Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 17
Г. Махачкала
Mетодическая разработка мастер-класса
«Применение активных методов обучения
на уроках химии»
Выполнила:
Бабатова А.Н.
учитель химии Гимназии №17
г. Махачкала - 2016
«Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности»
В.А. Сухомлинский
Аннотация
Урок сегодня – это активное обучение, которое предполагает использование методов, направленных главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Актуальность методической разработки в демонстрации активных методов обучения, способствующих формированию у учащихся универсальных учебных действий, т.е. «умения учиться».
Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог может использовать ее при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмета, так как демонстрируемые активные методы обучения (далее, АМО) универсальны и легко применимы на любом учебном предмете и во внеурочной деятельности. Следовательно, инновационным аспектом разработки является обучение педагогов АМО и представление авторской матрицы АМО для ее практического применения.
Содержание
Введение ...................................................................................................................................4
Цели и задачи мастер-класса ..........................................................................................5
Классификация активных методов обучения и их характеристика…………………5
Формы организации учебной деятельности…………………………………………..7
Матрица АМО для составления технологической карты урока…………………….7
Условия эффективности использования АМО.............................................................8
Технологическая карта урока
Название и авторы учебно-методического комплекса………………………………9
Тема, цель и задачи урока ……………………………………………………………..9
Ожидаемые результаты………………………………………………………………...9
Тип урока, методы, технологии, формы обучения, применяемые на уроке……....10
Оборудование к уроку………………………………………………………………...11
Ход урока……………………………………………………………………………….11
Самоанализ урока...........................................................................................................18
Список литературы ...............................................................................................................19
Введение
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения общего образования обусловило необходимость активизации таких методов преподавания, при которых процесс обучения и воспитания из системы усвоения и репродуктивного воспроизведения знаний, умений, навыков перестраивается в организацию педагогических условий и способов учебной деятельности обучающихся, в целях их успешной социализации.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО).
С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) учитель побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной.
Таким образом, при применении активных методов обучения учитель может решить следующие педагогические задачи:
Активизировать и стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формировать коммуникативные и личностные компетенции учащихся через организацию работы в группе.
Обеспечить формирование предметных и метапредметных, компетенций учащихся.
1.1. Цели и задачи мастер-класса
Целью мастер-класса является демонстрация активных методов обучения на примере урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
Для достижения этой цели участникам мастер-класса необходимо представить:
Классификацию активных методов обучения и их характеристику.
Формы организации учебной деятельности.
Матрицу АМО для составления технологической карты урока.
Условия эффективности использования активных методов обучения.
Технологическую карту урока химии в 8-ом классе по теме «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса».
1.2. Классификация активных методов обучения
Характеристика некоторых методов активного обучения:
• Проблемное обучение – основной дидактический прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.
• Решение ситуационных задач – это элемент активного обучения. Ситуационные задачи помогают закрепить теоретические знания по изучаемой теме, применяются для контроля конечного уровня знаний на всех практических занятиях.
• Анализ конкретных ситуаций - метод активации учебно-познавательной деятельности, теоретических знаний и практического опыта обучающихся. Вырабатывает способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Развивает умение анализировать стандартные и нестандартные ситуации, способность вырабатывать и принимать определенные решения.
• Учебная дискуссия - образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.
• Исследовательский метод - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучающиеся самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
• Ролевая игра - при наименьших затратах труда и времени обучающиеся овладевают необходимыми компетенциями, действуют в полном соответствии с реальностью. Ролевые игры погружают обучающися в модель близкой к жизненной ситуации.
