СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Классный час «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность профессиональной ориентации школьников на сегодняшний день сложно переоценить. Государство нуждается в профессиональных кадрах, а социальные тренды ориентированы на личную удовлетворенность трудом. В такой ситуации возникает излишняя конкуренция в популярных профессиональных областях и ощущается недостаток специалистов иных сфер.

Отличительной особенностью учеников 9 класса, является то, что именно в этот период обучения в школе стоит сложная задача - самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее. Этот выбор должен соответствовать не только современным тендециям, но и личным интересам ученика. Подросткам важно осознать свои интересы и способности, определить место в обществе. Благодаря классному часу «Твой профессиональный инсайт» у них появляется такая возможность – они не только осознают тот путь, который выбирают, но и визуально представляют его, создавая и презентуя своего героя.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Классный час «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ».»

Профессиональный конкурс педагогического мастерства

и общественного признания

«ПЕДАГОГ ГОДА УДМУРТИИ 2022»






Методическая разработка.

Классный час

«ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ».






Автор: учитель МБОУ

Юкаменской СОШ

Малых Диана Игоревна











с. Юкаменское, 2022

1. Пояснительная записка.

    1. Тематическое направление: профессиональная ориентация.

    2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:

Актуальность профессиональной ориентации школьников на сегодняшний день сложно переоценить. Государство нуждается в профессиональных кадрах, а социальные тренды ориентированы на личную удовлетворенность трудом. В такой ситуации возникает излишняя конкуренция в популярных профессиональных областях и ощущается недостаток специалистов иных сфер.

Отличительной особенностью учеников 9 класса, является то, что именно в этот период обучения в школе стоит сложная задача - самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее. Этот выбор должен соответствовать не только современным тендециям, но и личным интересам ученика. Подросткам важно осознать свои интересы и способности, определить место в обществе. Благодаря классному часу «Твой профессиональный инсайт» у них появляется такая возможность – они не только осознают тот путь, который выбирают, но и визуально представляют его, создавая и презентуя своего героя.

    1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 9 класс (15-16 лет).

    2. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: Одним из приоритетных направлений воспитательной работы классного руководителя является профориентационная деятельность. Именно классный руководитель знает практически всё о своих учениках. Он, сотрудничая с учителями - предметниками, получает информацию об интересе к предмету, знает, кто из ребят увлекается техническим моделированием, кто заинтересован растениями и микромиром, а кто с интересом работает на уроках музыки. Классный руководитель может анализировать сохранение того или иного интереса ученика, поэтому одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеурочной деятельности.

Не стоит забывать о том, что классный руководитель тесно сотрудничает и с родителями учеников.

    1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия :

Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях.

Задачи:

  • способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии;

  • содействовать осознанию своих интересов, склонностей, способностей и черт характера;

  • развить навыки самопознания и саморазвития ;

  • информировать родителей о результатах занятия.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии;

  • составление личного профессионального портрета;

  • наличие мотивации к самобразованию и самоопределению;

Предметные:

  • понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального портрета;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения.

Метaпредметные:

  • умение самопрезентации;

  • умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями;

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально;

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально.

    1. Форма проведения воспитательного мероприятия: игровой тренинг. Данная форма позволяет совмещать как индивидуальную работу с учениками, так и коллективную. Помимо этого игротренинг способствует организации сотрудничества и совместной деятельности, развивает умение самопрезентации.

    2. Педагогические технологии/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:

Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества.

Методы:

По источнику получения знаний: наглядные, практические.

По характеру познавательной деятельности: продуктивные, поисковые, проблемные.

По стимулированию познавательной деятельности: метод эмоционального стимулирования, методы формирования ответственности и обязательности.

Примы: авторский прием «Инсайт». Благодаря тому, что данный прием построен на основе психологического артметода, он способен затрагивать глубокие бессознательные установки учеников. А также оказывает помощь в осознании своих стремлений. Применение рисунков, в данном случае личностного портрета, основано на принципе проекции, на вынесении вовне своих переживаний, представлений, желаний. Когда ученик рисует тот или иной объект, он невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему.

