СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мероприятия "День памяти геноцида советского народа нацистами и их пособниками во время Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей мероприятия является формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия "День памяти геноцида советского народа нацистами и их пособниками во время Великой Отечественной войны"»


Сценарий открытого мероприятия


«ДЕНЬ ПАМЯТИ О ГЕНОЦИДЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА НАЦИСТАМИ И ИХ ПОСОБНИКАМИ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» Провела: учитель математики МБОУ СОШ № 11


Цель мероприятия: формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Задачи занятия:

  • познакомить обучающихся с важнейшими фактами преступлений против мирных граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время;

  • сформировать у обучающихся ценностное отношение к преступлениям геноцида, бесчеловечной нацистской идеологии и практики; сформировать негативное отношение к нацизму как человеконенавистнической идеологии;

  • воспитывать у обучающихся личностные качества патриота и гражданина на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство сострадания к жертвам войны – мирным гражданам;

  • содействовать сохранению исторической памяти о событиях геноцида советского народа и преемственности поколений путем обсуждения способов сохранения исторической памяти.

Формируемые ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.



ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Добрый день, ребята! 19 апреля день особенный – это День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны. В этот день мы не просто вспоминаем о тех трагических днях, мы объединяемся в борьбе с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида. Преступления бывают против человека, а могут быть против всего народа. Напавшие на нашу страну нацисты совершали страшные преступления, которые сейчас мы называем геноцид.

Давайте разберемся с этим понятием более подробно, посмотрев видеоролик.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Эта дата напоминает нам об одной из самых важных страниц в истории нашей страны. О Великой Отечественной войне. Войне, которую нельзя забывать.

Сегодня мы с вами узнаем, что такое геноцид. И почему «День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны» проводится именно 19 апреля.

Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью её уничтожения.

Жертвами геноцида могут стать и говорящие на одном языке люди разных национальностей. К сожалению, есть в истории примеры, когда уничтожаются сразу несколько народов одного большого многонационального государства.

Уничтожение людей может осуществляться не только массовыми убийствами. Угон в рабство или ссылка в концлагерь, непосильный труд, голод, нанесение телесных повреждений — всё это акты геноцида.

27 января мы с вами отмечали День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Говорили о том, как 872 дня жил, работал и сражался с врагом осажденный город. Город, жители которого умирали от голода и холода. За все время блокады в Ленинграде погибло более одного миллиона человек. И это очевидный факт геноцида нашего народа! К сожалению, далеко не единственный.

Учитель: Попробуйте объяснить своими словами понятие геноцид, можно использовать информацию видеоролика. Что такое геноцид? (Ответы обучающихся)

Учитель: Посмотрим значение слова по словарю. «Геноцид – это истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Это тягчайшее преступление против человечества» – сообщает нам словарь русского языка С.И. Ожегова. В годы Великой Отечественной войны нацисты совершали геноцид по истреблению народов нашей страны. Получилось ли у них это?

(Ответы обучающихся)

Учитель: У нацистов была разработана целая программа по истреблению других народов. Если вспомнить историю, то по плану «Барбаросса» земли нашей страны планировалось раздать немцам, а жителей – сделать рабами или уничтожить. Сегодня на занятии мы вспомним некоторые факты геноцида советского народа на оккупированной нацистами территории Советского Союза в годы Великой Отечественной войны и задумаемся, а нужно ли нам, нашему народу, всему миру сейчас помнить о них. В этом году мы с вами уже говорили, и сейчас в видеоролике снова была показана информация о городе, который находился в блокаде почти 900 дней и ночей. Какой это город?

(Ответы обучающихся: Ленинград)

Учитель: Кроме голода и лишений, нацисты и их пособники пленили людей разных национальностей и отправляли в концентрационные лагеря (или концлагеря). Люди в таких местах находились в плену. Чаще всего их заставляли работать в совершенно рабских условиях. Миллионы людей были угнаны на принудительные работы в Германию, из них более 2 миллионов погибло от нечеловеческих условий содержания.

