КОНКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МАСТЕРСТВА
ЛУЧШИЙ
по профессии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
.
Методическая разработка
конкурса профессионального мастерства
« Лучший по профессии» среди обучающихся
по профессии 19700 «Штамповщик»
Составитель:
Грызунов Дмитрий Борисович,
мастер производственного обучения
первой квалификационной категории
2024 г.
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
методической комиссией Руководитель филиала № 3
филиала № 3 ФКП образовательного
ФКП образовательного учреждения №46
учреждения № 46 __________ О.В.Музыка
Протокол от «___» ____20___г. №___ «___»__________20____г.
Рецензент (ты): Севрюк Галина Николаевна – преподаватель, первой квалификационной категории, филиала № 3 ФКП образовательного учреждения № 46
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Конкурс профессионального мастерства – это одна из наиболее прогрессивных форм внеурочной работы, которая проводится в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации профессии.
Сегодня трудно переоценить роль конкурсного движения в сфере профессионального образования. Система конкурсного движения выполняет несколько важных задач: выявляет одаренных обучающихся, создает условия для обмена опытом, стимулирует личностный и профессиональный рост.
Конкурс – это соревнование на выполнение производственного задания более качественно и в соответствии с требуемой нормой времени, что благотворно влияет на подготовку квалифицированных кадров, способствует формированию опыта творческой деятельности обучающихся.
При подготовке и проведении конкурса достигается индивидуализация профессионального воспитания обучающегося в соответствии с его интересами, способностями, возможностями, перспективами.
Основными стимулами участия в конкурсах профессионального мастерства являются возможность достижения повышенного уровня профессиональной квалификации, общественное признание и поощрение, особенно для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Многолетняя практика организации и проведения конкурсов в процессе производственного обучения доказала их дидактическую эффективность.
Актуальность и практическая значимость конкурса в образовательных учреждениях ФСИН России определяется еще и тем фактором, что внешние (социальные) мотивы к учению у обучающихся не работают, и на первый план выходит познавательный интерес. Мастер производственного обучения в такой ситуации является главным человеком, который оказывает влияние на формирование учебной мотивации своих обучающихся.
Данная методическая разработка поможет мастерам производственного обучения, преподавателям в определении подходов в эффективной организации процесса обучения, повышения активной самостоятельной деятельности, формирования более прочных умений и навыков, направленных на освоение и развитие мышления, памяти обучающихся.
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении конкурса профессионального мастерства
«Лучший по профессии» среди обучающихся
по профессии «Штамповщик»
1. Цели и задачи конкурса
повышение качества профессионального обучения;
способствовать воспитанию культуры труда, творческому отношению к труду;
развитие памяти, мышления, деловых качеств;
пропаганда рабочих профессий;
совершенствование форм, методов и средств организации учебной практики в Учреждении;
повышение профессионального мастерства обучающихся;
выявление и поощрение лучших обучающихся по профессии;
повышение значимости и престижа профессионального образования;
2. Место проведения конкурса
ФКП образовательное учреждение № 46, филиал № 3,
мастерская «Штамповщика»
3. Содержание и условия проведения конкурса
Участники конкурса: обучающиеся группы № 3.ШТМ.П2.25
Заявлено 5 участников
Конкурс профессионального мастерства включает в себя два этапа:
1. этап – проверка теоретических знаний по программе обучения;
2. этап – практическая часть. Конкурсанты выполнят установку штампа на пресс.
4. Хронометраж конкурса.
1.Организационный момент (5 мин.)
2.Теоретический конкурс (20 минут)
3.Практический конкурс (120 минут)
4. Подведение итогов (10 минут)
5. Награждение победителей.
5.Состав жюри.
Председатель жюри: Музыка О.В. – заведующий филиалом № 3 ФКП образовательное учреждение № 46
Члены жюри:
1. Елизаров В.П. – начальник производственно-технического отдела ФКУ ИК -3
2. Севрюк Г.Н. –преподаватель филиала № 3 ФКП образовательное учреждение № 46
3. Грызунов Д.Б. – мастер производственного обучения филиала № 3 ФКП образовательное учреждение № 46
6. Награждение: награждение победителей и участников грамотами, призами.
Проверка теоретических знаний
Теоретическая часть включает тестовую проверку знаний обучающихся по выполнению машинных и ручных работ. Задание соответствуют требованиям профессионального стандарта "Штамповщик", утвержденного приказом Минтруда России от 26.07.2021 №504н «Об утверждении профессионального стандарта «Штамповщик».
Время выполнения тестовой проверки знаний – 20 минут. Оценка проводится по бальной системе: каждый правильный ответ – 1 балл. Согласно критериям оценки баллы заменяются отметками: «5»; «4»; «3».
