СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта урока окружающего мира "Птицы Кемеровской области"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: проверка ранее усвоенных знаний по теме «Что мы знаем о птицах», формирование новых ЗУНов по теме «Птицы Кемеровской обрасти».

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока окружающего мира "Птицы Кемеровской области"»

Конспект урока окружающего мира в 1 классе

Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. – Вентана-Граф, 2016. – 96 с.

УМК: Начальная школа XXI в.

Тема: птицы Кемеровской области.

Вид урока: урок-викторина.

Цель: проверка ранее усвоенных знаний по теме «Что мы знаем о птицах», формирование новых ЗУНов по теме «Птицы Кемеровской обрасти».

Задачи:

  • Обучающая: расширить представления о птицах, обитающих на территории Кемеровской области.

  • Развивающая: развивать навыки анализа, обобщения и сравнения; развивать умение работать в группе.

  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к птицам.

Оборудование: карточки с названиями птиц, физические карты Сибири и Кемеровской области, картинки с птицами и кормом, карточки со словами, сборники птиц Кемеровской области.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Метод: слово учителя. Приём: интонация голоса.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-викторина. Готовы начать?

Метод: наблюдение за погодой. Приём: ответ по плану.

- Наш урок мы начнём с заполнения календаря погоды. Какую погоду вы сегодня наблюдаете? (Мороз, ясно, осадков и ветра нет; дежурный заполняет календарь условными знаками).

  1. Актуализация знаний по теме «Что мы знаем о птицах».

Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О птицах).

- Назовите признаки птиц. (Тело покрыто перьями, есть клюв, две лапки, два крыла, размножаются яйцами).

- На какие группы можно разделить птиц по месту обитания? (Оседлые, перелётные, кочующие).

- А еще на какие группы можно разделить птиц? (Летающие и нелетающие).

- Приведите примеры нелетающих птиц. (Страус, пингвин, эму, нанду, казуар, киви).

  1. Изучение нового материала.

Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.

- О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, отгадав загадки.

Вот пернатый сел на сук

И колотит: тук-тук-тук!

Ищет пищу под корой

Он голодною порой. (Дятел).

Как сажа черна, как сметана бела

Люблю всем в лесу рассказать, где была. (Сорока).

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь).

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст).

- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Птицы Кемеровской области).

- Как ещё называют Кемеровскую область? Почему? (Кузбасс, т.к. Кемеровская область расположена на территории Кузнецкого угольного бассейна).

- В каком регионе находится Кемеровская область? (В Сибири).

Метод: беседа. Прием: использование карт Сибири и Кемеровской области.

- Посмотрите на карту Сибири. Наша Кемеровская область находится в Западной Сибири (показываю на карте). Посмотрите, Кузнецкий угольный бассейн проходит почти через всю территорию Кемеровской области (показываю на карте), как вы верно сказали, именно поэтому нашу область называют Кузбассом.

Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.

- Назовите представителей птиц, обитающих в Кемеровской области. (Рябчик, стриж, сорока, голубь, воробей и т.д.).

- Известно, что страусы и пингвины не обитают в наших краях. Почему? (Страусам и пингвинам не подходит климат нашего края, для первых климат нашей области холодный, для вторых – слишком тёплый).

- Для того, чтобы начать наш урок-викторину, вам нужно разделиться на 2 команды. Я буду проходить по рядам, в руках у меня листочки с названиями птиц. Вы тянете 1 листочек, у кого попадётся одинаковое название птиц, тот объединяется в команду.

- Итак, у нас получилось две команды: синицы и снегири.

Первый раунд

Метод: сообщение ученика. Приём: ответ у доски.

- Задание первого раунда – защита названия своей команды. Один участник из каждой команды должен выйти к доске и представить птицу, олицетворяющую название команды так, чтобы в рассказе прозвучали основные признаки, по которым можно опознать эту птицу. (Синицы. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Снегири. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий «жи-ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю»).

- Молодцы! С первым раундом справились.

Второй раунд

Метод: распределение на группы. Приём: анализ и классификация.

- На карточках вы видите названия птиц. Распределите их в 2 группы: те, которые обитают, и те, которые не обитают в Кемеровской области. (1 группа: рябчик, стриж, глухарь, снегирь, дятел, клёст, воробей, сорока, синица, голубь, дрозд, жаворонок, грач, аист, свиристель. 2 группа: пингвин, страус, киви, пеликан, колибри, эму, фламинго, тукан).

- А сейчас этих птиц вам нужно распределить на 3 группы: оседлые, перелётные, кочующие. (1 группа: рябчик, глухарь, дятел, воробей, сорока, голубь. 2 группа: дрозд, жаворонок, грач, стриж, аист. 3 группа: снегирь, клёст, свиристель).

- Почему вы не распределили пингвина, страуса, киви, пеликана, колибри, эму, фламинго и тукана в эти группы? (Потому что они не обитают в Кемеровской области).

- Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать в них крошки хлеба, зерно).

Третий раунд

Метод: распознавание. Приём: анализ, сопоставление.

- Задание для третьего раунда – накормить птиц.

- Перед вами разложены картинки с изображением птиц и кормом. Вам нужно определить, чем питаются птицы. Рядом с изображением птицы подставьте рисунок того, чем питается эта птица. (Воробей – зерно; снегирь – ягоды рябины; дятел – насекомые; синица – насекомые, сало, зерно; сова – мыши; ворона – черви).

Четвёртый раунд

Метод: беседа. Приём: работа в группе.

- Для каждой команды у меня заготовлены вопросы. Я буду их задавать каждой команде по очереди. Если команда в течении минуты не даёт правильный ответ, то вопрос переходит другой команде.

- Итак, Вопрос для команды «Синицы». Почему птицы не клюют божьих коровок? (Яркий цвет божьих коровок предупреждает птиц об опасности и отпугивает их).

- Вопрос команде «Снегири». Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров? (Они выщипывают шерсть для постройки гнезда).

- Почему птицы, попадая в глубокий колодец, не могут вылететь из него? (Птицы не могут летать вверх по прямой линии, поэтому попав в колодец, они погибают).

- Как птицы находят дорогу при перелёте из тёплых стран? (Ориентируются по солнечному свету и по магнитному полю Земли).

Пятый раунд

Метод: работа с карточками. Приём: работа в группе.

- Перед вами лежат карточки со словами, но буквы в них запутались. Вам нужно распутать буквы так, чтобы получились названия птиц. (БИЧРЯК – рябчик, ВОСА – сова, ЕЛДЯТ – дятел, ИВИСЬЛЕСРТ – свиристель, АОЖВООКНР – жаворонок, ЙОВРЕОБ – воробей, ОЬЛБУГ – голубь, ТСИЖР - стриж).

- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.

  1. Подведение итогов игры, награждение победившей команды.

Метод: слово учителя. Приём: интонация голоса.

- По итогам викторины победила команда … (название команды). В качестве приза каждый участник команды награждается сборником птиц Кемеровской области.

  1. Подведение итогов урока.

Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.

- О каких птицах мы сегодня говорили? (О птицах Кемеровской области).

- Почему не все птицы обитают в нашем краю? (Им не позволяет климат).

- Что нового вы узнали на уроке?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!