СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Классный час, посвященный дню снятия блокады Ленинграда"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит материал, псвященный символам блокадного Ленинграда. Поможет классному руководителю провести классный час о блокаде Ленинграда

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Классный час, посвященный дню снятия блокады Ленинграда"»

Сценарий классного часа,

посвященного 27 января 1944 года - Дню снятия блокады Ленинграда


Звучит седьмая ленинградская симфония Д. Шостаковича


- Здравствуйте! Как известно, 2025 год объявлен Годом Защитника Отечества. Президент Российской Федерации В.В.Путин так говорил на заседании Государственного Совета, посвящённом вопросам поддержки семей в Российской Федерации, 20 декабря 2024 года:

«В следующем году мы будем отмечать 80-летие Великой Победы. В связи с этим предлагаю объявить 2025 год Годом защитника Отечества. В честь наших героев и участников специальной военной операции и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм»


- Ребята, о каком великом подвиге мы вспомним сегодня, 27 января?


Ведущий 1: 27 ЯНВАРЯ 1944 ГОДА БЫЛА СНЯТА БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА!

Главный диктор Ленинградского радио Михаил Меланед зачитал такой долгожданный приказ о снятии блокады Ленинграда.

Звучит архивная запись от 27.01.1944г. о снятии блокады (Продолжительность – 1,30 сек. с салютом)

Все вместе: И была победа, и был салют, и все, кто мог, вышли на улицы города!


Мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли, что подвиг Ленинграда – это та духовная скрепа, которая объединяет нас с теми людьми и событиями, о которых мы не имеем права забывать, иначе грош нам цена!


Ведущий 1: 872 блокадных дня…

Ведущий 2: Битва за Ленинград стала одной из решающих битв Второй мировой войны и занимает особое место в мировой военной истории не только из-за своей продолжительности, но и благодаря героической стойкости, проявленной защитниками города.

Ленинградское сражение охватило почти всю северо-западную часть страны и длилось более трёх лет.

Перед германскими войсками Гитлер поставил ряд задач, а именно: • захватить или уничтожить Балтийский военно морской, а также огромный торговый флот; • закрепить своё господство на Балтийском море и обезопасить поставки руды из портов Норвегии для германской промышленности

Ведущий 3: На защиту города Ленинграда поднялись все его жители:

  • 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения,

  • 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, на фронт и в партизанское отряды.

За время блокады на Ленинград обрушилось свыше 100 тыс. фугасных и зажигательных авиабомб,

  • фашисты выпустили 150 тыс. снарядов.

Все вместе: Более 650 (шестисот пятидесяти) тысяч ленинградцев умерло от голода.

НИКТО НЕ ЗАБЫТ, И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО.


Ведущий 4. Объявляется минута молчания.


Звучит метроном


Звук метронома стал одним из символов блокадного Ленинграда. Медленный ритм означал, что нет опасности, быстрый – ожидается бомбардировка


Сегодня мы вспомним символы блокадного Ленинграда.


Конечно, это дорога жизни – Ладожское озеро – единственный, кроме воздушного, путь снабжения Ленинграда. Эта дорога спасла многих ленинградцев. На таких машинах эвакуировали детей и стариков и привозили в город хлеб. Символ этой дороги вы видите на нашей доске.


Самый страшный символ блокады – это голод. Нормы выдачи хлеба снизились до 250 граммов для рабочих и до 125 граммов для служащих, детей и иждивенцев. Началась гуманитарная катастрофа. По разным оценкам, блокада Ленинграда унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона жителей города. Во время бомбежек погибло лишь 3% населения, 97% умерших скончались от страшного голода.


Нельзя не вспомнить Таню Савичеву, 11-летнюю ленинградку, которая стала свидетелем гибели всей своей семьи и сама умерла от голода. Её дневники на девяти маленьких листах бумаги стали свидетельством геноцида нацистов на Нюрнбергском процессе.


Послушайте отрывок из рассказа Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» в исполнении Давыдовой Алёны.