Тестовые задания конкурса профессионального мастерства
«Лучший по профессии» по профессии Штамповщик
Участник №_____
1. Допуском называется:
А) Зазор
Б) Натяг
В) Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами
2. Сталь это сплав железа с углеродом, содержание углерода:
А) 3,14%
Б) До 2,14%
В) Более 2,14 %
3. Углеродистые стали могут быть:
А) Безуглеродистые
Б) Малоуглеродистые
В) Среднеуглеродистые
Г) Высокоуглеродистые
Д) Максиуглеродистые
4. По виду привода прессы разделяют на:
А) Общего и специального назначения
Б) Чеканные, фрикционные
В) Механические, гидравлические, пневматические, электромагнитные, ручные
5. В каком положении должен находится ползун при установке штампа:
А) В нижнем положении
Б) В верхнем положении
В) В любом положении
6. Процесс вытяжки заключается в том, что
А) Под давлением пуансона плоская заготовка втягивается в отверстие матрицы
Б) Под давлением пуансона плоская заготовка выпадает из отверстия матрицы
7. Причинами брака при листовой штамповке могут являться:
А) Дефекты исходного материала;
Б) Недостаточная технологичность детали;
В) Несовершенство конструкций штампов или их неправильная эксплуатация;
Г) Неправильно разработанный технологический процесс;
Д) Отступление от технологического процесса;
Е) Нарушение правил транспортировки и хранения полуфабрикатов или деталей.
Ж) Верны все варианты
Размеры деталей на чертеже обозначаются:
А) В сантиметрах без указания единиц измерения
Б) В миллиметрах без указания единиц измерения
В) В миллиметрах с указанием единиц измерения
Легированные стали подразделяются на:
А) Нержавеющие
Б) Жаростойкие
В) Низколегированные
Г) Среднелегированные
Д) Высоколегированные
Е) Инструментальные
К прессам специального назначения относят:
А) Прессы двойного и тройного действия
Б) Чеканочные
В) Фрикционные
Г) Прессы – автоматы
Д) Верны все варианты
Гибка предназначена для:
А) Втягивания в отверстие матрицы
Б) Превращения изогнутой детали в плоскую заготовку
В) Превращения плоской заготовки в изогнутую деталь заданной формы
Дефекты по вине рабочего бывают по причине:
А) захламленности и грязи на рабочих местах,
Б) вследствие попадания в штамп прилипшей к заготовкам мелкой высечки от дыропробивных операций, комков грязи
В) Низкие физико-механические свойства исходного материала
Г) Несоответствием материала заготовки по марке и толщине,
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | В | Б | Б | В | А | А | Ж | Б | В, Г, Д | Д | В | А, Б |
Критерии оценки теоретической части конкурса
12 - баллов - «5»
11 - 9 баллов - « 4»
8 – 6 баллов - « 3»
5 правильных ответов (менее 50 %) - «2»
Практическое задание «Установка штампа на пресс»
Оборудование: - пресс
- штамп
Инструменты: Ключи гаечные
Материалы: Пластина, ветошь
Основные требования к участникам конкурса:
- каждый участник конкурса должен обладать знаниями основ технологии и навыками работы на штамповочном оборудовании;
- каждый участник подготавливает рабочее место, выбирает необходимое оборудование, инструменты, материалы.
Оценка практического задания проводится по бальной системе – 50 балов.
Основными критериями оценки являются:
- соблюдение технических условий при установке штампа;
- правильное и рациональное выполнение трудовых приёмов;
- соблюдение норм и правил безопасности труда.
Критерии оценки практического задания
№ п/п | Наименование операции | Количество баллов |
1 | Организация рабочего места | 5 |
2 | Соблюдение норм охраны труда | 15 |
3 | Соблюдение технологической последовательности установки | 15 |
4 | Соблюдение технических требований и качества выполнения задания | 10 |
5 | Выполнение норм времени – 20 минут | 5 |
Итого: 50 баллов
Победителем конкурса становится участник, набравший максимальное количество баллов.
Победители конкурса награждаются грамотами.
Оценочная таблица практической части
ФИО участника | Организация рабочего места (5 б) | Соблюдение ТБ и охраны труда (15 б) | Соблюдение технологической последовательности ( 15 б) | Соблюдение качества выполнения задания (10 б) | Выполнение норм времени (5 б) | Кол-во баллов |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
План проведения конкурса профессионального мастерства
« Лучший по профессии»
1. Открытие конкурса:
Приветствие:
Уважаемые жюри, участники! Рады приветствовать Вас сегодня здесь в учебно-производственной мастерской по профессии «Штамповщик» филиала
№ 3, где пройдёт конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии».
