Тема урока: Правописание суффиксов – ек -, - ик –
Цель урока: формирование у обучающихся умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -;
Задачи урока:
− организовать наблюдение за написанием суффиксов – ек -, - ик -; открыть вместе с детьми способ проверки суффиксов – ек -, - ик -, познакомить с правилом и алгоритмом его применения; учить делать выводы и обобщения при изучении новой темы;
− способствовать развитию орфографической зоркости, логики;
− способствовать формированию умения работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Мотивация. Приветствие учителя.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2.Лингвистическая разминка. Укажи верное утверждение.
Цель: проверка и закрепление знания по теме «Имя существительное».
(«Верно» - +, «неверно» - )
1. Имя существительное - часть речи, которая обозначает действие предмета (-) /обозначает предмет/
2. Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (+)
3. Имена существительные изменяются по родам. (-) /имеет грамматические признаки: склонение, род, число, падеж…/
4. Имя существительное – служебная часть речи (-) /самостоятельная часть речи; самостоятельные слова являются членами предложения, включают слова, называющие предметы, признаки и действия, к ним можно поставить вопрос/
5. Имена существительные изменяются по падежам (+) /и числам/
3.Проверка домашнего задания.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с суффиксами имен существительных, и нам предстоит встретиться с милыми и ласковыми братьями – суффиксами. Их имена пусть пока останутся в секрете. А мы вспомним наших старых знакомых – суффиксы –чик, -щик.
- Что такое суффикс? /значимая часть слова, которая стоит после корня или после другого суффикса, обычно служит для образования новых слов, иногда для образования новых форм, суффикс не является обязательной частью слова/
ПОСЛЕ БУКВ Т-Д, С-З, Ж = ЧИК
ОСТАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ = ЩИК
4.Актуализация субъективного опыта.
- открываем тетради, записываем число и классная работа, пропускаем строчку для темы, ее мы запишем позже
Задание: исправь деформированное предложение (записать в тетрадь).
Вечер, каждый, фонарщиком, наблюдал, за, золотистые, мальчик, зажигал, на улицах, он, умело, фонарики.
Каждый вечер мальчик наблюдал за фонарщиком, он умело зажигал на улицах золотистые фонарики.
4. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.
- найдите однокоренные слова (фонарщик, фонарики), выделите в них корень и суффикс;
- в каком слове суффикс нам уже хорошо знаком (фонарщик)
А в слове ФОНАРИКИ какой суффикс?
- в каких словах можем встретить такой же суффикс –ИК, который обладает уменьшительно-ласкательным значением? /домик, ключик, фонарик, дворик/
- назовите способ образования таких слов? /суффиксальный/
- а какой суффикс, созвучный с суффиксом -ик существует в русском языке? /ек/
- Достаточно ли у Вас знаний, чтобы решить, когда пишется ЕК, а когда ИК?
- Как Вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ –ЕК, -ИК.
- Цель урока? /ознакомление с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек- и –ик-/ или /формирование умения правильно писать суффиксы – ек -, - ик -/
- Задачи урока? А что нам нужно узнать на уроке? Чему научиться, или все и так ясно и понятно? А как Вы думаете, зачем нам знать правописание этих суффиксов?
Знать
Уметь
Научиться
(чтобы быть грамотным, писать без ошибок). Да, Вы правы, ребята, грамотность важна.
Жили ключик и замочек,
Домик сторожили.
Но без ключика (Р.п.) замочка (Р.п.)
Вы бы не открыли.
В словах «ключик, замочек» пишется суффиксы –ек, -ик. Как узнать, какой суффикс нужно писать?
Решить орфографическую задачу нам поможет интересная история, в которой содержится подсказка.
В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его друг, суффикс –ек-, был самым настоящим прогульщиком, вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть. Один раз, когда е опять убежал, учитель, суффикс –тель, решил с того дня считать е беглым гласным в суффиксе –ек-. И сейчас, когда мы начинаем изменять форму слова с суффиксом –ек-, гласная е всегда выпадает, становится беглой. Вот посмотрите: замочек-замочка, платочек-платочка.
- Кто догадался, как узнать, когда в суффиксах –ек-, -ик- пишется е, а когда и?
- Сформулируем правило…
5. Работа с учебником. Самостоятельно прочитать материал, обсудить в паре прочитанное
- Мы сделали свой вывод, сравним его с правилом в учебнике. (стр. 252)
- Какое открытие Вы для себя сделали? (еще раз повторяем)
6.Составление алгоритма.
Цель: развитие умения учащихся аргументировать правильное написание суффиксов, развивать творческие способности.
- Ребята, как вы думаете, это правило как-то может вам пригодиться в жизни?
- Предлагаю заглянуть в сказку, где главный герой Витя Перестукин попал в затруднительную ситуацию. Давайте посмотрим и узнаем, как же он справился с этой задачей.
- Какой первый шаг нужно сделать? (поставить слово в родительном падеже ед.ч., или в именительном мн.ч. ).
- Следующий шаг? (если гласная не выпадает, пишу –ик, если выпадает - -ек )..
Запись в тетради: Алгоритм правописания гласных в суффиксах –ик-, -ек-
1 шаг. Измени форму слова (Р.п.)
2 шаг. Определи, «не убегает ли» гласный
Да Нет
пиши -ЕК- пиши -ИК-
Физкультминутка. Все встали. Ноги на ширине плеч. Слушаем слова. Если слово пишется с –ИК- садитесь, если с –ЕК-, поднимаетесь и делаете хлопок над головой.
Овражек, человечек, костюмчик, веничек, ножичек, ключик, фонтанчик, кулёчек, замочек, зайчик.
7.Первичная проверка понимания.
Задание : распределительный диктант (распределить слова в два столбика : с гласной –е и –и в суффиксе существительных –ек, -ик; объясни свои действия.
Горошек, годик, гаражик, глазик, волосик, вопросик, бантик, подарочек, дождик, ежик, желточек, мячик, нолик.
Составьте 2-3 предложения с данными словами. /зачитать/
8.Первичное закрепление. Работа в парах, РТ упр.196, стр. 73– устная взаимопроверка
9. Работа с текстом
Только что прошел дождич..к. Всё в природе сразу зазеленело, маленький ручеёч..к превратился в говорливый ручей. Солнечный луч..к коснулся колокольч..ка, и сиреневый цветоч..к закивал своей головкой. Запел мелкой трелью кузнеч..к, а жёлтый бутонч..к лют..ка, словно вторя ему, тихо закачался.
- Докажите, что это текст (предложения связаны по смыслу, объединены общей мыслью)
- Как можно озаглавить текст? (После дождя)
- Выполняем выборочный диктант (самостоятельная работа): в первый столбик выписать слова с суффиксом -ек-, во второй – с суффиксом -ик- (-чик-).
10. Домашнее задание.
- Параграф 90, упр. 711;
- РТ №199;
- составить рассказ на тему «Зоопарк».