В концлагеря попадали люди самых разных национальностей. История знает страшные цифры: узниками нацистских концлагерей были не менее 18 миллионов человек, из которых уничтожено более 11 миллионов человек. В рабство было вывезено почти 5 млн. советских граждан. В живых осталась только пятая часть. Несмотря на террор, ужасные условия содержания, все попытки нацистов вытравить из людей все человеческое, узники смогли сохранить в себе лучшие качества и проявляли сопротивление. Их патриотизм, любовь к жизни и свободе вдохновляют, восхищают нас и по сей день.

Учитель: Всему миру известны названия таких концлагерей как Освенцим, Бухенвальд, Майданек, Равенсбрюк и другие. Но мало кто знает о концлагерях, которые находились на оккупированной территории Советского Союза. Масштабы преступлений, совершенных нацистами концлагерях, не могут оставить равнодушными. Слышали вы когда-нибудь о таких лагерях? (Ответы обучающихся)

Учитель: Я хочу рассказать об этих лагерях отдельно.

Самое страшное – это лагеря для детей. Да, некоторые концлагеря были полностью детскими. Туда нацисты собирали самых незащищенных, самых слабых маленьких жителей нашей страны, которых гитлеровская машина не щадила и не жалела. Казалось бы, зачем содержать в лагере узников, да еще и детей. Надо их кормить, дать им жилье, а это дополнительные траты. Предположите, какую роль отводили нацисты детям в этих лагерях? (Ответы обучающихся)

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

В центре небольшого шахтерского городка Макеевка, что под Донецком, стоит зловещее здание с пустыми холодными глазницами.

В феврале 1942 года в нем немцы организовали так называемый приют «Призрение». Узниками этого концлагеря стали дети. Фашисты использовали их в качестве доноров крови для своих раненных солдат.

Это строки из сочинения Тианы Барташ. Ученицы 7 класса школы № 90 города Макеевки, Донецкой Народной Республики. Тиана приняла участие во Всероссийском конкурсе сочинений «Без срока давности».

«С детьми в приюте фашисты обращались очень жестоко. Их очень плохо кормили. Из одежды на детях была лишь медицинская ночная рубашка, а в любое время суток у слабых, изможденных голодом и страхом ребятишек, брали кровь. Самые слабые дети умирали после первого забора крови. А те, что были покрепче, выдерживали несколько процедур. Я уверена, что их спасала надежда, надежда на то, что это скоро закончится.

Они не знали, что тех, кто пропадал, закапывали в ямы прямо возле приюта. Я считаю, что долг ныне живущих поколений всегда чтить память о жертвах фашизма, а тем более об этих незащищенных детских душах! Помню, в детстве мы с мамой часто ездили с цветами и игрушками к единственному в мире памятнику подневольным детям-донорам».

Самому младшему узнику приюта «Призрение» было 6 месяцев, самому старшему всего 12 лет. Так фашисты уничтожали будущее нашего народа.

Учитель: Трагедия макеевского приюта «Призрение» является настоящим символом геноцида против советских детей в годы Великой Отечественной войны. Как вы думаете, для чего еще нужны были люди в концлагерях? Какие цели преследовали нацисты?

(Ответы обучающихся)

Учитель: Заключенные были материалом для проверки человеческого организма на устойчивость. Сколько времени человек выдержит на морозе, какие препараты и в какой дозировке лечат человека, а в какой – убивают. Каким газом или ядом эффективнее уничтожить человека. Да, теперь наука имеет эти сведения. Они были добыты в нацистских концлагерях.

Мы храним память тех ужасных дней в нашей истории, в нашем сердце. После войны по всей стране были установлены сотни памятников узникам концлагерей, и они устанавливаются до сих пор. На единственном в мире памятнике детям-донорам в Макеевке написаны слова бывшей узницы Освенцима, макеевчанки Ларисы Симоновой:

Земля, дай разум всем живущим людям.

