СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Поликультурная образовательная среда и её влияние на адаптацию будущего учителя»

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ 

по теме:

«Поликультурная образовательная среда и её влияние на адаптацию будущего учителя».

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «Поликультурная образовательная среда и её влияние на адаптацию будущего учителя»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

по теме:

«Поликультурная образовательная среда и её влияние на адаптацию будущего учителя»

Составила:

Ганиева Марина Рамизовна,

магистрант 2-го года обучения по направлению

подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль

«Поликультурное образование» ФБГОУ ВО Дагестанский

Государственный Педагогический Университет, г. Махачкала;


В соответствии с требованиями ФГОС:

Цели занятия:

  • формирование у студентов общекультурных и общепрофессиональных компетенций;

  • посредством расширения знаний о психолого-педагогической деятельности изучения проблем образования и воспитания;

  • детей в полиэтническом обществе, понимания концепции поликультурного образования.

Задачи занятия:

  • расширять знания студентов об этнической и культурной грамотности;

  • формировать у студентов этнокультурную компетентность, осмысление сущности поликультурного образования и его ценностных характеристиках;

  • содействовать осознанию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, их социальной значимости как основы педагогической и культурной деятельности;

  • способствовать профессиональному становлению педагога и формированию профессиональной компетентности;

  • способствовать осмыслению студентами сложности развития интегративных процессов поликультурного образования;

  • формировать положительное отношение к поликультурному образованию.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: сферы образования, культуры, здравоохранения, а также социальную сферу.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются обучение, воспитание, социализация, индивидуально-личностное развитие обучающихся, здоровье обучающихся, психолог педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, педагогических работников и родителей (законных представителей) в образовательных организациях различного типа.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.

Вид занятия: лекционное занятие.

Методы обучения: беседа.

Методы контроля знаний: фронтальный опрос.

Продолжительность занятия: 90 минут.

ХОД ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

  1. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний. Сообщение темы занятия, плана лекции; информация о целях занятия, методах подачи теоретического материала. Указание на межпредметные связи и связь с будущей профессией.

Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрена проблема адаптации учителя к поликультурной образовательной среде, проанализирована структура поликультурной образовательной среды, сконструированная с учетом культурно-ценностно-личностно-ориентированного подхода. Выявлено, что успешность адаптации будущего учителя к поликультурной образовательной среде определяется уровнем его педагогического мастерства и зависит от ряда факторов, одним из которых является требование к уровню профессионализма учителя.

Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная образовательная среда, процесс поликультурного и ценностного познания, подходы организации поликультурной образовательной среды.

Поликультурное образование, как идея возрождения этничности в России, начинает получать свое развитие, в отличие от Запада, где идеи поликультурного образования развиваются уже более 3-х десятилетий. Вследствие этого в конце XIX века в педагогической литературе, наряду с культурологическим направлением в образовании, появляются идеи поликультурного образования как отличительного признака гуманистической методологии нового столетия. При этом, поликультурное образование рассматривается в качестве системообразующего звена образовательного процесса, нацеленного на системную идентификацию и глубокую интериоризацию этнокультурных, общечеловеческих и поликультурных ценностей [3].

Прежде чем обратится к анализу поликультурной образовательной среды, рассмотрим сущность и структуру образовательной среды, которые исследованы в работах А.И. Артюхиной, С.М. Головлевой, Э.Ф. Зеера, А.Р.Текеевой, ЮП. Шапрана, Л.В. Шкериной, Т.Н. Щербаковой и др., где она рассматривается как совокупность психолого-педагогических условий, процессов, способствующих формированию личности в целом [5].

Кроме того, вызовы стоящие перед современной системой образования, требуют гибкости от образовательных учреждений и от педагогического сообщества [6].