    1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Кадровые: классный руководитель, учителя - предметники.

Материально-технические: ПК учителя, приложение на смартфоне учителя «Plickers», карточки с QR- кодом «Plickers», ПК для каждого ученика, интернет, проектор или экран, музыкальное оборудование, ватман, бумага, скотч, клей, ножницы, фломастеры.

Информационные:

      1. Онлайн - тест «Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)».

https://careertest.ru/tests/ddo-klimov/

      1. Сайт приложения «Plickers».

https://get.plickers.com/


    1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:

Данную методическую разработку целесообразно использовать для учеников 9 - 11 классов, так как она помогает актуализировать процесс профессионального самоопределения учеников и более осознанно подходить к профессиональному выбору.

Кроме того, методика дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и находить пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Результаты деятельности можно озвучить на родительском собрании.


2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:

Данный классный час предполагает использование информационно - коммуникативных технологий, поэтому нужно заранее подготовить ПК ученикам: проверить соединение с интернетом, скачать на каждый ПК ссылку с онлайн — тестом «Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)».

Подключить проектор или экран к ПК для демонстрации презентации. Проверить аудио систему.

Классный руководитель должен заранее зарегистрироваться на сайте Plickers, создать на сайте вопросы и распечатать карточки с QR- кодом, с помощью которых ученики будут давать ответы (Приложение №1 ).

Вторая часть занятия отведена созданию города Х. Поэтому следует подготовить вторую рабочую область, где с помощью ватмана, скотча, ножниц, фломастеров строится город. Этот город, как макет нашей страны, включает в себя все профессиональные сферы.

Каждая сфера изготавливается в соответствии с её атрибутикой: офисы — небоскребы, заводы/фирмы — большие строения, детские сады — уютные домики и т. д. (Приложение №2). Классному руководителю можно схематически разделить макет города на отрасли, разбить парк, проложить реку, а ученики, с помощью имеющихся материалов, сами украсят город и построят дома, затем ученики изобразят себя в будущем на бумаге. После знакомства друг с другом и выбора профессии жители займут свои рабочие места в городе X.

Для реализации поставленных целей данного мероприятия целесообразно создавать город Х в группах до 6 человек.



    1. Описание проведения воспитательного мероприятия:

СЦЕНАРИЙ

классного часа «Твой профессиональный инсайт».

1. Мотивация деятельности:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Мы сегодня собрались для того, чтобы поразмышлять над очень важным, проблемным вопросом. Каким? Вы догадаетесь сами, посмотрев на экран. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл данного высказывания и о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Слайд 1.

Ученики рассуждают и отвечают на вопрос.

Учитель: Проанализировав высказывания К.Д. Ушинского, мы осознаем, что каждому человеку нужно найти своё назначение в жизни и своё призвание. Это необходимо для успешной и счастливой жизни. Именно поэтому так важно правильно определиться с будущей профессией.

Ребята, вы уже девятиклассники, а это значит, что в этом учебном году вы получите свой первый документ об образовании - аттестат. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь.

Ваша задача на этапе выбора заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

1.Интересна и привлекательна для Вас (хочу);

2.Соответствует Вашим способностям (могу);

3.Пользуется спросом на рынке труда (надо).

Слайд 2.

Найдя «золоту середину» этих трёх правил, вы сделаете правильный выбор.

      1. Актуализация знаний:

Учитель: Ребята, в современном мире существует множество профессий и вы уже знаете, что все профессии можно разделить на 5 типов, в зависимости от предмета труда. Давайте вместе с вами вспомним, какие они бывают.

На экране вы можете увидеть вопросы и варианты ответов. Также , на вашем столе вы видите карточки с QR-кодом:

Р
ис. 1

У каждой карточки 4 стороны: A, B, C, D — это варианты ответа. Вы показываете мне карточку, развернув ее QR-кодом ко мне и подняв сторону, соответствующую правильному ответу вверх. Например, если вы думаете, что правильный ответ будет под буквой B, то переворачиваете карточку так, чтобы сверху была буква В. Итак, смотрим на экран и с помощью карточек отвечаем на вопросы. А я с помощью своего телефона буду сразу сканировать ваши ответы и говорить правильно ли вы ответили.

