Родительское собрание
Дата проведения:
Ответственный: педагог-психолог
Оборудование: доклад, презентация, проектор, ноутбук, памятки для родителей
Противостояние влиянию
Считается, что подростки наиболее уязвимы для манипуляций, ведь они недостаточно автономны и не зависят от родителей. Молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка является основной «группой риска» для пропаганды экстремистов. Хотя в 17 лет люди уже совсем самостоятельные, их собственная система ценностей и жизненная позиция пока не сложились окончательно. Но общие принципы противостоящего поведения применимы для человека любого возраста, который не всегда может оценить риск и последствия своих и чужих действий: либо в силу недостаточности опыта, как это чаще всего происходит у детей, либо в силу неточных представлений о собственных ценностях, неумения их отстаивать. И такое случается и у взрослых людей. Но общее в том, что степень защищенности от манипуляции очень зависит от того, какие отношения сложились в его семье: принято ли в ней договариваться, или все члены добиваются своего с помощью манипуляций, умеют ли родители принимать общие решения, есть ли диалог с ребенком, привычка обсуждать, прогнозировать последствия, поразмышлять над вариантами, делиться с переживаниями. И при этом удерживаться от позиции «я же тебе говорила, теперь сам разбирайся». Это приведет к тому, что ребенок перестанет рассказывать о неудачах. Или наоборот, родится протест – раз такое дело, раз он все равно такой плохой и глупый, то он будет делать что хочет.
Есть ли какие-то наиболее частые и опасные виды манипуляций, которым подвержены именно подростки? Конечно же: это проявления буллинга и кибербуллинг, существуют субкультуры и молодежные движения, угрожающие жизни, в сети Интернет существуют группы смерти (большое распространение данные сообщества получили в социальных сетях «ВКонтакте», «Инстаграм»). Самая очевидная история – «а тебе слабо?», еще одна опасная идея, которой подвержены подростки: «Взрослых надо слушаться». Педофилы манипулируют своими жертвами именно так.
Как понять, что ребенок в опасности, что он подвержен влиянию? И что делать если это так?
Насторожить должны любые нехарактерные поведенческие проявления (любое резкое изменение поведения и образа жизни должно стать поводом для прояснения).
Важно понимать, что манипуляция – это не обязательно подстрекание к наркотикам, алкоголю, табакокурению, суициду, экстремизму или каким-то страшным вещам. Например, мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость. Манипуляции – это чаще всего это гораздо более повседневная история про нарушение границ, про потерю собственных жизненных ценностей, и это тоже очень опасно.
Поэтому так важно научит любого человека (своего ребенка будь он подростком или уже юношей, взрослым человеком) навыкам противостоящего поведения, помня конечно, что главным методом воспитания является личный пример.
Виды психологического противостояния влиянию (Сидоренко, 1997)
1. Контраргументация – сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.
2. Конструктивная критика – подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.
3. Энергетическая мобилизация – сопротивление попыткам адресата внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.
4. Творчество – создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его.
5. Уклонение – стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.
6. Психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, манипуляции или принуждения.
7. Игнорирование – действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.
8. Конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия. Это позиционная война, которая будет эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз: 1) это Я-послания о чувствах, которые вызывает поведение инициатора воздействий; 2) усиление Я-послания; 3) выражение пожелания или просьбы; 4) назначение санкций; 5) реализация санкций. Переход к каждой следующей фазе необходим, если инициатор повторяет свои попытки психологического влияния.
9. Отказ – выражение адресатом своего не согласия выполнить просьбу инициатора воздействия (прием «Заезженная пластинка»)
!!! Умение быть непредсказуемым/креативным, умение распознавать эмоции свои и чужие, а также контролировать эмоции свои и чужие (развитый Эмоциональный интеллект), быть решительным, целеустремленным – помогут в нужный момент справиться с давлением со стороны.
При этом, гораздо более привычны и отработаны в обыденной жизни, как взрослыми, так и детьми и подростками, Негативные способы противостояния
1. Самооправдание. Любые формы самооправдания – это признак означающий, что адресат втянулся в манипуляцию.
2. Встречное нападение. Это варварство. «Да вы на себя посмотрите!»
3. Вопрос о мнении других людей, третьих лиц «И что они говорят об этом?», «А как он отреагировал?»
4. Лживые и неискренние высказывания. Это тоже встречная манипуляция.
5. Грубые формулировки вопросов и ответов. «А тебе то что?», «Пошел на фиг» – это тоже варварство.
6. Высказывания о психологических правах и обязанностях «Я имею право вам это говорить!», «Я не обязан отчитываться!». Это уводит в сторону от сути дела и скатывается на выяснение отношений.
7. Вопрос об отношении (нападающего к адресату, другим, к себе или других к адресату («Вы мне не доверяете?», «Вы считаете меня недостаточно твердым?», «Ты что завидуешь?»
8. Позиция сверху. Насмешливый тон, подковырка даже при внешнем соблюдении техник противостояния.
Подростку самому чрезвычайно трудно осознать, что на самом деле – не он автор того или иного своего поступка, что его эксплуатируют. Манипуляция – это всегда непрямое, это завуалированное послание. Чтобы справиться с ней, научиться говорить решительное «нет», в ситуациях, когда тебя вынуждают делать то, что противоречит твоим желаниям и представлениям о правильном, самое важное – назвать и обозначить, нужно сделать это послание прямым и очевидным. С этой целью мы сейчас вас проинформировали о способах противостояния, вы научите своих взрослых детей через личный пример, На тренинговых занятиях по повышению уровня жизнестойкости и развитию навыков совладания со стрессом, с ребятами мы пробуем распознавать манипуляции и отличать их от прямых посланий, опираться на собственный выбор и ценности при встречи с манипуляторами. Педагогами и специалистами отдела воспитательной работы организуются групповые развивающие и досуговые занятия в целях повышения мотивации студентов к активной жизнедеятельности и усилению ценности жизни в их мировоззрении.
Таким образом, цель нашей с вами работы по усилению способности наших детей/студентов противостоять внешним воздействиям, влиянию (будь то убеждение, внушение, принуждение):
1. Повышать личную медиаграмотность — умение анализировать источники информации, выявлять и пресекать фейковые новости, анализировать информационные угрозы, противостоять манипуляции, а также прививать такую культуру безопасного использования интернета в своем окружении.
2. Обучение молодежи социально приемлемым и жизнесберегающим методам решения жизненных проблем.
3. Обучение молодежи выражению эмоциональных реакций и управлению ими.
4. Повышение уровня развития навыков социального функционирования.
5. Формирование позитивного отношения к собственной личности, телу, способностям и жизни в целом.
6. Формирование представлений о жизни и смерти.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние какой-либо организации/человека, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы - такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.
3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
Приложения
Дополнительные материалы для презентации
1. Образец поведения в ситуации внешнего воздействия