Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Учебник: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. – Вентана-Граф, 2016. – 96 с.
УМК: Начальная школа XXI в.
Тема: птицы Кемеровской области.
Вид урока: урок-викторина.
Цель: проверка ранее усвоенных знаний по теме «Что мы знаем о птицах», формирование новых ЗУНов по теме «Птицы Кемеровской обрасти».
Задачи:
Обучающая: расширить представления о птицах, обитающих на территории Кемеровской области.
Развивающая: развивать навыки анализа, обобщения и сравнения; развивать умение работать в группе.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: карточки с названиями птиц, физические карты Сибири и Кемеровской области, картинки с птицами и кормом, карточки со словами, сборники птиц Кемеровской области.
Ход урока
Организационный этап.
Метод: слово учителя. Приём: интонация голоса.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-викторина. Готовы начать?
Метод: наблюдение за погодой. Приём: ответ по плану.
- Наш урок мы начнём с заполнения календаря погоды. Какую погоду вы сегодня наблюдаете? (Мороз, ясно, осадков и ветра нет; дежурный заполняет календарь условными знаками).
Актуализация знаний по теме «Что мы знаем о птицах».
Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (О птицах).
- Назовите признаки птиц. (Тело покрыто перьями, есть клюв, две лапки, два крыла, размножаются яйцами).
- На какие группы можно разделить птиц по месту обитания? (Оседлые, перелётные, кочующие).
- А еще на какие группы можно разделить птиц? (Летающие и нелетающие).
- Приведите примеры нелетающих птиц. (Страус, пингвин, эму, нанду, казуар, киви).
Изучение нового материала.
Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.
- О чём мы с вами будем говорить на сегодняшнем уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел).
Как сажа черна, как сметана бела
Люблю всем в лесу рассказать, где была. (Сорока).
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист).
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь).
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом. (Клёст).
- Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Птицы Кемеровской области).
- Как ещё называют Кемеровскую область? Почему? (Кузбасс, т.к. Кемеровская область расположена на территории Кузнецкого угольного бассейна).
- В каком регионе находится Кемеровская область? (В Сибири).
Метод: беседа. Прием: использование карт Сибири и Кемеровской области.
- Посмотрите на карту Сибири. Наша Кемеровская область находится в Западной Сибири (показываю на карте). Посмотрите, Кузнецкий угольный бассейн проходит почти через всю территорию Кемеровской области (показываю на карте), как вы верно сказали, именно поэтому нашу область называют Кузбассом.
Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.
- Назовите представителей птиц, обитающих в Кемеровской области. (Рябчик, стриж, сорока, голубь, воробей и т.д.).
- Известно, что страусы и пингвины не обитают в наших краях. Почему? (Страусам и пингвинам не подходит климат нашего края, для первых климат нашей области холодный, для вторых – слишком тёплый).
- Для того, чтобы начать наш урок-викторину, вам нужно разделиться на 2 команды. Я буду проходить по рядам, в руках у меня листочки с названиями птиц. Вы тянете 1 листочек, у кого попадётся одинаковое название птиц, тот объединяется в команду.
- Итак, у нас получилось две команды: синицы и снегири.
Первый раунд
Метод: сообщение ученика. Приём: ответ у доски.
- Задание первого раунда – защита названия своей команды. Один участник из каждой команды должен выйти к доске и представить птицу, олицетворяющую название команды так, чтобы в рассказе прозвучали основные признаки, по которым можно опознать эту птицу. (Синицы. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений. Снегири. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий «жи-ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю»).
- Молодцы! С первым раундом справились.
Второй раунд
Метод: распределение на группы. Приём: анализ и классификация.
- На карточках вы видите названия птиц. Распределите их в 2 группы: те, которые обитают, и те, которые не обитают в Кемеровской области. (1 группа: рябчик, стриж, глухарь, снегирь, дятел, клёст, воробей, сорока, синица, голубь, дрозд, жаворонок, грач, аист, свиристель. 2 группа: пингвин, страус, киви, пеликан, колибри, эму, фламинго, тукан).
- А сейчас этих птиц вам нужно распределить на 3 группы: оседлые, перелётные, кочующие. (1 группа: рябчик, глухарь, дятел, воробей, сорока, голубь. 2 группа: дрозд, жаворонок, грач, стриж, аист. 3 группа: снегирь, клёст, свиристель).
- Почему вы не распределили пингвина, страуса, киви, пеликана, колибри, эму, фламинго и тукана в эти группы? (Потому что они не обитают в Кемеровской области).
- Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушки и насыпать в них крошки хлеба, зерно).
Третий раунд
Метод: распознавание. Приём: анализ, сопоставление.
- Задание для третьего раунда – накормить птиц.
- Перед вами разложены картинки с изображением птиц и кормом. Вам нужно определить, чем питаются птицы. Рядом с изображением птицы подставьте рисунок того, чем питается эта птица. (Воробей – зерно; снегирь – ягоды рябины; дятел – насекомые; синица – насекомые, сало, зерно; сова – мыши; ворона – черви).
Четвёртый раунд
Метод: беседа. Приём: работа в группе.
- Для каждой команды у меня заготовлены вопросы. Я буду их задавать каждой команде по очереди. Если команда в течении минуты не даёт правильный ответ, то вопрос переходит другой команде.
- Итак, Вопрос для команды «Синицы». Почему птицы не клюют божьих коровок? (Яркий цвет божьих коровок предупреждает птиц об опасности и отпугивает их).
- Вопрос команде «Снегири». Почему весной скворцы и галки садятся на лошадей, коров? (Они выщипывают шерсть для постройки гнезда).
- Почему птицы, попадая в глубокий колодец, не могут вылететь из него? (Птицы не могут летать вверх по прямой линии, поэтому попав в колодец, они погибают).
- Как птицы находят дорогу при перелёте из тёплых стран? (Ориентируются по солнечному свету и по магнитному полю Земли).
Пятый раунд
Метод: работа с карточками. Приём: работа в группе.
- Перед вами лежат карточки со словами, но буквы в них запутались. Вам нужно распутать буквы так, чтобы получились названия птиц. (БИЧРЯК – рябчик, ВОСА – сова, ЕЛДЯТ – дятел, ИВИСЬЛЕСРТ – свиристель, АОЖВООКНР – жаворонок, ЙОВРЕОБ – воробей, ОЬЛБУГ – голубь, ТСИЖР - стриж).
- Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились.
Подведение итогов игры, награждение победившей команды.
Метод: слово учителя. Приём: интонация голоса.
- По итогам викторины победила команда … (название команды). В качестве приза каждый участник команды награждается сборником птиц Кемеровской области.
Подведение итогов урока.
Метод: беседа. Приём: фронтальная работа.
- О каких птицах мы сегодня говорили? (О птицах Кемеровской области).
- Почему не все птицы обитают в нашем краю? (Им не позволяет климат).
- Что нового вы узнали на уроке?