Поликультурное же образование ориентировано на формирование системного мышления, содержательной основой которого выступают гуманистические ценности, восхождение к самому себе, к человеческой сущности. Оно содействует росту взаимопонимания и взаимодействия культур на уровне нации, группы, индивида, а также выступает как фактор приобщения к другой культуре, способствуя на взаимодействии представителей различных культур (иммигрантов, представителей доминирующей в государстве культуры) и как основа воспитания толерантности и уважения к культурным различиям. С этих позиций поликультурные и общечеловеческие ценностные знания носят рефлексивный характер и в качестве предметности выступают как ценностное отношение человека к объектам познания, отличающееся плюрализмом. Кроме того, связанное с ним понимание носит диалогический характер и выступает специфической формой культурного и ценностного познания, рассматриваемого в качестве определенной коммуникативной среды, заключающей в себе механизм становления личности в условиях поликультурной среде.

Процесс поликультурного и ценностного познания, осуществляясь в совместном творчестве, формирует субъектную позицию школьника, а результатом поликультурного и общечеловеческого ценностного познания становится выработка образов «Мира», «Я», которые он переживает и осмысливает «внутри у себя, по-своему». При этом, во время диалогов, распознаются отношения субъектов деятельности к ее предмету, с одной стороны, и, с другой,- развивается потребность в диалоге на том языке, который является частью изучаемой культуры, вследствие чего содержание обучения переносится на переживание и изучение действительности, на использование присваиваемой культуры в решении личных проблем человека и текущих задач окружающей его личной жизни, поскольку в диалоге субъект получает все более глубокую информацию о мире и, в том числе, и о себе [4].

Следовательно, отличительной особенностью поликультурной образовательной среды следует рассматривать обращенность к целостному образу познающего субъекта в его гармоничном единстве интеллектуальной, эмоционально-чувственной, операционно-деятельностной сфер, поскольку она представляет собой целенаправленное, систематическое выявление и развитие общекультурных - поликультурных компонентов в содержании образования, способствующих формированию в обучении и воспитании единой картины духовно-материального мира и места личности в нем. Следует отметить тот факт, что определение содержания поликультурного образования, как условия формирования личности, исходит из принципа культур сообразности где образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность посредством диалога культур, а инструментом формирования культурной личности становится, с одной стороны, социальная среда, а с другой, - сам субъект развития. Кроме того, следует отметить, что образовательное учреждение обеспечивает формирование психических новообразований, из чего следует, что процесс проектирования поликультурной образовательной среды включает решение педагогических задач по поиску содержания образования, методов и форм, способствующих целостному восприятию мира, что актуализирует проблему формирования специалистов, профессионально подготовленных к деятельности в поликультурной образовательной среде.

Молодой педагог осознаёт необходимость поликультурного, ценностного развития, эффективность поликультурного образовательного процесса, если в результате обучения происходит усвоение поликультурных и общечеловеческих ценностей, понимание специфики поликультурного образовательного процесса, сознательно ищет, произвольно должное через фактическое, исследует врожденные, приобретенные и действительные положительно-культурные, ценностные (языковые, нравственные, духовные, толерантные, добродетельные, ментальные и т.д.) качества, потребности в знаниях. При этом, ведущим в процессе образования выступает мотив познавательной деятельности или самоактуализации, который возникает на основе потребностей, способностей и возможностей личности.

Поликультурная образовательная среда, сконструированная с учетом культурно-ценностно-личностно-ориентированного подхода, предполагает создание педагогических условий, через которые на основании собственной активной (всех участников образовательного процесса) деятельности осуществляется реализация ведущих возрастных потребностей, способностей, возможностей развития, самосовершенствования, самоактуализация личности [1, 2].

