Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«ЯЛТИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическая разработка лекции:№3
I. Методический блок
Тема лекции: «Общение в сестринском деле»
ПМ04 « Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела
Специальность: Сестринское дело
Курс: 1 Семестр: I Количество часов: 2
Цель лекции:
1. Учебные цели: Сформировать понимание роли общения в сестринском деле.
Студент должен знать:
общение как эффективное средство помощи людям в адаптации к жизни в связи с изменением состояния здоровья;
уровни общения.
терапевтические и не терапевтические средства общения;
факторы, способствующие и препятствующие общению;
два типа общения: вербальный (словесный) и невербальный (бессловесный);
ясность, краткость речи, ее темп и громкость;
словарный состав;
расчет времени;
способы поддержания связи с пациентом, не способном к вербальному общению;
принципы самоконтроля медицинской сестры при невербальном общении;
мастерство общения медицинской сестры.
2. Развивающие цели:
способствовать развитию: общения, внимания, памяти, профессионального мышления, уважения к больному, развитию логического и клинического мышления.
3. Воспитательные цели:
воспитывать в студентах чувство гордости и любви к будущей профессии;
формировать неотъемлемые человеческие качества: честность, порядочность, отзывчивость, достоинство, доброту.
4. Общие компетенции
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Межпредметные связи: психология
Организационная структура лекции
№ пп | Основные этапы лекции и их содержание | Цели в уровнях усвоения | Тип лекции, методы и способы обучения | Дидактическое обеспечение, наглядность, ТСО |
I | Подготовительный этап. 1. Организационный момент. 2. Формулирование темы, обоснование актуальности. 3. Определение учебных целей и мотивация учебной деятельности студентов. | 2 | Тематическая лекция |
II | Основной этап План изучения лекционного материала 1.Общение в сестринском деле. 2.Общение мед.сестры с пациентом 3.Элементы эффективного общения 4.Психологические типы собеседника 5.Средства общения | 2 | Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала Поэтапное изложение материала | конспект лекции, наглядные пособия |
III | Заключительный этап 1. Резюме лекции. 2. Ответы на заданные вопросы 3. Задание для самоподготовки | 2 | Студентами предлагается ответить на вопросы; изучение теоретического материала и подготовка ответов на контрольные вопросы Т.П. Обуховец, Основы сестринского дела. Феникс, Р.-на-Д., 2016,с. 28 – 42. |
II. Информационный блок
Текст лекции
Тема: Общение в сестринском деле
1.Общение в сестринском деле.
Общение является одной из основных функций медсестры. При общении медсестра получает всю информацию о больном, передает информацию пациенту о его состоянии, лечении и т.д. Но самое главное – в процессе общения между сестрой и пациентом возникают доверительные отношения, которые помогают пациенту правильно относиться к полученной информации и прийти к необходимости изменения привычного образа жизни.
Что же такое «общение»? Существует много определений этого процесса. Вот некоторые из них:
Непрерывные динамические серии событий, включающие передачу информации от отправителя к получателю.
Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Все способы поведения, которые человек использует сознательно или бессознательно, для воздействия на другого не только с помощью устной или письменной речи, но также и с помощью мимики, жестов и символов.
В последние годы в научной литературе часто вместо слова «общение» используется термин «коммуникация».
Общение в сестринском деле – это процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности пациента, его близких и медсестры, искусство воздействия на личность пациента с целью адаптации (приспособления) к изменениям в жизни, связанными с изменениями состояния здоровья.
Навыки общения в сестринском деле требуют специальных знаний и умений, потому что медицинской сестре необходимо учитывать состояние здоровья пациента, как физического, так и психического. Для оказания максимальной помощи пациенту медсестре необходимы коммуникативные и профессиональные знания, умение слушать, задавать вопросы, сопереживать, проявлять внимание и заботу.
Общение с пациентом и всеми, кто участвует в лечении и в уходе, требует понимания, уважения и веры в выздоровление. Уникальность сестринского общения в том, что пациент должен верить в доброту и силу, способность медсестры руководить процессом адаптации.
Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегий взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
2.Общение медсестры с пациентом — процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Часто общение медсестры с пациентом происходит, когда пациент расстроен, подавлен, агрессивен, испытывает физические или психологические трудности. Очевидно, что медсестрам требуются специальные знания и умения, чтобы общение оказало максимальную помощь и поддержку пациентам.
Выделяют следующие компоненты и виды общения.
Компоненты:
Коммуникативный — обмен информацией между сестрой и пациентом.
Перцептивный (перцепция — представление, понимание) — процесс восприятия и понимания собеседников при общении.
Интерактивный (интеракция) — взаимодействие партнеров для организации совместной деятельности и разработки общей линии поведения.
