Министерство образования и науки Хабаровского края
КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Мастер-класс «Огненная дуга амурских корабелов»
(трансформация профессии «Сварщик» в годы Великой отечественной войны на Амурском судостроительном заводе)
Выполнил: Волынкина В.В., преподаватель КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
2021 г.
Аннотация.
В проекте раскрывается содержание и приводится методика проведения мастер-класса «Огненная дуга амурских корабелов». В разработке активно используются технологии сторителлинга. Приведены расчеты стоимости, требования к участникам, описание ресурсов, необходимых для проведения мастер-класса. Проект нацелен на максимальную популяризацию профессии сварщика и смежных с ней специальностей. Мастер-класс рассчитан на широкую категорию детей и подростков: от детского сада – до старших классов школы. Материал легко трансформируется в зависимости от возрастной категории участников. Мастер-класс апробирован на студентах первых курсов строительного колледжа. В основу мастер-класса положены исторические данные полученные как из открытых источников, так и из эксклюзивных, недавно рассекреченных архивных материалов. Собраны сведения и от родственников Катрича Дмитрия Никитича, сварщика -технолога Амурского судостроительного завода, первостроителя города, чья технология позволила сделать сварку в годы войны быстрее, качественнее, облегчить тяжелый труд сварщиков, чью роль во время войны выполняли в том числе подростки и женщины.
Рецензентами материала выступили внук легендарного технолога по сварке Катрича Д.Н. – Олег Дмитриевич Катрич, потомственный сварщик в третьем поколении и руководитель музея трудовой и боевой славы ПАО «Амурский судостроительный завод» Косарева Валентина Владимировна
Содержание
Аннотация | 2 |
Введение. | 4 |
Актуальность исследования. | 4 |
Архивные данные о трансформации профессии «Сварщика» в годы войны в условиях Амурского судостроительного завода. | 5 |
Продолжительность мастер-класса. Место проведения мастер-класса, требованиях к участникам, ограничениях участия. | 6 |
Расчет стоимости экскурсионного маршрута для организованных школьных (семейных) групп с учётом одного руководителя на 10 учащихся. | 6 |
Содержание мастер-класса. | 7 |
Заключение. | 12 |
Используемая литература | 13 |
Введение.
Актуальность исследования.
Я
, Волынкин Виктор Вячеславович работаю преподавателем истории в Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа. В учебно-производственных мастерских колледжа у проходит сварочная практика, на которой студенты осваивают различные методы сварочных работ и их технологию. Механику необходимо уметь ремонтировать, восстанавливать изношенные детали машин и оборудования, в том числе и с помощью сварки. На учебной практике они использовали электродуговую сварку металлических деталей. Если детали были небольшие, то выполнить ровный, прочный шов не составляло большого труда. Проблемы качества шва начинались с длинномерными конструкциями. Изготовление сварных конструкций производится на многих предприятиях Комсомольска-на-Амуре с момента основания города. Наибольший опыт сварочных работ крупных конструкций, как во время войны, так и сейчас, есть на Амурском Судостроительном заводе (АСЗ). Мной были изучены экспозиция Музея трудовой и боевой славы АСЗ (фото1).
Цель моего исследования – поиск первоисточников информации о изменении технологии сварочных работ во время Великой Отечественной войны, о работниках завода № 199, внедрявших эти технологии в производство.
Фото 1
1.2 Архивные данные о трансформации профессии «Сварщика» в годы войны в условиях Амурского судостроительного завода.
В музее Амурского Судостроительного завода, нашел информацию об Дмитрии Никитиче Катрич – главном технологе по сварке Амурского судостроительного завода во время войны. Под его руководством во время войны, при постройке паромов для перевозки железнодорожных вагонов через Амур, были внедрены нетрадиционные методы производства сварочных работ, позволившие увеличить производительность работ в два раза. (фото 2)
Фото 2
Для уточнения информации я обратился к родственникам Дмитрия Никитича: дочери Светлане Дмитриевне и внуку Олегу Дмитриевичу. Олег Дмитриевич – продолжатель дела деда, сварщик по профессии, рассказал о изученном Катрич Д.Н. и внедренном в производство новом методе сварки лежачим электродом. Этот метод стал применяться на заводе №199 (сейчас АСЗ) во время войны, при постройке паромов проекта 723 (фото 3).
С помощью работника музея АСЗ Валентины Владимировной Косаревой нами был найден уникальный источник информации. Книга «История завода имени Ленинского Комсомола» в 5 частях, написанная инженером судостроительного завода В.Г. Истоминым (фото 4)
фото 3 фото 4
Книга под грифом «совершенно секретно» была издана в 1975 году. Гриф секретности был снят только в мае 1995 года. Именно в этом уникальном источнике (стр. 55, 56, 58) были найдены данные о трансформации сварочной технологии в годы войны. «... Для внедрения принято 26 предложений, что способствовало ускорению постройки парома. По предложению Д.Н. Катрича внедрена полуавтоматическая сварка «лежачим» электродом плоскостных секций..». Применимый метод сварки являлся по сути своей полуавтоматической сваркой с применением угольного электрода для формирования сварочной дуги. Он не требовал высокой квалификации сварщика. Результат внедрения «вдвое увеличилась производительность секционной сварки паромов, с освобождением высокоразрядных сварщиков на выполнение вертикальных швов».