При этом программа, и все компоненты, и подструктуры (цель, содержание, методы, формы, способы взаимодействия участников образовательного процесса) предполагает:

создание условий для выполнения общественного заказа;

  • создание благоприятных условий для свободного, самостоятельного, гармоничного развития личности в соответствии с его индивидуальными способностями, потребностями, возможностями и интересами;

  • коренные изменения взаимоотношений с коллегами, в которых педагог становится координатором образовательного процесса, нормой ценности (взаимоуважение, поощрение творчества, сотрудничество, многоуровневый диалог и т.д.);

  • преодоление авторитаризма во взаимоотношениях и взаимодействии между участниками образовательного процесса;

  • обеспечение благоприятных условий, при которых возможен выбор вариативной образовательной программы, учебных планов, пособий и т.д.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить в качестве возможных подходов организации поликультурной образовательной среды организацию культурно-ценностно-личностно-ориентированной образовательной среды, подразумевающей наличие в образовательном процессе потенциалов, способных приобщать участников к поликультурным знаниям в соответствии с индивидуальными особенностями, сделать их атрибутом жизненной среды. При этом, под потенциалом подразумеваются средства и возможности среды, являющиеся потребностью в жизненной среде и при определенных условиях, реально влияющих на структуру его жизненного окружения, позитивно изменяя ее.

Второй подход предполагает изменение самого образовательного процесса путем создания жизненного пространства школьника, в котором все направлено на организацию поликультурного воспитательно- образовательного процесса (Выготский Л.С.), где содержание и задачи рассматриваются как компоненты социокультурной среды с определенными условиями образовательного процесса, исходящими из социокультурных позиций общества [7].

Проведённое с этих позиций исследование целевых ориентации показывают, что наиболее существенные различия относительно значимости обнаруживаются между учащимися и учителями, поскольку учителя склонны придавать большую значимость таким характеристикам, как добросовестность, дисциплинированность, творчество, высокая квалификация специалиста, наличие критического мышления, готовность брать на себя ответственность.

Воспитательную работу в школе целесообразно строить исходя из того, что воспитание есть процесс развития личности, где гуманистический характер предполагает решение воспитательных задач в урочное и во внеурочное время, наличие воспитательной системы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика. При этом основополагающими подходами в организации воспитательного процесса выступают культурологический, системный, деятельностный, личностно ориентированный, рефлексивный, диалогический. Реализация программы «Культура», где учащиеся регулярно посещают исторические и литературные места, знакомятся с истоками дагестанской и русской культуры, обеспечивает интеграцию личности в систему отечественной и мировой культуры через организацию кружковой и клубной работы, рассматриваемой в качестве полноценной среды культурного саморазвития личности. В плане раскрытия воспитательных возможностей клубной деятельности можно выделить функции: дополнительную; компенсаторную; доминирующую, или основную. При этом первая функция характерна для школьников с высоким уровнем интеллектуального развития, у которых сфера клуба является, во-первых, способом разрядки от напряженной познавательной деятельности, во-вторых, возможностью развивать в себе творческие способности, найти новых друзей, новое общество, т.е. дополнительной возможностью удовлетворить потребность в разностороннем гармоничном развитии.

Вторая функция характерна для школьников с невысоким уровнем интеллектуальных способностей. Она призвана удовлетворить потребности в повышении уровня своих достижений, в уважении окружающих людей, повысить статус ученика среди педагогов и сверстников.

Третья - характерна для тех школьников, кому трудно освоить даже минимум учебного материала, чтобы чувствовать себя комфортно, быть значимым; у кого не самая благоприятная обстановка в семье, нет друзей. Именно для таких ребят встреча с клубом, с понимающими тебя взрослыми становится важным событием в жизни.

Клубная деятельность позволяет говорить о целесообразности и важности в рамках воспитательной системы школы и единого воспитательного пространства города, об организации и предоставлении реальных возможностей для разностороннего развития творческих и интеллектуальных способностей детей, о становлении их гражданского самосознания, превращении познания в интересную, насыщенную, эмоционально привлекательную и полезную совместную с педагогами деятельность.

