СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конкурса профмастерства

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка предназначена для проведения конкурса профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Автомеханик». Конкурс способствует навыкам коллективной работы, активизирует память, активность, повышает эрудицию, воспитывает интерес и чувства гордости к выбранной профессии и развивает творческую активность личности. Методическая разработка имеет рекомендательный характер. Идеи мероприятия профессиональной направленности рекомендованы для использования педагогами в учебном процессе при подготовке квалифицированных специалистов по профессии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конкурса профмастерства»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)










«Авто-Профи КЭМТ»


Методическая разработка

конкурса профессионального мастерства


среди обучающихся по профессии 23.01.03 Автомеханик


для преподавателей/мастеров производственного обучения профессии

23.01.03 Автомеханик










Митерева Валентина Михайловна,

мастер производственного обучения





2020

АННОТАЦИЯ


Методическая разработка предназначена для проведения конкурса профессионального мастерства среди обучающихся по профессии «Автомеханик». Конкурс способствует навыкам коллективной работы, активизирует память, активность, повышает эрудицию, воспитывает интерес и чувства гордости к выбранной профессии и развивает творческую активность личности. Методическая разработка имеет рекомендательный характер. Идеи мероприятия профессиональной направленности рекомендованы для использования педагогами в учебном процессе при подготовке квалифицированных специалистов по профессии.


Ключевые слова: конкурс профессионального мастерства, конкурсант, капот, трансмиссия, кроссовер, автомастерская.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Друзья, берегите минуту и час

Любого из учебных дней!

Пусть станет профессором каждый из вас

В профессии нужной своей».

(М. Раскатов.)


Наличием автомобиля сейчас уже никого не удивишь, тем более что в некоторых семьях их может быть даже несколько. Но, как и любой механизм, машина нуждается в постоянном уходе, а порой и в ремонте. Не каждый способен самостоятельно решить такую проблему, поэтому в современном обществе и появилась такая специальность, как автомеханик. Профессия эта сложная, а значит, люди, освоившие ее, ценятся на вес золота. Но путь к освоению этой специальности очень тернист. Не каждый способен запомнить все особенности конструкции автомобиля, а уж тем более научиться ремонтировать его. И лишь истинная любовь к этому делу позволяет получить звание автомеханик. Профессия, или, лучше сказать, призвание, которое превращает обычного человека в «бога машин».

Учиться профессии должно быть всегда интересно. Педагогам постоянно приходится задумываться над тем, как развивать познавательный интерес обучающихся. Одним из наиболее действенных способов повышения интереса к профессии и мотивации к изучению профессиональных дисциплин в нашем техникуме  является проведение профессиональных конкурсов.

Проведение конкурса профессионального мастерства по профессии автомеханик «Авто-Профи КЭМТ» – это традиция, которой мы следуем из года в год и проводится с целью повышения качества профессионального образования и выявления творческих и талантливых студентов. Для реализации данной цели ставятся задачи, которые развивают мастерство обучающихся, воспитывают интерес к профессии и развивают творческую активность личности.

Обучающимся необходимо осознание престижа профессии. Выявлено, что через престиж выбранной профессии студенты стремятся удовлетворить желания социального благополучия и признания.

В течение всего мероприятия обучающиеся приобретают навыки общения, поведения в затруднительной ситуации, активизируют память,

активность, повышают эрудицию. Обучающиеся показывают углубленные знания, профессиональные навыки, полученные в ходе изучения специальных дисциплин и учебной практики при обучении профессии, демонстрируют умение производить ремонт и контроль узлов и систем автомобиля, применять творческий подход при решении конкурсных задач.

Обучение профессии может быть интересным и захватывающим, если проводить его в форме разнообразных внеклассных мероприятий. В методической разработке представлена методика проведения профессионального конкурса по профессии 23.01.03 Автомеханик. Данное мероприятие рассчитано на 1ч. 30 мин. в форме конкурса.

Проведение конкурса профмастерства для обучающихся является одним из способствующих факторов развития творческих способностей, воспитания любви к выбранной профессии, умению быстро реагировать на возникшие проблемы, различные ситуации, уметь импровизировать и в некоторых рабочих ситуациях быть актером.

Интерес обучающихся к конкурсу подкрепляется использованием при его проведении современных коммуникативных технологий: системы электронных вопросов и мультимедийных презентаций в программе MSPower Point и видео трансляция с помощью веб-камеры в режиме он-лайн в творческую студию с места проведения конкурсантами практических заданий из автомастерской.

В ходе мероприятия, теоретического опроса и выполнения практических заданий обучающиеся повторяют темы: двигатель, трансмиссия, подвески автомобиля, рулевое управление, тормозные системы и электрооборудование. Это позволяет активизировать работу по отработке умений и навыков обучающихся, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания и умения на практике.

По результатам конкурса профмастерства участники награждаются ценными подарками и грамотами.

После проведения конкурса обязательно осуществляется обратная связь. За круглым столом участники обсуждают, все ли поставленные цели и задачи выполнены, на каком качественном уровне прошел конкурс, какие впечатления остались. Что удалось, а над чем еще надо поработать.

Для нашего учебного заведения конкурсы профессионального мастерства

- это всегда праздник для студентов, мастеров производственного обучения и преподавателей, который остается в памяти на всю жизнь.


ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ


Профессия: 23.01.03 Автомеханик

Учебная группа: обучающиеся 2-го курса, А-21

Тема внеаудиторного мероприятия: «Авто-Профи КЭМТ»

Вид внеаудиторного мероприятия: конкурс профессионального мастерства

Междисциплинарные связи: информатика, устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, слесарное дело и технические измерения

Средства обучения:

- технические: 2 ноутбука, два телевизора, три микрофона, вебкамера;

- информационно-коммуникационные: мультимедийная презентация MSPowerPoint, электронные теоретические вопросы «Эрудит» в программе PowerPoint;

Цели внеаудиторного мероприятия:

- развитие познавательного интереса к освоению профессии, к изучению, углублению и расширению кругозора, знаний, профессиональных умений и навыков по профессии;

- развитие у обучающихся креативных способностей, умения выделять главное, логически излагать мысли. Развитие памяти, внимания, кругозора, интеллекта; творчества, ключевых компетенций: общение, решение проблем, сотрудничество, саморазвитие. Способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.

- воспитание чувства профессиональной гордости, чувство коллективизма, уважения к сопернику, стойкости, к воле, к победе, находчивости, навыков быстрого мышления, умения работать в заданном темпе, ответственности за выполненную работу.

- воспитание культуры поведения в обществе.

Методическая цель: формирование условий для развития самостоятельности обучающихся при выполнении поставленных задач; подготовка конкурентоспособного выпускника техникума через конкурсы профессионального мастерства.

Задачи:

- способствование сплочению коллектива;

- создание условий для проявления обучающимися профессиональной подготовки;

определение уровня качества профессиональной подготовки обучающихся, выявления их мастерства;

- повышение престижа профессии;

- раскрытие творческих и профессиональных возможностей студентов для дальнейшей эффективной работы в производственной сфере.