Это исследование показало, что профессия сварщика является творческой, что в ней есть место для нестандартных, необычных технологий для успешного решения задач машиностроения.
1.3 Продолжительность мастер-класса. Место проведения мастер-класса, требованиях к участникам, ограничениях участия.
На основе найденных исторических материалов был разработан мастер - класс «Огненная дуга Амурских корабелов» рассчитанный для ребят старшего дошкольного возраста и школьников. Выполнять работы дошкольникам должны помогать родители или другие взрослые сопровождающие.
Продолжительность мастер-класса 40 минут. Мастер –класс может быть проведен в любой учебной аудитории, оснащенной мультимедийной системой, посадочными местами (не менее 10) и столами для работы.
1.4 Расчет стоимости экскурсионного маршрута для организованных школьных (семейных) групп с учётом одного руководителя на 10 учащихся.
Необходимое оборудование для мастер-класса:
- клеевой пистолет 2 штуки с клеевыми стержнями (имитация сварочного оборудования ручной и полуавтоматической сварки).
- имитация сварочных электродов из пластиковых трубок - 10 шт.
- «свариваемые» детали из органического стекла 10Х10 см. С кромками, имитирующими разделку материала под сварочные работы – 6 шт.
- имитация обмазки электрода пластиковая крошка - 10 гр.
- для старших школьников краска в аэрозольном баллоне, абразивная шкурка
Р400. – 2 листа
- защитные маски, перчатки (при покрасочных работах) 3 комплекта.
Стоимость одного мастер –класса составляет 1500 рублей
Содержание мастер-класса.
Металл варить - нелёгкая работа: на высоте, на море, под землёй... |
Как вы думаете, что и где делают эти люди? | |
|
|
| |
Для обучающихся 6-10 классов | Для детей старшего дошкольного возраста, обучающихся 1 - 5 классов |
Люди в своей деятельности широко используют изделия из металла — трубы, балки, листы и многое другое. Чтобы эти металлические изделия служили человеку, как требуется, их необходимо скреплять между собой и скреплять довольно прочно. С началом Великой Отечественной войны стало ясно, что техника в этой войне должна сыграть решающую роль. Организации, занимающиеся сваркой, лаборатории институтов и заводов начали искать способы ускорения сварки и повышения ее качества. Работы велись по двум направлениям: совершенствование известных технологий сварки и поиск новых. Основными видами сварки в СССР и в Германии во время войны были - точечная сварка (производство огнестрельного оружия), ручная дуговая сварка покрытыми электродами (производство бронированной техники, кораблестроения) и сварка автогеном (авиация). Не только в НИИ велись работы по усовершенствованию способов сварки. Трижды орденоносный Судостроительный завод г.Комсомольска- на-Амуре активно включился в эту работу (Вопрос 1. Какими орденами награжден завод? Ответ: орден Ленина, Трудового красного знамени и Орден Октябрьской революции) Судостроительный завод был заложен ….. (Вопрос 2: «Когда был заложен судостроительный завод? Подсказка – это день рождения г. Комсомольска- на-Амуре) И так, судостроительный завод был заложен 12 июня 1933 года, этот день и является Днём рождения города Комсомольска-на-Амуре. В период Великой Отечественной войны на заводе было освоено производство вооружения, производились фугасные бомбы, успешно прошли ремонт 17 подводных лодок. В июне 1944 года перед коллективом завода поставлена задача в кратчайшие сроки начать производство паромов. Из-за отсутствия моста через Амур обеспечить железнодорожное сообщение до Советской Гавани и переброску наших войск и грузов на театр военных действий с Японией могла только паромная переправа. 31 июля 1945 года первый паром проекта 723 был принят в эксплуатацию точно в установленный срок. С 1959 года завод был включен в список особо важных объектов СССР. Всего за историю своей деятельности завод выпустил более 300 кораблей и судов различного назначения. Для военно-морского флота было построено 57 атомных подводных лодок, 41 дизель - электрическая подводная лодка, 57 боевых надводных кораблей. Для того чтобы соединять металлические части необходимы сварочный аппарат или горелка. Сварочный аппарат нужен сварщику для того, чтобы расплавить поверхность металлических деталей в том месте, где они соединяются друг с другом. Чтобы соединение получилось прочным, сварщик использует специальный металлический стержень, покрытый разными материалами - электрод. Во время сварки электрод расплавляется до жидкого состояния и прочно скрепляет металлические детали друг с другом. Ну а тогда, в годы войны на заводе квалифицированных сварщиков, призванных на войну, заменяли женщины и подростки. Работа сварщика очень тяжелая. Чтобы сварить длинные детали требовалось очень много времени, часто получались очень неровные швы, а значит мог быть брак. И чтобы облегчить труд и ускорить работу первостроитель города, технолог Катрич Дмитрий Никитич придумал интересный способ. | Сегодня мы узнаем о некоторых секретах профессии, про которую когда говорим, употребляем слово «варить». Что можно варить? Повар варит суп. Но не только на кухне варят. Металлург, в огромных котлах варит сталь (металл). 