СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка квест - игры «Страна Здоровье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие проводится для 4 классов, с цеью попоуляризациии здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка квест - игры «Страна Здоровье»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дороховская средняя общеобразовательная школа « города Бежецка-5 Тверской области









Методическая разработка
квест - игры «Страна Здоровье»













Автор: Ливенцова Лидия Алексеевна
учитель начальных классов



















2024 г.







Аннотация


Данное мероприятие посвящено здоровому образу жизни младших школьников

Выбрана данная тема не случайно, так как воспитание физически сильной, здоровой, грамотной во всех отношениях личности – это одна из главных задач современной школы.

Интенсивность учебного труда учащихся начальной школы очень высока. Это приводит к малоподвижному образу жизни учащихся, накоплению отрицательных эмоций, а вследствие этого возникает замкнутость, чрезмерная возбудимость, неуравновешенность.

Тревога за результаты обучения их напряженное ожидание приводят к росту психической нагрузки, школьным стрессам, снижают активность детей.

В результате несоблюдения здоровьесберегающего режима в процессе обучения возникают проблемы со здоровьем: физическим, психосоматическим, психологическим.

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья учащихся есть необходимость организации внеклассной и внеурочной деятельности, направленной на укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ).

Представляемая разработка внеклассного занятия для обучающихся 4 классов – это игровая технология квест, позволяющая вовлечь детей в разнообразные виды деятельности в целях формирования у них навыков использования приемов здоровьесберегающей деятельности, и осознания важности здорового образа жизни для сохранения своего здоровья. «Путешествуя по стране Здоровья» участники выполняют комплекс упражнений, благотворно влияющих на разные системы организма, и вырабатывают личностное отношение к компонентам здорового образа жизни как системе полезных правил жизнедеятельности.


Форма проведения воспитательного мероприятия «Здоровым быть здорово» - квест – игра.

В настоящее время игры в формате квестов очень востребованы у обучающихся. Квест (англ. Quest – поиски) – один из основных жанров поисковых игр, требующих от игрока решения умственных и физических задач для продвижения по сюжету.

Для данного мероприятия выбрана форма квеста, так как именно в этой игре дети смогут актуализировать свои знания о здоровье и здоровом образе жизни из курсов разных предметов, приобрести коммуникативные навыки, а также активно подвигаться, что очень важно при большой загруженности и малоподвижности, учащихся на уроках.

План подготовки и проведения игры:

1. Подготовка маршрутного листа для прохождения этапов.

2. Подготовка вопросов и ответов.

3. Выбор организаторов квеста, формирование команд игроков.

4. Проведение инструктажа для участников квеста.

5. Прохождение станций командами.

6. Подведение итогов








Пояснительная записка

Название мероприятия: квест – игра «Здоровым быть здорово».
Возрастная аудитория: 4 классы . Состав команды 5 человек, в том числе капитан.

Форма проведения: квест - игра, работа в командах.

Тип внеклассного мероприятия: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Продолжительность проведения мероприятия: 60 минут.

Цели:

- выяснить, что такое “здоровье” и «ЗОЖ»;

- помочь обучающимся осознать свое отношение о необходимости быть здоровыми, формировать личную ответственность за здоровый образ жизни;

- создать условия для развития коммуникативных умений учащихся в процессе групповой работы;

- воспитание культуры ведения дискуссии, умение уважать мнение другого человека;

- создание условий для развития познавательного интереса и расширения кругозора посредством квест - игры.

Задачи:
-
формировать потребность в здоровом образе жизни;

-познакомить детей с правилами, помогающими сохранить собственное здоровье;

-продолжить воспитание мировоззрения, направленного на здоровый образ жизни: воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, прививать потребность заботиться о своём здоровье;

- совершенствовать навыки работы в команде;

- развитие коммуникативного поведения детей;                                                    

- воспитывать толерантное отношение друг к другу;                                            

- пополнить багаж школьников новыми знаниями;

- создать условия для развития памяти, мышления, творческого потенциала учащихся;

- развивать творческие способности учащихся.

Планируемые результаты:

- личностные:

  • систематизировать знания обучающихся по здоровому образу жизни;

  • способствовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи и общества;

  • воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества и патриотизма.

- метапредметные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог;

  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Методы и формы работы учащихся: 

- частично-поисковый, практический;

- фронтальная и индивидуальная работа в группах;

- наблюдение; сбор информации;

- обработка собранной информации;

- творческая работа.









Квест - игра «Здоровым быть здорово».

