Профессиональный конкурс педагогического мастерства
и общественного признания
«ПЕДАГОГ ГОДА УДМУРТИИ 2022»
Методическая разработка.
Классный час
«ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНСАЙТ».
Автор: учитель МБОУ
Юкаменской СОШ
Малых Диана Игоревна
с. Юкаменское, 2022
1. Пояснительная записка.
Тематическое направление: профессиональная ориентация.
Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:
Актуальность профессиональной ориентации школьников на сегодняшний день сложно переоценить. Государство нуждается в профессиональных кадрах, а социальные тренды ориентированы на личную удовлетворенность трудом. В такой ситуации возникает излишняя конкуренция в популярных профессиональных областях и ощущается недостаток специалистов иных сфер.
Отличительной особенностью учеников 9 класса, является то, что именно в этот период обучения в школе стоит сложная задача - самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее. Этот выбор должен соответствовать не только современным тендециям, но и личным интересам ученика. Подросткам важно осознать свои интересы и способности, определить место в обществе. Благодаря классному часу «Твой профессиональный инсайт» у них появляется такая возможность – они не только осознают тот путь, который выбирают, но и визуально представляют его, создавая и презентуя своего героя.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 9 класс (15-16 лет).
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя: Одним из приоритетных направлений воспитательной работы классного руководителя является профориентационная деятельность. Именно классный руководитель знает практически всё о своих учениках. Он, сотрудничая с учителями - предметниками, получает информацию об интересе к предмету, знает, кто из ребят увлекается техническим моделированием, кто заинтересован растениями и микромиром, а кто с интересом работает на уроках музыки. Классный руководитель может анализировать сохранение того или иного интереса ученика, поэтому одна из задач классного руководителя – выявлять и поддерживать интерес к различным учебным предметам, побуждать к самостоятельной работе по изучению интересующей сферы деятельности, вовлекать детей в различные виды внеурочной деятельности.
Не стоит забывать о том, что классный руководитель тесно сотрудничает и с родителями учеников.
Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия :
Цель: актуализация процесса профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях.
Задачи:
способствовать развитию у учащихся интереса к выбору будущей профессии;
содействовать осознанию своих интересов, склонностей, способностей и черт характера;
развить навыки самопознания и саморазвития ;
информировать родителей о результатах занятия.
Планируемые результаты:
Личностные:
самостоятельность и личная ответственность за выбор дальнейшей профессии;
составление личного профессионального портрета;
наличие мотивации к самобразованию и самоопределению;
Предметные:
понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального портрета;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения.
Метaпредметные:
умение самопрезентации;
умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально.
Форма проведения воспитательного мероприятия: игровой тренинг. Данная форма позволяет совмещать как индивидуальную работу с учениками, так и коллективную. Помимо этого игротренинг способствует организации сотрудничества и совместной деятельности, развивает умение самопрезентации.
Педагогические технологии/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов:
Технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология проектной деятельности, педагогика сотрудничества.
Методы:
По источнику получения знаний: наглядные, практические.
По характеру познавательной деятельности: продуктивные, поисковые, проблемные.
По стимулированию познавательной деятельности: метод эмоционального стимулирования, методы формирования ответственности и обязательности.
Примы: авторский прием «Инсайт». Благодаря тому, что данный прием построен на основе психологического артметода, он способен затрагивать глубокие бессознательные установки учеников. А также оказывает помощь в осознании своих стремлений. Применение рисунков, в данном случае личностного портрета, основано на принципе проекции, на вынесении вовне своих переживаний, представлений, желаний. Когда ученик рисует тот или иной объект, он невольно, а иногда и сознательно, передает свое отношение к нему.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Кадровые: классный руководитель, учителя - предметники.
Материально-технические: ПК учителя, приложение на смартфоне учителя «Plickers», карточки с QR- кодом «Plickers», ПК для каждого ученика, интернет, проектор или экран, музыкальное оборудование, ватман, бумага, скотч, клей, ножницы, фломастеры.