Виды общения:
Деловое — общение партнеров по вопросам совместной деятельности.
Ролевое — коммуникация людей определена социальной ролью собеседников.
Личностно-ориентированное — общение между партнерами с учетом знаний индивидуальных особенностей личности.
Уровни общения
Внутриличностное (внутренний диалог) — мысленное общение человека с самим собой: анализ ситуации, разработка идей, планирование действий.
Межличностное — обмен информацией с коллегами, друзьями, родственниками.
Общественное — взаимодействие одного человека с группой людей, коллективом, большой аудиторией.
Необходимо помнить, что правильное общение усиливает взаимопонимание между людьми
3.Элементы эффективного общения
Американский исследователь Лассуэлл предложил модель коммуникативного процесса из пяти элементов.

отправитель — кто передает информацию; сообщение — посылаемая информация; канал — форма отправки сообщения (речь, жесты); получатель — кому посылается сообщение; подтверждение — эффективность сообщения.

4.Психологические типы собеседника
Для каждого пациента медсестра должна найти свой индивидуальный подход, и только тогда возможно эффективное терапевтическое общение. В зависимости от конкретной ситуации это поможет ей быть более гибкой в понимании людей. Классификация типов собеседников (А. Б. Добрович, отечественный психолог, 1987) поможет медикам определить психологический тип собеседника и оптимальную тактику для общения с ним.
Доминантный собеседник — человека не особенно интересуют вопросы такта, своевременности, уместности обращения к собеседнику или вопросы взаимопонимания при общении, он настроен прежде всего на влияние и воздействие на собеседника, его желание — оставить впечатление своего превосходства — физического, психического или интеллектуального. Это можно почувствовать по его мимике, осанке, взгляду.
В общении перебивает человека, но никогда не даст перебить себя, слушает только себя, не давая собеседнику вставить слово. Трудно признает свою неправоту, подсознательно уважает тех, кто способен проявить настойчивость и не поддаться его влиянию. Но если собеседник также является доминантным, то между ними может возникнуть серьёзное напряжение.
Амбициозный доминант часто невыносим, задача сестры — своевременно распознать этот психологический тип, проявить выдержку и такт в общении с ним. Следует дать возможность проявить доминантность и деликатно склонить на свою сторону в определенной ситуации.
Недоминантный собеседник — полная противоположность доминантного типа собеседника. Обычно такой человек довольно застенчив, чувствует неловкость при обращении к другим людям. Деликатный, тактичный человек, предупредительный, чуткий по отношению к доминантному партнёру, уступчив и часто теряется при психологическом давлении на него, даже при условии, что он прав, а не собеседник. Он не позволит себе перебить партнера, терпеливо переносит любые попытки перебить его самого. Любая ссора и конфликт тяготят такого человека.
Недоминантному собеседнику необходимо поощрение, подбадривание и поддержка со стороны собеседника. Медсестра должна помнить об особенностях данного типа и учитывать их в общении с такими пациентами.
Мобильный собеседник — человек легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения и на собеседника. Но затем он так же легко может отвлечься от беседы и переключиться на какую-либо деятельность. В процессе общения живо участвует мимикой, жестами, интонациями, речь его, как правило, быстра и тороплива, непроизвольно торопит с ответом и своего партнёра по общению.
Если собеседник чрезвычайно мобилен, то медсестра должна знать, что лучше всего начать общение с ним с определённой «подстройки» под его темп и ритм, постепенно замедляя скорость и мягко направляя обсуждение проблемы в нужное русло.
Ригидный собеседник — данному типу необходимо определённое время для коммуникации. Основателен в общении, слушает партнёра внимательно, реагирует вдумчиво, объясняет свои мысли подробно, может обидеться, если его торопят с ответом. Трудно переключается с одного дела на другое, долго «прокручивает» в сознании все детали и нюансы беседы.
Медсестре необходимо запастись терпением в общении и не торопить его без крайней необходимости, мягко направляя беседу в нужное русло.
Экстравертивный собеседник — человек направлен на объект, на «другого». Он коммуникабелен и оценивает других людей по коммуникабельности. В общении — внимателен, дружелюбен, жаждет получить то же и от других, незлопамятен, в случае ссоры «не держит камень за пазухой». Особое восприятие мира. На свое здоровье мало обращает внимания. Большой круг знакомых, его собственное «я» и «я» другого человека идентичны, поэтому ему легко среди людей.
Экстраверту нужна постоянная смена впечатлений и партнёров. Его тяготит однообразие лиц и тем. Для привлечения внимания к себе он способен подчас на нетривиальные, эксцентричные выходки и высказывания. Общение медиков с такими людьми обычно не представляет сложности.