Ход мероприятия:


Организационный момент

Вступительное слово учителя

- Сегодня вас ждет увлекательное приключение квест – игра. Квест называется «Здоровым быть здорово». И хочется начать с авторского стихотворения одного из учеников нашей школы, которое относится к нашей игре.

Девиз по жизни наш – не падать духом,

И дух, как стержень, держит позвонки.

Ты спортом прогони с души разруху,

Лентяем быть нам не с руки.

Спорт сохранит тугую свежесть,

Румянец щёк и твердость рук,

Вставай, беги во двор, и серость,

И дряхлость кожи вмиг уйдут.

Спорт не бросай, крепчай, как древо,

И вширь, и вверх, но корни не пускай.

Ты двигайся направо и налево,

Развиться лени, страху не давай.

Сдай ГТО хотя бы однократно,

Её медали свет – по жизни фонари!

Грудь распахни, с осанкой статной,

С фигурой стройной зависть собери.

Завещано не опускать нам руки:

И дух, и мышцы держат этот мир.

Из глубины души исчезнет тяжесть грусти,

Оставь лишь мышцам пару мощных гирь!

Идти по жизни радостно и смело

Спорт помогает, ближе с ним успех,

И спорится тогда любое в жизни дело.

О, спорт! Залог здоровья ты для всех!


Главная ценность человека – здоровье. Именно о здоровье, о том, как его сохранить мы и поговорим сегодня. Здоровье – богатство на все времена. Здоровье не купишь, ни за какие деньги. Именно о здоровье, о том, как его сохранить мы и поговорим сегодня. А закладывается оно в детстве.









В начале игры предлагаем детям разгадать загадку.

Я загадаю загадку.
Вы попытайтесь сказать,
Что человеку так сладко
И без чего век страдать.
Деньги, почет или славу
С этим добром не сравнить,
Значит, его должен каждый
Бережно годы хранить. (…)

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, что же вы понимаете под словами «здоровье», «здоровый образ жизни»? (ответы учащихся).

На самом деле, здоровье – это состояние полного физического, душевного, духовного, и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)— образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Получен от природы дар
Не мяч и не воздушный шар.

 Не глобус это, не арбуз-

Здоровье. Очень хрупкий груз.

 Чтоб жизнь счастливую прожить,

Здоровье нужно сохранить.

-Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и учиться, и отдыхать. Здоровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Но как сохранить этот бесценный дар на долгие годы? Сегодня мы в процессе игры состязания узнаем об этом много нового и интересного. Желаю всем удачи!


Приветствие команд

1 этап. Станция «Доскажи словечко»


Дети получают карточку с началом фразы и пытаются правильно додумать её окончание. Время подготовки 2 минуты. За верный ответ 1 балл за каждую фразу. За 10 баллов выдается одно слово из фразы.

1.Утром рано поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка людям всем нужна …( зарядка)

2.Вот такой забавный случай:

Поселилась в ванной туча.

Дождик льет с потолка

Мне на спину и бока!

До чего ж приятно это,

Дождик теплый , подогретый,

На полу не видно луж,

Все ребята любят…(душ)

3. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет….( спорт)

4. Я подмышкой посижу,

И что делать укажу-

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. ( градусник)

5. Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. ( воздух)

6. Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ: это мой …( велосипед)

7. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки

А несут меня не кони,

А блестящие …( коньки)

8. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень  много знать.

Вам поможет здесь сноровка

И, конечно, …( тренировка)

Здоровье –это главная ценность человеческой жизни, источник радости и хорошего настроения.


2 этап. Станция «Угадай действие»

Дети одной команды должны отгадать, что делали дети другой команды (умывались, чистили зубы, причесывались, чистили обувь и т. д.). Каждый раз дети одной команды придумывают новые действия, связанные со здоровым образом жизни. А дети другой команды пытаются угадать, за верный ответ 1 балл. За 10 баллов выдается одно слово из фразы.

3 этап. Станция «Питательная»

Ответить на вопросы о правильном питании. Команда получает набор пазлов, ответив верно на 10 вопросов.

Что получается при скисании молока?

·         Простокваша             Йогурт          Масло

Первая еда родившегося ребенка

·         Каша            Молоко               Кефир

Для чего детям необходимо молоко?

·         Для счастья            Для настроения            Для роста

Из чего получают сливочное масло?

·         Из сливок              Из творога             Из сметаны

Какой холодный десерт, любимый детьми, делают из молока?

·         Творог             Мороженое             Пудинг

Как называется кисломолочный напиток из кобыльего молока?

·         Кумыс                Ряженка             Кефир

Какой овощ очень полезен для зрения?