1.3. Формы организации учебной деятельности
1.4. Матрица АМО для составления технологической карты урока
№ | Универсальная структура урока | Активные методы обучения |
Ориентировочно-мотивационный блок |
1 | Организационный момент | |
2 | Мотивация | Эвристическая беседа, мотивационный ролик |
3 | Совместное целеполагание | Проблемное обучение, учебная дискуссия |
4 | Проверка домашнего задания | Анализ конкретных ситуаций |
5 | Актуализация субъективного опыта обучающихся | Выполнение индивидуальных заданий (практика) |
Операционно-познавательный блок |
6 | Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала | Проблемное обучение, исследовательский метод, учебная дискуссия |
7 | Усвоение новых знаний и способов действий | Решение ситуационных задач, действия по инструкции, поисковая лабораторная работа |
8 | Первичная проверка понимания изученного | Учебная дискуссия, анализ конкретных ситуаций |
9 | Обобщение и систематизация знаний | Кейсовый метод, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа |
Контрольно-коррекционный и рефлексивный блок |
10 | Контроль, самоконтроль, коррекция знаний | Выполнение индивидуальных задач, учебная дискуссия |
11 | Информация о домашнем задании | Разноуровневые домашние задания с правом выбора |
12 | Рефлексия. Подведение итогов урока | Формы проведения рефлексии, побуждающие диалогическое общение обучающихся |
1.5. Условия эффективности использования активных методов обучения
Для эффективного использования активных методов обучения необходимо выполнение некоторых условий:
для создания реальной проблемной ситуации (ситуации «разрыва») необходимо сформулировать соответствующий конкретный вопрос (вопросы);
между учащимися должен происходить активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности;
целесообразно использовать технологию групповой работы;
на этапе решения практической задачи желательно использовать активный метод обучения - ролевую игру
наличие оборудования и материалов, необходимых для проведения лабораторных исследований.
Технологическая карта урока
Название и авторы УМК
Химия. Неорганическая химия. 8 класс / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман/
Тема, цель и задачи урока
Тема урока: «Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса»
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»; научить расчетам относительной молекулярной массы вещества.
Задачи урока:
Актуализировать знания учащихся с помощью элементов игровой технологии.
Способствовать формированию мотивации изучения новой темы через создание проблемной ситуации.
Организовать изучение нового учебного материала с помощью активных методов обучения, в том числе исследовательской деятельности учащихся.
Организовать в течение всего урока взаимопроверку и самооценку деятельности учащихся.
Провести рефлексию учебной деятельности на уроке.
Ожидаемые результаты
Личностные
Учащиеся:
- демонстрируют интерес к изучению темы;
- осознают, какое значение имеет для них тема урока.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся:
- умеют составлять план и определять последовательность действий;
- умеют контролировать правильность своих действий;
- умеют давать оценку своей деятельности и деятельности других учащихся.
Познавательные
Учащиеся:
- умеют принимать цель учебной деятельности и осуществлять поиск средств ее выполнения;
- умеют использовать знаково-символические средства представления информации;
- умеют строить речевое высказывание;
- умеют устанавливать причинно-следственные связи;
- умеют осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы;
Коммуникативные:
Учащиеся:
- умеют осуществлять сотрудничество в процессе работы в паре;
- умеют достаточно четко выражать свои мысли.
Предметные:
Учащиеся:
- знают понятия: «химическая формула», «количественный и качественный состав вещества», «индекс», «коэффициент», «простые и сложные вещества», «относительная молекулярная масса»;
- умеют производить расчеты относительной молекулярной массы вещества.
Тип урока, методы, технологии, формы обучения
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и технологии: Методы активного обучения (АМО), технология групповой деятельности.
Формы обучения: фронтальная работа, работа в парах, самостоятельная работа.
