СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка" Конспект урока: Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик).

 

Цель урока:

- формировать умение  правильного  написания слов  с орфограммой «Буквы ч и щ в суффиксе  - чик-, - щик-;

- способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать,  доказывать (через составление алгоритма, обозначение орфограммы, распределение по группам);

- способствовать развитию устной и письменной  монологической  речи  (обогащение словарного состава через работу со словарными  словами). 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка" Конспект урока: Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик)".»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Салмановская средняя школа



Ульяновский район

Самсонова Ольга Михайловна

Учитель русского языка и литературы

Номинация: основное общее образование (русский язык).

Организация современного урока в соответствиями с требованиями ФГОС.



Тема урока: Буквы ч и щ в суффиксе - чик (-щик).


Цель урока:

- формировать умение правильного написания слов с орфограммой «Буквы ч и щ в суффиксе - чик-, - щик-;

- способствовать развитию мышления: умению анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать (через составление алгоритма, обозначение орфограммы, распределение по группам);

- способствовать развитию устной и письменной монологической речи (обогащение словарного состава через работу со словарными словами).

Методическое оснащение: компьютер, карточки с тестом для учащихся , презентация.



План урока:


  1. Мотивирование к учебной деятельности.

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  3. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  4. Выявление места и причины затруднения.

  5. Построение проекта выхода из затруднения.

  6. Реализация построенного проекта.

  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  9. Информация о домашнем задании.

  10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.













Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель: Здравствуйте, ребята!  Давайте улыбнемся друг другу и скажем «Здравствуйте». Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

Дети приветствуют учителя и друг друга.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель:

1. Лингвистическая загадка.

- Посмотрите на рисунки и скажите, о какой морфеме пойдёт речь на нашем уроке.

( В словах выделите первую букву. Какое слово получилось?)

- Почему вы так решили?

- Что такое суффикс?

- О каких суффиксах пойдёт речь на нашем уроке, вы скажете позднее.

Дети разгадывают ребус.







3. Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Учитель: по традиции в начале урока проводим словарную работу.

Запишем слово « Фонарь», ставим ударение, подчеркиваем безударную гласную, подбираем однокоренные слова.

Учитель: Вам известно, кого называют фонарщиком?

Суффикс – щик показывает на название человека по его профессии или роду занятий. Какие еще названия профессий вам известны?

Сегодня на уроке мы поговорим о словах с суффиксами чик и щик.

- Как вы думаете, какие цели и задачи мы поставим перед собой на уроке.

- Какую задачу поставим перед собой на уроке? ( Научиться правильно писать слова с данной орфограммой.)

- А что для этого надо знать и уметь? ( знать условия выбора, находить, объяснять, различать орфограмму)

- А чему мы должны научиться к концу урока?

- Вот и назвали задачи нашего урока.

К концу урока мы должны знать правило написания суффиксов - чик, - щик, уметь применять данное правило.





Дети записывают в тетради слова: фонарь, фонарик, фонарный, фонарщик.


Дети устно называют названия профессий с суффиксами чик и щик.

Дети формулируют цели и задачи урока ( научиться правильно писать слова с суффиксами чик и щик).

4. Выявление места и причины затруднения.



Учитель: Давайте поиграем в игру « Построим дом». Кто больше вспомнит и назовет профессий, связанных с постройкой дома. Сначала роют котлован с помощью экскаватора. Этим занимаются - …, чтобы поставить фундамент, нужна арматура и бетон, этим занимаются -…. Стены из камня возводит …, сварочные работы выполняет…, кровлю кроет …, стекла вставит …, укладывает паркет …, грузит все это…

- А можно ли по произношению определить, когда пишется суффикс – чик, а когда суффикс – щик?

- А в каких словах произношение не соответствует написанию?

- Cоответственно, есть затруднение.

Дети записывают названия профессий.

5. Построение проекта выхода из затруднения.


Учитель: Назовите тему урока.

( Буквы ч и щ в суффиксе - чик - (-щик-)

- А теперь мы с вами должны узнать правило. Понаблюдаем за словами: переводчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик; но обойщик, фонарщик, прицепщик.

- Когда пишется суффикс –чик, а когда –щик?

- После каких согласных пишется буква ч в суффиксе –чик-?

Попробуйте сформулировать правило, не заглядывая в учебник.


Дети самостоятельно формулируют правило.

6. Реализация построенного проекта.

Учитель: теперь поработаем в парах. 1 – эксперт. 2 –отвечающий. Проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали правило. . Чтение правила на стр. 85.

- Откройте учебник на стр. 85 и прочитайте правило.

- Правильно ли мы с вами его сформулировали.

  1. Работа в парах .

- Ещё раз расскажите друг другу правило.

3. Алгоритм рассуждения.

Класс делится на 5 групп смешанного состава. В каждой группе назначен консультант – сильный ученик. На столах - лист бумаги и маркер. Учащиеся могут предложить свои варианты алгоритма в виде перечисления шагов, в виде блок – схемы. На работу отводится 5 минут. Группы вывешивают свои варианты алгоритма, и дальше проводится анализ каждого варианта, выводится единый вариант.

- Исходя из этого правила, составьте алгоритм рассуждения.

- Составим единый вариант.



Дети работают с учебником в парах.






Слабые учащиеся могут воспользоваться опорной схемой.


Дети составляют алгоритм.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Попробуем применить составленный нами алгоритм на практике.

Упражнение № 221 .

- Чему будем учиться, выполняя это упражнение?

- А как на письме мы будем графически обозначать условия выбора орфограмм?

- Чему мы научимся, выполняя это упражнение?

- Докажите это и выполните упражнение самостоятельно.

Дети выполняют упражнение.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Тест. ( Самопроверка с помощью ИКТ.)

I.Буква ч в суффиксе –чик- пишется:

1 ) после букв Д, Т, З, С, Ж;

2) после букв Л, М, Р, Н;

3) после букв Д,Т, Р,М,Н;

4) после букв Ж, В, С, Л;

II. В каком слове пишется суффикс –щик- ?

1) объезд…ик;

2) груз…ик;

3) перенос…ик;

4) спор…ик.

III. В каком слове пишется суффикс –чик- ?

1) фонар…ик;

2) раснос…ик;

3) прицеп…ик;

4) съём…ик.

IV.В каком слове пишется суффикс – чик-?

1) камен…ик;

2) формов…ик;

3) съём…ик;

4) перепис…ик.

V. В каком слове нет суффикса –чик- ?

1) газетчик;

2) мальчик;

3) буфетчик;

4) валютчик.

- А как мы будем оценивать себя? (Слайд № 14.)

- Поднимите руку, кто выполнил без ошибок

Тест. ( Самопроверка с помощью ИКТ.)


9. Информация о домашнем задании

Учитель: Домашнее задание было предложено по выбору (с учётом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся).

§ 39.

1 уровень: Кто выполнил самостоятельную работу без ошибок и набрал «5» баллов, выполняет упражнение 224).

2 уровень: Кто в самостоятельной работе допусти 1 - 2 ошибки, выполняет упражнение 224.


Дети записывают домашнее задание.




10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Учитель: Назовите тему урока.

- Какие задачи стояли перед вами?

- Когда же пишется суффикс - чик, а когда - щик?

- Что вызвало затруднение?

- Продолжите фразы: я знаю…….. я умею… мне пока трудно….

Дети отвечают на вопросы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!