Следует отметить тот факт, что деятельность клубов выходит за рамки школы, поскольку в ней принимают участие учащихся других образовательных учреждений, которым оказываются дополнительные образовательные услуги, где решается актуальная задача воспитания, направленная на создание культурной среды жизнедеятельности школьника. При этом системный подход к внеурочной деятельности выступает важной частью системы воспитательной работы, направленной на формирование и укрепление школьных традиций, чему способствуют праздники: «Праздник знаний!», «Последний звонок», «Встречи с выпускниками», конференции и семинары и т.д.

Следовательно, социокультурная преемственность, обеспечиваемая традициями, позволяет обеспечить ценностные ориентиры гуманитарного образования. Для этого вся система воспитательной работы построена таким образом, чтобы успех школьного дела решали не единичные мероприятия, а целостная система, представляющий взаимосвязанную совокупность всех компонентов, где педагогический коллектив школы способствует становлению целостной воспитательной системы с учетом сложившихся традиций. Системный и деятельностный подходы диктуют необходимость выхода за рамки школы, использования возможностей социокультурного пространства города, республики, России, других стран мира в вопросах интеграции воспитательных воздействий и воспитательных влияний (по определению В.А.Сухомлинского) [8].

Решая проблемы воспитания, современная школа призвана использовать возможные связи с окружающей ее социальной средой, в связи с чем большинством педагогов школа рассматривается не как социализирующий фактор, а как ведущий институт социализации. При этом подчеркивается необходимость, путем координации воспитательных усилий школы, исполнительных властей, заводов и фабрик, коопераций и т.д., где педагогическая функция ориентирована на воспитательную деятельность школы во взаимодействии с социокультурной средой, выявляющую особенности, способности и возможности учащихся. Кроме того, сотрудничество школы и семьи помогает решению проблем семейных отношений и ее духовного возрождения, поскольку вовлечение семьи в организацию учебно-воспитательной работы способствует возрождению общности и укреплению родительского авторитета.

Культурные и исторические традиции города как культурного и исторического центра региона, помогают осуществлению культурной программы (библиотеки, музеи, выставки, театры, концертные залы, дома культуры, школы искусств, парки) занятию эстетическим воспитанием, привлечению средств развития культуры и искусства, вследствие чего взаимосвязи образования и учреждений культуры позволяют выделить некоторые позитивные тенденции взаимосвязи школы с социокультурной средой. Школе удалось создать внутришкольное образовательное пространство, интегрированное с социокультурной средой, где наиболее продуктивно развиваются связи с научными и высшими учебными заведениями, обеспечивается непрерывность и преемственность образования, через профильное обучение, высокий уровень довузовской подготовки, приток в школу высококвалифицированных специалистов и т.д.

Теснее стали связи между учебно-воспитательными учреждениями системы образования, особенно в цепочке: «детский сад - школа – вуз», ориентацию на интеграцию школы и учреждений дополнительного образования (центры детского творчества, музыкальные и художественные школы) составляющие систему внешкольного воспитания, неотъемлемую частью учебно-воспитательного процесса школы.

Весь ход развития человечества и школы наглядно показывает, что человек готовится к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях, а школа, ее цели, содержание и формы требуют активности личности, социальной зрелости что непосредственно связывается с взаимодействием индивида со средой. С этих позиций проблема адаптации молодых учителей получила специфическое звучание в полиэтнической среде, где акценты переносятся на интеллектуально-духовное, свободное развитие, полное раскрытие творческого потенциала в содружестве со всеми совместно проживающими этносами, с той возросшей ролью и ответственностью за последствия своих действий. Следовательно, это не только интеллектуальная компетентность, но и практическая действенная инициатива: способность к самоорганизации и к саморегуляции в сотрудничестве важны для оперативного анализа ситуаций, выхода за пределы заданного стимулируемого извне, интеллектуального и продуктивного решения возникающих проблем.

