ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №167 ФСИН РОССИИ
(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №167)
КОНКУРС–ВИКТОРИНА
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Разработка внеклассного мероприятия
по профессиям: «Столяр строительный».
Разработчик:
мастер производственного обучения
Мокрушин Сергей Филиппович
2023 год
РАЗРАБОТЧИК
Мастер производственного обучения ФКП
образовательного учреждения №167 С.Ф. Мокрушин
РЕЦЕНЗЕНТ
Должность И.О. Фамилия
Конкурс-викторина проводится с группой студентов обучающихся профессии «Столяр строительный» и проводится мастером производственного обучения по окончанию учебного цикла «Основы материаловедение».
РАССМОТРЕНО
На заседании педагогического совета
протокол №___ от «___»___________202__г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УПР ФКП
Образовательного учреждения №167 Е.В.Литаврина
УТВЕРЖДЕНО
Директор ФКП
Образовательного учреждения №167 И.Ф.Кулиш
М.П.
| Содержание: | |
| Пояснительная записка…………………………………………..... | 3 |
1 | Положение…………………………………………………………. | 3 |
2 | План проведения конкурса–викторины по профессии «Столяр строительный»…………………………………………………….. | 5 |
3 | Программа конкурса-викторины по профессии «Столяр строительный»……………………………………………………... | 5 |
4 | Ознакомление участников конкурса-викторины об условиях проведения и оценки результатов………………………………... | 6 |
5 | Ход конкурса–викторины…………………………….................... | 7 |
5.1 | Первый этап проверка теоретических знаний (тестирование)....... | 7 |
5.2 | Второй этап дидактический (разгадай кроссворд)……………… | 11 |
5.3 | Третий этап (подведение итогов конкурса - викторины)………. | 14 |
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Самый эффективный способ закрепление обучающимися изученного материала происходит при объединении нескольких теоритических предметов в единое совмещенное занятие, каким является конкурс-викторина «Занимательное материаловедение»по профессии «Столяр строительный». Подготовка к данному мероприятию проводится мастером по окончанию учебных циклов «Основы материаловедения». Конкурс – викторина побуждает обучающихся на уроках «Основы материаловедения», а также во внеурочное время, пополнять, углублять знания, навыки и умения, больше интересоваться обучением. В то же время проведение конкурса – викторины дает мастеру возможность совершенствовать методику проведения обучения, подходы к воспитанию и развитию интереса к профессии, творческому отношению к труду. Конкурс – викторина позволяет проанализировать все упущения и недостатки в организации и проведении уроков «Основы материаловедения», вопросы и темы, которым уделялось мало внимания, учесть их при организации обучения в следующем году.
Конкурс-викторина проводится 03.11.2022 в три этапа в течение 2-х учебных часов.
Первый этап конкурса – викторины (40 минут) заключается в проверке знаний по основам материаловедения. По результатам этого этапа обучающиеся, набравшие наиболее большее количество баллов, продолжают участвовать в викторине.
Второй этап конкурса (40 минут) дидактический, заключается в разгадывании кроссвордов.
Третий этап (10 минут) включает подведение итогов конкурса – викторины и награждение победителей и участников.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении конкурса-викторины «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» по профессии «Столяр строительный»
Цели конкурса–викторины:
1. Образовательные:
- проверить знания обучающихся по изученным дисциплинам;
- закрепить знания по основным терминам и определениям;
- выявить талантливых студентов, способных к творческих подходу к изучению профессии;
2. Развивающие:
- развивать интерес к познаниям;
- развивать профессиональную память, навыки самостоятельного обобщения и мышления;
- уметь принимать решения самостоятельно.
3. Воспитательные:
- воспитывать ответственность за порученное делo;
- способствовать формированию ответственного отношения студентов к будущей профессии;
4
- создать благоприятный психологический климат для возможности раскрытия потенциала каждого обучающегося;
- способствовать формированию уверенности студентов в своих возможностях.
Задачи конкурса-викторины:
- совершенствование профессионального мастерства и личностного развития студентов;
- раскрытие творческого потенциала студентов;
- определение уровня профессиональной квалификации студентов;
- установление рациональных приемов труда и современных технологий изготовления столярных изделий.
Тип мероприятия: совершенствование знаний, умений и навыков
Вид мероприятия: конкурс-викторина
Форма проведения конкурса:
- теоретическая в 3 этапа.
