СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час является одним из серии классных часов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"»

ГБОУ гимназия № 397 Кировского района Санкт-Петербурга им. Г.В.Старовойтовой








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА В 5 КЛАССЕ


Тема: «Звать через прошлое к настоящему»






Автор разработки:

учитель музыки ГБОУ № 397

Кировского района Санкт-Петербурга

им. Г.В. Старовойтовой

Сачкова Светлана Капитоновна


























Санкт-Петербург

2019


Пояснительная записка:


  • Мероприятие рассчитано на аудиторию обучающихся 5-х классов. Данный классный час является одним из серии классных часов, посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне («Великая Отечественная война литературе», «Великая Отечественная война в музыке», «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве», «Великая Отечественная война в монументальном искусстве»). На примере произведений различных видов искусств формируется чувство сопереживания, волнения, отклика на исторические события прошлого нашей страны. На представленном занятии обучающиеся знакомятся с произведениями музыкального и изобразительного искусства, которые посвящены героическому прошлому нашей Родины и культурному наследию Великой Победы.


Вид мероприятия:


  • Классный час

Цель занятия:

  • Создание организационно-методических условий, обеспечивающих повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к истории своего народа, создание условий для реализации творческой деятельности.

Задача мероприятия:

  • развивать интерес и уважение к истории и культурным ценностям своего народа:

  • пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

  • воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:



    • Формирование духовно-нравственную личность, расширять представление обучающихся о культурном наследии своей страны;

    • Личностное освоение содержания музыкальных и изобразительных образов (эпических, героических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки и изобразительного искусства с другими видами искусства;

    • Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных изобразительных образов, их влияние на духовно-нравственное становление личности;

    • Понимание жизненного содержания классической музыки и изобразительного искусства;

    • Осознание особенностей музыкальной и изобразительной культуры России.



  1. Метапредметные:



  • Познавательные:

пополнение кругозора школьников посредством знакомства с произведениями изобразительного и музыкального искусства.

  • Коммуникативные:

овладение нормами, правилами, ценностями, знаниями и навыками, позволяющими успешно функционировать в обществе, осуществлять социализацию личности.



Педагогические задачи:


    • Развивающие:

  • развивать художественное мышление через интегративные связи с историей, литературой, музыкой, изобразительным искусством;

  • уметь сопоставлять зрительные и слуховые впечатления;

  • развивать творческие и коммуникативные способности учащихся;


    • Воспитательные:

  • воспитывать гуманистическую культуру обучающихся (культуру слушания и культуру ответов);

  • воспитывать чувство уважения к окружающим людям, к мнению собеседника, умение работать в коллективе;

  • воспитывать на примере героев произведений искусств чувства сопереживания, волнения, отклика на исторические события.

Методы:

  • интеграция предметов «музыка», «изобразительное искусство», «литература», «история»;

  • перспективы и ретроспективы;

  • моделирование художественно-творческого процесса;


Средство проведения мероприятия:


  • занятие с применением ИКТ (использованием иллюстраций, видео и аудио - фрагментов)


Мультимедийное сопровождение урока:


  1. Фрагменты кантаты «Александр Невский» музыка Сергея Прокофьева

  2. Фрагменты «Богатырской симфонии» Александра Бородина

  3. Песня «Вставай страна огромная…» музыка Александра Александрова

  4. Песня «Звоны Руси колокольные» музыка Константина Дерра

  5. Фрагменты фильма «Александр Невский» («Вставайте, люди русские…») режиссер Сергей Эйзенштейн, музыка Сергея Прокофьева

  6. Афиша к премьере фильма «Александр Невский», 1938 год

  7. Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатыри»

  8. Репродукция триптиха Павла Корина «Александр Невский»

  9. Плакаты времен Великой Отечественной Войны:

      • «Красноармеец, будь достоин богатырской славы своего народа!»,

      • «В богатырских подвигах своих внучат вижу дедовскую славу!»

      • «Кто с мечем к нам войдет, от меча и погибнет»

      • «Славна богатырями земля наша»

      • «Во имя родины вперед богатыри!»


Оборудование:

компьютер, проектор, экран, колонки;


Сценарий классного часа


Слайд 1



Учитель: Ребята, на прошлом классном часе мы познакомились с песнями, написанными в годы Великой Отечественной войны.

Вспомните и назовите их.

Ученики: «Вставай страна огромная…» муз. Александрова, «Вечер на рейде» муз. Соловьева-Седого, «Смуглянка» муз. Новикова и другие.

Учитель: а сегодня мы познакомимся еще и с произведениями изобразительного искусства, созданными в годы войны.

Скажите, как вы понимаете слова русского композитора Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему»?

Ученики: в произведениях искусств, таких как музыка, литература и изобразительное искусство, мы можем увидеть связь времён, прошлого и настоящего.

Учитель: у нашей Родины очень богатая история. Со времени образования Руси прошло более тысячи лет. Много раз народам нашей страны приходилось браться за оружие и отражать нападения самых разных врагов. Героическая тема всегда вдохновляла мастеров искусств на создание выдающихся произведений. Сейчас прозвучит фрагмент произведения. Как называется это музыкальное произведение? Кто его автор? Звучит музыкальный фрагмент.

Ученики: симфония №2 «Богатырская», музыка Бородина.

Учитель: в каких еще произведениях искусства воспевались подвиги богатырей? Каких богатырей вы знаете?