Интровертивный собеседник не склонен к внешним контактам, общению. Собственные ценности выше ценностей объекта, обращает внимание не на людей, а на свои чувства.
Узкий круг общения. Если он вам доверяет, то доверяет полностью. Не выносит поверхностного общения, ему проще «общаться» с книгами, вещами, чем с людьми. Ценит дружбу, не любит обсуждать свои и чужие личные дела. В общении с таким человеком следует быть особенно корректным и внимательным.
5.Средства общения
Средства общения
Вербальные | Невербальные |
язык | визуальные |
речь | акустические |
| тактильные |
| ольфакторные (обонятельные) |
Общение с пациентом — важнейший элемент процесса лечения и ухода. Здесь важны искренность, сочувствие, сопереживание, совместная радость в процессе излечения. Личная задушевная беседа может дать больше в сборе анамнеза, чем подробные анкеты и даже анализы. Многое расскажут о личности больного, о его чувствах и впечатлениях не только содержание речи, но и такие формальные элементы, как интонация, тембр голоса, стиль разговора, мимика.
Невербальные средства общения
Визуальные:
движения (кинезика) — перемещение в пространстве всего тела,
жесты — движение различных частей тела — в основном головы, плеч, рук (различают жесты приветствия, прощания, выражающие одобрение, растерянность);
позы — отражают состояние человека и его отношение к происходящему, почти у каждого человека есть своя излюбленная поза. Позы могут быть открытыми (как знак доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта) и закрытыми (воспринимаются как знак недоверия, несогласия, критики, например, «наполеоновская»);
выражения лица, выражения глаз — мимика — определенный имидж человека, в мимическом выражении — эмоциональное состояние (гнев, радость, страх, страдание, удивление, отвращение). Различают мимику верхней и нижней части лица. Верхняя часть контролируется нами больше, чем нижняя, поэтому смотрите больше на рот, крылья носа, подбородок. Уголки рта — показатели жизненного тонуса личности, недаром существует выражение: «Если опущены уголки вашего рта, то плачет ваш мозг и ваши внутренние органы»;
направление взгляда, визуальный контакт — экстраверты смотрят на собеседника пристальнее и дольше, чем интраверты;
кожные реакции: покраснение, побледнение;
вспомогательные средства общения:
особенности телосложения (признаки возраста, пола);
средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, татуировка);
Акустические:
связанные с речью: интонация, паузы, тембр голоса, скорость речи;
не связанные с речью: одышка, удушье, кашель, плач, стон, вздох, восклицания.
Тактильные (связанные с прикосновением): физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, пальпация пульса, живота, перкуссия легких, сердца).
Ольфакторные (связанные с запахом):
естественные (приятные, неприятные);
искусственные (духи, косметика).
У пациента могут быть самые различные потребности в общении. Они могут нуждаться в совете, утешении, обычном разговоре.
То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта.
Основа коммуникации — мастерство общения медсестры:
1 — участие — внимание к чувствам другого человека.
Эмпатия («вчувствование») — способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека.
Для понимания эффективного общения сестры и пациента можно представить механизм общения в форме пазлов: когда контактные впадины и выступы одного человека совпадают с выступами и впадинами другого, происходит взаимопонимание.
Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это форма непосредственного пристрастного переживания человеком жизненного смысла явлений и ситуаций, которое обусловлено тем, отвечают или нет объективные свойства этих явлений и ситуаций потребностям индивидуума.
Сестры должны помнить, что эмоции не должны их захватывать в межличностных контактах — это может привести к негативным последствиям, а чувства в общении сестры не только желательны, но и полезны. Чувства являются механизмом приспособления к работе с коллегами и пациентами и прочным элементом в системе эмоциональной безопасности;
2 открытость — это раскрытие своего внутреннего «я» другому человеку, оно предполагает взаимность;
3 — умение проявлять беспокойство, сопереживать;
4— умение слушать — это искусство, открытость миру мыслей и чувств других людей.
Выделяют 3 элемента активного слушания:
К невербальным компонентам активного слушания относятся:
зрительный контакт;
поза тела, сигнализирующая внимание и готовность слушать;
сестра стоит или сидит, повернувшись лицом к пациенту;
расстояние между собеседниками;
кивки головой;
выражение лица.
Вербальные компоненты:
Использование молчания: сестра должна уметь правильно использовать этот аспект — с одной стороны, молчание может тяготить пациента, с другой — оно позволяет человеку собраться с мыслями. Сестре не следует спешить заполнять паузу, когда пациент умолкает;
5 — искренность (или конгруэнтность) в общении — это совпадение трёх пластов коммуникации — вербального (что человек говорит), невербального (сопровождающие жесты) и того, что при этом человек чувствует. Рассогласование этих пластов всегда замечается партнёром;
6 — уважение',
7 — искусство задавать вопросы — вопросы могут быть общие, конкретные, наводящие, пробные, множественные.