Содержание и условия проведения конкурса
Конкурс-викторина «ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ» включает в себя три этапа:
Этапы конкурса - викторины
1 и 2 этапы включают тестовую проверку знаний обучающихся по предмету «Основы материаловедения». Задания соответствуют требованиям профессионального стандарта. Время выполнения тестовой проверки знаний по 40 минут каждый этап. Оценка теоретических заданий проводится по бальной системе – 34 баллов первый этап и 36 баллов второй этап.
Требования к процедуре тестирования: вопросы теста транслируются проектором на экране; обучающиеся обеспечиваются удобным местом за столом; предусматривается возможность максимального обзора для членов жюри, чтобы исключить возможность списывания.
Ведущий тестирования сообщает конкурсантам следующие сведения: объясняет конкурсантам, зачем проводится тестирование, почему конкурсанты должны приложить максимум усилий для его выполнения; обращает внимание конкурсантов на инструкцию по выполнению заданий теста; сообщает испытуемым об временном ограничении, о правилах исправления допущенных ошибок; отвечает на имеющие вопросы; каждый правильный ответ оценивается 1 балла.
3 этап включает подведение итогов конкурса – викторины и награждение победителей и участников.
Участники конкурса, занявшие 1, 2, 3 места награждаются грамотами.
Победитель становится лучшим в профессии в рамках образовательного учреждения и поощряется «ходатайством о поощрении перед руководством учреждения УИС».
Место проведения конкурса
Пермский край, п. Центральный, филиал ФКП образовательное учреждение № 167 при ФКУ ИК-35, кабинет производственного обучения.
Ведущий конкурса – викторины
Мастер производственного обучения ФКП образовательного учреждения № 167 Мокрушин С.Ф.
5
Жюри конкурса
В состав жюри входят:
Председатель жюри старший мастер ФКП образовательного учреждения №167 И.О.Фамилия.
Члены жюри мастера производственного обучения ФКП образовательного учреждения № 167 И.О. Фамилия, И.О. Фамилия.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА–ВИКТОРИНЫ
«ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
Первый этап (компьютерный класс)
Проверка теоретических знаний в виде тестирования – 40 минут
Предмет «Основы материаловедения»
Тест № 1 «Строение дерева и древесины»;
Тест № 2 «Виды лесоматериалов»;
Тест № 3 «Пороки древесины»
Критерии оценки теоретического задания
Подведение итогов теоретического задания
Второй этап дидактический (компьютерный класс)
Проверка теоретических знаний в виде разгадывания кроссвордов – 40 минут
Предмет «Основы материаловедения»
Разгадать кроссворд № 1 «Строение дерева»;
Разгадать кроссворд № 2 «Свойство древесины»;
Разгадать кроссворд № 3 «Виды пиломатериала».
Критерии оценки теоретического задания
Подведение итогов теоретического задания
Третий этап (учебный класс)
Подведение итогов конкурса - викторины
3.ПРОГРАММА КОНКУРСА
№ п/п | Время | Мероприятия |
1 | 15-20 – 15-25 | Открытие конкурса-викторины «Занимательное материаловедение» |
2 | 15-25– 15-30 | Представление участников конкурса и членов жюри |
3 | 15-30 – 15-50 | Демонстрация презентации «Древесина и материалы из неё» |
4 | 15-50 – 16-30 | 1 этап. Выявление теоретических знаний. Тестирование |
5 | 16-30 – 17-10 | 2 этап. Выявление теоретических знаний. Разгадывание кроссворда |
6 | 17-10 – 17-30 | 3 этап. Подведение итогов, награждение победителей и участников |
6
ОЗНАКОМЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА - ВИКТОРИНЫ
ОБ УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
03.11.2022 при проведении конкурса-викторины «Занимательное материаловедение» по профессии «Столяр строительный»
№ п/п | Ф.И.О. | Должность инструктирующего Ф.И.О. | Подпись инструкти- рующего | Подпись инструкти- руемого |
1 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
2 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
3 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
4 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
5 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
6 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
7 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
8 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
9 | | Мастер п/о Мокрушин С.Ф. | | |
7
ХОД КОНКУРСА-ВИКТОРИНЫ:
Организационная часть:
- представление участников и членов жюри;
- объяснение порядка работы и критериев оценки теоретического тура конкурса
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Вопросы высвечиваются на экране (демонстрация презентации с тестовыми заданиями). За каждое правильное выполнение задания обучающийся получает баллы.
