СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер-класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы над композицией итогового сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер-класса»

Мастер-класс «Труд души. Приёмы работы над композицией итогового сочинения»

Цель: Рассмотреть приёмы работы над содержанием и композицией итогового сочинения

Ход занятия:

  1. Вступительное слово

« Труд души»- так я назвала нашу сегодняшнюю встречу, а говорить мы будем о подготовке к итоговому сочинению по литературе. Цель нашей встречи: рассмотреть приёмы работы над композицией и содержанием итогового сочинения

Слайд №2

Почему труд души? Во-первых, звучит красиво. Во-вторых, разве сочинение не труд души? Не взаимодействие мысли, чувства, убеждений, переживаний?

Слайд №3

Вот какое определение сочинению мы читаем в «Словаре-справочнике по методике русского языка» М.Р. Львова

И хотя мы, учителя русского языка и литературы, знаем, что декабрьское сочинение носит метапредметный характер, ответственность за подготовку и результаты ложится на нас.

Готовить к сочинению мы начинаем, конечно, не в старших классах, но в 10 классе мы должны её систематизировать, а в 11 уже работаем по конкретным тематическим направлениям.

Мы не знаем, как будут сформулированы направления, но обязательно предложат поразмышлять о вечных ценностях, об идеалах человечества.

В 10 классе ученики уже знают, что объём сочинения не мене 250 слов, что оценивается работа по 5 критериям, что в случае незачёта по критериям №1 или №2 за всю работу выставляется незачёт.

Слайд №4 и №5 (Критерий 1и 2) Соответствие теме. Аргументация

(Критерии на столах)

В 10 классе рекомендуется провести 3 сочинения по типу итогового.

Я предлагаю вам поработать с текстами сочинения учеников по роману «Война и мир»

  1. Практическая часть

Разделимся на группы и поработаем экспертами. На столах у вас есть сочинения учеников, можно вывести на экран.

Сначала оценим по первым двум критериям зачёт-незачёт. Когда будете готовы, сообщите. (Вы должны объяснить, почему зачёт или незачёт)

Грамматика, стиль-всё оставлено так, как написали ученики

(Примерный ответ: ключевые слова «путь исканий» Ученик отвечает на вопрос, поставленный в теме, используя литературный материал для построения рассуждения и для аргументации своей позиции. Привлекает не менее одного произведения)

Оба соч-я получили зачёт по критериям №1и№2.

Теперь усложним задание и поработаем над композицией одного из сочинений (Пьер Безухов- один из главных персонажей…) все вместе

Итак, композиция соч-я- это критерий №3

Слайд №6 ( Композиция)

Мы должны приучать учащихся на соотношение частей письменной работы:

Вступление, заключение и тезисно-доказательная часть

Вступление и заключение примерно по 1/7 части от общего количества слов, где-то 30-40 слов. Они обязательно взаимосвязаны как структурные единицы текста. Вывод из всего рассуждения связан с тезисом.

На данном слайде аргументов 2, но может быть и один. Просто 250 слов легче набрать, если аргумента 2.

Кроме того, нужно помнить о микровыводах. В общем, всё это очень непросто. Кто пробовал сам писать, тот знает.



Вернёмся к сочинению «Пьер Безухов-один из главных персонажей…»

1.Вступление: принимаем? Разве не вводит в тему?

2. тезис: из 2-х частей-мирное время, военное

3.Аргумент 1-факт ош. Принять можно?

4. Микровывод чисто мужской

5 аргумент2- о войне

6. Промежуточный вывод

7.Общий вывод? (Да, он не выделен в отдельный абзац)

8. Заключение



Я бы хотела, чтобы мы поработали с ещё одним сочинением

«Как меняется характер Андрея Болконского от Аустерлица до Бородинского сражения»

Слайд 11

(По группам)

Очень бы хотела услышать ваше мнение вот по этому сочинению

«Почему трагически обречена любовь Наташи Ростовой к князю Андрею Болконскому»

По двум первым критериям-зачёт-незачёт



Итог:

Итак, такую работу можно предлагать старшеклассникам. Когда они работают с текстом сочинения товарища, они лучше видят композицию, особенно полезно обсуждение в группах