Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
СОЕДИНЕНИЕ ЖИЛ ПРОВОДОВ
С ПОСЛЕДУЩЕЙ ПАЙКОЙ
Методическая разработка мастер-класса
по междисциплинарному курсу МДК 04.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ (ПМ.04 Выполнение работ по профессии
18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования)
в рамках проекта «XII Фестиваля педагогического мастерства» «Инновационный поиск» «Инновационный урок как средство повышения эффективности обучения и качества подготовки будущих специалистов»
Разработчики: КОВАРДИН Сергей Александрович,
преподаватель высшей квалификационной категории
2021
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский электромеханический техникум»
(ОБПОУ «КЭМТ»)
СОЕДИНЕНИЕ ЖИЛ ПРОВОДОВ
С ПОСЛЕДУЩЕЙ ПАЙКОЙ
Методическая разработка мастер-класса
по междисциплинарному курсу МДК 04.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ (ПМ.04 Выполнение работ по профессии
18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования)
в рамках проекта «XII Фестиваля педагогического мастерства» «Инновационный поиск» «Инновационный урок как средство повышения эффективности обучения и качества подготовки будущих специалистов»
Разработчики: КОВАРДИН Сергей Александрович,
преподаватель высшей квалификационной категории
2021
Организация-разработчик: | областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский электромеханический техникум» (ОБПОУ «КЭМТ») |
Методическая разработка мастер-класса | для преподавателей по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
Разработчик: | __________________ | С.А. Ковардин, преподаватель высшей квалификационной категории |
Рассмотрен и одобрен на заседании П(Ц)К) преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика и 18.00.00 Химические технологии Протокол №____ от «___» _______________2021 г. Председатель П(Ц)К ________ Т.Н. Масленникова | |
Заведующий отделением Электро-и теплоэнергетика: | __________________ | Н.Г. Корнев |
Старший методист | __________________ | О.В. Михайлова |
Согласован: | | |
Заместитель директора | __________________ | П.А. Стифеева |
| | |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………. | 3 |
Деятельностная карта мастер-класса………………………………… | 4 |
Сценарный план мастер-класса……………………………………… | 6 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка мастер-класса по междисциплинарному курсу МДК 04.01 Основы слесарно-сборочных и электромонтажных работ (ПМ.04 Выполнение работ по профессии 18590 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (далее – методическая разработка) на тему «Соединение жил проводов с последующей пайкой» предназначена для диссеминации опыта по заявленной теме. Данная разработка может быть использована преподавателями в организации образовательной деятельности студентов специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по указанному направлению подготовки.
В данной методической разработке представлен опыт для повышения уровня педагогического мастерства позволяющий стимулировать и мотивировать обучающегося в процессе учебной деятельности, совершенствовать профессиональную деятельность в процессе обучения, развивать новые формы ведения и построения уроков. Такие качества современного специалиста, как умение действовать и принимать решения, нести за них ответственность, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям социально-экономической среды, умение анализировать возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии, формирующиеся в ОБПОУ «КЭМТ» в контексте реализации компетентностного, системно-деятельностного, личностно ориентированного и практико-ориентированного подходов к обучению, ставших основополагающими подходами в новой философии профессионального образования. Преподавателю важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег и учащихся, профессионально развиваясь самому.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА
Тема: Соединение жил проводов с последующей пайкой.
Целевая аудитория: педагогические работники Курского электромеханического техникума
Форма проведения: интегрированное занятие с комментированным показом приёмов и методов выполнения соединений жил проводов с последующей пайкой.
Цель: познакомить участников мастер-класса со способами соединение жил проводов с последующей пайкой с использованием рабочей поверхности «Коммутация распределительных коробок»
Задачи:
– познакомить целевую аудиторию с способом соединение жил;
– демонстрация автором мастер-класса с передачей своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий;
– повышение уровня профессиональной компетенции педагогических работников ОБПОУ «КЭМТ».
Место проведения: учебный мастерские «Электромонтаж», являются площадкой для проведения Демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс России по компетенции «Электромонтаж» на базе ОБПОУ «КЭМТ».
Ресурсное обеспечение:
– технические: мультимедийный проектор и экран, персональный компьютер;
электрический паяльник с подставкой и принадлежностями для пайки, электрические провода, инструменты, приспособления;
– информационно-коммуникационные: электронная презентация;
– педагогический инструментарий: знания и умение.
Организационные формы мастер-класса: фронтальная, индивидуальная.
Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.
Методы презентации педагогического опыта: демонстрация для каждого участника практической работы с элементами последовательности операций.
Методы организации интерактивного взаимодействия: диалог, демонстрация работы.
Планируемые результаты:
– повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по заявленной теме;
– приобретение участниками мастер-класса знаний.
Образовательные ресурсы:
Основная литература
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2018. – 80 с.
Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2019. – 272 с.
