СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Конспект урока по теме «Совесть»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Конспект урока по теме «Совесть»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Конспект урока по теме «Совесть»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»


Романова Елена Николаевна


учитель начальных классов


Методическая разработка «Конспект урока по теме «Совесть»


Основы религиозных культур и светской этики

Модуль «Основы светской этики»


Урок № 23 «Совесть»

Урок-размышление


Цели:

образовательные:

  • сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека;

  • сформировать представление о ценности осознанного нравственного поведения человека;

  • познакомить с различными взглядами известных людей на значение совести в жизни человека и общества.

воспитательные:

  • показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;

  • обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к «внутреннему судье»,

  • учить объективно оценивать свои и чужие поступки;

  • воспитывать чувство чуткости, совестливости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к другим мнениям.

развивающие:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении;

  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);

  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;

  • развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определённых проблем; коммуникативные навыки.


Целеполагание:

формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «стыд»

Метапредметные результаты:

высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор;

анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания;

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, сотрудничать в паре.

Личностные результаты:

развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.





Ход урока


I.Организация урока.

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Свой урок мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб. Дерево мудрости.

Вас встречают три мудреца (заранее подготовленные ребята из старшего класса). Они все знают о человеческой жизни.


ІІ. Актуализация знаний.

Учитель читает стихотворение:

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке? - Конечно, разум - первый мне ответил.

(прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)

С ним каждый путь и правилен и светел.

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: - Воля на пути,

(прикрепляю карточку)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил:

(пауза)…

- Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Работа в парах.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем записи качеств, которые дети посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть!

(прикрепляю карточку)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.


II.Изучение нового материала.

ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Назовите тему урока. (Совесть).

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

- Прочитайте эпиграф урока:


Самое главное украшение человека – чистая совесть.

Цицерон

- Какой вопрос возникает?

- Совесть украшает человека?

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Раздаются рабочие листы на парты

Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое совесть?




2. Нужна ли человеку совесть?




3. Что значит поступать по совести?




4. Какая совесть бывает чиста?





ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

  1. Работа с определениями.

- Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

А) Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на доску.


Афоризмы:


Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез


Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.


Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.


Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.


Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.


Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.

Дени Дидро


Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев


Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм


Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен


Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть – это…


Б) Работа со словарем.

1.Обратимся к словарю В.Н. Даля:

«Совесть - внутрен­нее сознание добра и зла, тай­ник души, в котором отзывает­ся одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступ­ка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

2. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

3. Подберите однокоренные слова (совестливый, добросовестный).

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;


2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.

А) Прочитайте первый абзац статьи. Что вы узнали? (Первым, кто задумался, что такое совесть – Демокрит).

Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).

С каким чувством он связывал совесть? (Со стыдом).

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...

Демокрит

Б) Работа с толковым словарем Даля.

Найдите значение слова стыд.

Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)

Подберите однокоренные слова (стыдливый, постыдный, стыдливость).

В) Работа с текстом учебника.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?


Г) Составление таблицы. Работа в паре.

Совесть

Стыд




(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете?

  • Бедности своих родителей?

  • Неряшливого вида?

  • Аккуратной, но не модной одежды?

  • Пренебрежения к окружающим?

  • Грубости по отношению к людям?

  • Высокомерия?

  • Чего-то ещё?

У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом».

А что значит – поступать по совести?


Вопрос-тест.

Классный руководитель. Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?

Учитель называет фамилии детей, предлагает им высказаться.

Примерные ответы детей:

– Страшнее родители, а учителю я потом смогу показать, что совесть у меня есть.

– Лучше минута позора перед классом, чем родители.

– Если вызывает родителей, значит, думает, что я не совсем пропащий человек и совесть у меня есть.

– Если он такое скажет, значит, махнул на меня рукой – лучше пусть вызывает родителей!

– Родителей вызвать в школу не позорно, а такие слова – позор.

– Только не родителей!

– А мне по барабану!


2. Проблемная ситуация. Рассказ  «Осколки в сердце»

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.

Послушайте, о чем в нем говорится (читает рассказ):

«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.

Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал человек.

- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой».


3. Интерактивная беседа.

Классный руководитель:  

– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?  

– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 50 лет).

– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.)

 Б). Обсуждение ситуации (на партах лежит текст о почтенном человеке, в молодости совершившем неблаговидный поступок).


«Вот исповедь одного почтенного человека. Когда он был молод, пришлось ему работать в студенческом строительном отряде. Студенты решили помочь Дагестану, пострадавшему от землетрясения. Недоедали, недосыпали, все делали честно. А заработок оказался очень маленьким. Пришло время расставаться. Прощальный вечер. Звучат магнитофонные записи. А утром магнитофона… на месте не оказалось».


Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, какое отношение имеет эта исповедь к теме «Совесть»?

- Что такое исповедь и чему она служит?

- Чем исповедь в этой истории отличается от подлинной исповеди?


Ответы детей обобщаются, учитель вводит понятие «угрызение совести».

