Министерство образования и науки Луганской Народной Республики Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Луганский художественно-промышленный колледж» Методическая разработка ОП.02 Основы материаловедения по теме: “Материалы, используемые в художественном оформлении” Подготовила: преподаватель спецдисциплин Саркисова Анна Владимировна Луганск, 2018
Материалы, используемые в художественном оформлении
РАБОТА В МАЛ ЫХ ГРУППАХ
1. Что Вам известно о живописи? 2. Какие виды графики Вы знаете? 3. Перечислите виды скульптуры. 4. Расскажите об отраслях декоративно-прикладного искусства.
Проверь себя
Живопись – это вид изобразительного искусства, в котором жизнь изображена в наглядной форме с помощью красок (масло, акварель, гуашь, темпера). Основой для живописи является холст, бумага, картон, стена, ткань, дерево и т.д. Произведение живописи подразделяется на виды: монументальная, станковая, декоративная, театрально-декоративная живопись. Монументальная живопись – это настенные росписи, фрески, мозаики, витражи. Произведения станковой живописи пишут на мольберте или «станке» и экспонируют. Декоративная живопись украшает наш быт. Театрально-декоративная живопись – это оформление декораций к спектаклям.
Графика – происходит от древнегреческого «графо» - рисую, пишу. Графические работы выполняются: карандашом, тушью, пером, углем, кистью, красками , цветными карандашами, пастелью, соусом и т.д. Основным материалом, на котором выполняются рисунки является бумага. Виды графики: станковая, рукотворная и печатная.
Скульптура – объемно-пространственный вид изобразительного искусства. Материал – глина, гранит, мрамор, дерево, бронза, гипс. Скульптура бывает станковая, монументальная, декоративная. Монументальная – памятники. Станковая – встречается в музеях, павильонах, выставочных залах. Декоративная – украшают сады, парки, сооружения.
Декоративное искусство (от латинского « decoro » - украшаю) – непосредственно связано с архитектурным монументально-декоративным искусством. Создание архитектурного декора, росписей, рельефов, витражей, мозаик украшающих фасады, интерьеры. Декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (оформление праздников, экспозиций, выставок, музеев). Виды техник – ковка, резьба, роспись, теснение, чеканка, чернь, скань.
КАРАНДАШИ ГРАФИТОВЫЕ
КАРАНДАШ ГРАФИТОВЫЙ
Состоит их тонкого стержня в деревянной оболочке.
Графитный стержень – грифель известен также как свинцовый.
Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с легким блеском.
Степень мягкости карандаша обозначают буквой В или 2В, 3В и т.д.
Цифра перед В указывает на большую мягкость карандаша.
Твердые карандаши обозначают буквой Н.
- Состоит их тонкого стержня в деревянной оболочке. Графитный стержень – грифель известен также как свинцовый. Рисунки графитным карандашом имеют сероватый тон с легким блеском. Степень мягкости карандаша обозначают буквой В или 2В, 3В и т.д. Цифра перед В указывает на большую мягкость карандаша. Твердые карандаши обозначают буквой Н.
КАРАНДАШИ УГОЛЬНЫЕ
КАРАНДАШ УГОЛЬНЫЙ
- Изготовлен из тонких палочек прессованного угля в деревянной оболочке.
- Его изготавливают из тонко молотого деревянного (березового) угля, глины, сажи газовой и небольшого количества ультрамарина, обжигают.
- Тон угля изменяется в зависимости от соотношения взятых компонентов.
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
- Стержни цветных карандашей состоят из пигментированной восковой глины.
- В зависимости от количества воска зависит мягкость и плотность нанесения цветных карандашей.
АКВАРЕЛЬНЫЕ КАРАНДАШИ
АКВАРЕЛЬНЫЙ КАРАНДАШ
- Это средство, находящееся посередине между цветными карандашами и акварелью.
- Можно использовать в сухом виде, а также с помощью мягкой акварельной кисти, смоченной в воде, создавать эффект размытого мазка, смешав цвета на бумаге.
АВТОРУЧКИ
АВТОРУЧКИ
- Состоят из корпуса, выполненного из пластмассы со встроенным резервуаром (ампула заполненная чернилами).
- Применяются для выполнения уличных набросков и выполнения шрифтов.
