Конспект урока по русскому языку
Класс: 4.
Дата: _____________________
Тема: Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова.
Цели: воспроизводить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над формированием навыка грамотного письма; орфографической зоркости; развивать речь детей; словарный запас, мышление; воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: понятия «лексическое значение слова», «однозначные и многозначные слова», прямое и переносное значение слов их роль в нашем языке;
уметь: узнавать слово по его лексическому значению, находить в толковом словаре определение лексического значения слова, находить многозначные слова, определять их прямое и переносное значение.
Личностные:
способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
проводить самооценку своих действий;
развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;
к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала;
л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Оборудование: карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация знаний
Словарный диктант
Город, завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.
(Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка.)
- К какой тематической группе относятся эти слова? (Город.)
- Что значит «лексическое значение слова»?
III. Целеполагание
- Прочитайте предложения.
У мухомора красная шляпка с белыми пятнышками.
Голову девушки украшала модная шляпка с вуалью.
- Какое слово встретилось в обоих предложениях? (Шляпка.)
- Что вы можете сказать о значении этого слова? (В данных предложениях оно употреблено в разных значениях: в первом приложении — шляпка гриба, во втором предложении — головной убор.)
- Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)
- Прочитайте следующую пару предложений.
Мальчики помогли старушке донести тяжёлые сумки.
Сегодня у нас был очень тяжёлый день.
- Что вы заметили? (В этих предложениях тоже есть многозначное слово — тяжёлый. Причём в первом предложении оно употреблено в прямом значении, а во втором — в переносном.)
- Узнайте о происхождении слов абажур, крендель, йога. Где вы будете искать необходимую информацию? (В этимологическом словаре.)
(Три ученика зачитывают соответствующие статьи.)
- Что объединяет эти слова? (Все они пришли в русский язык из других языков.)
- Как называются такие слова? (Заимствованные.)
- Объясните значение слов гривна, супостат, рать. Каким словарём вы воспользуетесь? (Толковым.)
(Три ученика зачитывают соответствующие статьи.)
- Что общего у этих слов? (Это устаревшие слова.)
Какие понятия мы будем повторять сегодня на уроке? (Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слов, заимствованные слова, устаревшие слова.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 62 (с. 44).
-Прочитайте стихотворение.
- Прочитайте выделенные слова. Где вы с ними встречались? (Ответы детей.)
- Где можно уточнить значение этих слов? (В словаре иностранных слов.)
- Найдите эти слова в словарике учебника на с. 158. Объясните их значение.
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
Упр. 63 (с. 45).
- Прочитайте, из каких языков пришли к нам некоторые слова.
- Как вы думаете, почему слова флейта, опера, мозаика пришли к нам из итальянского языка? (В Италии в эпоху Возрождения процветали архитектура, живопись, театр, музыка. Затем эти слова пришли к нам.)
- А почему слова компас, штурман, флот пришли из голландского? (В Голландии флот возник раньше, чем в России. В эпоху Петра I русский народ учился там строительству кораблей, мореплаванию.)
- С чем связано заимствование из греческого языка слов библиотека, театр? (В Древней Греции процветали просвещение, культура. Благодаря принятию христианства на Руси к нам пришли эти слова.)
- Выполните письменное задание к упражнению.
- Найдите в словаре иностранных слов, данном в учебнике, толкование слова дирижёр, запишите.
- Запишите в словарик слово шофёр, подчеркните орфограмму.
- Что означает это слово?
- Составьте предложение со словом шофёр.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 65 (с. 46).
- Какие слова называются многозначными?
- Прочитайте слова и найдите среди них многозначные.
- Как по словарю определить, многозначное слово или однозначное? (У многозначных слов значения пронумерованы.)
- Проверьте по толковому словарю учебника, правильно ли вы определили многозначные слова.
- Расскажите о значении многозначных слов.
- Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
- Выполните звуко-буквенный разбор слова чай.
(Один ученик работает у доски.)
VII. Подведение итогов урока
- Какие слова называются многозначными?
- Что значит «прямое и переносное значения слов»?
- Что такое устаревшие слова?
- Какие слова называются заимствованными?
VIII. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Стр. 45, упр. 64.