СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Компьютерная зависимость у младших школьников и пути ее преодоления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта методическая разработка была разработана в помощь учителям начальных классов и родителям, столкнувшимся с проблемой "компьютерная зависимость"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Компьютерная зависимость у младших школьников и пути ее преодоления"»

 Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости младших школьников   Арск, 2016

Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости младших школьников

Арск, 2016

Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир? наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого; отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств. реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира; возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток; возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.

Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир?

  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств.
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.

Типы зависимости

Компьютерная зависимость у человека возникает тогда, когда идет постоянная стимуляция участка мозга, который отвечает за удовольствие. Когда проводились исследования на лабораторных крысах, большая часть из них погибла, потому что они отказались от пищи в угоду удовольствию. Зависимость не возникает спонтанно, она месяцами накапливается.

Зависимость от компьютера бывает двух видов:

1. От интернета. О ней можно говорить тогда, когда ребенок находится в сети больше 12 часов в сутки. Там же заводит знакомства, общается. Обычно это люди с неуравновешенной психикой, которым все равно, что чувствуют близкие. Главные симптомы болезни: человек увеличивает продолжительность общения в сети, с нетерпением ждет, когда сможет снова включить компьютер, постоянно проверяет, не пришло ли письмо на электронную почту, тратит много денег на покупки в интернете.

2. От компьютерных игр. Признаки этой зависимости: от игры за компьютером улучшается настроение, не хочется отвлекаться на другие дела. А если кто-то отвлек такого человека, то в ответ получит агрессию, заставить делать домашние дела практически невозможно.

Симптомы компьютерной зависимости: потеря контроля над временем, проведенным за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия, важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается, ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.

Симптомы компьютерной зависимости:

  • потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,
  • утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
  • оправдание собственного поведения и пристрастия,
  • важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,
  • ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.
Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья: нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза») опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки) пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой) общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.

Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:

  • нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
  • опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
  • пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)
  • общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
Профилактика В наш век компьютерных технологий стал актуален вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье ребёнка. Как правило, компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.

Профилактика

В наш век компьютерных технологий стал актуален вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье ребёнка.

Как правило, компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.

Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.

Есть еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной графики). Использование увлечения ребенка с целью его обучения и развития. Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость? Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние. Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы — семейный совет.

Есть еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной графики). Использование увлечения ребенка с целью его обучения и развития.

Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость?

Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние.

Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы — семейный совет.

Рекомендации родителям Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться. Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов ребенка. Поощряйте его творческие начинания от увлечения до катания на лыжах. Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера. Используйте компьютер в качестве помощника в совместном досуговом творчестве, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой. Не забывайте, что одиночество – повод и основание для ухода в виртуальный мир. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок». Приобщайте к домашним обязанностям. Культивируйте семейное чтение Играйте в настольные и другие игры с детьми, приобщайте к играм своего детства.

Рекомендации родителям

  • Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
  • Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов ребенка.
  • Поощряйте его творческие начинания от увлечения до катания на лыжах.
  • Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера.
  • Используйте компьютер в качестве помощника в совместном досуговом творчестве, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
  • Не забывайте, что одиночество – повод и основание для ухода в виртуальный мир.
  • Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
  • Приобщайте к домашним обязанностям.
  • Культивируйте семейное чтение
  • Играйте в настольные и другие игры с детьми, приобщайте к играм своего детства.
Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни и как с ними можно справиться. Не идите путем насилия, не вводите строгих ограничений и запретов, это может привести к кардинальным поступкам. Следите за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение. Учите планировать заранее список дел и занятий на следующий день. Учите ребенка уделять больше времени семье, родителям, не держать в себе сомнение, раздражение, обиды, несущие разрушительный характер. Закаливание, водные процедуры, занятия общественно-полезным трудом дадут положительный заряд вашему ребенку.
  • Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом.
  • Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
  • Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни и как с ними можно справиться.
  • Не идите путем насилия, не вводите строгих ограничений и запретов, это может привести к кардинальным поступкам.
  • Следите за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение.
  • Учите планировать заранее список дел и занятий на следующий день.
  • Учите ребенка уделять больше времени семье, родителям, не держать в себе сомнение, раздражение, обиды, несущие разрушительный характер.
  • Закаливание, водные процедуры, занятия общественно-полезным трудом дадут положительный заряд вашему ребенку.
Если данные меры оказались недостаточной, рекомендуется обратиться к психологу. Психотерапия с такими детьми обычно состоит из трех этапов: индивидуальное обучение контролю над желанием включить компьютер и погрузиться в виртуальный мир; коррекция семейных отношений; создание индивидуальной программы по нормализации учебы и восстановлению социальных связей со сверстниками.

Если данные меры оказались недостаточной, рекомендуется обратиться к психологу. Психотерапия с такими детьми обычно состоит из трех этапов:

  • индивидуальное обучение контролю над желанием включить компьютер и погрузиться в виртуальный мир;
  • коррекция семейных отношений;
  • создание индивидуальной программы по нормализации учебы и восстановлению социальных связей со сверстниками.
Правила для объяснения детям: 1. Определите своё место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке. 2. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям  реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель. 3. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни.

Правила для объяснения детям:

1. Определите своё место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке.

2. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям  реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель.

3. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни.

4. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер. 5. Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия». 6. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях.  

4. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер.

5. Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия».

6. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях.  

Желаем, чтобы Вы и Ваш ребенок не сталкивались с данной проблемой. Уделяйте больше времени своему ребенку. И не забывайте слова Пабло Пикассо: « Компьютеры бесполезны. Все, что они могут нам дать, — это ответы на наши вопросы». Составила: учитель начальных классов Мубаракова Л.М.

Желаем, чтобы Вы и Ваш ребенок не сталкивались с данной проблемой. Уделяйте больше времени своему ребенку. И не забывайте слова Пабло Пикассо: « Компьютеры бесполезны. Все, что они могут нам дать, — это ответы на наши вопросы».

Составила: учитель начальных классов Мубаракова Л.М.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!