РАПИДОГРАФ
РАПИДОГРАФ
- Снабжен трубочкой со стальным наконечником, которым проводят ровные линии при обрисовке деталей.
- Рапидограф заправляется тушью.
МАРКЕРЫ
МАРКЕРЫ
- Представляет собой фитильную ручку, в которую непрерывно поступают быстросохнущие чернила.
- Кончик фитиля, пропитанный чернилами легко и свободно идет по бумаге.
- Для зарядки маркеров выпускают специальные чернила, которые используют в типографии для глубокой печати. В чернила добавлены растворители в виде толуола и пинена.
УГОЛЬ
УГОЛЬ
Изготавливают из высушенных очищенных от коры ивы или бересклета путем обжига без доступа воздуха.
Он прост в использовании и подходит для быстрых набросков.
Рисунок углем с листа бумаги легко смазывается, поэтому следует закреплять работу спреем-фиксатором.
САНГИНА
САНГИНА
- Изготавливается из тонко перетертой жженой сиены и глины.
- Карандаш сангины дают теплый красноватый или темно-коричневый цвет.
- Выпускается в виде круглых стержней длиной 58 мм, диаметром 7-8 мм в коробках по 20 штук.
ПАСТЕЛЬ
ПАСТЕЛЬ
- Существует множество цветных оттенков, от мягких до жирных.
- Изготавливают из тщательно растертого пигмента, смешанного со связующим веществом до состояния плотной пасты, из которой формируют круглые или квадратные палочки.
- Существует мягкие, твердые, масляные пастели.
СОУС
СОУС
Выпускается трех цветов: черный, серый, коричневый.
Обладает интенсивной красящей способностью.
Приготавливается соус из пигмента глины и мела.
Дает бархатистый тон. Рисунок выполняется и мокрым, и сухим способом.
АКВАРЕЛЬ
АКВАРЕЛЬ
- Относится к группе клеевых красок. Связующие, растительные прозрачные клеи – гуммиарабик и декстрин легко растворимые водой. Содержит глицерин, что делает краски пластичными, удерживает влагу, не дает акварели пересыхать. Бычья желчь легко разносит краску по бумаге. Фенол предохраняет краски от заплесневения.
- Краски отличаются особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета.
ГУАШЬ
ГУАШЬ
- Краска не прозрачная, плотная; высыхая она приобретает матовую бархатистость.
- Состоит из тонко молотого пигмента и связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, глицерина, декстрина, служащего пластификатором, поверхностно-активного вещества, представляющего собой препарат животной желчи, ализаринового масла и антисептика – фенола.
- Содержит белила.
ТЕМПЕРА
ТЕМПЕРА
В зависимости от веществ, образующих эмульсию темпера делится на: масляно-казеиновую, яичную, поливинилацетатную и т.д.
Темперу иногда комбинируют с гуашью, масляными красками, акварелью, а также пастелью и углем.
Масляно-казеиновая водорастворимая хрупкая (прогрунтованный холст необходимо проклеивать на жесткое основание).
Яичная темпера в основе лежит яичный желток, отличается особой прочностью, способна эмульгировать с маслами, лаками и водой.
Поливинилацетатная темпера представляет собой высокодисперсионную пастообразную эмульсионную смесь синтетической смолы. Прозрачна, эластична, может наноситься пастозно, а также лессировочно.
МАСЛО
МАСЛО
- Пастообразные краски, растворимые лаком, льняным маслом и разбавителями.
- Масляными красками можно работать как пастообразно, так и лессировочно. Разбавители предают матовость и сокращают время высыхания работы.
- Большое разнообразие цветов холодных и теплых оттенков.
ТЕСТЫ
1. Степень мягкости графитового карандаша обозначается буквой: а) В б) Н 2. Степень твердости графитового карандаша обозначается буквой: а) В б) Н 3. Угольный карандаш это: а) прессованный уголь в деревянной оболочке. б) обожженная палочка в деревянной оболочке. 4. Угольный карандаш состоит из: а) угля, глины, ультрамарина; б) угля, глины, сажи газовой, ультрамарина.
5. Тон угля зависит от: а) Взятых компонентов; б) Степени обжига. 6. Стержни цветных карандашей состоят из: а) пигментированной восковой глины; б) цветной глины. 7. Мягкость цветного карандаша зависит от: а) количества пигмента; б) количества воска. 8. Акварельными карандашами можно работать: а) в сухом виде; б) в сухом виде и смоченном в воде, с помощью кисти.
