СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер-класса "Сервировочные салфетки"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Красивое оформление салфеток – очень интересное занятие как для взрослых, так и для детей. Процесс благоприятно влияет на развитие мелкой моторики, поэтому для детей это будет полезным делом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер-класса "Сервировочные салфетки"»

Методическая разработка мастер-класса

Предмет: профессионально-трудовое обучение по профилю «Швейное дело». Класс: 7 «Б», ГКОУ РО «Ростовская школа-интернат № 41»

Дата__14.10.2019__

Тема мастер-класса: Сервировочные салфетки.


Планируемые результаты и БУД:

личностные: включаться в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации(Л1); гордиться учебными достижениями как собственными, так и своих товарищей(Л2); уметь проверять себя и давать оценку своим действиям(Л3);

коммуникативные учебные действия: вступать и поддерживать коммуникацию в ситуациях учебного взаимодействия(К1);

регулятивные учебные действия: осознанно действовать на основе инструкций для решения учебных задач (Р1); осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности (Р2);

познавательные учебные действия: использовать логические действия (сравнение, анализ, обобщение, установление причинно-следственных связей) на основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями(П1);

метапредметные: уметь анализировать и выделять общее (М1); уметь находить оптимальный алгоритм действий (М2);

предметные: умение ориентироваться в рисунках и технологической последовательности действий (Пр1); осуществление текущего самоконтроля выполняемых операций в соответствии с технологической последовательностью (Пр4); знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях(Пр5).

Дидактические средства:  карточки с заданиями для индивидуальной и фронтальной работы, наглядный материал (кроссворд) и образцы (эталоны) работ.

Оборудование: сервировочные салфетки, ИКТ, журнал Бурда 1988(2), интернет.


Ход урока.

  1. Организационный этап: приветствие, нацеливание на урок.

  2. Мотивационный этап. Учитель предлагает разгадать кроссворд:.

«Отгадайте кроссворд и узнаете тему мастер-класса».

Вопросы кроссворда:

  1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках. (Стол)

  2. Изделие из плотной ткани, которым покрывают стол. (Скатерть)

  3. Род мебели для сиденья со спинкой. (Стул)

  4. То же, что передник. (Фартук)

  5. Посуда круглой формы сос легка приподнятыми краями и плоским дном. (Тарелка)

  6. Стеклянный посуда для питья. (Стакан)

  7. Приспособление для еды в виде нескольких зубьев на ручке. (Вилка)

  8. Предмет для зачерпывания жидкой пищи. (Ложка)

При ответе на все вопросы читается тема «Салфетки» и учитель уточняет тему мастер-класса: «Сервировочные салфетки».

  1. Информационный этап.

Введение в салфеточный этикет

Салфетки появились в обиходе ещё в то время, когда пищу принимали без столовых приборов. Руки нужно было вытирать, а делать это о скатерть или одежду запрещалось, поэтому использовали носовые платки. Позже появились специальные материалы именно для пальцев, а потом и одноразовые бумажные варианты.

В 5 классе по программе мы шьем столовую салфетку. Знаете ли Вы, как применяются салфетки для сервировки стола?

Салфетка нужна не только для вытирания рук после еды. Всего несколько движений превращают обычную салфетку в произведение искусства, которым украшают сервировку стола.

Предварительно текстильное изделие следует постирать, накрахмалить и хорошо прогладить. Ни в коем случае нельзя укладывать скатёрки мокрыми или вовсе не мытыми руками, так как материал быстро пачкается и даже самый красивый способ укладки не спасёт грязный вид. И конечно, перед непосредственной укладкой на стол рекомендуется хорошо потренироваться и отточить навык красивого складывания, чтобы в последний момент все получилось как надо.

Красивое оформление салфеток – очень интересное занятие как для взрослых, так и для детей. Процесс благоприятно влияет на развитие мелкой моторики, поэтому для детей это будет полезным делом.

Правила этикета диктуют не только варианты сервировки тканевых салфеток, но и пользование ими. В первую очередь следует помнить, что их нельзя подтыкать за ворот одежды, материал должен лежать в раскрытом виде на коленях.

Разворачивать салфетки рекомендовано после того, как подадут блюда.

Нельзя сильно махать тканью или слишком тщательно вытирать губы – это признак дурного тона. При необходимости временно покинуть стол, текстиль рекомендуется аккуратно положить у тарелки либо повесить на спинку стула.