·         Морковь                 Капуста               Помидор

Какой овощ называют вторым хлебом?

·         Баклажан               Картофель              Огурец

В каком овоще больше всего витамина С?

·         В капусте                 В свёкле              В сладком красном перце

Какое название ещё имеет помидор?

·         Томат               Синьор               Плод

Этот овощ в зеленых стручках, любимое детское лакомство на дачной грядке

·         Бобы                Горох                 Фасоль

Один из самых крупных овощей

·         Тыква                   Баклажан               Кабачок

Какой витамин получает человек, загорая на солнышке?

·         Витамин Д               Витамин С               Витамин А

В каких продуктах содержится витамин С?

·         Шиповник, лимон, капуста              Огурец, горох, картофель

·         Яблоко, груша, ананас

Какой витамин называется «витамином роста»?

·         Витамин С                 Витамин Е             Витамин А

При нехватке какого витамина шелушится кожа?

·         Витамин Д                 Витамин В                Витамин А

Основной источник витаминов – это…

·         Овощи и фрукты                Сладости                 Мясные продукты

В каких продуктах содержится витамин Е?

·         Рыба, овощи

·         Яйца, орехи, молочные продукты, растительные масла

·         Фрукты, шоколад

Как называется сушеный абрикос без косточки?

  • Изюм                    Чернослив                  Курага

Назовите фрукт, получивший название «королевский плод»

  • Яблоко                  Груша                   Ананас

Назовите самый нежный фрукт

  • Персик                     Абрикос                   Апельсин

Сладковатый фрукт с небольшой косточкой внутри, похож на вишню

  • Манго                   Слива                Черешня

Какому фрукту в городе Одессе установлен памятник?

  • Апельсин                 Мандарин                 Лимон

В каком фрукте содержится треть суточной нормы витамина С?

  • В яблоке                   В лимоне              В груше

Как называется освежающий напиток, смесь воды и соков из ягод или фруктов с добавлением мёда или сахара?

·         Квас                        Морс                  Лимонад

Этот напиток обычно варят из сухофруктов

·         Компот                 Кисель                    Чай

Этот белый напиток животного происхождения просто необходим человеку с первого дня рождения

·         Кефир                     Морс                Молоко

Какой сок называют «королём витаминов»?

·         Персиковый                    Гранатовый               Апельсиновый

Этот напиток считается вредным для детского организма

·         Газированная сладкая вода                 Минеральная вода                Чай

Как называется сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный из свежих и сушеных фруктов и ягод, фруктово-ягодных соков, сиропов, варенья?

·         Кофе                     Кефир               Кисель

Кашу не испортишь...

Маслом                   Сметаной                 Шоколадом

Как называется каша, сваренная из смеси нескольких круп?

·         Счастье                    Дружба                    Любовь

Какую кашу называют кашей красоты?

·         Овсяную                         Манную                 Рисовую

Какая каша улучшает состояние зубов и дёсен?

·         Рисовая                     Кукурузная                   Перловая

Какую кашу называют «жемчужной»?

·         Перловую                Гречневую              Пшённую

Какая каша самая калорийная? Также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, минерал калий.

·         Ячневая                    Манная                  Овсяная

4 этап Станция «Зелёная аптека»

Для здоровья человека есть «Зеленая аптека». Нужно собрать пазлы с изображением лекарственного растения и рассказать о его применении в народной медицине.  Если пазл собран, но лекарственное действие не описано 0,5 баллов.

За каждый правильный ответ (при условии, что собран пазл, названо растение и описано его применение в медицине) дается один балл. За 10 баллов выдается одно слово из фразы.

Пазлы: шиповник, ромашка, подорожник, липовый цвет, василек синий, березовые почки, валериана (лекарственная), календула (лекарственная), крапива (двудомная), ландыш (майский), мята (перечная), облепиха, черемуха (обыкновенная), земляника


Подорожник: водный настой листьев подорожника облегчает кашель, оказывает успокаивающее и легкое снотворное действие, понижает артериальное давление. Настой листьев также применяется наружно при воспалительных болезнях ротовой полости и носоглотки, при ушибах, порезах, ранах, ожогах, незаживающих язвах, фурункулах, гнойных рана

Липовый цвет: отвары и настои на основе липового цвета — одно из самых популярных народных средств, применяемых для лечения простуды. Это лекарственное растение обладает жаропонижающим и противовоспалительным эффектом.

Василек синий: в официальной медицине из василькового цвета изготавливают противоотечные и мочегонные препараты. В народной медицине с помощью настоев и отваров на его основе лечат глазные заболевания.

