СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мастер-класса "Учение - с увлечением"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мастер-класса: знакомство с некоторыми приёмами педагогической технологии "Модерация" с использованием активных методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мастер-класса "Учение - с увлечением"»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА

«Учение - с увлечением»

(использование активных методов обучения на уроках

в начальной школе)


Цель: знакомство участников мастер-класса с некоторыми приёмами педагогической технологии «Модерация» с использованием активных методов обучения.

Задачи:

  • создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;

  • познакомить с видами АМО;

  • оказать помощь участникам мастер-класса в определении задач и формировании навыков использования АМО;

  • научить применять активные методы обучения на разных этапах урока.

Категория участников: учителя МОУ «СШИ №2»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактический и раздаточный материал:

1) презентация;

2) оформление доски - дерево, цветы (красные, жёлтые, синие);

3) яблоки и лимоны;

4) карточка для метода «Инфо-угадай-ка» (приложение 1);

5) памятка для учителя в работе над кластером (приложение 2);

6) карточка для кластера по теме «Имя прилагательное» (приложение 3);

7) карточка для составления синквейна (приложение 4);

8) текст произведения Л. Н. Толстого «Лев и собачка»;

9) шесть шляп (белая, чёрная, красная, жёлтая, зелёная, синяя);

10) карточка для работы в группе по методу «Шесть шляп» (приложение 5);

Литература:

  1. Боровикова Н. В. Модерация – конструктор изменений для вашего бизнеса. – СПб.: БХВ – Петербург, 2017.

  2. Асмолов А. Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, от действия к мысли. Пособие для учителя [Текст]/А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.- М.: Просвещение, 2011.

  3. Ворсина Н. Н., Статья «Системно-деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников», от 25.06.2014г. [Электронный ресурс]. Режим доступа:/URL:http:lln-shkola.rularticleslview/38/-17.04.2015г.







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Этапы мастер-класса

Деятельность

учителя-мастера

Деятельность участников

мастер-класса

1.Погружение в тему

Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

Рассказывает притчу

Слушают притчу, определяют тему и цели занятия, смотрят и читают слайды презентации

2.Инициация

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад,

показ упражнений

Приветствуют друг друга, выполняют упражнения

3.Определение ожиданий и опасений

Самоопределение к деятельности

Записывают свои ожидания и опасения от мастер-класса

4.АМ презентации учебного материала

Организация групповой работы

Работают в группах, участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы

5.Метод «Кластер»

Организация групповой работы по составлению кластера по теме «Имя прилагательное»

Работают в группах, участвуют в обсуждении, читают памятку для учителя, составляют кластер

6.Приём «Синквейн»

Организация групповой работы по составлению синквейна по теме «Вода»

Работают в группах, участвуют в обсуждении, составляют синквейн

7.АМ релаксации

Организация физкультминутки, показ упражнений

Выполняют упражнения

8.Метод «Шесть шляп»

Организация групповой работы над произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» по методу «Шесть шляп»

В группе делятся на подгруппы, работают над произведением используя метод «Шесть шляп», отвечают на вопросы, делают вывод

9.Подведение итогов мастер-класса

Подведение итогов мастер-класса

Определяют свои ожидания и опасения от мастер-класса

10.Рефлексия


Рефлексия

Оценивают свою работу, делают выводы

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Начало образовательного мероприятия

Уважаемые коллеги, я рада приветствовать Вас на нашем мероприятии.

Позвольте начать мастер-класс с притчи «Всё в твоих руках».

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

«А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

-Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

-Всё в твоих руках.


В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.

Быть учителем — значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний, получаем успешных учеников.

Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов.

Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель сам должен свободно и гибко оперировать информацией, уметь легко показать учащимся уровень их собственных знаний и научить способам их совершенствования.
Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках».

Тема мастер-класса «Учение с увлечением».

Цель нашего мастер-классавспомнить активные методы обучения на разных этапах урока.

II. АМ начала образовательного процесса

1.Метод приветствия «Помощь другу»

С чего начинается урок?

Предлагаю Вам поприветствовать друг друга. Для этого встаньте парами и повернитесь друг к другу лицом. (Показ упражнения)

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу!

2.Метод «Поздоровайся глазами» 

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.

Уважаемые коллеги, давайте сейчас поздороваемся не словами, а глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

3.Метод «Поздоровайся локтями»

Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться, способствует установлению контакта между учениками.

Встаньте в круг и рассчитаемся на первый-второй-третий. Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны. Каждый «номер второй» сцепляет руки в замок на груди, чтобы локти также были направлены вправо и влево. Каждый «номер третий» кладёт ладони на пояс и выставляет локти в стороны. Касаемся локтями каждого и приветствуем.

Цели методов - положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.

III. Определение ожиданий и опасений

Пожалуйста, рассаживайтесь по группам.

Перед вами дерево ожиданий и на столе яблоки и лимоны. Я предлагаю вам высказать свои ожидания и опасения от мастер-класса. На яблоках запишите, что ожидаете от мастер-класса, а на лимонах – чего опасаетесь. По окончанию мероприятия мы проверим, сбылись ли ваши ожидания, оправдались ли опасения.

Этот метод называется «Дерево ожиданий» или «Фруктовый сад», его можно использовать на этапе самоопределения к деятельности».