Зима 1941– 1942 года для жителей осажденного города была особенно тяжелой. Похоронные команды не успевали убирать с улиц трупы умерших от голода, холода и болезней людей. В эту зиму ленинградцы съели все, даже домашних животных, в том числе собак и кошек. Переловили и съели всех уток в парках и голубей на улицах. Ели крыс и мышей. Мальчишки с рогатками охотились на птиц и ловили в Неве мелкую и колючую рыбку колюшку. Лишь единицы домашних животных (тщательно скрываемые хозяевами) смогли пережить то страшное время. И тогда измученный город постигла новая беда — Ленинград стали наводнять крысы. Крысы процветали в голодающем городе —они просто питались трупами на улицах. Крысы начали пожирать все, что еще можно было найти съедобного; они нападали на больных и истощенных детей и стариков во сне, в городе нависла угроза эпидемий (в том числе чумы).


Кто же помог городу? О ленинградских кошках расскажет Соня


Заходя в класс, вы слышали музыку. Это седьмая, ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Её играл автор для ленинградцев в осаждённом городе 9 августа 1942 года. Немцы, которые узнали об этом, сказали: «Мы поняли, что проиграли войну».

Также играли в футбол измождённые спортсмены, выходили на сцену артисты оперетты. Все понимали, что жизнь должна продолжаться.


Ведущий 1: Сегодня мы вспомним ещё об одном из символов Блокады Ленинграда – блокадной ласточке.


Рассказывает Пастух Вика


Весной 1942 года немецкое командование заявило:

«ОТНЫНЕ ДАЖЕ ПТИЦА НЕ СМОЖЕТ ПРОЛЕТЕТЬ ЧЕРЕЗ КОЛЬЦО БЛОКАДЫ»

В ответ на заявления немецкой пропаганды многие жители Ленинграда стали носить на одежде

блокадную ласточку. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут

хороших вестей с фронта, писем от своих родных и близких, что не теряют связи со своей странной


Блокадная ласточка – это маленький жестяной значок, а на нем – ласточка с письмом в клюве.

И ВОТ ЧТО ИНТЕРЕСНО


Когда летом 1943-го года в парусине шпиля

Адмиралтейства обнаружили жилые гнёзда ласточек, для жителей

блокадного Ленинграда это стало еще одним знаком: ЖИЗНЬ

ПРОДОЛЖАЕТСЯ!





Ведущий 4:

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна —

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.


Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

-------------------------------------

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.


…Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!


Чтобы к жизни, вставшей за словами,

к правде, влитой в каждую строку,

совестью припасть бы, как устами

в раскаленный полдень — к роднику.


Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?


Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь, тоскует: где ж ответ?


Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны…


О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было, - даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне…


(Ольга Бергггольц — Блокадная ласточка, 1945)



Ведущий 2: Объявляется акция «Блокадная ласточка» НАПИШИТЕ письмо своему сверстнику в Блокадный Ленинград, найдите те самые главные слова поддержки для ребят блокадного Ленинграда. И примите участие в оформлении инсталляции «Блокадная ласточка», для этого каждому классу нужно раздать листовки с символом блокадной ласточки и историями блокадных дней, а также трафареты блокадной ласточки.


Мы вспомнили лишь несколько трагических страниц блокады. Может, что-то вы еще добавите?



Ребята, я хотела бы спросить: в чем же было стратегическое значение обороны Ленинграда?


Кирилл:

Оборона Ленинграда спасла Балтийский флот, не дала врагу прорваться на просторы северной России, закрыла ему путь на Москву с Севера.

Город не просто находился в осаде и терпел лишения, а боролся с врагом на одном из важнейших стратегических направлений, выстоял и победил.




Лера

Мне повезло, я позже родилась,
Не надо мной в осколки небо рвалось,
Когда Земля под взрывами тряслась,
Не я в бомбоубежище кидалась,
 
Не мне ночами снился теплый хлеб,
Сводя с ума до судорог голодных,
И не за мной тянулся черный след
На том снегу от санок похоронных.
 
Писала на листочках свой дневник
Не я ручонкой, скованной страданьем,
Где сохранился этот детский крик -
"Все умерли. Одна осталась Таня"
 
Так почему же, в сытости, тепле
Меня тревожит эта боль чужая
Отдавших жизнь за то, чтоб на Земле
Под этим небом я была - живая?
 
Какую жертву надо принести,
Какую цену заплатить - не знаю,
Чтоб девочку голодную спасти,
Хоть коркой хлеба удержать у края?

Отсчитывает время метроном,
Он будит мир минутами молчанья.
- Не допусти беды в свой светлый дом,
Не допусти! - я слышу голос Тани...



Ребята, чем же стал для нас блокадный Ленинград?