Методическая разработка: «Литературный ринг А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов «Герои нашего времени!». 10 класс.
Цель: доказать актуальность, значимость и значение творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова в современное время.
Задачи: Повторить биографии писателей, их произведения патриотической и лирической направленности;
Сделать вывод об актуальности творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова для современной молодежи;
Привить интерес к чтению классической литературы; Раскрыть творческий потенциал обучающихся.
Участники: обучающиеся 9-х классов.
Оборудование: актовый зал школы, мультимедийная аппаратура, элементы театральных костюмов.
Подготовительная работа:
В ринге принимают участие две команды: сторонники А.С. Пушкина и сторонники М.Ю. Лермонтова (состав команды 6 человек), ведущий-рефери, оценочная комиссия – арбитры и зрители (поддержка команд).
Задания командам:
придумать название команды (которое должно отражать сторонниками какого писателя они являются) и девиз;
подготовить интересные факты из биографии писателей (до 3 минут);
подготовить по одному стихотворению или отрывок из стихотворения, поэмы следующей тематики: патриотической, о природе, любовной лирики (до 4 минут каждое);
подготовить театральное представление отрывка из поэм или прозаического произведения (до 6 минут).
Сценарий литературного ринга.
Рефери: Добрый день, участники литературного ринга, добрый день командам, зрителям.
2024 год, год юбилеев двух великих писателей России Александра Сергеевича Пушкина (225 лет со дня рождения) и Михаила Юрьевича Лермонтова (210 лет со дня рождения).
А на сколько актуальны их произведения в сегодняшнем времени? Интересно ли их читать современной молодежи? На этот вопрос попытаются ответить обучающиеся 9-х классов школы в рамках Литературного ринга.
В ходе ринга каждая команда должна защитить своего писателя и доказать значимость, историческую роль в литературе этих двух писателей, и интерес их произведений для современной молодежи.
Оценивать ответы участников ринга будет команда арбитров в составе учителя русского языка, педагога-библиотекаря и советника директора по воспитательной работе.
Дополнительные баллы командам могут принести зрители – поддержка команды, отвечая на вопросы в ходе Литературного ринга.
Хочу напомнить, что все участники Ринга строго соблюдает нормы русского литературного языка и не нарушают общепринятые морально- этические нормы.
Итак, начинаем.
Кто не испытывал на себе удивительного, неотразимого воздействия пушкинской поэзии? Ещё не умея читать, ещё не вникая в смысл, - но уже с восторгом, то радостным, то грустным, - кто не слушал зачарованно:
«В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет» («Сказка о царе Салтане)
Или
«Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…» («Зимний вечер»)
Гармония, музыка, какая-то завораживающая пластичность пушкинского стиха действуют сразу, мгновенно. А потом, в юности, и в более зрелом возрасте, мы начинаем открывать в каждом слове Пушкина дали и глубины, и постигаем его вновь и вновь.
Обратим внимание, что М.Ю. Лермонтов является продолжателем лучших традиций русской словесности, преемником А.С. Пушкина. Его поэзия родилась в ту эпоху, когда ушла в прошлое героическая эпоха 1812 г. и лучшие силы русской дворянской интеллигенции были разгромлены. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова, его драм и прозы напряженно размышляет о своем призвании, о невозможности реализовать силы и способности в живом, необходимом Отечеству деле, живет мечтой о подвиге. А высокие чувства, сильные страсти руководили поэтом и делали его героев похожими на него самого, а автора сближали с персонажами
созданных им произведений.
Я объявляю раунд «Знакомство». Команды представляют свою команду: название и девиз.
Спасибо командам, а мы переходим к
1-й раунду– команды должны представить биографию или интересные факты из жизни писателей. Время выступления до 3 минут. А арбитры оценивают точность, яркость и лаконизм выступления. (Выступления команд).
Рефери: Игра со зрителем: верю – не верю. Предлагаю нашим зрителям, командам поддержки принять участие в нашем Литературном ринге. Вам
необходимо сыграть в игру верю-не верю «Верны ли факты биографии писателей»? (Вопросы задаются зрителям по очереди).
Вопросы команде сторонников А.С. Пушкина:
В поэме «Евгений Онегин» поэт писал
«… Пора покинуть скучный брег Мне неприязненной стихии
И средь полуденных зыбей, Под небом Африки моей,
Вздыхать о сумрачной России…»
Вопрос: А бывал ли Александр Сергеевич в Африке? (ответ. Нет)
У Петра Великого был приемный сын арап Ганнибал, а имеет ли он какое- нибудь отношение к А.С. Пушкину?
(ответ. Да. Прадед).