Оборудование
Таблица Д.И. Менделеева, компьютер, проектор, электронные образовательные ресурсы, презентация, опорная схема, индивидуальные карточки, наборы для составления шаростержневых моделей.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап: Повторение символов химических элементов и их названий «Стихотворный химический диктант» |
- Из химических элементов образовано все, что нас окружает, и, конечно же, сам человек. Чтобы изучить свойства веществ и превращения одних веществ в другие, необходимо знать химический язык, химический алфавит. Знаки химических элементов – это буквы химического алфавита. - Проверим ваши знания химических элементов с помощью стихотворения С. Щипачева «Читая Менделеева» и других поэтических строк. Учитель читает: «Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет Из элементов состоит единых. Кипит железо, серебро, сурьма И темно-бурые растворы брома, И кажется вселенная сама Одной лабораторией огромной. Будь то вода, что поле оросила, Будь это магний, медь или гранит – Всю страшную космическую силу, Закованную в атомы хранит». В чем горят дрова и газ, фосфор, водород, алмаз? Дышит чем любой из нас Каждый миг и каждый час? Без чего мертва природа? Правильно, без …… (учащиеся: «кислорода») Его формула – О2, Окисляет вещества, Кальций, серу, углерод – Вот какой он – кислород! Семь металлов создал свет По числу семи планет: Медь, железо, серебро…. Дал нам космос на добро. Злато, олово, свинец…. Сын мой, сера – их отец. И еще ты должен знать Всем им ртуть родная – мать. | Один учащийся записывает знаки химических элементов, о которых идет речь в стихотворении, на оборотной стороне доски, остальные учащиеся - в рабочих тетрадях. В результате выборочного диктанта у учащихся на доске и в тетрадях должна получиться запись: Fe, Ag, Sb, Br, Mg, Cu, P, H, O, Ca, S, C, Au, Sn, Pb, Hg Учащиеся проверяют свою химическую грамотность по записи, которая появилась на доске и выставляют отметку в тетрадях на полях (0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»). Учащийся у доски получает задание: показывая указкой на знак химического элемента – дать название элементу. Остальные учащиеся проверяют себя. |
II этап – Введение новых понятий через создание проблемной ситуации (работа в «исследовательской лаборатории») |
1. Работа по созданию первой модели - Чем отличаются друг от друга атомы разных видов? - В ваших наборах атомы разных химических элементов отличаются еще и цветом. Модель атомов водорода – синего цвета, модели атомов кислорода, больших по размеру – красного цвета. - Состав любого вещества всегда одинаков независимо от способа его получения. - Как же можно выразить состав вещества при помощи химических знаков? Ведь во многих веществах атомы соединяются друг с другом. Например, газ, который поддерживает горение – кислород – состоит из молекул. Каждая его молекула состоит из двух атомов кислорода. Зная это, создайте модель молекулы кислорода. - Давайте запишем химическую формулу кислорода. 2. Работа по созданию второй модели - А сейчас, в своей исследовательской лаборатории, создайте модель молекулы воды, зная, что каждая молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (H2O). Запишем химическую формулу воды. - Попробуйте объяснить, что обозначает индекс? O2 ; H2O индекс - Поместите на поднос отдельно существующие атомы: - три атома водорода (3H) - четыре атома кислорода (4O) - Что в данном случае обозначает коэффициент? 3H ; 4O коэффициент - А теперь прошу вас создать еще одну модель молекул воды. - Сколько молекул воды находится на вашем подносе? - Как это записать? - Что в данном случае обозначает коэффициент? - Значит, 3H ; 2H2O коэффициент может обозначать или количество одиночных атомов, или количество молекул. - Итак, выражение состава вещества при помощи химических знаков называется химической формулой. - О чем может рассказать химическая формула? На интерактивной доске появляются разные формулы веществ: H2O, O2, HCl, Сl2 - На какие 2 группы можно разделить предложенные формулы, исходя из состава веществ? - Дайте определение простых и сложных веществ. - На интерактивной доске вы видите химические формулы веществ, назовите формулы простых веществ: HNO3, H2, S, CaCO3 - Почему они относятся к простым веществам? - Сейчас из предложенного ряда формул назовите формулы сложных веществ H2SO4, P, AlCl3, Ca - Почему эти вещества являются сложными? | - Они отличаются размерами и массой. Учащиеся работают в парах - в «Исследовательских лабораториях» (каждой паре выдан набор для составления шаростержневых моделей) Учащиеся записывают формулу – O2 Учащиеся записывают формулу–H2O - Индекс обозначает количество атомов, входящих в состав молекулы. Во время работы учащихся в «исследовательских лабораториях», на интерактивной доске также появляются цветные, отдельно существующие одиночные атомы. - Коэффициент обозначает количество одиночных, существующих отдельно друг от друга, атомов. - Две - 2H2O - Количество молекул - О том, из каких атомов состоит молекула (это качественный состав вещества) и о том, в каком количестве атомы входят в состав молекулы (это количественный состав вещества). Учащиеся читают химическую формулу вещества и дают характеристику качественного и количественного состава данного вещества. - Простые (O2, Сl2) и сложные (H2O, HCl). - Простые вещества состоят из атомов одинаковых химических элементов, а сложные вещества состоят из атомов разных химических элементов. - H2, S Ответы учащихся - H2SO4, AlCl3 Ответы учащихся |