Ожидаемые результаты реализации конкурса:

- для обучающихся:

- повышение качества профессиональной подготовки и обеспечение оптимальных условий для самореализации в процессе обучения;

- повышение привлекательности профессионального образования и обучения;

- получение навыков работы в соревновательном пространстве;

- для педагогического состава:

- обеспечение возможности качественного выполнения социального заказа обучающихся техникума и их родителей;

- повышение профессионального и психолого- педагогического мастерства управленческого преподавательского состава;

- повышение удовлетворенности всех участников педагогического процесса за счет внедрения новых учебных средств.

Образовательные технологии:

1. Проблемно-поисковая.

Создание проблемной ситуации и организация активной

деятельности студентов по ее разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности (самостоятельно, с помощью справочной литературы, интернета найти профориентацией материал по своей профессии, определить актуальность информации, выбрать наилучший материал).

2. Технология применения в обучении игровых методов, ролевых, деловых и других видов обучающихся игр.

С помощью данной технологии происходит расширение кругозора, познавательной деятельности, формируются определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, умение показать и рассказать о своей профессии, а для этого изучить многое о ней.

3. Информационно - коммуникативные технологии.

Использование ИКТ позволило сделать процесс проведения мероприятий более интересным, ярким, увлекательным, за счет богатств мультимедийных возможностей эффективно решить проблему наглядности, расширить возможности визуализации материала, делая его понятным и доступным для обучающихся (подготовка презентаций рассказывающих о профессии)

Подготовительная работа:

Командам было предложено домашнее задание – подготовить мультимедийную презентацию по теме: «Моя профессии - автомеханик» и рассказать, почему они выбрали именно эту профессию - автомеханик. Кроме того команда должна иметь капитана, название девиз, эмблему и смотреться

в едином стиле.

План проведения конкурса:

Конкурс проводится в один тур и состоит из 3 этапов, в котором

одновременно участвуют представители всех команд. Каждая команда состоит из 4-х участников.

Команде присваивается номер в результате жеребьевки. Начинает

конкурс команда под номером 1.

1-й этап – Визитная карточка (мультимедийная презентация MS PowerPoint) – 15 мин, не более 5 мин на каждую команду.

2-й этап – Электронные вопросы в программе PowerPoint – 20мин.

3-й этап – Практическое задание – 24 минуты на каждого конкурсанта:

1. Замена тормозных колодок задних колес автомобиля ВАЗ-2106– 6 мин;

2. Определение степени износа шеек коленчатого вала двигателя ВАЗ-2108 – 8 мин;

3. Замена диафрагмы топливного насоса автомобиля ЗИЛ-130 – 10 мин.

Подведение итогов конкурса


СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА


В аудитории № 211 создана обстановка приближенная к ремонтной мастерской, в ней находятся детали и узлы двигателей, механизмы управления и тормозных систем автомобилей. Заранее подготовлены столы для участников команд, кружки семафоров под цвет футболок конкурсантов, ручки, писчая бумага для письменных ответов. На 1-м столике, за которым сидят члены команд, надпись: «Трансмиссия», на 2-м столике, «Кроссовер», на 3-ем «Капот». На столике конкурсной комиссии надпись: «Жюри» [1,с.3].

При входе в кабинет на экране высвечивается вывеска с названием конкурса профессионального мастерства: «Авто-Профи КЭМТ» (рис.1):


Рисунок 1. Авто-Профи КЭМТ


(Звучат фанфары «Внимание!», выходят ведущие)

1 и 2-й ведущие. Здравствуйте! Здравствуйте, уважаемые гости, уважаемое жюри и участники конкурса!

Ведущий 1. Мы рады приветствовать вас на конкурсе профессионального мастерства «Авто-Профи КЭМТ» по профессии Автомеханик!

Ведущий 2. В конкурсе принимают участие 3 команды по четыре

обучающихся 2 курса группы А-21 Курского электромеханического техникума! Молодые, энергичные мастера, осуществившие свою давнюю мечту: стать доктором для автомобилей, стать автомехаником [3,с.2].

Ведущий 1. «В одном сказочном городе жили смешные маленькие человечки. Самым главным из них был малыш Знайка. Его прозвали Знайкой потому, что он читал разные книги. А еще Знайка учился в техникуме, который был неподалеку от его дома. От этого Знайка сделался очень умным. И охотно делился своими знаниями с друзьями. Поэтому все его слушались и очень любили, а особенно собака Булька» [2,с.3].

(Далее вступают в роль обучающиеся в образе: Знайки, Незнайки, собаки Бульки, Винтика и Шпунтика и начинают импровизировать)

Ведущий 2. А вот другого малыша звали Незнайка. Он ничего не знал. Ничего не читал. Ничего не умел. И на все всегда беззаботно отвечал:

Незнайка. Подумаешь!!!

Ведущий 2. Незнайка, пойдем в библиотеку.

Незнайка. Подумаешь!

Ведущий 1. Незнайка, давай починим велосипед.

Незнайка. Подумаешь!

Ведущий 1. Незнайка, поступай в техникум.

Незнайка. Подумаешь! Подумаешь! Подумаешь!

Ведущий 2. «А еще в этом городе жили знаменитые механики Винтик и Шпунтик. Они были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга, как две капли воды, только Винтик был чуточку повыше, а Шпунтик чуточку пониже ростом. Или наоборот…!» [2, с.3].

(На передний план выходят Винтик и Шпунтик с инструментом: гаечными ключами и большой игрушечной машиной в руках и импровизируют) (рис.2):


Рисунок 2. Обучающиеся в образе: Знайки, Незнайки, собаки Бульки, Винтика и Шпунтика



Ведущий 1. «Из карманов вечно торчали гаечные ключи, клещи,

напильники и другие железные инструменты. Винтик и Шпунтик целыми днями сидели у себя в мастерской и что-то мастерили. Больше всего они любили разбирать и собирать автомобили. Их за это очень уважали» [2,с.6].

Ведущий 2. Незнайка тоже хотел, чтоб его уважали. Но Винтик и Шпунтик не разрешали ему подходить к машине, пока он не прочитает книжку Самоделкина «Ремонт и ТО автомобиля»

Незнайка. Подумаешь!

Ведущий 1. «Как всегда сказал Незнайка и стал поджидать удобного случая. И когда дома осталась только Булька, Незнайка забрался в автомастерскую и принял сам чинить автомобиль» [2, с.7].

(Незнайка комментирует и импровизирует действия).

Незнайка. Починю сейчас машину

Так…на руль поставим шину,

На капот поставлю бак…

Эх, не вмещается никак.

Прикручу его винтом

Не сейчас. Потом. Потом…

Тут какой-то рычажок

Это видимо движок!

(Актер Булька импровизирует словам)

Булька, видя, что творится,

Стала рядом суетиться:

«Гав, не трогай механизм!»

Это что за пессимизм!?

Ведущий 1. Отвечает ей Незнайка,

Отворачивая гайку

Три педали! Это много!

Не нужны они в дороге.

Вот какие – то провода

Так, а здесь, зачем сюда!?

А вот зеркало – отлично!

В нем я очень симпатичный.

А вот эти два снаружи-

Лишний хлам, он здесь не нужен!