Дай силу тем, кто сможет защитить.

Добра тому, кто добр со слабым будет.

Дай память всем, чтобы о прошлом не забыть!

Учитель: Как мы видим, память о тех трагических днях сохраняется в разных формах: люди пишут стихи, проводят уроки, снимают фильмы, создают памятники. На юге нашей страны есть еще мемориал, напоминающий нам о действиях нацистов во время Великой Отечественной войны против нашего народа. Ребята, кто-нибудь знает мемориал жертвам фашизма под Симферополем? Почему его поставили? (Ответы обучающихся)

Уточним ответ на мой вопрос, посмотрев видеоролик.

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Крым тоже был оккупирован нацистами. С осени 1941 и до весны 1944 года. Это было страшное время для всех жителей полуострова.

По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова нацисты расстреляли 72 000 мирных жителей, включая женщин и детей. И 19 000 военнопленных. Одним из самых страшных мест, унесшим пятнадцать тысяч жизней наших соотечественников, был лагерь смерти «Красный», под Симферополем.

По разным оценкам, в лагере могло разместиться до 2 000 узников. Многие из них умирали от истощения, непосильного труда, болезней. Гитлеровцы запрягали пленных в телеги и заставляли катать себя по городу. Возили на них землю и камни. Узники сами рыли шахты, куда потом фашисты сбрасывали трупы расстрелянных людей. Порой заключенных сжигали живьем.

8 мая 2015 года, накануне 70-летия Победы, на месте концлагеря был торжественно открыт мемориал. Его ежегодно посещают тысячи студентов, школьников, артековцев.

Учитель: Это «Красный» — самый крупный в Крыму концлагерь. До его освобождения Красной Армией в 1944 году в лагере было замучено около 15 тысяч человек военнопленных, мирных жителей и членов их семей. Лагерь был окружен двойным кольцом колючей проволоки, его узники содержались в бараках, томились голодом и холодом. Чтобы сохранить историческую память об этих трагических страницах, не дать новым поколениям забыть о них и повториться вновь на нашей земле, и был создан мемориал на месте концлагеря «Красный».

Учитель: Все несправедливости когда-нибудь заканчиваются, виновные несут наказание. Так и произошло с нацистской Германией и ее пособниками. Нацистских преступников судили за их злодеяния, за геноцид советского народа. Как называется самый известный суд над нацистами?

(Ответы обучающихся)

Учитель: Конечно же, это Нюрнбергский процесс. Международный военный трибунал в Нюрнберге в 1945–1946 гг. впервые в истории человечества осудил преступления нацистов, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира, человечности. И по сей день находят останки наших предков, которые были убиты, замучены нацистами. Все эти преступления – без срока давности. Как вы думаете, почему преступления нацистов не имеют срока давности? Ведь прошло уже столько лет!

(Ответы обучающихся)

Учитель: Скоро мы будем отмечать День Победы, победы в одной из самых страшных войн в истории человечества. Согласно статье I Международной Конвенции 1968 года, срок давности не применяется к военным преступлениям и преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время.

В Российской Федерации в ходе федерального проекта «Без срока давности», который реализуется с 2019 года при поддержке Президента России В.В. Путина, проводится большая работа по сбору материалов о преступлениях нацистов в годы Великой Отечественной войны, работают поисковики и находят новые факты уничтожения мирных жителей, проходят судебные процессы по признанию геноцида советского народа, проводятся просветительские мероприятия, увековечивается память о трагедии нашего народа, в том числе в наших умах и сердцах.

Таким образом, преступления нацизма не имеют срока давности, как юридически, так и практически. Поэтому столь символично и название нашего общенародного проекта по сохранению исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны - «Без срока давности».