Ученики отвечают на вопросы, учитель сразу сканирует ответы.

1 вопрос: Представители этого типа профессий работают с техническими объектами (машины, механизмы), материалами, видами энергии. От работника требуются точность, определенность действий. Примеры профессий: столяр, техник-металлург, инженер, архитектор, электрик, строитель, сборщик компьютеров др.

A. Человек - природа

B. Человек - техника

C. Человек - человек

D. Человек - знаковая система

Слайд 3.

2 вопрос: Эти профессии, связанны с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Примеры профессий: зоотехник, семеновод, кинолог, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и др.

A. Человек - человек

B. Человек - техника

C. Человек - природа

D. Человек -художественный образ

Слайд 4.

3 вопрос: Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения. Пример профессий: артист, музыкант, художник, дизайнер, резчик по камню и др.

A. Человек - природа

B. Человек - техника

C. Человек - знаковая система

D. Человек -художественный образ

Слайд 5.

4 вопрос: В этих профессиях главный, ведущий предмет труда - люди.

Примеры профессий: учитель, врач, психолог, парикмахер, менеджер, экскурсовод.

A. Человек - знаковая система

B. Человек - техника

C. Человек - человек

D. Человек -художественный образ

Слайд 6.

5 вопрос: Профессии данного типа связаны с условными знаками, цифрами, кодами.

A. Человек - знаковая система

B. Человек - техника

C. Человек - природа

D. Человек - художественный образ

Слайд 7.

Учитель: Молодцы ребята! Мы с вами вспомнили какие типы профессий бывают. А сейчас самое время узнать к какому типу профессий относитесь вы!

Для этого вам нужно пройти онлайн - тест. Посмотрите, пожалуйста, на рабочем столе в вашего компьютера есть текстовый документ под названием «Онлайн - тест». Откройте его и скопируйте данную ссылку. Затем откройте браузер и вставьте ссылку в адресную строку. В итоге у вас должна открыться вот такая страница:

Слайд 8.




Рис.2

Спускаемся чуть ниже и начинаем отвечать на вопросы. Я даю вам на это 8-10 минут, начинаем.

Ученики проходят онлайн - тест. После прохождения теста обсуждаем полученные результаты.

Учитель: Ребята, теперь вы знаете, к какому типу профессий у вас есть расположенность. Кто-то в очередной раз убедился, а для кого-то наоборот появился повод задуматься о той, или иной профессии.

      1. Практическая часть.

Учитель: Сейчас я предлагаю поделиться вам на группы. На вашем ПК наклеен стикер: синий, желтый и красный. В соответствии с цветами поделитесь, пожалуйста, на группы и перейдите в нашу следующую рабочую зону, присаживайтесь за стол.

Ученики делятся на группы по 5-6 человек, рассаживаются за стол, где приготовлены заготовки для следующего задания.

Учитель: Сейчас каждой подгруппе нужно подготовить макет нашего будущего города X. Ваша задача - за следующие 20 минут представить все 5 профессиональных сфер в нашем городе X.

На ватмане постройте здания и сооружения, относящиеся к той или иной сфере и обустройте прилегающую территорию. Можно делать по шаблонам, но вы можете построить что-то по своему усмотрению. Какие есть вопросы?

В течение 20 минут ученики «строят» дома и обустраивают свой город. Учитель помогает участникам. На данном этапе задача учителя - помочь тем, кто испытывает затруднение по причине малой осведомленности о сфере, нужно углубить их знания.

Учитель: Молодцы, ребята, вы проделали большую работу. Сейчас мы сделаем упражнение, которое перенесет вас в будущее. Закройте глаза, и спокойно подышите.