П о материалу салфетки делятся на два вида: тканевые и бумажные. Первый вариант укладывается непосредственно на тарелку, второй – под неё. Некоторые хозяйки предпочитают складывать бумажные салфетки внутрь бокалов, такой способ тоже не возбраняется, наоборот, столу придаётся ещё более праздничный вид.

Тканевые скатёрки предпочтительно выбирать льняные либо хлопковые, так как эти два материала дольше сохраняют опрятный вид и не скользят при складывании, в отличие от синтетических.

Форма текстильных изделий для сервировки стола, как правило, квадратная, размером 40 х 40 сантиметров, однако, некоторые предпочитают брать прямоугольные куски ткани. Все зависит от способа складывания, один требует квадратную форму, другой прямоугольную. Такое изделие можно сшить самостоятельно из любого тряпичного материала.

Согласно этикету при украшении стола салфетками, их цвет должен сочетаться с основным оттенком скатерти и посуды.

Оптимальным тоном тканевых изделий считается белый, так как он нейтрален и подходит для любого случая.

Если же оформляется тематический праздник, то можно включить фантазию и подбирать матерчатые скатёрки в любых сочетаниях.

Складывание тканевых изделий для сервировки стола имеет огромное количество вариантов. Умелое складывание салфетки - искусство, которым можно и нужно овладеть. Давайте научимся этому искусству.

  1. Практический этап.

«Треугольники».



  1. Салфетку сложить по линиям сгиба (свободные углы вверху справа).

  2. Угол верхнего слоя отвернуть по диагонали вниз, сгиб замять.

  3. Угол второго слоя отвернуть вниз к центру, а нижний назад к центру.

  4. Два неперегнутых угла подвернуть внутрь, сгибы замять.



«Шапочка»



  1. Салфетку сложить в квадрат по линиям сгиба (свободные углы вверху справа).

  2. Левый нижний угол повернуть по диагонали к правому верхнему. Получится треугольник.

  3. Нижние углы отвернуть и вставить друг в друга.

  4. Уголок верхнего слоя отогнуть вниз.











«Пика»


  1. Салфетку сложить пополам. Сгиб вверху.

  2. Сложить еще раз пополам, справа налево, сгиб закрыть. И развернуть в прямоугольник.

  3. Верхние углы соединить внизу в центре. Сгибы не заминать.

  4. Салфетку поставить, придерживая нижние углы впереди.







«Французская лилия».



  1. Салфетку сложить по диагонали. Сгиб наверху.

  2. Боковые углы сложить с нижним углом.

  3. Свободные углы отвернуть наверх.

  4. Нижний сгиб салфетки отвернуть наверх приблизительно на 2 см.

  5. Нижние углы отвернуть назад и заправить один в другой (как в «Шапочке»).

  6. Два свободных верхних конца заправить под отогнутый край.



«Веер»





  1. с ложить салфетку два раза пополам в одном направлении. Свободные края наверху.

  2. Салфетку сложить «гармошкой», складками глубиной приблизительно в два пальца. Сгибы замять. Поставить «веер».





«Водяная лилия».



  1. С алфетку расправить.

  2. Все четыре угла соединить в центре. Повторить.

  3. Салфетку повернуть обратной стороной и соединить все углы в центре. Поддерживая салфетку в центре, вытянуть все восемь углов наверх. В центр положить маленькую булочку.












«Диагональ».


  1. Салфетку сложить в квадрат по линии сгиба (свободные углы вверху справа).

  2. Угол верхнего слоя отвернуть по диагонали, линию сгиба замять, расправить.

  3. Угол верхнего слоя отвернуть к центру линии сгиба, затем по линии вгиба вниз. Салфетку сложить пополам по пункритной линии.


5. Подведение итогов.

- Можно ли говорить, что салфетка - часть сервировочного этикета? Подтвердите свой ответ.

- Из каких материалов изготавливают серсировочные салфетки?

- Какие размеры имеют салфетки для сервировки стола?

- Какого цвета бывают сервировочные салфетки о от чего зависит их цвет?

Выставление оценок за урок.

Источники:

  1. Журнал Бурда 1988,2.

  2. https://posudaguide.ru/servirovka-stola/svoimi-rukami/kak-krasivo-slozhit-servirovochnuyu-salfetku-iz-tkani

  3. https://mblx.ru/prilavok/servirovka/1386-skladyvanie-salfetok-dla-servirovki-stola.html

  4. https://mebel-sovet.ru/stoly/servirovka/1327-salfetki

  5. https://www.kp.ru/putevoditel/eda/kak-krasivo-slozhit-salfetki/#rec350979413