Основанием для подхода, обеспечивающего успешную адаптацию в поликультурном образовательном пространстве, рассматривается образовательная среда, ориентированная на формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований. При этом, поликультурная образовательная среда представляет собой более широкую систему, где межнациональная культура рассматривается в качестве одного из компонентов, где диалогичность современной культуры и роль человека как уникального субъекта мира культуры выступает основой взаимодействия с другими личностями взаимодействия культур, где человек - уникальный носитель национальных особенностей построения отношений и поведения, а также индивидуальных и наднациональных особенностей познания.

Таким образом, от уровня достаточно нивелированного (культура познания как условие успешной адаптации) переходим к уровню диверсификации (особенности адаптации в рамках национальной культуры), чтобы обратиться к некоторой унификации, но уже в контексте методологической системы, в которой координируются и интегрируются особенности национальных культур в единую культуру мира. При этом, единая культура достаточно относительна, так как восприятие мира в целом и его составляющих, зависит от особенностей субъекта познания, его ментальности и маргинальности, вследствие чего возникает проблема готовности субъекта образовательной среды, носителя индивидуальной культуры к успешной жизнедеятельности в поликультурной среде.

В процессе познавательной деятельности возникает представление о картине мира, на формирование которой влияет язык, как средство коммуникации и познания, создание особой реальности, культуры, в которой живет человек. При этом лингвистика довольно активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, вследствие чего возникает научное направление – лингво-культурология, задачей которой является раскрытие ментальности народа и его культуры через язык.

Следовательно, языковая картина мира предшествует картинам природы и общества, во многом формирует их, так как понимать мир и себя человек может благодаря языку, в котором фиксируется индивидуальный, национальный и общечеловеческий опыт. С этих позиций роль языка состоит не только в передаче сообщений, но и во внутренней организации того, что подлежит сообщению, а языковая картина мира эксплицирует различные картины мира человека и отображает общую картину мира.

В связи с этим, особое значение приобретает обучение иностранным и родным языкам, анализу текстов авторов различных национальностей, что значимо в контексте знакомства с национальной культурой и общностью, ориентированной на взаимодействие и обогащение, осуществляемое не только на классно-урочных занятиях, где используется национально-региональный компонент, но и в художественно-эстетических центрах, где акцентируется фольклорная деятельность.

Таким образом, поликультурная среда способствует освоению универсальных, одинаковых для любого этноса, способов познания окружающей действительности, обеспечивает возможность для диалога разных культур на эмоциональном уровне, развитию каждой культуры в отдельности.

В современных рыночных отношениях также актуальна практически действенная направленность образования на развитие личностных структур (самопознание, саморазвитие, рефлексия) через осознание принадлежности к той или иной национальности и этнической идентичности. При этом, возникает необходимость соотнесения рационального и эмоционального, поскольку развитие детей в ситуации совместного проживания и обучения должно учитывать необходимость адаптации к современным условиям, становления культуры личности, её национального и общечеловеческого самосознания.

Под рациональной составляющей развития понимаем опирающуюся на требования рассудка оптимальную адаптацию к обстоятельствам и последующее, логически выверенное, предварительно спрогнозированное и спроектированное продуктивное преобразование окружающей среды и обстоятельств с целью результативной самореализации. Кроме того, рациональное развитие связано с формированием логических умений, способности выверять соответствие отдельных элементов знаний с требованиями поставленных целей и задач, готовность анализировать, прогнозировать и проектировать деятельность, учитывая комплекс значимых для обстоятельств факторов.

Культура познания унифицирована, так как она связана с овладением структурой деятельности, способами познания и рационального (целесообразного) их использования в конкретной ситуации, поскольку является элементом национальной культуры, связанной с особенностями национального самосознания, что создает пространство как поликультурное, интегрируясь и адаптируясь к которому учитель овладевает навыками продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.