Тип вопроса | Преимущество | Недостаток |
Общие Как дела? Как здоровье? | Полезны, так как способствуют самовыражению. Человек может описать собственными словами то, что для него важно | Трудно контролировать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников |
Конкретные Ваша фамилия? Ваш адрес? | Позволяют быстро собирать конкретную информацию — точную и однозначную | Ограничены постановкой вопроса, ориентированы только на вопрос |
Наводящие Вы бросите курить, не так ли? Вы будете уделять больше внимания прогулкам на свежем воздухе после выписки? . | Наталкивают отвечающего на ответ, соответствующий нашему мнению | Ограничивают самовыражение отвечающего, могут вызывать гневную реакцию, если воспринимается как угрожающий |
Пробные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? За последние дни боли в области сердца участились? | Исследуют тему, которую спрашивающий считает важной; ответы могут давать конкретную информацию. Может застать отвечающего врасплох | Может пугать отвечающего, может вызвать гневную реакцию |
Множественные Вы говорите, что за вами будет ухаживать дочь? Она обладает достаточными умениями? Как она будет успевать при такой напряжённой работе? | Может демонстрировать интерес и энтузиазм | Приводит к замешательству, так как отвечающий не знает, на какой вопрос отвечать сначала. Ответ не может быть рациональным |
Правила профессионального общения с пациентом
Представиться пациенту: указать имя-отчество, должность.
Смотреть в глаза на одном уровне; если пациент лежит — сесть на стул.
Проявлять доброжелательность. Создать приятную атмосферу общения.
Обеспечить конфиденциальность беседы.
Говорить на доступном для пациента языке.
Поощрять пациента задавать вопросы.
Уметь слушать.
РЕЗЮМЕ
Поведение медика — вербальное и невербальное — важное средство коммуникации. Профессионалы-медики должны знать, какие умения и качества необходимы для оказания помощи пациентам на межличностном уровне, и использовать это в своей работе.
Способность эффективно общаться — это искусство, которым должен владеть каждый специалист. Общение позволяет установить необходимые и результативные контакты и связи как в личной, так и в деловой жизни.
Сестринское дело — это больше, чем доброжелательное, технически грамотное выполнение лечебных процедур и манипуляций, это общение человека с человеком, медсестры с пациентом, испытывающим порой физические и психологические трудности.
Литература (основная, дополнительная)
Обуховец, Т. П. Основы сестринского дела [Текст]/ Т.П. Обуховец, О.В. Чернова; под ред. Б.В. Кабарухина.-14-е изд., доп. и перераб.-Ростов н/Д: Феникс, 2016 – с. 28 – 42.
Интернет- ресурсы
https://ru.wikipedia.org/ - энциклопедические данные;
www.consultant.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru/ – нормативные документы.
ftp://ftp.medgum.ru/ - основы сестринского дела под ред. С.И. Двойникова
Глоссарий
Верба́льный (лат. verbalis «словесный») — термин, применяемый для обозначения знаков, слов и процессов оперирования знаками, словами.
Интеракция — взаимодействие.
Коммуникация — общение.
Конгруэнтность — искренность.
Общение (коммуникация) – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга.
Общение медсестры с пациентом – процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов.
Кинесика- экспрессивно выразительные движения
Аттракция- обозначает возникновение привлекательности при восприятии одного человека другим, т.е. это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.
Эмпатия - (позиции душевного сочувствия) — это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.
Уровни общения:- внутриличностный (мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливаясь к общению с кем-либо)- межличностный (между двумя и более людьми- общественный (между большими группами)
Рефлексия — это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем. Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы.
Вопросы для активизации познавательной деятельности студентов при изучении нового материала
- Что такое – этика, этикет? Какое поведение мы называем этичным?
- Кто знает содержание Клятвы Гиппократа? Кто ее дает?
- С какими психотипами медицинских сестер вам приходилось встречаться?
- Назовите основной принцип медицины?
- Какими качествами должен обладать медицинский работник?
- Какими средствами помимо речи мы пользуемся при общении?
Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний
Понятие и функции общения в сестринском деле
Уровни общения
Факторы, влияющие на общение
Элементы эффективного общения
Типы общения: словесный, бессловесный, письменный
Правила общения м/с с пациентом
Зоны комфорта
Способы социальной поддержки пациента
Стили общения
Средства общения
Критерии эффективности
Факторы, способствующие и препятствующие общению
13