Информационные:
Онлайн - тест «Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)».
https://careertest.ru/tests/ddo-klimov/
Сайт приложения «Plickers».
https://get.plickers.com/
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей:
Данную методическую разработку целесообразно использовать для учеников 9 - 11 классов, так как она помогает актуализировать процесс профессионального самоопределения учеников и более осознанно подходить к профессиональному выбору.
Кроме того, методика дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и находить пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
Результаты деятельности можно озвучить на родительском собрании.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:
Данный классный час предполагает использование информационно - коммуникативных технологий, поэтому нужно заранее подготовить ПК ученикам: проверить соединение с интернетом, скачать на каждый ПК ссылку с онлайн — тестом «Дифференциально - диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО)».
Подключить проектор или экран к ПК для демонстрации презентации. Проверить аудио систему.
Классный руководитель должен заранее зарегистрироваться на сайте Plickers, создать на сайте вопросы и распечатать карточки с QR- кодом, с помощью которых ученики будут давать ответы (Приложение №1 ).
Вторая часть занятия отведена созданию города Х. Поэтому следует подготовить вторую рабочую область, где с помощью ватмана, скотча, ножниц, фломастеров строится город. Этот город, как макет нашей страны, включает в себя все профессиональные сферы.
Каждая сфера изготавливается в соответствии с её атрибутикой: офисы — небоскребы, заводы/фирмы — большие строения, детские сады — уютные домики и т. д. (Приложение №2). Классному руководителю можно схематически разделить макет города на отрасли, разбить парк, проложить реку, а ученики, с помощью имеющихся материалов, сами украсят город и построят дома, затем ученики изобразят себя в будущем на бумаге. После знакомства друг с другом и выбора профессии жители займут свои рабочие места в городе X.
Для реализации поставленных целей данного мероприятия целесообразно создавать город Х в группах до 6 человек.
Описание проведения воспитательного мероприятия:
СЦЕНАРИЙ
классного часа «Твой профессиональный инсайт».
1. Мотивация деятельности:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Мы сегодня собрались для того, чтобы поразмышлять над очень важным, проблемным вопросом. Каким? Вы догадаетесь сами, посмотрев на экран. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете смысл данного высказывания и о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Слайд 1.
Ученики рассуждают и отвечают на вопрос.
Учитель: Проанализировав высказывания К.Д. Ушинского, мы осознаем, что каждому человеку нужно найти своё назначение в жизни и своё призвание. Это необходимо для успешной и счастливой жизни. Именно поэтому так важно правильно определиться с будущей профессией.
Ребята, вы уже девятиклассники, а это значит, что в этом учебном году вы получите свой первый документ об образовании - аттестат. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь.
Ваша задача на этапе выбора заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
1.Интересна и привлекательна для Вас (хочу);
2.Соответствует Вашим способностям (могу);
3.Пользуется спросом на рынке труда (надо).
Слайд 2.
Найдя «золоту середину» этих трёх правил, вы сделаете правильный выбор.
Актуализация знаний:
Учитель: Ребята, в современном мире существует множество профессий и вы уже знаете, что все профессии можно разделить на 5 типов, в зависимости от предмета труда. Давайте вместе с вами вспомним, какие они бывают.
На экране вы можете увидеть вопросы и варианты ответов. Также , на вашем столе вы видите карточки с QR-кодом:
Р
ис. 1
У каждой карточки 4 стороны: A, B, C, D — это варианты ответа. Вы показываете мне карточку, развернув ее QR-кодом ко мне и подняв сторону, соответствующую правильному ответу вверх. Например, если вы думаете, что правильный ответ будет под буквой B, то переворачиваете карточку так, чтобы сверху была буква В. Итак, смотрим на экран и с помощью карточек отвечаем на вопросы. А я с помощью своего телефона буду сразу сканировать ваши ответы и говорить правильно ли вы ответили.
Ученики отвечают на вопросы, учитель сразу сканирует ответы.