Также можно использовать метод «Что у меня на сердце».

Цели методов:

-для учителя: позволяют лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).

-обучающимся: данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

IV. АМ презентации учебного материала

Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.

-Возьмите лист бумаги, на котором записано название этого метода.

Итак, тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 - «Понятие»

Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)

Активные методы обучения–это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.

Сектор 2 - «Этапы урока»

-На каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы педагогов)

-Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация).

-Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 - «Виды АМО»

(Ответы педагогов)

-Этот сектор мы можем заполнять в течение нашего мастер-класса.

(«Добрый день», «Поздоровайся глазами», «Поздоровайся локтями», «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Дерево ожиданий», «Мой цветок», «Инфо-угадайка» и др.)

Сектор -4. «Цели применения АМО»

Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

-Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

V. Метод «Кластер»

Метод кластера универсален, он может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем. Его можно составлять индивидуально, в группах или всем классом.

Кластер — это педагогическая стратегия, которая позволяет ученикам свободно размышлять над какой-либо темой, даёт доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определённой теме, а также развивает память и пространственное мышление.

Суть этого метода заключается в выделении смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Давайте составим кластер по теме «Имя прилагательное», пользуясь памяткой.

«Памятка для учителя»

В работе над кластером необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.


Последовательность действий при составлении кластера:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Power Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

(Ответы педагогов)

VI. Приём «Синквейн»

Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

«Синквейн» от французского слова «пять».

Синквейн это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме.


1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).

5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.

Давайте составим синквейн по теме «Вода»

1. Вода

2. Солёная, дождевая

3. Растворяет, замерзает, кипит

4. Жизнь без воды невозможна!

5. Жизнь

Синквейн можно применять на различных этапах урока.



VII. АМ релаксации

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.

Метод «Четыре стихии»

Упражнение называется «Четыре стихии». Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу «земля» - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

Если я скажу «вода» - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

Если скажу «воздух» - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх.

Если я скажу «огонь» - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.

VIII. Метод «Шесть Шляп Мышления»

(Автор – Эдвард де Боно)

Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.

2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее, даже в отрицательном герое.

3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.

4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…

5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.

6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.

В каждой группе делимся на подгруппы.

Мы работаем над произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Белая шляпа – факты.

-Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.

а) лев (Царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам).

б) собачка (Жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла).

Жёлтая шляпа – оптимизм.

-Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собачка.

а) лев (У царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить).

б) собачка (Обрела друга).

Чёрная шляпа – критика, или прогноз на будущее.

- Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.

а) лев

б) собачка

Красная шляпа – эмоции.

-Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста.

а) лев, видя собачку в клетке…

б) собачка, попадая в клетку ко льву…

Зелёная шляпа – творчество.

-Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите словами из текста.

а) лев (Смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души).

б) собачка (Собачка сохранила в себе верность, чувство благодарности).

Синяя шляпа – жизненный урок.

-Чему Вас научил данный рассказ?

IX. Подведение итогов мастер-класса

А теперь возьмите карточки для метода «Инфо-угадай-ка» и допишите в графу «Виды АМО», с какими методами и упражнениями ещё сегодня познакомились.

- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Дерево ожиданий» Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Если ваши ожидания сбылись, то прикрепите яблоко на дерево. Если оправдались ваши опасения, то прикрепите лимон.

К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.

X. Рефлексия

- Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию мастер-класса: слышал краем уха, хлопал ушами, тяп-ляп, считал ворон, шевелил мозгами, не покладая рук, засучив рукава, в поте лица и т.д.

-И в заключении хочу сказать: «Всё в твоих руках».

















Приложение 1

Метод «Инфо-угадай-ка»

Тема «Активные методы обучения»


Сектор 1

Понятие АМО

Сектор 2

Этапы урока с АМО

Сектор 3

Виды АМО

Сектор 4

Цели применения АМО





















Приложение 2

«Памятка для учителя»

В работе над кластером необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.


2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.


3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.


Последовательность действий при составлении кластера:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Power Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.


























Приложение 3

Метод «Кластер»

«Имя прилагательное»










































Приложение 4

Синквейн по теме «Вода»


1.

2.

3.

4.

5.





































Приложение 5

Метод «Шесть шляп»

- факты



-Соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собачки.


а) лев …………………………………………………………………….


б) собачка ………………………………………………………………..


……………………………………………………………………………



Метод «Шесть шляп»

- жизненный урок



-Чему Вас научил данный рассказ?


Метод «Шесть шляп»

- эмоции

-Проанализируйте, какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова, из текста.


а) лев, видя собачку в клетке……………………………………………


б) собачка, попадая в клетку ко льву…………………………………..



……………………………………………………………………………



Метод «Шесть шляп»

- оптимизм

-Найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собачка.


а) лев ……………………………………………………………………..


б) собачка ……………………………………………………………….

Метод «Шесть шляп»

- творчество

-Смог ли герой сохранить в себе талант, творческие способности. Подтвердите словами из текста.

а) лев ……………………………………………………………………..


б) собачка ………………………………………………………………..


……………………………………………………………………………



Метод «Шесть шляп»

- критика

или прогноз на будущее

- Какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.

а) лев

б) собачка