Ученики: былины, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

Учитель: с какой картиной русского художника ассоциируется у вас «Богатырская симфония» Бородина, где можно увидеть всех перечисленных вами богатырей?

Ученики: «Богатыри» Васнецова


Слайд 2



Учитель: правильно, молодцы!

С древних времен со всех концов на Русь наступали враги. Они пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.

Как вы думаете, чем заняты богатыри на картине?

Ученики: Богатыри стоят на страже границ Руси.


Слайд 3


Учитель: правильно! А какие еще вы знаете музыкальные произведения, где звучит тема защитников Родины?

Ученики: «Вставайте, люди русские!» - хор из кантаты «Александр Невский» Прокофьева.



Учитель: совершенно верно. Давайте посмотрим фрагмент из замечательного фильма «Александр Невский» режиссера Сергея Эйзенштейна, в котором звучит хор «Вставайте, люди русские!». Фильм был создан в 1938 году.

Просмотр фрагмента.


Слайд 4


Учитель: познакомьтесь с работой советского живописца Павла Корина «Александр Невский», являющийся частью триптиха (произведение, состоящее из трех частей и объединенное общей темой).



Какая общая тема объединяет полотна этого триптиха?

Ученики: тема защиты Родины, исторического прошлого, веры в грядущую победу.

Учитель: триптих написан в годы Великой Отечественной войны.

Центральная фигура триптиха - новгородский князь Александр Невский, великий русский полководец, под началом которого были одержаны многочисленный победы над врагами нашего Отечества. Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападает на родную землю. И нам известны его слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.


Слайд 5


Учитель: какие черты характера и поступки присущи русскому воину?

Ученики: любовь к Родине, своему народу, мужество, героизм, доблесть, честь.

Учитель: действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой, и подтверждение этому - события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений. Хор «Вставайте, люди русские!» пели наши солдаты, шедшие на бой с фашистами, и чуть ли не ежедневно репродукторы по все стране несли призывные звуки другой могучей песни, созданной

в первые дни Великой Отечественной войны. Как называется эта песня? Кто ее написал?

Ученики: «Вставай, страна огромная», музыка Александрова.

Учитель музыки: Давайте исполним первый куплет этой песни.

Исполнение первого куплета песни «Священная война» муз. Александрова.


Слайд 6


Учитель: в годы Великой Отечественной войны у писателей, музыкантов и художников с особой силой проявилось патриотическое чувство. Они поняли, что своим искусством должны помогать народу в смертельной схватке с врагом.

Особым видом изобразительного искусства, который способствовал подъему духа наших воинов, был плакат.



Слайд 7-8


Плакат, как и вся графика военных лет, был высоко патриотичен, принципиален. Он стал как бы клятвой каждого бойца, снискал народное уважение и любовь. Благодаря громадным тиражам, плакат проникал в города, села, партизанские отряды и в тыл врага, вместе с передовыми частями Советской Армии входил в освобожденные города. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Давайте посмотрим на плакаты Великой Отечественной войны связанные с историческим прошлым нашего народа.




Учитель: в чем вы видите взаимосвязь исторических событий разных периодов нашей истории? Какие качества человеческой души воспитывают произведения музыки и изобразительного искусства?


Ученики: во все времена истории нашего Отечества проявлялись любовь к Родине, своему народу, мужество, героизм, доблесть, честь. Это было

присуще богатырям, русским воинам под предводительством Александра

Невского, великим полководцам: Суворову, Кутузову, героям Великой

Отечественной войны: Жукову, Говорову и другим.


Учитель: ребята, давайте закончим наш классный час песней о России.

Исполнение песни «Звоны Руси колокольные» музыка Константина Дерра.

Учитель: Сегодня мы совершили небольшое путешествие во времени и увидели, как музыка, изобразительное искусство, кино разными средствами выразительности изображают героическое прошлое нашей Родины, героические образы своего народа.

Мы живем с вами в культурной столице России. И музыку, прозвучавшую сегодня на классном часе, музыку Бородина, Прокофьева, музыку других композиторов, посвятивших свои произведения героическому прошлому России, вы можете послушать в Большом и Малом залах Филармонии, в зале Академической Капеллы им. Глинки и других концертных залах Санкт-Петербурга.

Живописные картины и плакаты, созданные в годы Великой Отечественной войны, вы можете увидеть в музеях нашего города: в Музее обороны и блокады Ленинграда, в Народном музее «А музы не молчали...», в мультимедийном музее, историческом парке «Россия – моя история», на выставке «Ленрезерв» и других.

Учитель: наш следующий классный час будет посвящен героическим образам Великой Отечественной войны в монументальном искусстве. Спасибо за активную работу сегодня, всего вам доброго!





Список использованных источников:

  1. Сергеева Г.П., Критская Е. Д. Музыка 5 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, Москва, «Просвещение», 2015

  2. belcanto.ru›s_borodin_2.html


  1. urok.1sept.ru›статьи/582636/Открытый урок "Богатырская музыка Бородина"


  1. infourok.ru›ss-prokofev-kantata-aleksandrnevskiy…


  1. https://zagadki-istorii.ru/plakat_vov.htmlПлакаты Великой Отечественной войны


  1. https://design.wikireading.ru/13790Ляхова Кристина Александровна. «Мастера исторической живописи. Павел Дмитриевич Корин»