Плоды шиповника: повышает сопротивляемость организма инфекциям, оказывает противовоспалительное действие, выводит токсины, усиливает пищеварение, стимулирует мочеиспускание, улучшает сердечно-сосудистую деятельность, стабилизирует артериальное давление, нормализует уровень сахара и холестерина в крови

Ромашка (аптечная): является противовоспалительным, потогонным, успокаивающим, кровоостанавливающим и обезболивающим средством. Она снимает спазм, ускоряет регенерацию эпителия, останавливает процессы гниения и брожения в кишечнике, стимулирует пищеварение, обладает дезинфицирующими свойствами.

Березовые почки: целебные свойства березовых почек известны с давних времен. Настойку на их основе применяют как противовоспалительное, противоотечное, желчегонное и мочегонное средство — впрочем, с рядом ограничений для людей, страдающих почечной недостаточностью.

Валериа́на лека́рственная: в медицинских целях используют корневище и корни растения.
Действует на центральную нервную систему, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, проявляет слабое желчегонное действие, усиливает секрецию желез пищеварительного тракта.
Календула лекарственная: применяют как ранозаживляющее, бактерицидное и противовоспалительное средство: настой — как желчегонное, настойка — при ангине, желудочно-кишечных заболеваниях, воспалительных процессах печени, для лечения пародонтозамазь — при ушибахпорезах, ожогах, дезинфицирует раны.

Крапива двудомная: ускоряет процесс свертывания крови, усиливает основной обмен, оказывает противовоспалительное действие, а также повышает заживление поврежденных тканей. Оказывает мочегонное действие.

Ландыш майский: препараты из ландыша применяют при острой и хронической недостаточности кровообращения, сердечной недостаточности. Действуют они и как успокаивающее – при неврозах, и как мочегонное средство. 
Мята (перечная) - за счет высокого содержания эфирного масла листья перечной мяты оказывают успокаивающее, гипотензивное, антисептическое, обезболивающее и противорвотное действие.
Облепиха - снимает воспаление и способствует заживлению ран. Витамины Е и А стимулируют регенерацию тканей, улучшает обмен веществ в тканях и укрепляют сосуды.
Черемуха (обыкновенная) -используют для борьбы с диареей, различными расстройствами желудка. Дубильные вещества в ней обладают вяжущими свойствами. Также ягода понижает уровень «вредного» холестерина в крови, незаменима при бронхите и ангине, туберкулезе как отхаркивающее средство.

Земляника (лесная) - повышают аппетит, улучшают пищеварение, утоляют жажду, оказывают желчегонное, диуретическое действие, проявляют противовоспалительное, антимикробное, потогонное действие.
Мать – и мачеха (обыкновенная) - благодаря своему насыщенному составу обладает отхаркивающим, противовоспалительным, дезинфицирующим, обволакивающим, спазмолитическим, укрепляющим, ранозаживляющим свойствами, а также нормализует деятельность нервной системы и регулирует артериальное давление.

5 Cтанция «Угадай»

Детям предлагается отгадать загадки. За каждый правильный ответ дается один балл. За 10 баллов выдается одно слово из фразы.


1.Хоть и щиплет, хоть и жжет,

гроза микробов – рыжий …!

2.Он подскажет нам ответ.

Температура есть, иль нет!

Болеть не много радости.

Мы поставим ….

3.Хоть и горький, но полезный.

С огорода враг болезней.

И микробам он не друг!

Знаем мы зеленый …!

4.Тренируюсь! Очень горд!

Мне здоровье дарит…!

5.Объявляет бой бациллам.

Хочет, чтоб все чисто было!

Под водою непременно

станет белой пышной пеной.

Было, было и уплыло.

Потому что это …!

6.Им утрем потоки слез.

Не забудем и про нос.

Чтоб ты был не одинок,

клади в карман себе …!

7.В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно? —

8.Худая девчонка – 
Жесткая чёлка, 
Днём прохлаждается. 
А по утрам да вечерам 
Работать принимается: 
Голову покроет, 
Да стены помоет. …
9.
Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый день…
10.
Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье…


6 этап Станция «Кроссворд» Каждая команда получает кроссворд.

Разгадать кроссворд и ответить на вопросы.

Задание: По описанию определите, о каких видах спорта идет речь. Запишите слова – виды спорта в клетки кроссворда. Из букв в выделенных клетках составить словосочетание.

Кроссворд «Виды спорта»







6




























8








7






3
























9








5











2



















4























































1
























































По горизонтали:

1.Спортивная игра, участники которой посылают при помощи ракеток мяч через сетку.