Определение записывается в тетрадь:

«Угрызение совести – беспокойное мучительное состояние из-за чувства своей вины».


Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свою точку зрения:

В школьном коридоре Вадим нашёл кошелёк, в котором, как оказалось, было 20 рублей. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?


Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ему ответил, что ничего ни задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Серёжу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». О своём звонке Володе Серёжа ничего не сказал, а Володя тоже промолчал. Оцените действия мальчиков.


Вспомните о таком случае вашей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека, и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция?


Классный руководитель.  Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести.  И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой.  По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?

А) Ситуация первая.

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние  пятьсот рублей.  Как вы поступите? 

Дети высказываются по поводу ситуации


Б) Ситуация вторая.

Классный руководитель. Еще одна ситуация.  Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель  поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?

Дети высказываются по поводу ситуации.


В) Ситуция третья.

Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию.  Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг.  Как можно тут поступить по совести?

Дети высказываются по поводу ситуации

 

Работа с притчами. (В группах)

Прочитайте притчу.

В чем заключается смысл притчи?


1 группа.

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!


2 группа

Слуга совести.

Однажды к учителю пришёл богатый господин и сказал:

— Вы, наверное, не помните меня, но я всю жизнь помнил ваши уроки. «Будьте хозяевами своих чувств — воли, разума, упорства. Пусть они слушаются вас», — говорили вы нам. Эти слова помогли мне достичь всего.

— Я рад, — улыбнулся учитель. — Но зачем ты снова пришёл?

— Помогите мне справиться с одним чувством. Жизнь жестока, и мне часто приходилось лишать своих должников крова и земли. Последнее время воспоминания о них не дают мне спать.

— Твоё сердце не очерствело, если оно еще может слышать голос совести. Этому чувству человек должен служить. Будь хозяином воли и разума, но слугой совести, мой дорогой ученик, — подытожил учитель.


3 группа.

Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы ни совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.


З) Игра «Найди пару». Работа в паре.

- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны объяснить его значение, включив слово «совесть»:

  1. Поступать вопреки своим убеждениям (Поступать против совести).

  2. Жить честно, справедливо (Жить по совести).

  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно (Делать на совесть).

  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести (Жить со спокойной
    совестью). Не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна».

  5. Поступать без стыда, без стеснения (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то (поступок на его совести).

Самопроверка по эталону (слайд).


- Послушайте рассказ «Угрызения совести» (из книги «Философия для детей»):


Иногда Вадик от родителей мог ус­лышать не совсем понятные выражения: где твоя совесть, бессовестный, ты со­всем совесть потерял. Вадик точно не знал, что такое совесть, но знал, что ког­да ее теряешь, то сразу что-то нехоро­шее случается, и родители сердиться на­чинают. Решил он спросить у своей ба­бушки, где совесть находится, и что надо делать, чтобы ее не потерять. Улыбнулась бабушка, Вадику на сердце пальцем по­казала и говорит:

- Вот здесь она у тебя и у каждого человека находится.

- Так раз она здесь, в сердце, то как же ее потерять-то можно? - удивился Вадик.

- Совесть - это способ, которым ду­ша, находящаяся в сердце, учит челове­ка исправляться и поступать красиво. А когда человек часто поступает без души и бессердечно и не думает исправлять­ся, то говорят, что он потерял свою со­весть.

- А что, без совести нельзя обойтись людям? - спросил Вадик.

- Трудно без нее обойтись. Совесть помогает человеку увидеть совершённое зло и помогает вовремя исправиться и стать лучше. А бессовестный человек да­же не замечает зла и безобразия. Он мед­ленно становится все хуже и хуже, пото­му что не испытывает угрызений совести после плохих поступков.

- Так что, она еще и кусаться может?

- Нет, кусаться совесть не может.

- А как же она тогда будет мучить и грызть человека? - спросил Вадик.

- Трудно тебе объяснить, - сказала бабушка. - Но когда-нибудь ты сам все поймешь.

После этого разговора прошло целых два года, и Вадик о нем почти совсем забыл. Вспомнил он о бабушкиных сло­вах лишь тогда, когда в его жизни прои­зошла одна печальная история.

Однажды Вадик услышал за окном громкое щебетание какой-то птицы. Не­сколько раз он выглядывал в окно и ни­кого не замечал, пока вдруг не увидел ла­сточку. Оказалось, доверчивая ласточка решила жить рядом с людьми и слепила свое гнездо прямо над окном Вадика. Це­лыми днями она то улетала, то возвра­щалась к своему гнезду, принося в клю­ве еду для птенцов. Вадик мог подолгу смотреть на маленькую трудолюбивую соседку, а ласточка, видя его в окне, со­всем не боялась подлетать близко. В кон­це концов ему сильно захотелось подержать в руках птицу и погладить ее, и вско­ре ему в голову пришла одна идея:

- А что если мне ее поймать, - поду­мал Вадик. - Что тут плохого, немного подержу ее в руках, полюбуюсь, а потом опять на волю отпущу. И он тут же сбегал во двор за длинной веткой. Нацепив на ветку прозрачный пакет, Вадик приоткрыл окно, просунул в него руку со своим самодельным сачком и стал ловить ласточку. Долго у него ниче­го не получалось. Как он ни старался, ласточка все равно ловко облетала его сачок. Она хорошо видела опасность, но улететь не могла и спешила к гнезду, что­бы накормить своих птенцов. Через не­которое время Вадик стал нервничать и сердиться, потому что поймать ласточку ему все никак не удавалось. Теперь, ког­да ласточка подлетала к гнезду, он от зло­сти все быстрее размахивал веткой.