Викторина по предмету «Основы материаловедения»:
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 1: «Строение дерева и древесины»
Волокнистая ткань растений, по которой происходит перемещение органических веществ
луб B. кора C. камбий D. пробка
Какая древесина выполняет механические функции?
ранняя B. камбий С. поздняя
По какой древесине в дереве происходит передвижение соков вверх по стволу?
заболонь B. луб C. кора D. поздней
На каком разрезе волокна выглядят в виде колец?
тангентальном B. тангенциальном C. продольном D. поперечном
Слой, который покрывает ствол и состоящий из сухих мертвых клеток
луб B. пробка C. кора D. камбий
Что служит важным признаком при определении породы древесины?
пробка B. камбий C. текстура D. кора
Разрез, на котором можно рассмотреть строение древесины
тангентальный B. поперечный C. тангенциальный D. продольный
Какую структуру имеет древесина?
слоисто-волокнистую B. волокнистую C. годовые кольца
D. тангенциальную
Слой, который состоит из пробки и луба
заболонь B. ранняя древесина C. кора D. камбий
Слой тонкостенных живых клеток, видимый только под микроскопом
луб B. кора C. пробка D. Камбий
На каком разрезе волокна выглядят в виде параллельных линий?
тангентальном B. продольном C. поперечном D. тангенциальном
8
От прорезания чего при распиловке ствола образуется текстура древесины?
камбий B. волокна C. годичные слои D. кора
Тёмная и твердая древесина, обращённая к коре
заболонь B. ранняя C. луб D. поздняя
На каком разрезе волокна выглядят в виде дуг, входящих друг в друга?
тангентальном B. продольном C. тангенциальном D. поперечном
Слой, благодаря которому дерево растет в толщину
камбий B. луб C. пробка D. заболонь
Светлая и мягкая древесина, обращённая к сердцевине
поздняя B. луб C. ранняя D. заболонь
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 2: «Виды лесоматериалов»
Круглый лесоматериал, предназначенный для выработки целлюлозы и белой древесной массы, длиной не менее 0,75 м и диаметром 6...40 см, в зависимости от вида вырабатываемой продукции
А) бревно Б) баланс В) бревно строительное Г) бревно пиловочное
Круглый деловой сортимент, предназначенный для использования в круглом виде или в качестве сырья для выработки пиломатериалов общего назначения.
А) бревно Б) баланс В) бревно строительное Г) бревно пиловочное
Круглый лесоматериал, предназначенный для выработки пиломатериала.
А) бревно Б) баланс В) бревно строительное Г) бревно пиловочное
Круглый лесоматериал длиной 3,0...6,5 м и толщиной 14...24 см для хвойных лесоматериалов, 4,0...6,5 м и 12...14 см - для лиственных, используемый в строительстве.
А) бревно Б) баланс В) бревно строительное Г) бревно пиловочное
Круглые и колотые лесоматериалы, кроме дров, а также технологическая щепа.
А) дрова Б) деловая древесина В) долготье Г) жердь
Отрезок хлыста, имеющий длину, кратную длине получаемого сортимента с припуском на разделку.
А) дрова Б) деловая древесина В) долготье Г) жердь
Круглый или колотый сортимент, который соответственно своим размерам и качеству может быть использован только как топливо.
А) дрова Б) деловая древесина В) долготье Г) жердь
8. Тонкомерный круглый лесоматериал толщиной менее 6 см для хвойных и менее 8 см для лиственных пород древесины, используемый в строительстве, сельском хозяйстве и промышленности.