Ведущий 2. Зеркала обзора – в угол

Булька гавкнула в испуге

И, свалив для масла лейку,

Убежала под скамейку.

Ведущий 1. И пошла работа ходко:

Снята электропроводка,

Убран был бензонасос,

Под капот был водружен,

Для Незнайки важен он.

Ведущий 2. Почему? Он сам не знает

Просто так предполагает.

Да и что особо знать.

Книжки умные читать!

Знает много он без книг.

Незнайка. Так… Заводимся!

Все вместе (Знайка, Незнайка, Булька, Винтик и Шпунтик) Чих-пых…

Ведущий 1. Странный звук из-под капота

Тарахтит там громко что-то.

Дребезжит. Гудит. Ревет

Как на взлете самолет.

Ведущий 2. Черный дым струится змейкой

Булька лает под скамейкой:

«Караул! Гав, гав! Беда!

Все скорей бегом сюда!»

Ведущий 1. Прибежали Винтик, Шпунтик.

Торопыжка, Пончик. Фунтик,

Знайка с книжкою под мышкой

И другие все мальчишки.

Ведущий 2. Винтик заглушил мотор,

Верно, выставил зазор,

Прочь был убран пылесос,

Возвращен бензонасос

Ведущий 1. Шпунтик шины подкачал,

Бак с капота вниз убрал,

Масла уровень проверил,

И компрессию померил.

И потом все по порядку

Устранили неполадки.

Ведущий 2. А Незнайка, правда, скис,

Растерял свой оптимизм.

Даже может быть слеза

Набежала на глаза.

Тихо говорит:

Незнайка. Простите

Меня сильно не браните

Я исправлюсь, научусь,

Я за голову возьмусь.

Ведущий 1. «Что ж, сказали малыши,

Винтик. Что ж, твои планы хороши!

Воплотились они чтобы,

Завтра вместе – на учебу!»

Ведущий 1. Утром КЭМТ встречал ребят.

Был незнайка очень рад,

Что теперь он в мастерской

Не чужой, по праву свой.

Ведущий 2. Здесь его не выгоняют

И ремонт уж доверяют.

Прочитал он массу книг

Поумнел он с ними вмиг.

Ведущий 1. Постепенно наш незнайка

Превращается во всезнайку

Он сегодня – конкурсант.

Демонстрирует талант.

Ведущий 2. Он в теории умен

И на практике силен!

И с командой своей вместе

Хочет призовое место!

Ведущий 1. Призовое место сегодня оно у кого-то обязательно будет!

Сегодня кто-то из вас поднимется на высшую ступень пьедестала почета в традиционном конкурсе профессионального мастерства «АВТО-ПРОФИ КЭМТ»

Ведущий 2. А вот кто станет лучшим среди равных, предстоит выяснить в нелегкой борьбе, где теория и практика поставит перед командами коварные вопросы и сложные задачи [

Ведущий 1. Где опыт, внимательность, умение работать в команде помогут сделать шаг к победе.

Ведущий 2. А каждая ошибка может стать роковой, отодвинув вас от желанной победы. Никто не знает, чем кончится это сражение, но мы и болельщики, полны надежды, что победа достанется сильнейшим.

Ведущий 1. И все-таки… пусть победит сильнейший!

/Звучит фонограмма музыкальной заставки телеигры «Счастливый случай» /

Ведущий 2. Померяться силой в мастерстве и профессионализме приглашается команда: «Кроссовер» (рис.3):


Рисунок 3. Команда "Кроссовер"

/Команда встает и представляет свой девиз/

Капитан: Наш девиз-

Команда: «Кроссовер» за первое место будет бороться

Сопернику с этим считаться придется!

Ведущий 1. Аплодисменты команде «Кроссовер»,

Ведущий 2. Встречайте команду «Трансмиссия» (рис.4):


Рисунок 4. Команда "Трансмиссия"



/Команда встает и представляет свой девиз /

Капитан: Наш девиз-

Команда: На старт! Внимание! Вперед!

«Трансмиссия» победа ждет!

Ведущий 1. Аплодисменты команде «Трансмиссия»

Ведущий 2. Приветствуем команду «Капот» (рис.5):


Рисунок 5. Команда "Капот"


/Команда встает и представляет девиз/

Капитан: Наш девиз-

Команда: У нас под капотом пятьсот лошадей

На них мы помчимся к победе скорей!

Ведущий 1. Аплодисменты команде «Капот».

Ведущий 2. Что ж, с таким настроем все три команды явно претендуют на победу! Ох, нелегко будет нашему жюри назвать лучших.

Ведущий 1. Но на то оно и жюри, чтобы благосклонно оценивать этапы конкурса. А в состав жюри конкурса входят: преподаватели техникума, председатель жюри – заведующий транспортным отделением.

Ведущий 2. И вот на полной скорости, в отличном техническом состоянии наши команды начинают борьбу в трех этапах конкурса, первый из которых называется «Визитная карточка», пожелаем им не робеть, везенья и, конечно, удачи!


1-Й ЭТАП КОНКУРСА

Визитная карточка (командный зачет)


Ведущий 1. Итак, мы начинаем первый этап конкурса! (рис.6):


Рисунок 6. Первый этап конкурса "Визитная карточка команды"


Ведущий 2. Знакомимся с командами. Смотрим, оцениваем, поддерживаем!

Ведущий 1. Каждой команде было дано домашнее задание подготовить мультимедийную презентацию по теме «Моя профессия - автомеханик».

(Критерии оценивания «Визитной карточки команд» (Приложение 1.)

А чтобы все было в нашем конкурсе по честному, капитаны команд приглашаются к столу жюри для проведения жеребьевки.

/Проходит жеребьевка, ведущим объявляется очередность команд/ (Приложение 2).

Ведущий 2. Итак, жребий распорядился следующим образом:

Первыми визитную карточку представляют команда ________________, готовятся команда ________________ и завершит выступление в I этапе конкурса команда _______________Встречаем первых конкурсантов!

/Выступает команда «Кроссовер» со своей презентацией/

1-й участник. Команда «Кроссовер» выходит на трассу

Кроссоверы –

силища!

Мощность!

И масса!

2-й участник. По бездорожью

кроссоверы мчатся

И грязи, как будто,

вообще не боятся.

3-й участник. На взгорках натужно

моторы ревут

Протекторы в землю

вгрызаются, рвут.

4-й участник. Садятся по брюхо

порой в колею

Рвут фарами в клочья

туманную мглу.

1-й участник. Болота, овраги,

По степям, по рекам

И где не ступала

нога человека

2-й участник. И нет им преграды,

и нет остановки

И редкими очень

бывают поломки

3-й участник. От старта до финиша

Бьются титаны

Потом – в мастерскую

Залечивать раны

4-й участник. Мы – автомеханики,

Встретим с заботой.

Предложим ремонтные

сделать работы.

1-й участник. Когда диагностика

определит,

что в каждой машине

у вас барахлит.

2-й участник. Проверим моторы,

подтянем ремни

и вот вновь, как новые

едут они.

3-й участник. И снова – на старт

покорять бездорожье!

Тягаться с кроссовером

можно, но сложно.