И вдруг Вадик воскликнул от радос­ти. Ему наконец-таки повезло. Ласточка попала под удар ветки и упала в траву возле дома. Тут же стремглав выбежав во двор, Вадик подобрал ее и довольный вернулся домой.

Он ею любовался, гладил пальцем го­лову и трогал ее клюв. Но долго радова­ться ему не пришлось. Когда он хотел было ее выпустить в открытое окно, лас­точка не полетела. Услышав голоса зову­щих ее птенцов, она лишь беспомощно взмахнула одним крылом, вывалилась из рук и от боли стала громко пищать.

Только теперь Вадик понял, что про­изошло. Ему стало очень жаль ласточку, и на глазах появились слезы. Чувство вины обожгло его сердце, и в голове воз­никла ненависть к себе. Казалось, он ни­когда не сможет простить себе такого жестокого, бесчеловечного поступка.

Его желание исполнилось, ласточка была в его руках, а он ненавидел себя и отдал бы свою лучшую игрушку, лишь бы вернуть время назад. Вадим шепотом сквозь слезы просил у ласточки проще­ния и готов был сделать для нее все что угодно, лишь бы она простила его.

- Зачем я тебя ударил? - шептал он.

- Ты доверяла людям, решила жить ря­дом со мной, а я тебя за это веткой. Про­сти меня, я не хотел. Ласточка все время поглядывала на гнездо, она слышала писк своих голод­ных детей, но ничем не могла помочь. Вадик ругал себя разными словами и го­тов был даже бить себя, если бы это по­могло ласточке и ее птенцам.

- За что! За что я ее так, - думал он.

- Что же теперь делать, что теперь будет с птенцами?

Он накрошил перед ласточкой на по­доконник хлеб, но она его не стала есть, а лишь смотрела через стекло на свое гнездо.

Никто Вадика не ругал и не наказы­вал, но тягостное чувство собственной ви­ны, идущее откуда-то изнутри, не дава­ло успокоиться и никак не проходило. С мокрыми от слез глазами, шмыгая носом, он начал искать в книге о птицах, чем питаются ласточки. Оказалось, что лас­точки питались мухами и комарами. Ва­дик долго ловил мух и комаров и прино­сил их ласточке. Половину он оставлял ей, а другую половину с помощью длин­ной палки и привязанной к ней ложки переправлял в гнездо. Но птенцы не мог­ли сами клевать еду, и на следующий день в гнезде стало совсем тихо. Ласточ­ка отказывалась есть. Она поняла, что произошло, и уже не смотрела на гнез­до. Она лежала в коробке на подоконни­ке и старалась не шевелить своим поло­манным крылом. На следующее утро ла­сточка уже не двигалась...

Этот случай с ласточкой запомнился Вадику на всю жизнь. Он так и не смог до конца простить себя. Раньше он мечтал служить в армии и любил играть в войну и солдатиков, а теперь он больше всех во дворе заботился о бездомных живот­ных. Он уже точно знал, что, когда выра­стет, обязательно станет ветеринаром и будет лечить больных зверей и птиц.


- Чему научил этот случай мальчика? Понял ли он что такое совесть? Случится ли с ним что-то подобное в дальнейшей жизни, сможет ли он обидеть человека?


Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!


В Шотландии на задней площадке трамваев и автобусов есть небольшой ящик. Этот специальный ящик там для того, чтобы положить туда свою плату, если кондуктор занят на другом конце трамвая или автобуса и не может подойти к вам. Он называется "ящик совести". Я с интересом наблюдал за людьми, когда они выходили из трамвая. Если кондуктор не дошел до них, они клали свой трех-пенсовик или шестипенсовик в тот ящик. Когда я заговорил с кондуктором о ящике, он сказал: "Ящик совести полный каждый день". Те люди спали ночью хорошо.

Когда человек осознает, что он в беде, его совесть начинает помогать ему. Ваша совесть может одобрять ваши поступки или разоблачать их.

Совесть - полицейский. Она страж вашей души.

 

И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение:

Совесть, благородство и достоинство —

Вот оно — святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек.

VI. Домашнее задание. Стр. 32-33- прочитать текст, и описать случай из жизни, когда внутренний голос – «совесть»- вам или вашим близким помог совершить нравственный поступок: защитить, спасти, утешить.


VII. Оценивание (устное и комментированное).



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!