1.Иглою огненной портной Шьёт кораблю Костюм стальной. 2. Варит он ни борщ, ни суп, И ни каши с разных круп, Варит он котлы топные, Трубы, прутья, швы сварные. О ком эти загадки? Да, сварщик тоже варит - сваривает (соединяет) металлические детали. Чтобы соединить большие металлические пластины, например для парома или другого корабля, танка, автомобиля нужен особый прибор – горелка и электрод (стержень – трубочка (как бенгальский огонь) из металла, которая при нагревании станет жидкой и соединит два листа металла, словно нитками сошьют ткань или заштопают порванный носок) На месте соединения будет шов. Сделать красивый, надёжный, изящный сварочный шов — это непросто! Сваривать можно по-разному, есть много способов. Мы попробуем это делать двумя способами. Один известен давно, а второй, во время Великой отечественной войны на нашем Амурском судостроительном заводе придумал наш земляк, первостроитель города – Катрич Дмитрий Никитич |
У нас будет две бригады. Мы с вами попробуем соединить две детали. Это конечно не металл, но, чтобы понимать как работает сварка и в чем различие способов нам понадобятся по две детали для будущего дома. Роль газовой горелки выполняет клеевой пистолет и пинцет. Роль электродов – стержней будут выполнять трубочки. Настоящие электроды дополнительно обычно покрыты разными веществами, которые помогают сварке. У нас тоже они будут - мелкие опилки. Так как во время сварки металл электродов становится жидким и заполняет швы у нас роль жидкого металла будет выполнять специальный клей. Первой бригаде необходимо заполнить швы короткими электродами (кусочками трубочек) и соединить две детали с помощью сварочного аппарата (клеевого пистолета). Второй бригаде необходимо заполнить швы короткими электродами (длинными трубочками) и соединить две детали. Время выполнения – не ограничено. Но посмотрим у кого это получится быстрее. Итак, все готово. Первой бригаде, чтобы сварить бортовые секции понадобилось 10 минут. А второй – 2 минуты. А давайте посмотрим получившийся сварочный шов у обеих бригад. Какой более аккуратный и ровный? И это тоже важно. Неровный, прерывистый шов не дает крепкого соединения, это дефекты. |
Чтобы металл меньше ржавел необходимо окрасить детали с помощью аэрозоли. У какой бригады это получилось быстрее? А почему? Действительно, чтобы закрасить все неровности необходимо больше времени и тратится больше краски. Поэтому опять у второй бригады все получилось быстрее. | |
Профессия «Сварщик» — это звучит гордо! Профессия сварщик, интересная и увлекательная, требует от человека достаточно много специальных знаний и определенных способностей. Во многих странах мира установлены памятники людям этой замечателной пофессии, первые упоминая о которой появились в 1902 году. Памятники установлены в России, Украине, Финляндии, Германии. |
Заключение.
21 век невозможно представить без информации. В современном информационном обществе очень важно оперативное получение достоверной информации. Интересные факты отечественной истории можно найти в архивах наших музеев, в том числе – и заводских. Они - хранители исторической памяти. Архивные документы могут изменить судьбу человека. Для меня это первый и очень интересный опыт подобной работы. Это исследование научило меня относить к каждой профессии с уважением. Показало, что профессия сварщика является творческой, что в ней есть место для нестандартных, необычных технологий для успешного решения задач машиностроения
Используемая литература
Основная:
В.Г. Истомин «История завода имени Ленинского Комсомола» 2 книга, Комсомольск-на-Амуре 1975 год. Издание для внутреннего пользования.
Дополнительная:
Личные воспоминания Светланы Дмитриевны Катрич и Олега Дмитриевича Катрич – дочери и внука Дмитрия Никитича Катрич.
Интернет-ресурсы:
Сварка СССР и Германии в годы войны | Обзор. https://zen.yandex.ru/media/eurowelder/svarka-sssr-i-germanii-v-gody-voiny--obzor-5df5ff8504af1f00b2d5d3fc
Экспозиция музея трудовой и боевой славы ПАО «Амурский судостроительный завод». http://xn--80aojiwd.xn--p1ai/музей-завода/