Сегодня каждому участнику будет предоставлена возможность показать свои знания, умения, практические навыки, которыми они овладели за такой короткий период времени обучения данной профессии.
Познакомимся с членами нашего жюри. Позвольте вам их представить.
Ведущий представляет участников конкурса. Конкурсанты выбирают номера (от 1 до 5) под которыми будет выступать на конкурсе и занимают свои места.
Конкурс состоит из двух этапов:
1 этап – проверка теоретических знаний.
Тестовая проверка знаний обучающихся по программе обучения.
2 этап – практическая часть.
Конкурсанты выполнят установку штампа на пресс.
Технологическая последовательность выполнения – прилагается.
2. Проверка теоретических знаний в виде тестирования.
Проверка теоретических знаний. Конкурсантам нужно будет выполнить тестовые задания. В тесте 12 вопросов по МДК.01.01. Технология холодной штамповки из металла различного профиля на эксцентриковых, фрикционных и кривошипных прессах с применением различных штампов.
За каждый правильный ответ присваивается 1 балл. На выполнение теста отводится 20 минут.
3. Выполнение практического задания.
На практическое задание выделяется – 20 минут.
Конкурсантам нужно выполнить установку штампа на пресс, соблюдая все технические требования.
Инструктирование конкурсантов:
- соблюдение правил и норм безопасности труда;
- организация рабочего места;
- применение трудовых приёмов;
- соблюдение технических условий;
- рациональное использование рабочего времени;
Конкурсанты приступают к выполнению практического задания.
Выдаются инструмент и материалы.
При выполнении работы можно использовать технологическую последовательность выполнения установки штампа на пресс (Приложение 1)
Самостоятельная работа участников конкурса.
Целевые обходы рабочих мест:
- контроль безопасных условий труда;
- организация рабочего места;
- анализ ошибок и затруднений;
- учёт индивидуальных особенностей конкурсантов
По окончании выполнения практического задания, конкурсанты подписывают работу и сдают членам жюри для оценивания.
4. Анализ выполнения практического задания:
По завершению последнего этапа конкурса члены жюри удаляются для подведения итогов конкурса по следующим показателям:
- организация рабочего места;
- соблюдение безопасных условий труда;
- соблюдение технологической последовательности обработки;
- соблюдение технических требований и качества выполнения задания;
- соблюдение норм времени
5. Подведение итогов конкурса:
Победителем конкурса «Лучший по профессии» становится участник, набравший максимальное количество баллов.
Награждение победителей и участников грамотами, призами.
Заключение
Что даёт конкурс профессионального мастерства? Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков
у обучающихся. Конкурс содействует активизации познавательной и практической деятельности, готовности воспроизводить усвоенные знания, демонстрировать способы и приёмы деятельности, популяризации профессии.
Участие в конкурсах профессионального мастерства, значительно повышается интерес обучающихся к развитию творчества, что в свою очередь способствует формированию навыков исследовательской деятельности, а также мотивационному обеспечению учебного процесса.
Такая форма проведения мероприятия не только повышает активность обучающихся уровень успешности, но и создаёт эмоциональное благополучие.
(Приложение 1)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТАНОВКИ ШТАМПА НА ПРЕСС
1. Стол пресса и плиты штампа необходимо тщательно очистить
от загрязнений и посторонних предметов.
2. Осмотреть штамп и определить пригодность его к работе.
На холостом ходу проверить исправность работы муфты включения, тормоза пресса.
3. Поместить сомкнутый штамп на стол пресса так, чтобы хвостовик вошел в гнездо ползуна, опустить ползун в его нижнее положение
и предварительно закрепить верхнюю часть штампа на ползуне.
4. Вращением винта шатуна ползун опустить до плотного прилегания его плоскости к поверхности верхней плиты штампа и хвостовик штампа окончательно зажать прижимом, болтами и гайками.
5. Медленными движениями ползуна вверх и вниз проверить центрирование штампа и устранить смещения и перекосы.
6. Для крепления нижней плиты штампа болты с надетыми на них прихватами, шайбами и гайками вставить в пазы стола пресса и придвинуть к штампу, затем положить прихваты на нижнюю плиту штампа
и равномерно, чтобы не было перекоса штампа, затянуть гайками.
7. При окончательном креплении штампа необходимо проверить щупом плотность прилегания опорной поверхности нижней плиты к зеркалу стола пресса по всему периметру.
8. В процессе пробной вырубки окончательно проверяют правильность установки штампа. Штамп считается установленным правильно, если выходящие с пресса изделия по своей форме и размерам соответствуют техническим условиям.