Классный час - это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной работы.
2) Классный час - это форма общения классного руководителя и воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог.
Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:
1. Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке.
2. Формирование у школьников умений и навыков мыслительной и практической деятельности.
3. Развитие эмоционально-чувствительной сферы и ценностно-смыслового ядра личности обучающегося.
4. Содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
5. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Одним из направлений совершенствования форм воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности, формировании его неповторимой индивидуальности. Такой тип классных часов называется личностно – ориентированным. В подготовительной работе к таким классным часам принимает участие не только классный руководитель, но и обучающиеся, а также их родители. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять обучающимся, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на школьников, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.
Классный час
Тема «Современная молодежная субкультура.
Проблемы и пути решения»
Цели и задачи классного часа:
воспитание гражданской позиции обучающихся;
привитие навыков критического анализа, объективного суждения и аргументированного ведения диалога.
Ход классного часа
Предварительно можно провести анкетирование с обучающимися
Перечень вопросов для интервью.
1.Представителем, какой молодёжной субкультуры вы являетесь?
2.Знакомы ли вы с другими направлениями молодёжных субкультур?
3.Как вы относитесь к другим представителям молодёжных субкультур?
4.Какое влияние оказывают на вас данная молодёжная субкультура?
Вступительное слово классного руководителя. Думаю, что тема сегодняшнего разговора вызовет у вас интерес и вы попытаетесь оспорить некоторые факты, которые я предлагаю вам обсудить. Итак, сегодня речь пойдет о современной молодежной субкультуре.
Молодёжные субкультуры изначально были герметичными сообществами, которые противопоставляли себя большинству и с неохотой ассимилировались с массовой культурой и столь же неохотно принимали в
свои ряды людей со стороны. Но ничто не стоит на месте. Некогда маргинальные группы, которые советским официальным языком именовались неформальные объединения молодёжи, постепенно переставали быть чем-то инопланетным. Такие процессы легче всего отследить на уровне аксессуаров и элементов внешнего стиля. Ирокезы, чёлки, напульсники и тоннели, когда-то вызывавшие косые взгляды, скандалы и драки, сейчас в том или ином виде благополучно существуют на улицах, в офисах, на подиумах и уже не являются поводом для шума.
Субкультура – это модели поведения, жизненные стили, специфические ценности и их символическое выражение какой-либо социальной группы.
Свои субкультуры имеют не только возрастные когорты и особые слои молодежи, но и профессиональные группы. Субкультуры есть у врачей, космонавтов, актеров, телевизионщиков, учителей… Обычные учительские слова «окно», «часы», «продленка» далеко не всем представителям иных профессий понятны. А попробуйте расшифровать сленг тележурналистов: «кирпич», «консервы», «лайв», «линейка», «паркет»... Отличительные особенности культуры присущи и политическим объединениям: субкультура тех же коммунистов не очень похожа на субкультуру либералов.
Вопросы для обсуждения:
Как вы понимаете термин «Молодежная субкультура»
Чем, по вашему мнению отличается молодежная субкультура от традиционной культуры?
Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для групп молодых людей (12−25 лет).
Молодежные субкультуры существовали давно, по крайней мере, со второй половины ХХ века. В нашей стране они обратили на себя внимание общества и средств массовой информации в 1980-е годы. В те годы носителей таких особенных культурных практик обычно называли участниками неформальных молодежных объединений. Наиболее известные примеры – хиппи, панки, рокеры, металлисты.
Главная социально-психологическая особенность неформальных молодежных объединений – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля говорения. Например, длинные волосы хиппи – это не только длинные волосы, но и символизация свободы; англоязычный слой сленга хиппи – это ориентация на западные образцы поведения; квартира, где собираются неформалы, – это не просто помещение, а флэт, где все свои, объединенные непритязательным стилем повседневной жизни.
Преобладающая направленность тех юношеских и молодежных групп была асоциальна. Асоциальна, но не антисоциальна! Асоциальность в этой терминологии трактуется как непринятие преобладающих в официальном обществе норм внешности, поведения, общения, времяпровождения. В то время как антисоциальность – это направленность личности, группы, содержащая агрессивное, противостоящее обществу начало и имеющая тенденцию к смыканию с криминальной культурой.