Эмоциональная составляющая образования заложена в особенностях языка этноса, его традициях, фольклоре, то есть в специфике выражения (вербальных и невербальных) чувств, отношений и переживаний. Кроме того, это сигналы о том, насколько человек продвигается вперед в приобретении знаний и формировании жизненно важных умений, где эмоции не только сопутствуют деятельности, «обслуживая» потребности организма, но и сами являются объектом особой потребности, поскольку любой личности присуща жажда эмоционального насыщения, стремление к переживанию различных чувств. При этом, возникшие в результате взаимодействия организма со средой, положительные эмоции способствуют закреплению полезных умений и навыков, а отрицательные - заставляют уклоняться от вредоносных факторов.

Ряд свойств и некоторые функции являются исключительно важными в образовательном процессе, поскольку они могут выступать как дополнительный мотив учебной деятельности, где для организма важно не однообразное сохранение положительных эмоциональных состояний, а мозаика сменяющих друг друга чувств, имеющих оптимальную интенсивность. Уровень эмоционального и рационального развития выпускника предполагает динамику его устремлений к продуктивной самореализации через адекватное преобразование времени и собственных возможностей, идей, мотивов, целей, интересов, замыслов и программ.

Очевидно, именно целостная поликультурная образовательная среда школы может выступить условием успешной адаптации выпускников в многонациональном социуме, которая может быть рассмотрена с позиций: среды школы как учреждения образования и среды ученика как субъекта деятельности в школе. При этом, активизируется рациональная (логическая) компонента, которая позволяет сместить акцент на обучение школьников деятельности (способам деятельности) как основы самообразования, в связи с чем коллектив школы работает над содержанием самостоятельной работы молодого учителя.

С позиций целостности образовательная среда, в частности, способствует:

-формированию представления о себе и других с учетом национальных особенностей;

-обеспечению преемственности и оптимизации процесса насыщения его дисциплинами рационального и эмоционального контекстов с привлечением центра, в рамках которого реализуются дисциплины, включенные в учебный план.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что результатом функционирования целостной поликультурной образовательной среды выступает молодой учитель, который хотел бы и был бы способный сделать осознанный выбор в зависимости от личных устремлений, особенностей развития региона и востребованности в подготовленных кадрах, способный адаптироваться в любой среде в том числе, и в среде профессиональной деятельности, разумно сочетая ее логическую и эмоциональную составляющие.


Список литературы:

  1. Башмакова Н.И., Рыжова Н.И. Поликультурная образовательная среда: генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2

  2. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - №1. - с.113-115.

  3. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика / О.В. Гукаленко. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2003. - 512 с.

  4. Коптева О.Е., Матова Е.Л. Формирование поликультурной образовательной среды в начальной школе: опыт и перспективы // Вестник Балтийского федерального университета им. И.Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-polikulturnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-nachalnoy-shkole-opyt-i-perspektivy (дата обращения: 27.12.2021).

  5. Салманова Д.А., Раджабова Р.В. Образовательная среда как условие включения студентов в проектно-эвристическую деятельность // АНИ: педагогика и психология. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-vklyucheniya-studentov-v-proektno-evristicheskuyu-deyatelnost (дата обращения: 27.12.2021).

  6. Салманова Д.А., Чупанов А.Х., Абдулатипова Э.А. Информационно-образовательная среда как условие подготовки магистрантов образования к проектно-эвристической деятельности // БГЖ. 2021. №2 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-kak-uslovie-podgotovki-magistrantov-obrazovaniya-k-proektno-evristicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.12.2021).

  7. Ходырева Е.А. Концепция становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-stanovleniya-individualnosti-shkolnika-v-polikulturnoy-obrazovatelnoy-srede (дата обращения: 27.12.2021).

  8. Шакурова М.В. Воспитательная система образовательной организации: от теоретического осмысления к методически значимым рекомендациям // БЕРЕГИНЯ.777. СОВА . 2017. №3 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-sistema-obrazovatelnoy-organizatsii-ot-teoreticheskogo-osmysleniya-k-metodicheski-znachimym-rekomendatsiyam (дата обращения: 27.12.2021).



4