9. Авторучка состоит из: а) корпуса из пластмассы с залитыми чернилами; б) корпуса из пластмассы со встроенным резервуаром. 10. Рапидограф это: а) ручка, заполненная тушью; б) снабжен трубочкой со стальным наконечником, который проводит ровные линии. 11. Рапидограф используют для: а) проведения ровных линий; б) выполнения размытых линий. 12. Маркер это: а) фитильная ручка, в которую непрерывно поступают быстросохнущие чернила; б) ручка, в которой находится резервуар для чернил.
13. Маркеры заправляют: а) чернилами, которые используют в типографии для грубой печати; б) цветной тушью. 14. В чернила для маркеров добавлен растворитель в виде: а)толуола; б) толуола и пенена. 15. Уголь изготавливают из: а) коры ивы или бересклета, путем обжига без доступа воздуха; б) березовых веточек. 16. Рисунок углем: а) очень прочен и не смазывается; б) легко смазывается, его необходимо закреплять спреем-фиксатором.
17. Сангину изготавливают из: а) жженной сиены и глины; б) сиены и глицерина. 18. Карандаш сангины имеет: а) темно-коричневый или красный цвет; б) розовый или красно-синий цвет. 19. Сангина выпускается в виде: а) круглых стержней, длинной 58 мм и диаметром 7-8 мм. б) круглых стержней, длинной 30 мм и диаметром 15 мм. 20. Пастель изготавливают из: а) сухого пигмента, смешанного с воском; б) раствора пигмента, смешанного со связующим веществом до состояния плотной пасты.
21. Существует пастель: а) мягкая, твердая, масляная; б) мягкая. 22. Соус бывает: а) черный, серый, коричневый; б) желтый, красный, коричневый. 23. Соус выделяется: а) интенсивно красящей способностью; б) тускло наносится на поверхность. 24. Соус изготовлен из: а) глины и мела; б) цветного мела и пигмента. 25. Соусом можно работать: а) мокрым способом; б) сузим и мокрым способом.
26. Акварель это: а) лаковые краски; б) клеевые краски. 27. Связующие акварели: а) гуммиарабик и декстрин; б) пигменты и декстрин. 28. Акварельные краски делает пластичными: а) глицерин; б) воск. 29. Предохраняет краски от заплесневения: а) пигмент; б) фенол. 30. Гуашь это: а) прозрачная и плотная краска, высыхая приобретает матовую бархатистость. б) плотная, густая, блестящая краска.
31. Гуашь состоит из: а) молотого пигмента, гуммиарабика, фруктовой камеди, глицерина, декстрина, ализаринового масла, фенола. б) фенола, пигмента, фруктовой камеди. 32. Темперу комбинируют : а) нельзя комбинировать; б) с акварелью, гуашью, масляной краской, пастелью, углем. 33. Темпера масляно-коричневая: а) хрупкая, водорастворимая, необходимо жесткое основание; б) прочная, яркая. 34. Яичная темпера: а) хрупкая, работу необходимо закреплять лаком; б) прочная, способна эмульгировать с маслами, лаками, водой.
35. Поливинилацетатная темпера: а) пастообразная эмульсия, смесь синтетической смолы, можно работать лиссеровочно. б) прочная, водорастворимая, работать можно путем наложения объёмных мазков. 36. Масло это: а) прочная краска, разводится только льняным маслом; б) пастообразная краска, растворимая лаком, льняным маслом или разбавителем. 37. Масляными красками можно работать: а) пастообразно или лиссеровочно; б) только пастообразно. 38. Растворители для масляных красок: а) делают работу блестящей, сокращают время высыхания; б) придают работе матовость и сокращают время высыхания.
ОТВЕТЫ
1) а; 11) а; 21) а; 31) а; 2) б; 12) а; 22) а; 32) б; 3) а; 13) а; 23) а; 33) а; 4) б; 14) б; 24) а; 34) б; 5) а; 15) а; 25) б; 35) а; 6) а; 16) б; 26) б; 36) б; 7) б; 17) а; 27) а; 37) а; 8) б; 18) а; 28) а; 38) б. 9) б; 19) а; 29) б; 10) б; 20) б; 30) а;