1 вопрос: Представители этого типа профессий работают с техническими объектами (машины, механизмы), материалами, видами энергии. От работника требуются точность, определенность действий. Примеры профессий: столяр, техник-металлург, инженер, архитектор, электрик, строитель, сборщик компьютеров др.
A. Человек - природа
B. Человек - техника
C. Человек - человек
D. Человек - знаковая система
Слайд 3.
2 вопрос: Эти профессии, связанны с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Примеры профессий: зоотехник, семеновод, кинолог, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
A. Человек - человек
B. Человек - техника
C. Человек - природа
D. Человек -художественный образ
Слайд 4.
3 вопрос: Здесь главный, ведущий предмет труда -художественный образ, способы его построения. Пример профессий: артист, музыкант, художник, дизайнер, резчик по камню и др.
A. Человек - природа
B. Человек - техника
C. Человек - знаковая система
D. Человек -художественный образ
Слайд 5.
4 вопрос: В этих профессиях главный, ведущий предмет труда - люди.
Примеры профессий: учитель, врач, психолог, парикмахер, менеджер, экскурсовод.
A. Человек - знаковая система
B. Человек - техника
C. Человек - человек
D. Человек -художественный образ
Слайд 6.
5 вопрос: Профессии данного типа связаны с условными знаками, цифрами, кодами.
A. Человек - знаковая система
B. Человек - техника
C. Человек - природа
D. Человек - художественный образ
Слайд 7.
Учитель: Молодцы ребята! Мы с вами вспомнили какие типы профессий бывают. А сейчас самое время узнать к какому типу профессий относитесь вы!
Для этого вам нужно пройти онлайн - тест. Посмотрите, пожалуйста, на рабочем столе в вашего компьютера есть текстовый документ под названием «Онлайн - тест». Откройте его и скопируйте данную ссылку. Затем откройте браузер и вставьте ссылку в адресную строку. В итоге у вас должна открыться вот такая страница:
Слайд 8.
Рис.2
Спускаемся чуть ниже и начинаем отвечать на вопросы. Я даю вам на это 8-10 минут, начинаем.
Ученики проходят онлайн - тест. После прохождения теста обсуждаем полученные результаты.
Учитель: Ребята, теперь вы знаете, к какому типу профессий у вас есть расположенность. Кто-то в очередной раз убедился, а для кого-то наоборот появился повод задуматься о той, или иной профессии.
Практическая часть.
Учитель: Сейчас я предлагаю поделиться вам на группы. На вашем ПК наклеен стикер: синий, желтый и красный. В соответствии с цветами поделитесь, пожалуйста, на группы и перейдите в нашу следующую рабочую зону, присаживайтесь за стол.
Ученики делятся на группы по 5-6 человек, рассаживаются за стол, где приготовлены заготовки для следующего задания.
Учитель: Сейчас каждой подгруппе нужно подготовить макет нашего будущего города X. Ваша задача - за следующие 20 минут представить все 5 профессиональных сфер в нашем городе X.
На ватмане постройте здания и сооружения, относящиеся к той или иной сфере и обустройте прилегающую территорию. Можно делать по шаблонам, но вы можете построить что-то по своему усмотрению. Какие есть вопросы?
В течение 20 минут ученики «строят» дома и обустраивают свой город. Учитель помогает участникам. На данном этапе задача учителя - помочь тем, кто испытывает затруднение по причине малой осведомленности о сфере, нужно углубить их знания.
Учитель: Молодцы, ребята, вы проделали большую работу. Сейчас мы сделаем упражнение, которое перенесет вас в будущее. Закройте глаза, и спокойно подышите.
Учитель включает спокойное подходящее музыкальное сопровождение. Не громко
Сделайте спокойный глубокий вдох...выдох. Продолжайте следить за дыханием и представляйте, как воздух наполняет каждую клеточку вашего тела. А само тело при этом становится расслабленное и легкое.