4-й участник. Команда «Кроссовер»

готова бороться

Сопернику с этим

считаться придется!

1-й участник. Мы – команда полного привода!

2-й участник. Повышенной проходимости!

3-й участник. Мы готовы покорять любые высоты профессионального совершенства!

4-й участник. Наша ходовая выдержит любые нагрузки конкурсной борьбы!

1-й участник. В теории и практике мы не допустим пробуксовки!

2-й участник. Кроме того мы хороши собой!

3-й участник. Отлично затюнгованы

4-й участник. Заряжены на борьбу

Все вместе. А это значит - битва кроссоверов – начинается!

Ведущий 1. Спасибо. Отличная заявка на хороший результат. Аплодисменты команде «Кроссовер».

Ведущий 2. Следующая визитная карточка команды «Капот»

/Выступает команда и показывает свою презентацию/

1-й участник. У нас под капотом

пятьсот лошадей

На них мы помчимся

к победе скорей!

2-й участник. Капот не жестянка

капот это щит.

Там сердце машины

ритмично стучит

3-й участник. «Копейка» иль «Мазда»

«Рено» или «Кио»…

Идет под капотом

работа красиво.

4-й участник. Растут обороты…

В работе форсаж

И гоночным гулом

наполнен гараж

1-й участник. Кипит радиатор

От напряженья

гоняет тосол он

для охлажденья

2-й участник. Пыхтит генератор

Энергию множит.

Весь мир под капотом

Надежен и сложен

3-й участник. Там все, что машине

движенье дает

Питает ее и

толкает вперед

4-й участник. Там сердце машины

в 500 лошадей!

Капот закрываем

и в конкурс скорей!

1-й участник. У нас под капотом абсолютно исправная система питания - наши теоретические знания.

2-й участник. Слаженно работающие узлы ГРМ – наши практические умения

3-й участник. А чтобы мы не горячились, стремясь к победе, наша система охлаждения все время гоняет по агрегатам освежающую мысль: Ты знаешь много, а соперник может знать больше.

4-й участник. А система зажигания в лице жюри поворачивает ключ в замке зажигания!

1-й участник. Выжимаем сцепление!

2-й участник. Нажимаем на газ!

Все вместе. Поехали!

3-й участник. Команда «Капот» к конкурсу профессионального мастерства

Все вместе. Готова!

Ведущий 1. Интересное творческое представление команды «Капот». Спасибо команде.

Ведущий 2. А на площадку нашего автосервиса выезжает команда «Трансмиссия»

/Выступает команда и показывает презентацию /

1-й участник. От двигателя и до колес

узлов деталей - целый воз!

Все выполняют свою миссию

А называется трансмиссией

2-й участник. Шестерни, муфты,

редуктор, и вал.

Раздатка, коробка,

дифференциал…

3-й участник. Кардан, рычаги,

картер, муфта и оси,

Мосты, сателлит

и сцепления тросик

4-й участник. Крутящий момент

от движка устремлен

Колеса вращает

Усиленно он

1-й участник. А скорость

коробка распределит,

Которая вслед

за сцепленьем стоит

2-й участник. С нейтралки уходим

И с правой – вперед.

Ведущим колесам

Команда: «В поход!»

3-й участник. И вот побежал

по дороге седан

А может хетчбек

Или универсал

4-й участник. Быть может кроссовер

Или суперкар.

Быть может, он молод

Быть может, он стар

1-й участник. Быть может, имеет

приличный пробег…

тогда безупречен

его будет бег,

когда у трансмиссии

все в идеале,

притерты, исправны

ее все детали

2-й участник. Не стерты зубцы

Шестеренки в порядке.

И шрус не хрустит

ход подшипников гладкий

3-й участник. Тогда ходовая

от счастья поет.

Мотор не стучит,

не пыхтит, не ревет

4-й участник. И можем сказать,

Что трансмиссия

удачно справляется

С миссией!

1-й участник. Команда «Трансмиссия»

Выжав сцепление,

Тоже свое начинает

Все вместе. Движение.

2-й участник. Движение по этапам конкурса профессионального мастерства.

3-й участник. Плавненько отпускаем сцепление!

4-й участник. Пошло вращательное движение!

1-й участник. Шарики заходят за ролики и начинается мыслительный процесс!

2-й участник. Первичный вал!

3-й участник. Я!

4-й участник. Вторичный вал!

1-й участник. Я!

2-й участник. Шестеренки к бою!

Все вместе. Всегда готовы!

3-й участник. Контакт!

Все вместе. Есть контакт!

4-й участник. Межколесный дифференциал, не спать! Приготовиться отвечать на вопросы.

1-й участник. Шрус не хрустеть сухариками! Задания не услышим!

Все вместе. Поехали!!!

Ведущий 1. Спасибо команде «Трансмиссия». Очень, очень много мы интересное узнали. Спасибо всем. Все визитные карточки представлены. Перед жюри стоит сложный выбор. Но никто не обещал, что будет легко. Жюри совещается. А у нас музыкальная пауза (рис.7):


Рисунок 7. Музыкальная пауза от одногуппников

2-Й ЭТАП КОНКУРСА -

Теоретические вопросы в программе Power Point

(командный зачет)


Ведущий 2. Для участников конкурса путь к пьедесталу почета

становится все тернистее. Им предстоит пройти сложные испытания в лаборатории Знайки и сдать теоретический минимум….

Помочь Незнайки подготовиться к экзаменам в техникуме и ответить на вопросы его домашнего задания.

Ведущий 1. Нам с наукой по пути

Без нее нам не дойти

До вершины мастерства,

Но наука, брат, мертва

Если практике, творенью

Ты не придаешь значенья!

Ведущий 2. Так, так…. Где – то я это уже слышал

Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет…

Ведущий 1. Гетте. Мефистофель доктору Фаусту.

Ведущий 2. Вы хотите сказать, что теория и практика – невозможны друг без друга?

Ведущий 1. Я хочу сказать, что знания бессмысленны без практического применения. А потому параллельно с теоретическим этапом, будет проходить практический конкурс в мастерской Самоделкина (рис.8).


Рисунок 8. Мастерская Самоделкина


3-Й ЭТАП КОНКУРСА

Практическая работа (командный зачет)


Ведущий 2. Давайте проводим членов жюри и по одному конкурсанту от

каждой команды в автомастерскую. И пожелаем им хорошей работы и,

конечно же, удачи.

Ведущий 1. Аплодисменты участникам. Через 2-3 минуты мы получим видеосигнал из автомастерской, и зрители смогут в режиме онлайн наблюдать за их работой над практическими заданиями.

Ведущий 2. Выполнение практического задания потребует от представителей команд знания и умений приемов технического обслуживания автомобиля. Представителю каждой команды на этом этапе согласно жребию предстоит выполнить три практических задания (Ведущий объявляет название работ (Приложения 3):

- Определить степень износа шеек коленчатого вала двигателя ВАЗ-2108;

- заменить тормозные колодки задних колес автомобиля ВАЗ-2106;

- произвести замену диафрагмы топливного насоса автомобиля ЗИЛ-130.

