ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
Методическая разработка мероприятия
«Архитектура профессиональных взаимоотношений»

Составитель: Бобылева Н.И., преподаватель,
студенты группы 3 Бш
Краснодар, 2016 год
Тема мероприятия «Архитектура профессиональных взаимоотношений »
Ответственный организатор: куратор группы 3 «Бш» Бобылёва Наталия Ивановна, студентка группы 3 «Бш» Гришина Анастасия Юрьевна.
Место проведения мероприятия: ГБПОУ КК КПК, кабинет № 307
Цель проведения мероприятия: формирование навыков культурного и профессионального взаимодействия.
Задачи мероприятия:
— создание неформальных связей и межличностных симпатий;
— формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.
Сценарный план мероприятия
№ п/п | Структура мероприятия | Содержание мероприятия | Примечания |
1. | Вступительная часть | «Удивительно, что ваятели каменных статуй бьются над тем, чтобы камню придать подобие человека, и не думают о том, чтобы самим не быть подобием камня» Сократ - Что значит для вас «подобие камня»? (черствость, поверхностность, узкое мироощущение, грубость, жестокость) - Можно ли сказать, что человек на протяжении всей своей жизни старается не допустить этого «окаменения»? (зачастую – да) - Что при этом происходит? (человек познаёт себя, свой внутренний мир, окружающий его мир, взаимодействуя с ним) - Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о взаимодействии человека с окружающим его миром. - Кто будет являться субъектами его окружения? (члены семьи, коллеги, друзья, посторонние люди) - Название нашего сегодняшнего тренинга «Архитектура профессиональных взаимоотношений». Как вы считаете, как архитектура связана с взаимоотношениями? | |
2. | Основная часть | - Давайте обратим снимание на архитектурное наследие Древней Греции – храм Парфенон. Как бы вы, глядя на него, рассказали о человеческом взаимодействии? (фронты (верхняя часть здания) отображают взаимодействие между людьми, а колонны могут отождествлять способы этого взаимодействия) - Изначально, задумка строительства заключалась в создании величайшего исторического памятника, который отождествляет демократию и гуманизацию отношений. - Как мы знаем, человеческие взаимоотношения могут осуществляться в различных стилях: демократическом, авторитарном или либеральном, к примеру. - Что же будет являться колоннами, или способами этого взаимодействия? (общение в разных его проявлениях) - Общение – сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, поражённый совместной деятельностью и предполагающий обмен информацией, взаимодействие, восприятие партнёрами по общению друг друга. - Выделяют три стороны общения, это – коммуникативное, интерактивное и перцептивное. - Коммуникативная сторона общения представляет собой активное или пассивное слушание, обмен информацией между собеседниками. - Интерактивное общение – это обмен между людьми не только информацией, но и какими-либо действиями (покупка билетов в театр) - Перцептивное общение – самая сложная и интересная сторона процесса. Такое общение предполагает собой восприятие партнерами друг друга, оценку действий собеседника. - Также общение может быть вербальным и невербальным. Вербальное общение происходит посредством речи, письменной или устной. Невербальное же, осуществляется с помощью жестов, мимики, позы. - Можете ли вы привести пример невербального общения? (Рукопожатие, поцелуй, объятие, похлопывание по плечу и т.д.) - Связано ли взаимодействие между людьми и нашей профессией? (напрямую) - В зависимости от ситуации, какие лица могут выступать субъектами взаимодействия? (учитель-учитель, учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, учитель-директор, родитель-директор и т.д.) | Приложение 1.
|
3. | Практическая работа. | «Чтобы я понял каков ты человек – заговори!» Сократ Проведение тренинга.   | Приложение 2. |
4. | Подведение итогов. | - Как бы вы сейчас ответили на вопрос, задаваемый в начале занятия? Что же будет являться архитектурой взаимодействия? (архитектура – основная составляющая. Общение как сложный многоплановый процесс в вербальном и невербальном проявлении) | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТРЕНИНГ
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАВЕРШИ ФРАЗУ»
Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
- «Думаю, что настоящий друг…»;
- «Студенты, с которыми я учусь…»;
- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;
- «В процессе взаимодействия с людьми…»;
- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.
Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.
УПРАЖНЕНИЕ «ЗЕРКАЛО»
Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала":
1) не делать сложных движений, т.е. не производить одновременно несколько движений;
2) не делать мимических движений;
3) выполнять движения в очень медленном темпе. Через некоторое время участники меняются ролями.
В ходе выполнения упражнения участники, работающие на "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" становится все легче и все чаще возникает ситуация предвосхищения и даже опережения его действий. Упражнение - очень хорошее средство для установления психологического контакта.
МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИЙ
«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты» Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты начатую беседузавершить,попрощаться и перейти вправо к новому участнику. Эти правила распространяются и на ниже следующие ситуации:
«В вагоне метро Вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача…»
«Перед вами родитель одного из учеников вашего класса. Он недоумевает от отрицательной отметки своего ребёнка. Как поступить? (Работа всех учеников находится на проверке у замдиректора»
УПРАЖНЕНИЕ «СКУЛЬПТОР И ГЛИНА»
Человек-глина занимает расслабленную позицию, руки расслабленно повисли вдоль туловища, плечи расслаблены. Человек-скульптор начинает сочинение скульптуры. Задача глины состоит в том, чтобы полностью довериться ваятелю. Если скульптор взял вашу руку и хочет поднять ее, напряжение в руке возникает лишь тогда, когда скульптор довел ее до нужной позиции. То есть, не нужно брать инициативу на себя и самостоятельно осуществлять движение.
Так рождается задуманное произведение искусства. Скульптор может вносить любые детали, штрихи, уточнения в задуманную скульптуру. Ваша задача, если вы – глина, полностью поддаваться и быть в позиции ведомого.
Когда скульптор закончил работу, вы стараетесь мысленно поймать вашу форму, слиться с ней и произнести задуманную фразу, отталкиваясь от вашей формы.
Допустим, вы задумали фразу «Это все очень необычно». Представьте себе, что у вас открытая позиция, плечи широко разведены, руки вскинуты вверх, голова поднята. Уже представили себе, как вы произнесете эти слова? А теперь предположим, что ваша поза закрытая, плечи опущены, руки скрещены на груди, подбородок опущен. Чувствуете, как меняется внутреннее состояние в зависимости от физической формы?
АНКЕТА «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?»
Участникам предлагается 12 вопросов, на которые они, не особенно задумываясь, должны искренне ответить «да» или «нет».
1.Часто ли вы с нетерпением ждёте, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?
2.Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймёте суть проблемы?
3.Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?
4.Не мешают ли вам эмоции слушать собеседника?
5.Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?
6.Не запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?
7.Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?
8.Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?
9.Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?
10.Перебиваете ли вы собеседника?
11.Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?
12.Возникает ли у вас желание прервать собеседника и вставить своё слово за него, определив его собственные выводы?
При интерпретации результатов подсчитывается количество ответов «нет».
При сумме набранных баллов 10-12 участники характеризуются как достаточно хорошие слушатели, у которых собственные эмоции не мешают слушать даже то, что не очень нравится.
При сумме баллов от 8 до 10 участники проявляют умение слушать партнёра, даже если чем-то не довольны. Иногда всё же они позволяют себе перебить собеседника для того, чтобы вставить своё «веское слово».
При сумме баллов менее 8 участники характеризуются как не умеющие слушать своего партнёра по общению. Если им не нравится, что человек говорит, перестают слушать его.
Основная задача данной анкеты – продемонстрировать участникам 12 признаков плохих слушателей, ведь известно, что отрицательные примеры, «вредные советы» запоминаются лучше положительных.