Методические рекомендации по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
Арск, 2016
Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир?
- наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
- отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств.
- реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
- возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.
Типы зависимости
Компьютерная зависимость у человека возникает тогда, когда идет постоянная стимуляция участка мозга, который отвечает за удовольствие. Когда проводились исследования на лабораторных крысах, большая часть из них погибла, потому что они отказались от пищи в угоду удовольствию. Зависимость не возникает спонтанно, она месяцами накапливается.
Зависимость от компьютера бывает двух видов:
1. От интернета. О ней можно говорить тогда, когда ребенок находится в сети больше 12 часов в сутки. Там же заводит знакомства, общается. Обычно это люди с неуравновешенной психикой, которым все равно, что чувствуют близкие. Главные симптомы болезни: человек увеличивает продолжительность общения в сети, с нетерпением ждет, когда сможет снова включить компьютер, постоянно проверяет, не пришло ли письмо на электронную почту, тратит много денег на покупки в интернете.
2. От компьютерных игр. Признаки этой зависимости: от игры за компьютером улучшается настроение, не хочется отвлекаться на другие дела. А если кто-то отвлек такого человека, то в ответ получит агрессию, заставить делать домашние дела практически невозможно.
Симптомы компьютерной зависимости:
- потеря контроля над временем, проведенным за компьютером,
- утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду,
- оправдание собственного поведения и пристрастия,
- важным симптомом компьютерной зависимости являются смешанное чувство радости и вины во время игры за компьютером, а также раздраженное, агрессивное или замкнутое поведение, если по каким-то причинам длительность пребывания за компьютером уменьшается,
- ночные кошмары, приступы страха, тревоги, навязчивые состояния.
Последствия компьютерной зависимости для физического здоровья:
- нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
- опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
- пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)
- общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
Профилактика
В наш век компьютерных технологий стал актуален вопрос грамотной организации процесса обращения ребенка с компьютером и минимизации его отрицательного влияния на психическое здоровье ребёнка.
Как правило, компьютерная зависимость вызывает осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт с ребенком, и как следствие усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.
Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер — это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир.
Лучшая профилактика компьютерной зависимости — это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности. Показать ему, что существует масса интересных и полезных занятий помимо компьютера, например спорт, творчество.
Есть еще один путь — созидательное творчество в области информационных технологий (курсы программирования, компьютерной графики). Использование увлечения ребенка с целью его обучения и развития.
Как помочь ребенку, у которого уже сформировалась компьютерная зависимость?
Родителям необходимо представлять, сколько времени проводит ребенок у компьютера, чем он пренебрегает, каково его физическое и эмоциональное состояние.
Как только становится ясным, что существует чрезмерное увлечение компьютером, то родителям и ребенку необходимо совместно обсудить границы. Можно согласовать предельно допустимое количество времени использования компьютера. Можно предложить, чтобы ребенок ставил таймер для напоминания, когда нужно остановиться. Удобная форма для обсуждения этой проблемы — семейный совет.
Рекомендации родителям
- Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие компьютерной зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
- Постоянно проявляйте внимание и содействуйте развитию интересов ребенка.
- Поощряйте его творческие начинания от увлечения до катания на лыжах.
- Учитывайте личный пример в использовании возможностей компьютера.
- Используйте компьютер в качестве помощника в совместном досуговом творчестве, попутно прививая навыки культуры общения с современной техникой.
- Не забывайте, что одиночество – повод и основание для ухода в виртуальный мир.
- Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
- Приобщайте к домашним обязанностям.
- Культивируйте семейное чтение
- Играйте в настольные и другие игры с детьми, приобщайте к играм своего детства.
- Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом.
- Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых ситуаций.
- Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни и как с ними можно справиться.
- Не идите путем насилия, не вводите строгих ограничений и запретов, это может привести к кардинальным поступкам.
- Следите за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение.
- Учите планировать заранее список дел и занятий на следующий день.
- Учите ребенка уделять больше времени семье, родителям, не держать в себе сомнение, раздражение, обиды, несущие разрушительный характер.
- Закаливание, водные процедуры, занятия общественно-полезным трудом дадут положительный заряд вашему ребенку.
Если данные меры оказались недостаточной, рекомендуется обратиться к психологу. Психотерапия с такими детьми обычно состоит из трех этапов:
- индивидуальное обучение контролю над желанием включить компьютер и погрузиться в виртуальный мир;
- коррекция семейных отношений;
- создание индивидуальной программы по нормализации учебы и восстановлению социальных связей со сверстниками.
Правила для объяснения детям:
1. Определите своё место в реальном, а не в виртуальном мире. Виртуальная реальность – это всего лишь инструмент. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Помните, что бесплатный сыр только в мышеловке.
2. Воспринимайте и используйте компьютер только как инструмент, усиливающий ваши способности, облегчающий продвижение к целям реального мира. Никогда не допускайте, чтобы виртуальная реальность стала иллюзорной заменой реального мира. Относитесь к компьютеру как творец, а не как потребитель.
3. Развивайте свои реальные навыки и способности. Не ограничивайтесь пределами виртуальной реальности. Откажитесь от использования компьютера, если это не ведёт к развитию способностей и достижению целей за пределами виртуальной реальности. Никогда не развивайте в виртуальной реальности то, что не имеет для вас значения в обычной жизни.
4. Всегда проводите чёткую границу между виртуальной реальностью и действительностью. Не позволяйте им слиться в одно целое. Не одушевляйте компьютер.
5. Учитесь находить в реальной жизни приятные моменты и удовлетворяющие вас взаимодействия. Не используйте виртуальную реальность для бегства от жизни, успокоения и «прикрытия».
6. Всегда заранее планируйте время использования компьютера, и не превышайте его ни при каких условиях.
Желаем, чтобы Вы и Ваш ребенок не сталкивались с данной проблемой. Уделяйте больше времени своему ребенку. И не забывайте слова Пабло Пикассо: « Компьютеры бесполезны. Все, что они могут нам дать, — это ответы на наши вопросы».
Составила: учитель начальных классов Мубаракова Л.М.