(Ведущий объявляет рекомендации для выполнения практических работ) (Приложение 4).

(Конкурсанты уходят и начинают выполнять конкурсное задание в автомастерской согласно выбранной жеребьевки).

Ведущий 1. А для команд и оставшихся членов жюри наступает самый ответственный момент: интеллектуальная игра «Эрудит» или теоретический минимум от Знайки.

/На экране появляется слайд теоретическая часть, минимум от Знайки/ (рис.9):


Рисунок 9.Теоретический минимум от Знайки.

Ведущий 2. Конкурсантам предлагается вспомнить такие важные темы

нашей учебной программы: Двигатель, КШМ, ГРМ, систему охлаждения,

систему смазки, и многое другое.

Ведущий 1. Заключается игра в следующем: в меню на экране вы видите

тематические разделы с номерами вопросов, которые будут выбирать команды. /Теоретические вопросы/ (Приложение 5), (рис.10):

Рисунок 10. Теоретические вопросы

Регламент проведения интеллектуальной игры «Эрудит» (Теоретический минимум от Знайки) (Приложение 6).

Ведущий 1. Вопросы будут появляться на экране, и озвучиваться нами – ведущими. Команды, знающие ответы на вопросы, после слова ведущего «Ответ» поднимают вверх цветной кружок семафора. Обращаю внимание: не раньше командного слова «Ответ». При несоблюдении этого условия, ответы не будут зачитываться.

Ведущий 2. Если семафоринки будут подняты сразу несколькими

командами, в жюри сдается письменный ответ на бланке. Если команда дала неправильный ответ, право на ответ получает команда, поднявшая вымпел второй и т.д.

Ведущий 1. Жюри оценивает правильность и полноту ответа команды, давшая правильный ответ, получает право хода. Итак, если алгоритм работы всем понятен. Будем начинать!

Ведущий 2. Право сделать первый ход, в виде исключения, будет

предоставлено команде, вытянувшей по жребию I номер. На всю работу отводится 20 минут!

Ведущий 1. И так, внимание! Команды готовы! Право выбора раздела и вопроса у команды №__________, Время пошло!

/Команда называет № вопроса/

Ведущий 2. Внимание на экран… … … ответ!

/Команды поднимают семафоринки, ведущий определяет очередность. Команда отвечает. Жюри оценивает «верно - неверно»

Внимание, верный ответ /на экране, Незнайка озвучивает/

Ведущий 1. Право хода у команды…____________

/После 15 вопросов – ответов – музыкальная пауза/

Ведущий 2. Что слушают большинство автомобилистов в дороге?

(отвечают конкурсанты). Правильный ответ – мотор. И если он работает

равномерно и не стучит, то тогда в машине звучит «Авторадио»

Ведущий 1. Так, как мотор нашего конкурса запущен с пол-оборота и не дает сбоев, мы вправе поймать волну радиостанции «Авторадио» и немного отдохнуть. Песня из репертуара группы «Веселые ребята», «Автомобили». А на экране, напоминаю, онлайн-трансляция из мастерской Самоделкина. Мне сообщают, что там разгорелась нешуточная борьба за призовое место.

/Музыкальная пауза/

Ведущий 2. Спасибо за веселые ритмы, добрую песню, с которой в дороге веселее. У нас в меню еще много неоткрытых разделов и вопросов. Продолжаем отрабатывать теоретический минимум от Знайки.

Ведущий 1. Право хода у команды______________ /Команды решают оставшиеся вопросы - ответы/

Ведущий 2. Спасибо командам. Вами дан последний ответ на последний

вопрос от Знайки. Молодцы отлично справились с заданием. Теоретический этап игры завершен. А в автомастерской разгорелась нешуточная борьба, за которой можно наблюдать в прямом эфире.

Ведущий 1. Но вы помните, что наш симпатичный Незнайка из страны сказочных человечков стал студентом техникума. Давайте поможем ему подготовиться к зачету.

Незнайка. У меня очень мало времени. Всего 3 минуты. Ровно по минуте и по 15 вопросов на каждую команду. Я быстро задаю вопрос, вы отвечаете. Если не знаете ответа, говорите слово «дальше». Закончится или время или вопросы. Потом мы сравним результаты команд и определим лучших. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом, который добавляется в командный зачет.

Команда «Капот» выручайте меня. Готовы. Время.

(Незнайка задает вопросы команде, жюри считает, правильные ответы и засекают время)

1. Что можно приготовить, но нельзя есть? (Уроки)

2. Каким, словом можно назвать дорожную разметку и животное? (Зебра)

3. Что в автомобиле бывает совсем ручным? (Тормоз)

4. Какого цвета автомобильные стоп-сигналы? (Красный)

5.Что для человека бывает медицинским, а для машины – техническим? (Осмотр)

6. Каким заграничным словом называется усовершенствование внешнего вида автомобиля? (Тюнинг)

7. Вспомните название минского грузовика,  удлинение которого буквы дает название легковушки. (Мазда)

8. Чем вместо бензина заправляли самый первый автомобиль? (Дровами)

9. Назовите три основные части автомобиля? (Двигатель, шасси и кузов)

10. Какая профессия дала название стеклоочистителям автомобиля? (Дворник-дворники)

11. Он обеспечивает снижение шума при выходе отработавших газов в атмосферу. О чём речь? (Глушитель)

12. Как называется устройство, не допускающее выключения передач на

ходу? (Фиксатор)

13. Что означает логотип BMW? (Пропеллер самолета на фоне голубого неба)

14. Как называются линии, нанесенные на дороге. (Разметка)

15. Оно бывает бутербродное и моторное. (Масло)

Незнайка. Спасибо. Братцы. Команда «Кроссовер», надеюсь и на вашу

помощь. Готовы? Время. (Незнайка задает вопросы следующей команде,

жюри считает, правильные ответы и засекает время).

1. Что служит для обеспечения равномерной работы двигателя, облегчения пуска двигателя и трогания автомобиля с места? (Маховик)

2. Как называется жёсткая деталь автомобиля, обеспечивающая мягкую

езду? (Рессора)

3. На каком грузовом автомобиле передвигались герои фильма «Ночной дозор»? (Маз)

4. Какая машина была у папы дяди Федора из мультфильмов про Простоквашино? (Запорожец)

5. Имя гонщика «Формулы-1» уже стало нарицательным? (Шумахер)

6. Кто является композитором песни «Папа купил автомобиль»? (А.Б. Пугачева)

7. Чего, согласно «Песенке шофера», не страшится настоящий водитель? (Ни дождя, ни слякоти)

8. Какой российский завод выпускает автомобили марки «Волга»?