А) дрова Б) деловая древесина В) долготье Г) жердь
9
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 3: «Пороки древесины»
№ | Вопрос | Варианты ответов |
1 | К ак называется порок древесины изображенный на рисунке? | 1) сучок 2) свилеватость 3) гниль 4) двойная сердцевина |
2 | Основным недостатком косослоя является ... | 1) ухудшение ручной и механической обработки древесины 2) коробление древесины в результате сушки 3) заражения паразитическими грибами и бактериями изделия |
3 | Как называется порок древесины изображенный на рисунке? | 1) трещина 2) свилеватость 3) гниль 4) двойная сердцевина |
4 | Как называется порок древесины изображенный на рисунке? | 1) сучок 2) свилеватость 3) гниль 4) трещина |
5 | Отклонение древесины от нормального строения, внешнего вида формы называется ... | 1) породой 2) пороком 3) дефектом |
6 | Трещины образуются в древесине в результате ... | 1) разрыва от воздействия мороза, жары, влаги 2) винтообразного расположения волокон 3) заражения паразитическими грибами и бактериями |
7 | Наличие сучков в древесине - ... | 1) затруднение ручной и механической обработки 2) вероятность их выпадения 3) возможность заражения остальной части заготовки 4) последующая деформация заготовки |
8 | Какие пороки древесины относятся к биологическим повреждениям? | 1) червоточина 2) сучки 4) гниль |
10
2. Критерии оценки выполнения задания 1-го этапа
№ п/п | Наименование операции | Количество баллов | Отведенное время |
1 | Доведение до обучающихся требований к процедуре выполнения заданий | | 10 минут |
2 | Тестовое задание № 1 «Строение дерева и древесины» | 16 | 14 минут |
3 | Тестовое задание № 2 «Виды лесоматериалов» | 8 | 8 минут |
4 | Тестовое задание № 3 «Пороки древесины» | 8 | 8 минут |
5 | Время выполнения заданий | 2 | 30 минут |
Итого: 34 балла
За каждые 5 минут перевыполнения задания – плюс 1 балл, но не более 2 баллов.
Каждые 5 минут задержки – минус 1 балл, но не более 2 баллов.
За каждый неправильный ответ – минус 1 балл, но не более 2 баллов.
3. Подведение итогов выполнения задания 1-го этапа
№ п/п | Ф.И.О. | баллы |
1 | Александров Дмитрий Сергеевич | |
2 | Гуляев Игорь Вячеславович | |
3 | Драчев Алексей Викторович | |
4 | Каменецкий Евгений Александрович | |
5 | Коваленко Степан Александрович | |
6 | Прибытков Александр Владимирович | |
7 | Текунов Дмитрий Олегович | |
8 | Храмков Василий Викторович | |
9 | Кодиров Нуриддин Садридинович | |
11
5.2.ВТОРОЙ ЭТАП ДИДАКТИЧЕСКИЙ
Вопросы к кроссворду высвечиваются на экране (демонстрация презентации с кроссвордами). За каждое правильное выполнение задания обучающийся получает баллы.
Викторина по предмету «Основы материаловедения»:
РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД № 1 «Строение дерева»:
По горизонтали: 3. Как называется вершина ствола вместе с сучьями и листьями или хвоей. 7. Тонкий кольцевой слой живых клеток для роста дерева в объёме. 8. Какой слой коры проводит воду с выработанными в листьях или хвое органическими веществами вниз по стволу. 10. покрывает всю поверхность дерева.
По вертикали: 1. Как называется верхняя тонкая часть дерева. 2. Живые клетки дерева, обеспечивающие перемещение питательных веществ от корней к кроне. 4. Слой коры предохраняет древесину ствола от морозов, перегрева, резких перепадов температур, механических повреждений и других внешних воздействий. 5. Он удерживает тяжелую крону и служит проводником питательных веществ, поступающих от корней (восходящие токи) и из листвы или хвои (нисходящие токи). 6. Являются фундаментом и сваями, которые удерживают дерево в вертикальном положении и снабжают дерево водой и минеральными солями. 9. Как называется толстая нижняя часть дерева.
Ответы:
По горизонтали: 3. Крона. 7. Камбий. 8. Лубяной. 10. Кора.
По вертикали: 1. Вершина. 2. Заболонь. 4. Пробковый. 5. Ствол. 6. Корни. 9. Комель.
12
РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД № 2 «Свойство древесины»:
По горизонтали: 3. Естественный рисунок древесных волокон на обработанной поверхности, обусловленный особенностями ее строения. 6. Способность древесины отражать световой поток с поверхности в определенном направлении. 7. Способность древесины сопротивляться раздражению под действием механических нагрузок. 8. Способность древесины сопротивляться износу, т.е. постепенному разрушению ее поверхностных зон при трении. 9. Способность древесины изменять влажность в соответствии с окружающими условиями. 10. Плотность, цвет, влажность, запах - ….. свойства древесины.
По вертикали: 1. Свойство древесины, зависящее от количества эфирных масел, смол и дубильных веществ. 2. Способность древесины выдерживать нагрузки, не разрушаясь. 4. Свойство древесины устанавливать первоначальную форму после прекращения действия непродолжительной нагрузки. 5. Прочность, твердость, износостойкость - ….. свойства древесины.
Ответы:
По горизонтали: 3. Текстура. 6. Блеск. 7. Прочность. 8. Износостойкость. 9. Гигроскопичность. 10. Физические.