Дополнительная литература
Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: учеб. пособие для проф. техн. училищ. – М., 2018. – 208 с.
Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: учеб. пособие. – М.: ОИЦ «Академия», 2019. – 80 с.
Творческая школа «Мастер-класс»/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2018. – № 5. – С. 44–74.
6. Гвоздева Е.Е. Практико-ориентированные подходы к обучению. Технология исследовательского обучения в учреждениях профессионального образования // Молодой ученый. – 2019. – №6.3. – С. 21-25.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН МАСТЕР-КЛАССА
Подготовительно-организационный этап (5 мин)
Приветствие участников мастер-класса.
Вступительное слово автора мастер-класса.
Знакомство с темой мастер-класса.
«Погружение» в содержание мастер-класса.
Успех будущей деятельности начинается с оценки своих возможностей, умений и навыков.
Современному специалисту в области электроэнергетики необходимо иметь прочные знания методики соединения проводов и умения выполнять различные виды соединений.
Сегодня мастер-класс, умений и навыков по соединению и пайке жил кабелей, тема: «Соединение жил кабелей с последующей пайкой».
Сегодня мы рассмотрим способы соединения жил кабеля и одни из способов, которым хочу поделится с вами.
Wago
Разъемные Ваго.
В основе клемм Ваго – специальный зажим рычажного типа. С его помощью можно быстро зафиксировать жилу кабеля или провода без риска повредить их. Существуют два вида клемм Ваго – неразъемные, которые можно использовать только один раз, и разъемные, которые могут не только соединить проводники, но и быстро разъединить их.
Неразъемные Ваго.
Очевидно, что преимущества за разъемными клеммами. Важное достоинство – простое соединение проводников Ваго, также не требуется использовать дополнительные аксессуары. К недостаткам Ваго можно отнести их стоимость (она значительно выше, чем цена клеммных колодок) и ограниченная область применения – подключение освещения и розеток общего назначения.
Клеммные колодки
Клеммником называют специальный зажим, в котором концы жил зажимаются с использованием шайбы круглой или прямоугольной формы.
Сварка
Сварка – соединение между жилами проводов путем использования одного из трех видов сварки, а именно: контактный разогрев, термическая сварка или газовая сварка. Для защиты от коррозии, сварочные соединения обрабатывают лаком и специальной изоляционной лентой, для большей эффективности используют поочередно несколько слоев ленты и лака. Данный вид соединения кабелей имеет низкий уровень сопротивления и нагрева в месте контакта.
Метод сварки, как способ соединения кабелей, несмотря на трудоемкость процесса весьма популярен, так как обеспечивает отличный электрический контакт проводников и высокую устойчивость к механическому воздействию.
Скрутка – Скрутка - один из способов, использование которого запрещено ПУЭ (п. 2.1.21). Он довольно примитивный – жилы скручиваются между собой с использованием пассатижей.
Пайка
Популярный способ соединения, который, однако, не рекомендуется в соответствии с СП 76.13330.2016. Это неразъемное соединение, для осуществления которого необходимо зачистить концы проводов и окунуть их в расплавленный припой.
Рассмотрим его преимущества и недостатки, определим наиболее эффективные условия выполнения, которые я освоил, способ соединения жил проводов методом скрутки и пайки.
2. Основная часть мастер-класса
Охрана труда и противопожарные мероприятия с основными положениями.
Необходимо соблюдать меры безопасности при работе с электропаяльником:
проверить исправность электропаяльника;
убедиться в целостности ручки электропаяльника и шнура электропитания;
убедиться, что вблизи рабочего места для электропаяния нет легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;
во время работы нужно осторожно обращаться с электропаяльником, не ронять его и не ударять по нему какими-либо предметами, не использовать его в качестве ударного инструмента;
нельзя касаться горячих мест электропаяльника незащищёнными руками, остерегаться при пайке брызг расплавленного припоя;
при кратковременных перерывах в работе кладите нагретый электропаяльник на специальную термостойкую подставку;
нельзя определять степень нагрева электропаяльника и нагретых его частей рукой во избежание ожогов;
нельзя оставлять без присмотра включенный в сеть электропаяльник;
по окончании работы паяльник необходимо выключить от сети и после его остывания убрать на место хранения.
Мы с вами подошли к выполнению практических приемов умений, навыков и приобретенного опыта.
Сейчас необходимо выполнить контактное соединение методом скрутки жил с пайкой. В нашем распоряжении медные проводники.
В процессе работы я буду комментировать действия, связанные с выполнением пайки.
3. Подведение итогов и рефлексия
Участники мастер-класса делятся своими впечатлениями по теоретической и практической части мастер-класса.
Автор мастер-класса предлагает вопросы для обсуждения.
Была ли актуальной для вас информация в ходе мастер-класса?
Какое практическое применение полученного опыта в ходе представленного мастер-класса и своих знаний, можете использовать в вашей образовательной деятельности?
12