(Горьковский)

9. Назовите охлаждающие жидкости двигателей. (Тосол, антифриз)

10. Cколько раз проводят сезонное обслуживание авто (2 раза в год)
11. Передает усилие от толкателя к коромыслу (Штанга)

12. Что означает в переводе с латинского Volvo? (Я качусь)

13. Элемент женской одежды на поршне. (Юбка)

14. Рисунок на автомобильной покрышке. (Протектор)

15. Дорога для автомобилей в переводе с немецкого. (Автобан)

Незнайка. Спасибо. Записал. Выручили. Команда «Трансмиссия», надеюсь, вы тоже не подведете. Вы готовы. Время пошло. (Незнайка задает вопросы команде, жюри считает правильные ответы и засекает время)

1. Пробуксовка говорит о неисправности (сцепления)

2. Какой из наших грузовиков получил прозвище «бычок»? (ЗИЛ)

3. Машина, с каким двигателем не загрязняет воздух? (Электрическим)

4. Что у машины под капотом? (Двигатель)

5. Зачем у машины зимой меняют шины? (Чтобы не скользила)

6. Автомобильная дорога с твердым покрытием. (Шоссе)

7. «Доктор» для автомобиля. (Автомеханик)

8. Какой привод тормозов применяется в автомобиле КамАЗ? (Пневматический)

9. В каких единицах измеряют мощность двигателя? (Киловаттах)

10. Автолюбитель с нулевым опытом. (Чайник)

11. Что является и денежным, и товарным, и дорожным? (Знак)

12. Что означает Фольксваген в переводе с немецкого? (Народный

автомобиль)

13. Какая геометрическая фигура является символом марки «Рено»? (Ромб)

14. Самый опасный маневр автомобиля. (Обгон)

15. Она меньше Волги и как река, и как автомобиль. (Ока)

Незнайка. Спасибо, друзья. Вы меня просто спасли. Теперь гуглить не

надо. Все ответы есть. Я бы вам всем поставил высшую оценку, но у жюри есть свое мнение. /Жюри называет победителя этого конкурса/

Ведущий 2. Спасибо. Но жюри еще предстоит подвести итоги

теоретического этапа конкурса. А для этого требуется время. А у нас

музыкальная пауза.

Ведущий 1. Спасибо творческим людям. А жюри просим озвучить итоги

теоретического конкурса.

/Жюри называет победителя теоретического конкурса /

Ведущий 2. Спасибо. Поздравляем команду________________. А в мастерской Самоделкина практическая работа тоже подходит к завершению. Давайте попросим мастера производственного обучения прокомментировать то, что мы сейчас наблюдаем на экране.

/Мастер производственного обучения берет микрофон и комментирует происходящее на экране в автомастерской, где идет выполнение конкурсантами практических заданий).

Ведущий 1. И вот наконец-то в нашу студию возвращаются участники практического этапа. Давайте поприветствуем конкурсантов, выполнявших практические задания и членов жюри, которые оценивали их работу аплодисментами. И теперь настало время подведения итогов конкурса и чествования победителей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Ведущий 2. Последний заключительный этап завершен. Все поставленные задачи конкурса выполнены. Ждем решения жюри. А пока музыкальный подарок от автомехаников первокурсников. /Музыкальная пауза/

Ведущий 1. Мы приступаем к самой волнующей и приятной процедуре - объявлению итогов конкурса. Слово жюри о результатах 3-го этапа и итогах всей нашей конкурсной борьбы. Слово представляется председателю жюри.

/Председатель жюри объявляет итоги конкурса и награждает победителей/ (Приложение 7).

Председатель жюри. Дорогие друзья! Вот и завершился очередной, ежегодный конкурс профмастерства! В наши дни обществу требуется много квалифицированных людей вашей профессии с высоким уровнем технической культуры, развитым интеллектом, умением качественно произвести ремонт автомобиля. И сегодня мы убедились в том, что вы обладаете всеми этими качествами и с легкостью устроитесь на работу и будите, ценными кадрами на рынке труда. Удачи вам в освоении профессии.

Мастер п/о. Большое спасибо командам – за участие. Огромная благодарность болельщикам за поддержку команд. И, конечно же, мы очень признательны жюри – за справедливую и беспристрастную оценку.

Мы еще раз громкими аплодисментами поздравляем победителей и всех участников и надеемся, что они будут достойно представлять наш техникум на всех дальнейших соревнованиях. Желаем каждому занять достойную нишу в

автосервисе города и области.

Ведущий 2. Поздравляем победителей!

Конкурс «Авто – Профи КЭМТ» завершен. До новых встреч!




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бутузова О.Г. Методические рекомендации по организации проведения конкурса профессионального мастерства учащихся профессиональных образовательных учреждений. М.: Изд. ИРПО, 2014. – 37 с.

2. Носов Н.Н., Носов И.П. Все приключения Незнайки. Издательство: Росмен, 2009. – 992.

3. Профессиональный конкурс «Кто хочет стать автомехаником». [Электронный ресурс]. http://nsportal.ru/.













Приложение 1


Таблица 1.

Критерии оценивания «Визитной карточки команд»

Регламент выступления 5 мин., но не более 7 мин., по 10–тибальной системе.


Команды

Команда выступает в едином стиле.

В выступлении задействованы все члены команды. Представлен девиз и эмблема



(2 балла)

Презентация отличается внешней привлекательностью, содержит сведения, отражающие суть профессии. Оформлено в едином стиле



(2 балла)

В презентации присутствует оптимально подобранная анимация объектов и аудио (видео) фрагмент



(2 балла)

Артистизм.

Культура представления выступления






(2 балла)

Регламент выступления

соблюден







(2 балла)

Итоговый балл

Команда «Капот»










Команда «Трансмиссия»










Команда «Кроссовер»










Приложение 2


Жетоны для жеребьевки



1


2


3


1


Замена тормозных колодок задних колес автомобиля

ВАЗ-2106


2


Определение степени износа шеек коленчатого вала автомобиля

ВАЗ -2101




3


Замена диафрагмы топливного насоса автомобиля ЗИЛ-130








Приложение 3


Практическое задание №1

Замена тормозных колодок задних колес автомобиля ВАЗ-2106

1. Снять задние тормозные колодки автомобиля ВАЗ 2106 (с одной стороны автомобиля).

2. Установить задние тормозные колодки.

Нормативное время: 5 мин.

Таблица 1.

Порядок выполнения задания


п/п

Наименование операции

Применяемый инструмент

Примечание

1

Отвернуть два направляющих штифта тормозного барабана

Ключ рожковый


2

Ввернуть два направляющих болта в отверстие барабана М 8 и спрессовать со ступицей

Съёмник, два болта М8


3

Двумя монтажными лопатками максимально свести колодки

Монтажные лопатки


4

Отсоединить прижимные пружины от колодок

Плоскогубцы


5

Снять нижнюю стяжную пружину

Плоскогубцы


6

Отпустить колодку и снять вместе с верхней стяжной пружиной и распорной планкой



7

Снять колодку, выводя крюк распорного рычага

Плоскогубцы


8

Расшплинтовать осевой палец рычага, снять с колодки шайбу, распорный рычаг и осевой палец

Плоскогубцы


9

Установить снятые при разборке детали в обратной последовательности

Плоскогубцы


10

Разложить рабочий инструмент на столе





Критерии оценки:


1. За нарушение технологического процесса при выполнении задания снимается от 1 до 8 баллов.

2. За каждые 2 минуты сэкономленного времени (к нормативу) добавляется

1 балл, но не более чем 2 балла.

3. За каждые 2 минуты затраченного времени сверх нормы, снимается 1 балл, но не более 2 баллов.