По вертикали: 1. Запах. 2. Твердость. 4. Упругость. 5. Механические.
13
РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД № 3 «Виды пиломатериала»:
| | | | | | | | | | | | 1 | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | 2 | | | | |
| | | | | | | | | 3 | | | | | |
| | | | | | | | 4 | | | | | | |
| | | 6 | | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | 7 | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | 9 | | | |
| | | | | | 8 | | | | | | | | |
| | | | | 11 | | | | | | | | | |
| 10 | | | | | | | | | | | | 13 | |
| | | | | | | | | 12 | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| 14 | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | |
По горизонтали: 2. Лесоматериал длиной 2-4 метра. 4. Без них не обходится ни одна русская печь. 5. Лесоматериал длиной 1-2 метра. 8. Широкая плоскость пиломатериала. 10. Выпиленная боковая часть бревна при продольной распиловке. 12. Плоские бруски и тонкие узкие доски. 14. Спиленное дерево, очищенное от сучков.
По вертикали: 1. Лесоматериал длиной 4-6 метров. 3. Вид пиломатериала, имеющий прямоугольные кромку, пласть и торец. 6. Линия пересечения двух плоскостей пиломатериала. 7. Пиломатериал, предназначенный для использования в качестве опор для рельсов железнодорожных путей. 9. Поперечная плоскость пиломатериала. 11. Пиломатериал с квадратным профилем (торцом). 13. Узкая плоскость пиломатериала.
Ответы:
По горизонтали: 2. Кряж. 4. Дрова. 5. Чурак. 8. Пласть. 10. Горбыль. 12. Рейки. 14. Хлыст.
По вертикали: 1. Бревно. 3. Доска. 6. Ребро. 7. Шпалы. 9. Торец. 11. Брус. 13. Кромка.
2. Критерии оценки выполнения задания 2-го этапа
№ п/п | Наименование операции | Количество баллов | Отведенное время |
1 | Доведение до обучающихся требований к процедуре выполнения заданий | | 5 минут |
2 | Разгадать кроссворд № 1 «Строение дерева» | 10 | 10 минут |
3 | Разгадать кроссворд № 2 «Свойство древесины» | 10 | 10 минут |
4 | Разгадать кроссворд № 3 «Виды пиломатериала» | 14 | 15 минут |
5 | Время выполнения заданий | 2 | 30 минут |
Итого: 36 баллов
За каждые 5 минут перевыполнения задания – плюс 1 балл, но не более 2 баллов.
Каждые 5 минут задержки – минус 1 балл.
14
3. Подведение итогов выполнения задания 2-го этапа
№ п/п | Ф.И.О. | баллы |
1 | Александров Дмитрий Сергеевич | |
2 | Гуляев Игорь Вячеславович | |
3 | Драчев Алексей Викторович | |
4 | Каменецкий Евгений Александрович | |
5 | Коваленко Степан Александрович | |
6 | Прибытков Александр Владимирович | |
7 | Текунов Дмитрий Олегович | |
8 | Храмков Василий Викторович | |
9 | Кодиров Нуриддин Садридинович | |
15
5.3. ТРЕТИЙ ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА:
№ п/п | Ф.И.О. | 1 этап | 2 этап | баллы/место |
1 | Александров Дмитрий Сергеевич | | | / |
2 | Гуляев Игорь Вячеславович | | | / |
3 | Драчев Алексей Викторович | | | / |
4 | Каменецкий Евгений Александрович | | | / |
5 | Коваленко Степан Александрович | | | / |
6 | Прибытков Александр Владимирович | | | / |
7 | Текунов Дмитрий Олегович | | | / |
8 | Храмков Василий Викторович | | | / |
9 | Кодиров Нуриддин Садридинович | | | / |
- сообщение о выполнении цели конкурса;
- награждение участников конкурса.
ЖЮРИ:
1. Старший мастер ____________ И.О. Фамилия
2. Мастер п/о ____________ И.О. Фамилия
3. Мастер п/о ____________ И.О. Фамилия
16
Используемая литература:
Степанов Б.А. Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева: Учеб. для нач. проф. Образования. –М.: ИРПО; Изд. Центр «Академия», 2012.
Дополнительные источники:
Степанов Б.А. Материаловедение (деревообработка): учеб.пособие / Б.А.Степанов — 2-е изд., стер.— М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 80 с.
Cтепанов Б.А. Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ. Москва 2014год.