Демонстрация видеоролика (дикторский текст)

Сам термин «геноцид» впервые прозвучал в Нюрнберге. В ходе судебного процесса. Тогда на скамье подсудимых оказались первые лица нацистской Германии, обвиняемые в геноциде и совершении военных преступлений. К сожалению, в работе Нюрнбергского трибунала многие факты так и не получили полной правовой оценки. Лишь спустя десятилетия эта историческая ошибка исправляется на наших глазах и при нашем участии.

20 октября 2022 года Санкт-Петербургский городской суд признал блокаду Ленинграда геноцидом советского народа. В 2020-2023 годах факт геноцида нацистами мирных советских граждан признали суды Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской, Ленинградской, Новгородской, Орловской, Псковской и Ростовской областей.

И это правильно. Мы должны восстановить историческую справедливость. Справедливость по отношению к миллионам людей, ставших жертвами страшных преступлений нацистов. Преступлений, у которых нет срока давности.

22 марта 2023 года Государственная Дума приняла заявление «О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов».

Ведь тогда вместе с немецко-фашистскими захватчиками расстреливали, вешали и пытали советских женщин, детей, стариков нацисты из воинских подразделений, сформированных на территориях Италии, Венгрии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии. Бельгии, Испании, Нидерландов, Норвегии, а также добровольцы из Австрии, Дании, Латвии, Польши, Франции, Чехии и Эстонии.

По сути, наша страна боролась с международным фашизмом. Боролась и победила. Победила тогда - победит и сейчас.

19 апреля в России проводится как День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

В этот день в 1943 году был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР № 39 «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников родины из числа советских граждан и для их пособников».

Этот указ был необходим для законной реализации судебных решений в отношении гитлеровских захватчиков и их пособников.

Долг ныне живущих перед павшими — изобличить виновных в геноциде, бережно хранить память о тех страшных событиях и не дать трагедии повториться на нашей земле. И добиться этого можно только нашими едиными действиями!

Мы не забудем! Мы не допустим возрождения нацизма!

Учитель. Сегодня мы вспомнили о некоторых фактах геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, человечество плохо помнит уроки прошлого, а некоторые страны пытаются перекроить историю. Примером может служить Донбасс. Для каждого современного россиянина это особая территория.

Знаковым событием сохранения памяти о героизме наших предков в борьбе с нацизмом, стало восстановление в 2022 году на востоке Донбасса мемориального комплекса «Саур-Могила», разрушенного во время начатых новоиспеченными нацистами боев в 2014 году.

«Его восстановление, — по мнению Президента РФ Владимира Путина, — это возрождение памяти о подвигах и героях поколения победителей, о тех, кто не щадя себя освобождал Донбасс от нацистских захватчиков, отважно сражался за донецкие степи и берега Миуса, за высоту древней Саур-Могилы, которая стала важнейшим плацдармом при наступлении Красной армии летом 1943 года».

Однако события, которые происходят там сейчас, – важнейшее напоминание нам: нельзя забывать прошлое. И сегодня мы столкнулись с новыми попытками уничтожения мирного населения. Самый яркий символ и самая светлая память этого – Аллея ангелов в Донецке. Это мемориальный комплекс, открытый в 2015 г. волонтерами, увековечивает память погибших детей Донбасса, погибших сейчас, в XXI веке.

Учитель. Давайте в заключение поразмышляем.

Вопросы для обсуждения с обучающимися:

  • Почему преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны рассматриваются как геноцид и не имеют срока давности?

  • Какие человеческие качества, нравственные ценности появились в рассмотренных фактах? Как они помогли и помогают россиянам сохранить жизнь, достоинство, бороться за справедливость?

Учитель. Уроки прошлого нельзя забывать. История Великой Отечественной войны, Второй мировой, история народов Советского Союза – это не абстрактная история, это история каждой семьи, она будет иметь значение для многих поколений наших потомков. Они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордится предками и страстно желать, чтобы те страшные годы не пришлось пережить, никогда они не повторились. Нужно помнить, чтобы не допустить появления нацизма на планете…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!