Учитель включает спокойное подходящее музыкальное сопровождение. Не громко

Сделайте спокойный глубокий вдох...выдох. Продолжайте следить за дыханием и представляйте, как воздух наполняет каждую клеточку вашего тела. А само тело при этом становится расслабленное и легкое.

Представьте, что время ускорило свой ход. Вам уже не 15 - 16 лет, вы выпускники школы, стали выше, взрослее. А время продолжает бежать - вы поступили в университет, стали студентами, и вот вам уже 23-30 лет, а кому-то, возможно, и больше. Выпрямите спину, расправьте плечи, и представьте, что вы взрослые люди, у которых уже есть своя работа. Кто-то из вас работает в большой фирме, кто-то врач или учитель, кто-то работает неполный рабочий день. Но у всех у вас есть обязательно свое дело, которым вы заняты. Представьте, как вы выглядите, во что вы одеты. Подумайте о том, как к вам обращаются коллеги.

А теперь я предлагаю вернутся в класс, медленно открывайте глаза и нарисуйте себя в будущем, таким, каким сейчас вы себя представили. Уделите внимание тому, как вы выглядите, во что одеты. Пока рисуете, подумайте, в какую из построенных отраслей вы хотите пойти работать. На эту работу я вам даю 15 минут.

Ученики изображают себя на бумаге. Вырезают свои фигурки и раскрашивают их.

Учитель: Замечательно! Ребята, мы знаем, что все люди нуждаются в общении, особенно в таком большом городе, который мы строим. Перед тем как ваши герои найдут свое место в городе, давайте познакомим их друг с другом.

Задача каждой группы - познакомиться и узнать новое о своем собеседнике. К примеру, Вы берете своего героя и говорите: «Привет! Я Оля! Мне 27 лет, я работаю врачом. Я активная, люблю спорт и танцевать». Ваша задача немного рассказать о себе. Другие участники могут задавать интересующие вопросы, связанные с профессиональной деятельностью собеседника.

Ученики знакомятся с новыми героями.

Учитель: А теперь пришло время заселить наш город X. Приготовьте для своих героев основу, чтобы они могли уверенно стоят в нашем городе.

Ученики делают основу. В это время учитель берет макеты городов X и ставит их на видное место.

Учитель: Итак, сейчас я буду называть сферы деятельности. Если ваш герой работает в данной сфере, то вы выбираете место своей работы и устанавливаете туда человечка, а остальные в группе должны назвать им героя и его профессию.

Ученики поочередно устанавливают своих героев на макет города X.

4. Рефлексия

Учитель: Посмотрите, какие прекрасные города у нас получились! Ребята, возьмите, пожалуйста, чистые листочки и напишите:

      1. Ободряющие слова для своего героя

      2. Что нового ты узнал для себя

      3. Что нового ты у знал о себе

Ученики пишут. Можно обсуждать с учителем.

Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня мы замечательно поработали. Поиски себя и своего призвания - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Но я надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам с выбором профессии! Спасибо за участие, желаю, чтобы солнце всегда освещало ваш путь и помогало строить вашу жизнь. До свидания!



Список литературы:

      1. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. Учебно-методическое пособие. – Москва-Воронеж, 2003.

      2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

      3. Оценка проведения рисуночных методик. [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/promet/00028.htm

      4. Инструкция по работе с сервисом Plickers. [Электронный ресурс]. URL: https://ikt.ipk74.ru/upload/iblock/38c/38c327a8a55fbdacf70d473b8ff39c29.pdf









Приложения

Приложение №1.

Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь от класса (аудитории родителей, слушателей), мобильные голосования и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему материалу, мгновенный учет посещаемости занятия. Работа с мобильным приложением отнимает не более нескольких минут. Получение результатов опроса происходит на занятии без длительной проверки. Наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.

Полную инструкцию по работе с сервисом можно найти на сайте: https://ikt.ipk74.ru/upload/iblock/38c/38c327a8a55fbdacf70d473b8ff39c29.pdf



Приложение №2.

Шаблоны для построения города.