4. При затратах времени более 4 минут к нормативу, участник снимается

с работы и получает «0» баллов.

5. За нарушение безопасных условий труда, снимается от 1 до 8 баллов.


Максимальное количество баллов, снимается за грубые нарушения, которые могут повлечь опасность для здоровья работающего.

Практическое задание № 2


Определение степени износа шеек коленчатого вала автомобиля ВАЗ-2108

1. Определить ремонтный размер шатунной и коренной шеек коленчатого вала

2.Определить радиальное биение коленчатого вала.

Нормативное время: 10 мин.

Таблица 2.

Номинальные и ремонтные размеры коренных и шатунных шеек


Наименование размера

Уменьшение диаметра

Коренных шеек

Шатунных шеек

Номинальный

-

50,795-0,02

47,834-0,02

1 ремонтный

0,25

50,545-0,02

47.584-0,02

2 ремонтный

0,5

50,295-0,02

47,334-0,02

3 ремонтный

0,75

50,045-0,02

47,084-0,02

4 ремонтный

1,00

49,795-0.02

46,834-0,02

∆- допустимая величина биения коленчатого вала - 0,03 (мм)





























Таблица 3

Порядок выполнения задания


п/п

Наименование операции

Применяемый инструмент

Примечание

1

Проверить плавность хода и нулевую установку микрометра.

микрометр


2

Определить нецилидричность (овальность и конусность) коренной и шатунной шеек. Измерения каждой шейки провести в поясах I-I, II-II (Рис.) в двух взаимно перпендикулярных плоскостях А - А и Б - Б.

∆oв = DА-А– DБ-Б; ∆кон = DА-А – d А-А

микрометр


3

Для шейки получить два значения овальности и конусности. Полученные размеры занести в таблицу № 2.



4

Определить ремонтный размер коленчатого вала по таблице 1. Записать значение в таблицу 2.



5

Сделать заключение на пригодность вала и способ его ремонта. Записать заключение в таблицу 2.



6

Определить радиальное биение коленчатого вала по средней коренной шейке.

Индикатор часового типа, штатив.


7

По величине биения коленчатого вала и допустимого допуска определить пригодность вала. Записать значение в таблицу 2.



8

Инструмент привести в исходное положение (индикатор отвести в сторону, микрометр уложить в упаковку).

















Таблица 4.

Измерение шеек коленвала


Объект измерения

Пояс измерения

Плоскость измерения

Номер шейки

Примечание

Шатунная 1

Коренная 3

Коренные и шатунные шейки

I – I

А - А




Б - Б




Овальность




II -II

А - А




Б - Б




Овальность




Конусность

А - А




Б - Б




Биение

Первое показание

Второе показание

Величина биения (мм)







Заключение:

выбранный ремонтный размер шеек коленчатого вала; пригодность коленчатого вала.




Критерии оценки:

1. За нарушение технологического процесса при выполнении задания

снимается от 1 до 8 баллов.

2. За каждые 2 минуты сэкономленного времени (к нормативу)

добавляется 1 балл, но не более чем 2 балла.

3. За каждые 2 минуты затраченного времени сверх нормы, снимается 1 балл,

но не более 2 баллов.

4. При затратах времени более 4 минут к нормативу, участник снимается

с работы и получает «0» баллов.

5. За нарушение безопасных условий труда, снимается от 1 до 8 баллов.

Максимальное количество баллов, снимается за грубые нарушения,

которые могут повлечь опасность для здоровья работающего.





Практическое задание №3

Замена диафрагмы топливного насоса автомобиля ЗИЛ-130

  1. Снять топливный насос с автомобиля.

  2. Заменить диафрагму.

  3. Установить топливный насос на автомобиль

Нормативное время: 10 мин.

Таблица 5.

Порядок выполнения задания


п/п

Наименование операции

Применяемый инструмент

Примечание

1.

Отсоединить топливопроводы (впускной и выпускной).





Ключ-14, ключ-17


2.

Отвернуть болты крепления топливного насоса.

Рожковые ключи -14, 17, вороток.


3.

Снять топливный насос



Разборка топливного насоса

4.

Вывернуть винты крышки насоса.

Отвертка


5.

Вывернуть винты головки и снять головку топливного насоса.

Отвертка


6.

Отвернуть гайку штока

Ключ-8


7.

Снять диафрагму вместе с шайбами



8.

Заменить диафрагму на новую.



9.

Собрать топливный насос в порядке, обратном разборке.

Ключ-8, отвертка


10.

Поставить насос на автомобиль

ключ 14, отвёртка


11.

Подсоединить топливопроводы (впускной и выпускной)

Ключ-14, ключ-17


12.

Разложить инструменты на рабочем месте.





Критерии оценки:

1. За нарушение технологического процесса при выполнении задания

снимается от 1 до 8 баллов.

2. За каждые 2 минуты сэкономленного времени (к нормативу) добавляется

1 балл, но не более чем 2 балла.

3. За каждые 2 минуты затраченного времени сверх нормы, снимается 1 балл,

но не более 2 баллов.

4. При затратах времени более 4 минут к нормативу, участник снимается

с работы и получает «0» баллов.

5. За нарушение безопасных условий труда, снимается от 1 до 8 баллов.

Максимальное количество баллов, снимается за грубые нарушения, которые могут повлечь опасность для здоровья работающего.



Приложение 4.


Рекомендации для выполнения практической работы.

1. Неукоснительно соблюдать правила организации труда.

2. Работа должна быть произведена согласно последовательности

выполнения операций.

3. В ходе работы заполнить таблицы измерений.

4. Показать правильное использование инструментов и приемов измерения.

  1. Необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с

измерительными инструментами и приспособлениями.

  1. Время выполнения работы ____минут.

Порядок выполнения работы:

  1. На рабочем столе найдите папку с номером, соответствующим номеру, полученному при жеребьевке.

2. В папке найдите и прочтите задание для выполнения практической работы.

3. Произведите выполнения практического задания согласно последовательности операций технологического процесса.

4. Готовое задание продемонстрируйте жюри.

5. Разложите рабочий инструмент на рабочем столе.
























Приложение 5.


Теоретические вопросы

ко 2-му теоретическому этапу конкурса

интеллектуальная игра «Эрудит» или теоретический минимум от Знайки.


КШМ

  1. Что расположено в днище поршня двигателя автомобиля КамАЗ?

Ответ – камера сгорания.

  1. Почему шатунные шейки коленчатого вала выполняют полыми?

Ответ – для улавливания загрязнений и подачи масла к подшипникам.

  1. Каково назначение кривошипно- шатунного механизма?

Ответ – преобразование возвратно-поступательного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала.

  1. Как должен измениться угол опережения зажигания при увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя?

Ответ – угол должен увеличиваться.

  1. Какой цифрой обозначена верхняя головка шатуна?

Ответ - цифра 5.

ГРМ

  1. Для чего необходимы зазоры между клапанами и коромыслами ГРМ?

Ответ - для плотного прилегания клапанов к седлам

  1. В каком положении находятся клапаны в цилиндре 4-хтактного двигателя при такте расширения (рабочий ход) ?