Число молодых людей, подростков, принадлежащих к молодежным субкультурам 15–20 лет назад, даже в больших городах было немногочисленно. По данным ряда опросов начала 1990-х годов, определенно к неформальным группам себя относили 1−3% юношей и девушек.
Современные молодежные субкультуры
Главными отличительными особенностями современных молодежных субкультур являются, во-первых, увеличение числа деятельностных объединений (то есть тех, в которых организуется какая-либо специфичная, относительно новая молодежная деятельность); во-вторых, погруженность современных молодежных субкультур в просторы Интернета, где ищут «своих», организуют встречи и акции, вычленяют кумиров, используют его возможности для организации соответствующей деятельности.
С педагогической точки зрения можно выделить несколько оснований для классификации современных субкультур.
Прежде всего, это отношение той или иной молодежной субкультуры к принятым в обществе социальным ценностям. Можно говорить о трех социально-ценностных направленностях молодежных субкультур:
прокультурные (просоциальные) субкультуры: большинство музыкальных направлений и ролевые игры);
асоциальные: хиппи, панки, металлисты, эмо;
контркультурные (антисоциальные): молодежные группировки, близкие к взрослой криминальной субкультуре, скинхеды в их радикальном виде.
Другое основание для классификации – мера включения в образ жизни молодого человека деятельностного начала. По этому критерию возможно деление молодежных субкультур на поведенческие и деятельностные.
К поведенческим субкультурам относятся те, в которых к основным особенностям (ядру субкультуры) относятся характерные для представителей данных групп стили одежды, внешности, поведения, общения. Для этих общностей подростков, молодежи постоянное занятие какой-либо деятельностью не является важным групповым признаком (например, готы, эмо, хипстеры).
К деятельностным субкультурам можно отнести те подростковые, юношеские, молодежные общности, в которых основной особенностью является увлечение специфическими молодежными видами деятельности, требующими в той или иной мере индивидуальной активности (например, ролевики, паркурщики, граффитисты).
Сами современные молодежные виды деятельности, носящие в той или иной мере субкультурный характер, можно условно разделить на спортивные, арт-деятельности и игры.
Спортивные виды деятельности:
паркур – кросс с естественными препятствиями в условиях населенного пункта;
маунт бейк – прыжки и «акробатические» упражнения на специальных («горных») велосипедах;
фрисби – кидание пластмассового диска;
сокс (футбэг) – игры с небольшими мячами, набитыми песком;
скейтбординг – упражнения на доске с роликами;
сноубординг – упражнения на доске на снежном склоне.
Арт-деятельности:
стритданс – танцевальные стили, развивающие традиции брейкданса;
файер-шоу – жонглирование светящимися предметами, в том числе огнем;
граффити – рисование на зданиях, заборах и т.п. в специфической изобразительной технике.
Игры:
ролевые игры – ролевое разыгрывание группой людей ситуаций по мотивам содержания книги (или фильма) в форме спонтанных действий игроков-персонажей, соответствующих исходному сюжету;
историческое реконструирование – ролевые игры, в которых разыгрываются на местности исторические события;
городское ориентирование (энкаунтты, фотокросс, дозоры и т.п.) – игры в форме соревнования команд по ориентированию в реальной сельской или городской среде с выполнением по ходу маршрута заданий;
компьютерные online-игры.
Но повторимся: участие в этих видах деятельности необязательно означает принадлежность юноши, девушки к той или иной субкультуре, нередко деятельность остается только деятельностью.
Вопросы для обсуждения
Какие виды молодежных субкультур вы еще знаете?
В чем, по вашему мнению, состоит привлекательность субкультур для молодежи?
Какие субкультуры привлекают вас?
Причины привлекательности субкультур
На личностном уровне юношеская субкультура – это способ компенсации негативного отношения к себе, недостаточного самоуважения, непринятия образа собственного тела и стиля поведения (в том числе несоответствие маскулинным и феминным эталонам).
Факт вхождения в субкультурную группу позволяет преувеличить свою непохожесть, придать себе ореол исключительности, особенности.
Социально-психологические причины связаны с эмоциональной привлекательностью неформального стиля жизни, который не предъявляет (в отличие от нормативного, школьного) повышенных требований к целенаправленности, целеустремленности, ответственности.
