СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе как средство реализации ФГОС НОО"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер-класса по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе как средство реализации ФГОС НОО"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАССА

«Формирование универсальных учебных действий

на уроках математики в начальной школе

как средство реализации ФГОС НОО»




Цель: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия.

Задачи:

-совершенствование знаний о видах УУД;

-представление заданий для диагностики и формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД;

-проведение анализа практической части раздела учебников на предмет наличия заданий для формирования УУД.

Категория участников: учителя МОУ «СШИ №2»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактический и раздаточный материал:

1)презентация;

2)учебники математики 1,2,3,4, классы (М. И. Моро и др. - М.: Просвещение), 3)каточки с заданиями (приложение №1);

4)памятка для учителя по формированию УУД «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (приложение №2);

5) сигнальные карточки (приложение №3);

6) лист по итогам работы на этапе «моделирование» (приложение №4)

Литература:

- А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

- Планируемые результаты начального общего образования/ Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2009.



















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА


Этапы мастер-класса

Деятельность

учителя-мастера

Деятельность участников мастер-класса

1.Презентация педагогического опыта

Введение в тему мастер-класса.


Слушают, смотрят и читают слайды презентации.

2.Представление системы заданий

Классификация видов заданий для диагностики и формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

Участвуют в обсуждении.

3.Проведение имитационной игры

Организация групповой работы по разбору заданий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий.

Работа в группах. Участие в обсуждении. Работа с «Памяткой для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?»

4.Моделирование

Организация групповой работы по отбору заданий на формирование УУД.


Групповая работа по отбору заданий из учебников математики 1-4 классов на формирование УУД.

Делают выводы.


5.Рефлексия

Подведение итогов мастер-класса.

Рефлексия.

Комментируют свои ответы. Рефлексия.


















ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Презентация педагогического опыта

«Великая цель образования, - как сказал английский философ и социолог Герберт Спенсер, - это не знания, а действия!». Это высказывание четко определяет важнейшую цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую компетенцию образования как «научить учиться». В связи с переходом на ФГОС встает вопрос о необходимости формирования у школьников универсальных учебных действий.

Основная цель мастер – класса: повышение уровня профессиональной компетентности учителей в вопросах организации образовательного процесса на основе использования системы заданий, формирующих универсальные учебные действия.


II.Представление системы заданий

Обзор литературы и обобщение опыта преподавания по предмету «Математика» показали, что в формировании личностных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- участвовать в проектах;

- подводить итоги урока;

- выполнять творческие задания;

- развивать зрительное, моторное, вербальное восприятие;

- давать самооценку событию, происшествию;

- оформлять дневник достижений.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий учащимся можно предлагать следующие задания:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках;

- взаимоконтроль

- «ищу ошибки»

- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

- составь задание партнеру;

- отзыв на работу товарища;

- групповая работа по составлению кроссворда;

- «отгадай, о ком говорим;

- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

- «подготовь рассказ»;

- «опиши устно»;

- «объясни» и т.д.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

- «найди отличия» (можно задать их количество);

- «на что похоже?»;

- поиск лишнего;

- «лабиринты»;

- «цепочки»;

- хитроумные решения;

- составление схем-опор;

- работа с разного вида таблицами;

- составление и распознавание диаграмм;

- работа со словарями;


III. Проведение имитационной игры

Рассмотрим примеры заданий на формирование универсальных учебных действий.

Групповая работа.

Используя «Памятку для учителя «Чему учить? Как учить? Что ожидать?» (Приложение №2) предлагаем определить:

1) какие УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные), формируются в ходе выполнения следующих заданий;

2)определить содержание учебной деятельности.


Задание

Вид УУД

Содержание учебной деятельности

1.Тест «Найди ошибку» по теме:

«Сложение и вычитание чисел». 4 класс

1) 45-(25+17)=37

2) 90-67=23

3) 764- (264+40)=460

4) 301-(20+201)=120

5) 56 – 36 – 7=13

6) (200+67)-100=33

7) 1200-1100-40=1060

8) 32+13-5=40

9) 56+8+12-26=50

10) 75-31-9+15=50

Регулятивные УУД

Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.


2.Прочитай задачу. Найди правильное решение. Запиши ответ. 2 класс

В одном ряду 29 кустов крыжовника. Это на 7 больше, чем во втором ряду. Сколько кустов крыжовника в двух рядах вместе?

а) 1) 29 + 7 = 36 (к) во 2 ряду

2) 29 + 36 = 65 (к) в двух рядах


б) 1) 29 +7 = 36 (к) в двух рядах

в) 1) 29-7= 22 (к) во втором ряду

2) 29 +22 =51 (к) в двух рядах

Познавательные УУД Общеучебные действия: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.


3.Загадайте свою загадку со словами «выше-ниже» своему соседу по парте. Выслушайте ответ. Послушайте его загадку, ответьте. 1 класс

Коммуникативные УУД

Работа в паре. Умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

4.В каждой паре найди пример с меньшим ответом и закрась прямоугольник, в котором он записан. Проверь вычислением.1 класс

4+4

7-2

5+4

7-3


Регулятивные УУД

Обнаружить и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.



Исследовательская задача. Квадрат и прямоугольник имеют одинаковые периметры. Площадь, какой фигуры больше? Проведите исследование, если периметр равен:1)16см; 2) 32см. Выскажите гипотезу. 3-4 класс

Познавательные УУД

Общеучебные действия: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.

5.Итог урока.

- Когда используют слова «выше чем», «ниже чем»?

- При помощи, каких слов-помощников мы обозначили место нахождения предметов?

Личностные УУД

Обеспечивают значимость решения учебных задач.


IV.Моделирование

Уважаемые коллеги! А теперь предлагаю вашему вниманию практическое задание.

Групповая работа.

1)Используя учебники математики 1-4 классы, вам нужно подобрать задания:

1 группа – для формирования познавательных УУД

2группа-для формирования регулятивных УУД

3группа-для формирования коммуникативных УУД

4группа-для формирования личностных УУД


По результатам работы групп заполнить таблицу (приложение №4).

2) Оценить практическую значимость материалов, использованных в ходе выполнения задания.

Участники мастер-класса работают в группах. Выдвигают свои предположения. Обсуждают.

V.Рефлексия

Подведение итогов мастер-класса. В завершение участникам мастер-класса предлагается прокомментировать свои ответы.


« У человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу.

Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо»

В. А. Солоухин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!