- формировать умение правильного написания слов с орфограммой «Буквы ч и щ в суффиксе - чик-, - щик-;
- способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать (через составление алгоритма, обозначение орфограммы, распределение по группам);
- способствовать развитию устной и письменной монологической речи (обогащение словарного состава через работу со словарными словами).
Мотивирование к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
Реализация построенного проекта.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Мотивирование к учебной деятельности. |
Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и скажем «Здравствуйте». Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. | Дети приветствуют учителя и друг друга. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
Учитель: 1. Лингвистическая загадка. - Посмотрите на рисунки и скажите, о какой морфеме пойдёт речь на нашем уроке. ( В словах выделите первую букву. Какое слово получилось?) - Почему вы так решили? - Что такое суффикс? - О каких суффиксах пойдёт речь на нашем уроке, вы скажете позднее. | Дети разгадывают ребус. |
3. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | |
Учитель: по традиции в начале урока проводим словарную работу. Запишем слово « Фонарь», ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную, подбираем однокоренные слова. Учитель: Вам известно, кого называют фонарщиком? Суффикс – щик показывает на название человека по его профессии или роду занятий. Какие еще названия профессий вам известны? Сегодня на уроке мы поговорим о словах с суффиксами чик и щик. - Как вы думаете, какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке. - Какую задачу поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.) - А что для этого надо знать и уметь? ( знать условия выбора, находить, объяснять, различать орфограмму) - А чему мы должны научиться к концу урока? - Вот и назвали задачи нашего урока. К концу урока мы должны знать правило написания суффиксов - чик, - щик, уметь применять данное правило. | Дети записывают в тетради слова: фонарь, фонарик, фонарный, фонарщик. Дети устно называют названия профессий с суффиксами чик и щик. Дети формулируют цели и задачи урока ( научиться правильно писать слова с суффиксами чик и щик). |
4. Выявление места и причины затруднения. | |
Учитель: Давайте поиграем в игру « Построим дом». Кто больше вспомнит и назовет профессий, связанных с постройкой дома. Сначала роют котлован с помощью экскаватора. Этим занимаются - …, чтобы поставить фундамент, нужна арматура и бетон, этим занимаются -…. Стены из камня возводит …, сварочные работы выполняет…, кровлю кроет …, стекла вставит …, укладывает паркет …, грузит все это… - А можно ли по произношению определить, когда пишется суффикс – чик, а когда суффикс – щик? - А в каких словах произношение не соответствует написанию? - Cоответственно, есть затруднение. | Дети записывают названия профессий. |
5. Построение проекта выхода из затруднения. | |
Учитель: Назовите тему урока. ( Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-) - А теперь мы с вами должны узнать правило. Понаблюдаем за словами: переводчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик; но обойщик, фонарщик, прицепщик. - Когда пишется суффикс –чик, а когда –щик? - После каких согласных пишется буква ч в суффиксе –чик-? Попробуйте сформулировать правило, не заглядывая в учебник. | Дети самостоятельно формулируют правило. |
6. Реализация построенного проекта. |
Учитель: теперь поработаем в парах. 1 – эксперт. 2 –отвечающий. Проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали правило. . Чтение правила на стр. 85. - Откройте учебник на стр. 85 и прочитайте правило. - Правильно ли мы с вами его сформулировали. Работа в парах . - Ещё раз расскажите друг другу правило. 3. Алгоритм рассуждения. Класс делится на 5 групп смешанного состава. В каждой группе назначен консультант – сильный ученик. На столах - лист бумаги и маркер. Учащиеся могут предложить свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов, в виде блок – схемы. На работу отводится 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритма, и дальше проводится анализ каждого варианта, выводится единый вариант. - Исходя из этого правила, составьте алгоритм рассуждения. - Составим единый вариант. | Дети работают с учебником в парах. Слабые учащиеся могут воспользоваться опорной схемой. Дети составляют алгоритм. |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
Учитель: Попробуем применить составленный нами алгоритм на практике. Упражнение № 221 . - Чему будем учиться, выполняя это упражнение? - А как на письме мы будем графически обозначать условия выбора орфограмм? - Чему мы научимся, выполняя это упражнение? - Докажите это и выполните упражнение самостоятельно. | Дети выполняют упражнение. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | |
Тест. ( Самопроверка с помощью ИКТ.) I.Буква ч в суффиксе –чик- пишется: 1 ) после букв Д, Т, З, С, Ж; 2) после букв Л, М, Р, Н; 3) после букв Д,Т, Р,М,Н; 4) после букв Ж, В, С, Л; II. В каком слове пишется суффикс –щик- ? 1) объезд…ик; 2) груз…ик; 3) перенос…ик; 4) спор…ик. III. В каком слове пишется суффикс –чик- ? 1) фонар…ик; 2) раснос…ик; 3) прицеп…ик; 4) съём…ик. IV.В каком слове пишется суффикс – чик-? 1) камен…ик; 2) формов…ик; 3) съём…ик; 4) перепис…ик. V. В каком слове нет суффикса –чик- ? 1) газетчик; 2) мальчик; 3) буфетчик; 4) валютчик. - А как мы будем оценивать себя? (Слайд № 14.) - Поднимите руку, кто выполнил без ошибок | Тест. ( Самопроверка с помощью ИКТ.) |
9. Информация о домашнем задании |
Учитель: Домашнее задание было предложено по выбору (с учётом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся). § 39. 1 уровень: Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок и набрал «5» баллов, выполняет упражнение 224). 2 уровень: Кто в самостоятельной работе допусти 1 - 2 ошибки, выполняет упражнение 224. | Дети записывают домашнее задание. |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Учитель: Назовите тему урока. - Какие задачи стояли перед вами? - Когда же пишется суффикс - чик, а когда - щик? - Что вызвало затруднение? - Продолжите фразы: я знаю…….. я умею… мне пока трудно…. | Дети отвечают на вопросы. |