Можно говорить о трех группах вероятных последствий, тенденций влияния юношеской субкультуры на социализацию молодого человека:
позитивная тенденция проявляется в освоении социальных ролей в группе, социальном и культурном самоопределении, творческой самореализации (в специфических субкультурных формах), социальных пробах и социальном экспериментировании;
социально-негативная тенденция обнаруживается в приобщении к криминальной или экстремистским субкультурам, алкоголю и наркотикам;
индивидуально-негативная тенденция проявляется в избегании социального и культурного самоопределения, самооправдании инфантилизма, бегстве от социальной реальности.
Определить, какие тенденции преобладают в конкретной субкультуре и тем более в жизни конкретного молодого человека, очень непросто.
Источники и влияние
Источников появления субкультуры в российской молодежной действительности несколько.
Не секрет, что за последние 15–20 лет повседневная жизнь взрослых и детей сильно изменилась. Переход к рыночно-ориентированному социальному устройству, сопровождающийся открытостью к западным (Европа, Соединенные Штаты Америки) и восточным (Япония, Корея) культурам поколебал, а то и растворил многие традиции, ценности, устойчивые отношения россиян. Не меньшей силой, изменяющей жизнь людей, послужила новая научно-техническая революция, воплотившаяся, прежде всего, в феноменах компьютера, Интернета, мобильного телефона.
Один из путей трансляции молодежных субкультур – их относительно стихийное распространение. Впрочем, стихийное распространение нередко является побочным результатом вполне целенаправленной деятельности социальных институтов: СМИ, партий, распространителей моды и т.д.
Другой путь – молодежные и коммерческие организации берут стихийно существующие формы молодежного досуга и превращают их во вполне организованные (например, коммерческий конкурс стрит-данса). И этот процесс требует особых технологий. По мнению специалистов, при взаимодействии с потенциально позитивными неформалами надо удерживать, по крайней мере, три правила: договариваться с лидерами, предоставлять им средства и возможности для акций, мероприятий (время, площадки, технические средства) и согласовывать ограничительные нормы поведения и деятельности (которые должны быть минимальны!) во время организуемых акций.
С позиций социального воспитания, то есть воспитания в школах, лагерях, структурах дополнительного образования, можно выделить три основные педагогические стратегии в отношении молодежных специфических видов деятельности: не замечать, ожидать стихийного проникновения в социальную жизнь и тогда уже с ним работать либо целенаправленно анализировать воспитательный потенциал молодежных деятельностей и использовать его в интересах развития личности.
Воспитательный потенциал молодежных субкультур заключается в том, что формы, виды, направления подростковой и молодежной деятельности, возникшие во вне педагогической сфере, в том числе в сфере свободного общения молодежи, которые имеют потенциально, при соответствующей педагогической инструментовке, социально позитивный характер.
Практика современного воспитания довольно робко соприкасается с подобными подростковыми и молодежными реалиями. Причем чаще всего это соприкосновение происходит в ситуациях летних лагерей, в детских общественных объединениях и гораздо реже в школе.
Вопросы для обсуждения:
Постарайтесь объективно оценить субкультуру некоторых неформальных молодежных течений или движений: каковы, по вашему мнению, позитивные и негативные тенденции в их деятельности?
Подведем некоторые итоги.
1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.
2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.
3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.
4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.
Список используемых источников:
Большакова, Е. Ваш ребенок – неформал. Родителям о молодёжных субкультурах. «Генезис», М. 2010 год
Гогуева, М. М. Специфика негативного влияния субкультуры на развитие личности подростка. Вестник ТГПУ. 2010.
Дольто, Ф. На стороне подростка / пер. с фр. А. К. Борисовой. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Новоселова, Е. Девушка и смерть: почему в современных молодежных субкультурах так часто звучит мотив добровольного ухода из жизни. Российская газета. 2008. № 4621. 26 марта.
Семечкин, Н. И. Психология социального влияния. СПб.: Речь, 2004
Чем увлекается молодежь? Виды субкультур. [Электронный ресурс] Интернет-журнал. Бьюти код. Адрес: http://dekatop.com/archives/71
Аддиктивное поведение. Национальная психологическая энциклопедия. Адрес: http://vocabulary.ru/dictionary/27
Википедия, Свободная энциклопедия, Адрес:www.wikipedia.org