Представьте, что время ускорило свой ход. Вам уже не 15 - 16 лет, вы выпускники школы, стали выше, взрослее. А время продолжает бежать - вы поступили в университет, стали студентами, и вот вам уже 23-30 лет, а кому-то, возможно, и больше. Выпрямите спину, расправьте плечи, и представьте, что вы взрослые люди, у которых уже есть своя работа. Кто-то из вас работает в большой фирме, кто-то врач или учитель, кто-то работает неполный рабочий день. Но у всех у вас есть обязательно свое дело, которым вы заняты. Представьте, как вы выглядите, во что вы одеты. Подумайте о том, как к вам обращаются коллеги.
А теперь я предлагаю вернутся в класс, медленно открывайте глаза и нарисуйте себя в будущем, таким, каким сейчас вы себя представили. Уделите внимание тому, как вы выглядите, во что одеты. Пока рисуете, подумайте, в какую из построенных отраслей вы хотите пойти работать. На эту работу я вам даю 15 минут.
Ученики изображают себя на бумаге. Вырезают свои фигурки и раскрашивают их.
Учитель: Замечательно! Ребята, мы знаем, что все люди нуждаются в общении, особенно в таком большом городе, который мы строим. Перед тем как ваши герои найдут свое место в городе, давайте познакомим их друг с другом.
Задача каждой группы - познакомиться и узнать новое о своем собеседнике. К примеру, Вы берете своего героя и говорите: «Привет! Я Оля! Мне 27 лет, я работаю врачом. Я активная, люблю спорт и танцевать». Ваша задача немного рассказать о себе. Другие участники могут задавать интересующие вопросы, связанные с профессиональной деятельностью собеседника.
Ученики знакомятся с новыми героями.
Учитель: А теперь пришло время заселить наш город X. Приготовьте для своих героев основу, чтобы они могли уверенно стоят в нашем городе.
Ученики делают основу. В это время учитель берет макеты городов X и ставит их на видное место.
Учитель: Итак, сейчас я буду называть сферы деятельности. Если ваш герой работает в данной сфере, то вы выбираете место своей работы и устанавливаете туда человечка, а остальные в группе должны назвать им героя и его профессию.
Ученики поочередно устанавливают своих героев на макет города X.
4. Рефлексия
Учитель: Посмотрите, какие прекрасные города у нас получились! Ребята, возьмите, пожалуйста, чистые листочки и напишите:
Ободряющие слова для своего героя
Что нового ты узнал для себя
Что нового ты у знал о себе
Ученики пишут. Можно обсуждать с учителем.
Учитель: Ребята, вы большие молодцы! Сегодня мы замечательно поработали. Поиски себя и своего призвания - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Но я надеюсь, что сегодняшнее занятие поможет вам с выбором профессии! Спасибо за участие, желаю, чтобы солнце всегда освещало ваш путь и помогало строить вашу жизнь. До свидания!
Список литературы:
Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. Учебно-методическое пособие. – Москва-Воронеж, 2003.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).
Оценка проведения рисуночных методик. [Электронный ресурс]. URL: http://psylist.net/promet/00028.htm
Инструкция по работе с сервисом Plickers. [Электронный ресурс]. URL: https://ikt.ipk74.ru/upload/iblock/38c/38c327a8a55fbdacf70d473b8ff39c29.pdf
Приложения
Приложение №1.
Plickers позволяет реализовать быструю обратную связь от класса (аудитории родителей, слушателей), мобильные голосования и фронтальные опросы во время учебного занятия по пройденному или текущему материалу, мгновенный учет посещаемости занятия. Работа с мобильным приложением отнимает не более нескольких минут. Получение результатов опроса происходит на занятии без длительной проверки. Наличие смартфонов или компьютеров обучающимся не требуется.
Полную инструкцию по работе с сервисом можно найти на сайте: https://ikt.ipk74.ru/upload/iblock/38c/38c327a8a55fbdacf70d473b8ff39c29.pdf
Приложение №2.
Шаблоны для построения города.