4. В этом виде спорта спортсмены соревнуются не только в беге на лыжах. Пройдя определенное расстояние, спортсмен стреляет из винтовки. За каждый промах он получает штрафной круг, либо штрафное время.

5. Спортивная игра с мячом двух команд по шесть человек в каждой. Соревнования состоят из трёх или пяти партий.

9. Литая металлическая ручка с двумя чугунными шарами на концах.


По вертикали:

2. В этом виде спорта спортсменам нужны специальные перчатки, чтобы наносить друг другу удары.

3. Соревнования на воде на различные дистанции, которые проводятся как в бассейнах, так и на открытых водоемах.

6. Игра двух команд, цель которой – забить мяч в ворота соперника.

7. Игра с клюшкой на льду.

8. Для этой спортивной игры нужна круглая мишень, которая вешается на стену. Игроки метают дротики, стараясь поразить цель.


Подведение итогов и оглашение результатов игры. Награждение команды-победителя

Игра на внимание с карточками “Да – нет”.

Пока жюри подводит итоги игры, ведущий предлагает участникам поиграть в игру «Да – нет»

Высказывания:

– Читать лежа) (…)

– Смотреть на яркий свет (…..).

– Промывать глаза по утрам (…).

– Смотреть близко телевизор (…).

– Заниматься физкультурой (…).

– Оберегать глаза от ударов (…).

– Много времени проводить за компьютером (…).

– Закалять свой организм (…).

– Тереть глаза грязными руками (…).

– Чистить зубы два раза в день (…).

– Овощи и фрукты – полезные продукты (….).

– По утрам делать зарядку (….).

Рефлексия

Что интересного вы узнали сегодня? Подберите слова, которые вы сегодня слышали на нашем мероприятии к слову ЗОЖ, так, чтобы они отражали тему нашего мероприятия.
З-здоровье, зарядка, закаливание, забота (о здоровье), зубная (паста), зубная (щетка), здравоохранение…
О- отдых, охрана (здоровья), основа (ЗОЖ)…
Ж- жизнь, жизнерадостность, жизнеутверждение…


Заключительное слово
Учитель:

-Специалисты утверждают, чтобы что-то вошло в привычку, нужно это повторить минимум 21 раз. Так что же получается, что перестроиться на новый образ жизни не так уж сложно. Каждый день, шаг за шагом идём к своему здоровью и долголетию. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это красота, сила и благополучие. Здоровая жизнь - это счастье! Это стоит того, чтобы приложить усилия! Только нужно понимать, что здоровый образ жизни - это не какое-то временное действие, это ежедневные, на всю жизнь принятые правила. Определись: хочешь ли ты быть здоровым и прожить долгую счастливую жизнь?

- Что самое главное вы поняли сегодня на нашем мероприятии? Наше здоровье зависит от нашего образа жизни: наших привычек, от наших усилий по его укреплению. Факторами, влияющими на здоровье, являются: образ жизни, наследственность, внешняя среда и природно-климатические условия, а также медицинское обслуживание.


В конце нашего мероприятия ребята прочитают вам стихотворение пожелание:
Чтецы:

И вот пришёл прощанья час,
Игра закончилась у нас.
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.

Подумай, оглянись вокруг, реши -
Что важно в жизни для твоей души:
Дом, словно крепость, уважение, любовь
Иль неизвестности пленительный покров?

Чтобы быть всегда здоровым,
Бодрым, стройным и весёлым,
Дать совет мы вам готовы,
Как прожить без докторов.

Надо кушать помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны,
Кашу — утром, суп — в обед,
А на ужин — винегрет.

Надо спортом заниматься,
Умываться, закаляться,
Лыжным бегом увлекаться
И почаще улыбаться!


«Береги свое здоровье»

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться,

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго, долго будут жить.

И запомни ведь здоровье

В магазине не купить.

Список используемой литературы:

1.Умнова М.С. «Театрализованные мероприятия в школе линейки, праздники, вечера, сказки, игры. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – 253с.

 2.М.В.Дубова, «Организация проектной деятельности младших школьников», М.: «Баласс», 2018г.

3.Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова, «Здоровьесберегающая деятельность», В.:Учитель», 2011г.

4.Т.М.Анохина, «Внеклассные меропритяия», В.: «Экстремум», 2019 г

5.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 222с.

6.Развитие универсальных учебных действий / Под редакцией С.Г. Воровщикова, Н.П. Авериной. – М.: УЦ «Перспектива», 2015. – 280 с.

7.http://planeta.tspu.ru/files/file/1370923803.doc

8.https://questquest.net