СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представленна методическая разаботка для дошкольных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта»

Тема: «Центральные образы в церковной музыке»

Цель: познакомить детей с праздником «Масленица»

Задачи:

  • Образовательная: внимательно и заинтересовано слушать музыку, изучать музыку, Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы;

  • Воспитательная: воспитывать уважения к традициям своего народа, воспитать любовь к музыке классической, музыкальный вкус;

  • Развивающая: вызывать эмоциональный отклик на музыку, развивать умение передавать собственные впечатления.

Методы, приемы работы.

  • словесный (беседа, объяснение, рассказ);

  • сравнение (слушание разных по контрасту произведений);

  • наглядно-зрительный (рассматривание портретов, показ руководителем пения);

  • нагдядно-слуховой

Оборудование: Компьютер, репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» видео, Н.А. Римский – Корсаков Опера «Снегурочка» Сцена проводов масленицы (видео мультфильм).


Этап урока

Задачи

Дозировка времени

Содержание

Организационный этап

Постановка темы и цели работы.

2 минуты

Создание благоприятной и  доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы, определение цели и значимости предстоящего классного часа.

Основной этап


































Слушанье

Детская песня на масленицу «Блинчики хорошие»)


































































































Русская народная песня «Блины»


Изучение нового материала. Систематизация знаний.


Определить характер, особенности исполнения, беседа по содержанию














































































Охарактеризовать музыкальный образ и сравнить интонации праздника с интонациями музыки.










Просмотр презентации































Прослушать, определить характер, разучить, исполнить с движениями

35 минут

Здравствуйте, ребята! Скажите мне, ребята, где чаще исполняют русские народные песни? (Дети отвечают)

Нас скоро ожидает праздник, а вот какой - отгадайте мою загадку:

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

И тема нашего урока называется  «Русская масленица». Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем? (Ответы)

Цель нашего урока – познакомиться с историей  и традициями русской Масленицы, ее выражением через русскую песню. Мне очень хочется, чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные и творческие  способности.

А кто из вас бывал на таком народном гулянье,  знает, что же это за праздник Масленица?

Почему этот праздник получил такое название? Чем блины хозяйки смазывают? Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить?

Правильно! Зима еще не ушла, а весна не пришла.

(Хоровое пение детская песня на масленицу «Блинчики хорошие»)

Давным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней. А кто их придумывал?

Как эти песни дошли до нашего времени?

Все дни масленой недели имеют свои названия:

Понедельник -  наступает встреча , яркие салазки с горочек скользят, целый день веселье -  устраивались горки, качели, балаганы со скоморохами.

В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали?

Да, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…

Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили.

Давайте вместе встретим масленицу песней, которую вы все знаете. Называется «Блинчики хорошие».

Какая эта песня по настроению? Какой же песней мы выразили понедельник?

Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу.

В каком характере прозвучала песня? Что в своем исполнении хотели передать ребята?

Исполняют песню.

Слушание музыки

Второй день Масленицы – заигрыш беспечный, вторника отрада. Все гулять резвиться вышли как один, игры и потехи а за них награда - сдобный и румяный масленичный блин.

Есть еще много интересных занятий на масленицу. А вот каких, вы сейчас мне скажете, просмотрев видео П.И.Чайковского «Февраль. Масленица». Слушаем внимательно и музыку, какая она по настроению и по звучанию.

Итак, ребята, скажите , какую по настроению музыку вы прослушали?

А чем же занимаются на масленице? Что вы увидели?

Катаются с горок, бой с мешками, кулачные бои

(Дети слушают музыку, отвечают на вопросы).

А теперь посмотрите на картину русского художника  Бориса Кустодиева. Что вы видите, какой праздник здесь изображен?

Какие приметы праздника вы видите? (Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)

Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эту картину?

Да, можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.

Песня «Разрумяными блинами»

Вот среда подходит «Лакомкой зовется»

Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи! Какое главное угощение на празднике? На что блины похожи?

Блины имели особое значение: круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее.

Ребята, теперь давайте встанем на музыкально – ритмические движения под песню «Разрумяными блинами».

Выполняют движения

Детская песня «Мы блинов давно не ели»

Наступает четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ». Проходит Ледяные крепости, снежные бои.. Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек – суженых своих.

Сейчас вы прослушаете песню «Мы блинов давно не ели» и скажете,

какие музыкальные инструменты

звучат в этой песне и какие они по звучанию.

Какие же инструменты вы услышали? А какие они по звучанию?

Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощались. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? Для чего сжигали? В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. А кто знает как называют в народе этот день?

Ребята, давайте просмотрим оперу Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка» сцена проводов масленицы, и вы мне скажете, как же прощаются с масленицей, и какая музыка звучит по настроению.

Какая же музыка по настроению?

А как прощаются с масленицей?

(Дети отвечают на вопросы, слушают песню, отвечают на вопросы по прослушанной песне, высказывают свои предположения)

Заключительный этап

Рефлексия. Закрепление знаний по данной теме.

3 минуты

Молодцы ребята! Понравился вам наш сегодняшний урок? Что нового узнали сегодня о Масленице?



Раздел

Тема

Количество часов

Дата

Средство обучения

Самостоятельная работа

План

Факт


«Центральные образы в церковной музыке»

1



Мультимедийное оборудование, компьютер, видео и аудио материал

Закрепить песню и доучить слова.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!