III этап: Первичное закрепление нового материала |
Самостоятельная письменная работа 1. Что обозначают эти записи? 5Cl – H2O - Cl2 – 3H2O - 2Cl2- 4СO2 – 2. Как обозначить: три атома брома – две молекулы водорода – три молекулы метана (зная, что каждая молекула метана состоит из одного атома углерода и четырех атомов водорода) - | Учащиеся выполняют работу в тетрадях самостоятельно, осуществляют взаимопроверку и оценивают работу на полях. |
IV этап – Введение новых практических знаний – вычисление относительной молекулярной массы вещества |
На доске записаны знаки химических элементов: Ca, O, S, F - Расположите атомы в порядке возрастания (1 вариант), в порядке убывания (2 вариант) их относительных атомных масс. - Как можно найти массу молекулы, зная массу атомов? - Значит, относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс атомов, входящих в состав молекулы, с учетом индексов при каждом атоме. - Предлагаю вычислить Mr воды. | Учащиеся выполняют задание по вариантам, осуществляют взаимопроверку и оценивают свою работу на полях. - Сложить относительные атомные массы и учесть количество каждого атома. Расчеты производятся при коллективном обсуждении в группах Mr(H2O)=2xAr(H)+Ar(O)=2x1+16=18 Проверка производится с помощью интерактивной доски. Затем учащиеся вычисляют относительную молекулярную массу азотной кислоты (HNO3) |
V этап – Первичное закрепление новых знаний |
- Самостоятельно вычислите Mr двух веществ, формулы которых вы видите на интерактивной доске. | Учащиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку и оценивают свою работу на полях в тетради. Таким образом, по результатам самопроверки, взаимопроверки, работы в «исследовательской лаборатории» и ответов у доски, каждый ученик получает за урок две, а многие - три оценки. |
VI этап - Рефлексия |
Для проведения рефлексии используется таблица «Плюс-Минус-Интересно» (проводится устно или письменно, в зависимости от наличия времени), также используется Школьная виртуальная система управления обучением: учащиеся, через мобильные телефоны, выходят на школьную систему управления обучением и проводят online – рефлексию. Графа - «Плюс»: учащимися озвучивается информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению учащихся, могут быть им полезны для достижения каких-то целей. | | Графа - «Минус»: озвучивается все, что осталось непонятным или информация, которая, по мнению учащихся, оказалась для них не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | | Графа - «Интересно»: учащиеся проговаривают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | | |
VII этап – Домашнее задание |
Для выполнения домашнего задания учитель раздает учащимся индивидуальные карточки |
Самоанализ урока
Урок показал, что краткая и ясная формулировка проблемного вопроса ориентировала учащихся на нахождение определенного способа работы, и была понята учащимися однозначно. В процессе урока были созданы такие условия, при которых ученик начал рефлексировать собственный процесс работы и оценивать работу других учащихся.
Урок основывался на групповой работе учащихся, в которой сталкивались их суждения по проблемному вопросу. Для того, чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим был высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации.
Методические особенности обучения на данном уроке определялись, в первую очередь, деятельностным подходом, который был организован с помощью активных методов обучения: проблемного обучения, ролевой игры, «исследовательской лаборатории», а также технологии групповой работы. С точки зрения деятельностного подхода на уроке происходила не столько передача информации, сколько процесс взаимодействия между самими учащимися и учащимися и учителем.
Анализ урока показал, что практически все участники оказались вовлеченными в процесс познания и имели возможность понимать и рефлексировать по поводу своих знаний и возможностей участия в дискуссии, аргументации и защиты своей позиции. В процессе дискуссии был востребован субъективный опыт учащихся, и формировалась их личностная позиция.
Необходимо отметить, что учитель на уроке был в роли организатора, наблюдателя и консультанта.
Список литературы
Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова, И. Г. Жуков; Р. Ф. Маричев. - М.: ИЦПКПС, 2005. - 104 с.
Давыдов В.В., “Проблемы развивающего обучения”, Москва, 1986 г.
Кавтарадзе Д.Н.Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. Учебное пособие для учителей. – М, .1998.
Смолкин А.М. Методы активного обучения [Текст] / А.М. Смолкин - М.: Высшая школа, 1991.