Верно ли, что первые стихи А.С. Пушкин написал в 7 лет, причем на французском языке.
(ответ: верно).
Вопросы команде сторонников М.Ю. Лермонтова:
Верно ли что М.Ю. Лермонтов говорил на четырех языках, играл на нескольких музыкальных инструментах, увлекался живописью и попробовал себя в рукоделии.
(ответ. Да).
Верно ли, что М.Ю. Лермонтов был лично знаком с А.С. Пушкиным? (ответ: Нет, лично они знакомы не были).
Верно ли, что 20 произведений М. Ю. Лермонтова были экранизированы? (Ответ: Да)
Рефери: «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок…» Объявляю 2-й раунд до 4 минут – патриотическая поэзия писателей. Команды представляют любое на их выбор, стихотворения поэтов на патриотическую тематику. (Выступления команд).
Рефери: Игра со зрителем: Вам надо назвать особые и любимые географические места писателей. Игра заканчивается кто последний назовет географический объект.
(пример ответов: Пушкин А.С. – Москва, Болдино, Царское село, Петербург, с. Михайловское (Псковская губерния), Крым, Кавказ (Тифлис), Поволжье.
Лермонтов М.Ю. – Москва, Тарханы, Кавказ (Пятигорск), Тамань, Петербург, Бородино).
Рефери: мы продолжаем.
3-й раунд до 4 минут – О, родная природа… Команды защищают имена поэтов посредством стихотворения о природе. (Выступления команд).
Рефери: А теперь вновь игра со зрителем: необходимо вспомнить еще стихотворения писателей, посвященные природе. Игра заканчивается кто последний назовет стихотворение.
(пример ответов: Пушкин А.С. -Деревня, Погасло дневное светило…, К морю, Фонтану Бахчисарайского дворца, Зимний вечер, Зимняя дорога, Зимнее утро, Осень, Конь…
Лермонтов М.Ю. – Люблю я цепи синих гор, Парус, Когда волнуется желтеющая нива…, Тебе, Казбек, Тучи, Утес, Листок, Выхожу один я на дорогу…)
Рефери: Любви все возрасты покорны. И мы переходим к 4-му раунду до 4 минут. Команды представляют любовную лирику поэтов. Одно стихотворение, отрывок из поэм на выбор участников. (Выступления команд).
Рефери: Игра со зрителем: кому наши поэты посвящали свои лирические произведения? Назовите их имена. Игра заканчивается кто последний назовет имя.
(примеры ответов: Пушкин А.С. – А.П. Керн, няне Арине Родионовне, П.А. Осиповой, Ек.Н. Ушаковой, княгине З.А. Волконской, Екатерине Бакуниной, Н.Н. Гончаровой, Елизавете Воронцовой, Марии Волконской;
Лермонтов М.Ю. – Е. А. Сушковой, В. А. Лопухиной, Н. Ф. Ивановой, М. А. Щербатовой, Е. П. Ростопчиной, Е. Г. Быховец).
Рефери: Финальный раунд до 6 минут – театральное представление отрывка из поэм или прозаического произведения на выбор участников команд.
(Выступления команд).
Рефери: Большое спасибо командам за доставленное удовольствие сопричастности с творчеством наших великих писателей.
Произведения Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова вдохновляли композиторов, кинодеятелей и театральных режиссеров. Не мало спектаклей, кинофильмов поставлено и снято на основе этих произведений, написано музыки на стихи поэтов, и я предлагаю, пока арбитры подводят финальные итоги Литературного ринга, обратиться к творчеству композиторов. Цезарь Кюи, русский композитор, член «Могучей кучки», романс на стихи А.С. Пушкина «Сожжённое письмо», исполняет солист Ульяновской филармонии Владимир Самарёв (приложение 2).
Современный композитор, исполнитель Саша Лайф, романс на стихи М.Ю. Лермонтова «Ты идешь на поле битвы…» (приложение 3).
Рефери: Вот и подошло время подвести итоги нашего Литературного ринга А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени!?» предоставляю слово нашим арбитрам.
(побеждает команда, набравшая большее количество баллов от арбитров с дополнительными баллами от зрителей команд поддержки (учитываются баллы, полученные в ходе игры со зрителями). (Приложение 1)
Рефери: А.С. Пушкина и М. Ю Лермонтова мы с гордостью можем отнести к числу мировых гениев. И очень сложно выделить, кто из них главнее, важнее в русской классической литературе. Они русские душой и сердцем, и ещё долгие годы, с самого раннего детства, наши потомки будут наслаждаться их творчеством. Поэтому они Герои нашего времени!!!
Спасибо всем участникам Литературного ринга.