Ответ – в закрытом положении впускные и выпускные клапаны.

  1. При каком положении поршня регулируется тепловой зазор в клапанном механизме?

Ответ – при положении поршня в ВМТ.

  1. При каком тепловом состоянии двигателя проверяют и регулируют зазоры в клапанном механизме?

Ответ – зазоры клапанного механизма регулируют на холостом ходу не ранее чем через 30 мин после его остановки.

  1. На какие детали непосредственно воздействуют коромысла?

Ответ-Шейка клапана -5

Система охлаждения

  1. Как циркулирует охлаждающая жидкость в системе двигателя КамАЗ при температуре 80 - 91С?

Ответ - охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор, при этом клапаны открыты частично.

  1. Какая температура охлаждающей жидкости должна быть у прогретого двигателя ЗИЛ- 508?

Ответ – для нормальной работы температура должна быть 70-90 ºС

  1. Какой признак указывает на износ самопродвижного сальника водяного насоса?

Ответ – частое снижение уровня охлаждающей жидкости и образование

капель на шкиве насоса при холодном двигателе.

  1. По каким признакам определяют износ сальника жидкостного насоса?

Ответ – по снижению уровня жидкости в системе. По подтеканию жидкости из контрольного отверстия.

  1. Какая деталь насоса обеспечивает циркуляцию жидкости?

Ответ – 8 (крыльчатка).

Система смазки

  1. Чем вызван повышенный расход масла двигателем?

Ответ – износ маслосъемных колец, маслоотражающих колпачков и нарушение уплотнений.

  1. Какое назначение имеет система смазки?

Ответ – для подвода масла к трущимся поверхностям, охлаждения их и очистки масла от механических и других вредных примесей.

  1. К чему приведет заклинивание клапана системы смазки нагнетающей секции масляного насоса в открытом положении?

Ответ – резко упадет давление масла в главной масляной магистрали. Если не остановить двигатель, возможен проворот вкладышей.

  1. На стенках, какой детали оседают тяжелые частицы, загрязняющие масло?

Ответ – 5 (кожух)

  1. По каким каналам подается масло в полость колпака?

Ответ – 7 (каналы подачи масла).

Система питания

  1. Укажите назначение фильтра грубой очистки топлива на автомобиле КамАЗ?

Ответ – очистка от грубых механических примесей и воды.

  1. Признаки работы двигателя Зил-508 на бедной горючей смеси?

Ответ - выхлопные газы белого цвета и недостаточная мощность двигателя.

  1. Назначение топливного насоса высокого давления (ТНВД)

Ответ – для подачи дизельного топлива под давлением в цилиндр в конце такта сжатия.

  1. Как проверяют работоспособность центробежного фильтра очистки масла в условиях эксплуатации на автомобилях КамАЗ?

Ответ – по шуму – ротор должен вращаться в течение 2-3 минут.

  1. Какие причины вызывают переобогащение горючей смеси в карбюраторах?

Ответ – Увеличение уровня топлива в поплавковой камере. Засорение воздушных жиклеров.

Трансмиссия

  1. Каково назначение главной передачи автомобилей?

Ответ – Служит для преобразования вращающегося момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса.

2. Какое сцепление установлено на автомобиле ВАЗ 2110?

Ответ Сухое однодисковое с лепестковой корзиной.

3. Какой вид переднего моста у автомобиля ВАЗ - 2105?

Ответ2- х рычажная бесшкворневая подвеска передних колес.

4. Какой прием переключения передач содействует увеличению срок службы синхронизаторов КПП грузового автомобиля?

Ответ Двойное полное выключение сцепления

5. По каким причинам сцепления может «вести»?

Ответ – Большой свободный ход педали, коробление ведомого диска.

Тормозная система

  1. Сколько рабочих контуров имеет тормозная система автомобиля КамАЗ-5511?

Ответ - тормозная система состоит из 5 тормозных контуров.

  1. Когда водитель автомобиля КамАЗ использует запасной тормоз?

Ответ – При выходе их строя рабочего тормоза.

3. Каковы причины повышенного люфта в рулевом управлении (люфт превышает более 25) ?

Ответ – Износ рулевых шарниров. Увеличенный зазор в рулевом механизме.

4. С какой целью на современных автомобилях вводят автоматическое управление подвеской?

Ответ – Для увеличения комфортности.

5. В какой последовательности должны тормозить колеса автомобиля КамАЗ при плавном нажатии?

Ответ – передние, затем задние

















Приложение 6.


Регламент проведения интеллектуальной игры «Эрудит»

(Теоретический минимум от Знайки)


  1. Интеллектуальная игра «Эрудит» (далее Игра) проводится в один тур, в котором одновременно участвуют представители всех команд. Каждая команда состоит из 3 участников.

  2. Команде присваивается номер в результате жеребьевки.

  3. Начинает игру команда под номером 1.

  4. Каждый следующий ход делает команда, победившая в предыдущем раунде.

  5. Команда, получившая право на ход, выбирает раздел и один из вопросов этого раздела.

  6. Номинальная стоимость вопросов от 1 до 5 баллов в зависимости от уровня сложности. После озвучивания вопроса ведущим каждая из команд имеет право дать ответ.

  7. Команда, готовая дать ответ, должна поднять свой цветной кружок семафора только после слова ведущего «Ответ». Если две или более команд подняли кружок семафора одновременно, ответы даются в письменном виде. Бланки для ответов находятся на столе каждой команды.

  8. Если ответ дан без вымпела, он не засчитывается и команда получает 10 штрафных баллов.

  9. Если команда дала неправильный ответ, право на ответ получает команда, поднявшая вымпел второй и т.д.

  10. Если ни одна из команд не может дать ответ на вопрос, ведущий зачитывает правильный ответ и команда, выбравшая предыдущий вопрос, делает выбор еще раз.

  11. Баллы команде за правильный ответ начисляются по номиналу вопроса.

Правильность ответа определяет - жюри. Верный ответ на экране озвучивает Незнайка.

  1. Продолжительность игры 20 минут. Жюри подводит итог игры по сумме набранных баллов.


Приложение 7


Таблица 6.

Сводный оценочный лист



Фамилия Имя

Этап 1

Визитная

карточка

Этап 2

Электронные вопросы

Этап 3

Практическое

задание

Итоги

в баллах

Место

Команда «Кроссовер»


1.







2.







3.







4.







Итоги этапов (командный зачет) в баллах







Команда «Трансмиссия»

1.







2.







3.







4.







Итоги этапов (командный зачет) в баллах






Команда «Капот»

1.







2.







3.







4.







Итоги этапов (командный зачет) в баллах






Приложение 8


Фотоотчет о проведении конкурса профмастерства

«Авто-Профи КЭМТ»


Рисунок 1. Команда "Кроссовер"


Рисунок 2. Команда "Трансмиссия"

Рисунок 3. Команда "капот"

Рисунок 4. Обучающиеся в образе: Знайки,

Незнайки, собаки Бульки, Винтика и Шпунтика




Рисунок 5. Музыкальная пауза от одногруппников



Рисунок 6. Жюри конкурса


Рисунок 7. Ведущие конкурса


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!