Департамент образования науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Воронежской области
«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«День здоровья»
Методические рекомендации
2021г.
ОДОБРЕНО на заседании цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин всех специальностей Протокол №__ от «__» _______2021г Председатель________ В.Н. Дерюжкина Методист_______ М.С. Маслова | УТВЕРЖДАЮ заместитель директора по УР _____________ Т.Г. Овсянкина «___» ___________ 2021г |
Автор: Бородин Д.А., преподаватель ГБПОУ ВО «БСХТ»
Методическая разработка предназначена для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Оглавление Введение 4
Методическая часть 8
Спортивный КВН 9
Первенство техникума по перетягиванию каната 12
Товарищеская встреча по волейболу 13
Первенство техникума по гиревому спорту среди студентов 1 - 4 курсов 14
Вывод 15
Список литературы 16
ФУТБОЛ- после волейбола Введение Россия является одной из стран, где ухудшение состояния здоровья населения приобрело катастрофический характер. Неблагоприятная экологическая обстановка, социально-экономические, бытовые условия и стрессовое напряжение в совокупности угрожают здоровью нации.
Особую тревогу вызывают тенденции в филогенезе здоровья подрастающих поколений. Дети и молодёжь составляют почти треть населения планеты, при этом они больше всего страдают от социальных, политических катаклизмов, деградации окружающей среды. Состояние здоровья детей и молодёжи является одним из главных показателей устойчивого развития общества.
В общем плане под здоровьем понимают возможность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психической и социальной сущности человека.
Детям и подросткам приходится проходить сложный период своего естественного развития, преодолевая огромные нагрузки. Значительная их часть связана с интефикацией воспитательно-образовательного процесса и его организацией, основанной на преобладании статистических нагрузок, которые приводят к искусственному сокращению объёма произвольной двигательной активности обучающихся.
В связи с кризисными явлениями в обществе в последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не вызывали тревогу у педагогов, воспитателей, врачей, родителей. Например, досуг молодёжи всё чаще сводится к просмотру агрессивных видеофильмов и к компьютерным играм, что вызывает гиподинамию, нарушение осанки и зрения.
О росте числа юных курильщиков, массовом употреблении подростками энергетических напитков, пива и иных алкогольных продуктов, Также большой проблемой являются токсикомания и наркомания.
Поэтому главная задача преподавателя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в техникуме, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями преподаватель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человека в полноценного, здорового гражданина своей страны.
У нашего техникума достаточно ресурсов для помощи своим студентам в сохранении здоровья. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей студентов, и т.д. Содействие процессами формирования адаптационных ресурсов студентов, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды - как природной, так и социальной - важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждением средствами - обучением, воспитанием, содействием развитию.
Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье студентов и преподавателей от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у студентов культуры здоровья.
Последнее принципиально важно, ибо задача состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье студентов на период обучения в техникуме, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.
При проведении в техникуме внеклассных мероприятий мы используем физкультурно-оздоровительные технологии, а именно - физкультурно - оздоровительные мероприятия.
В условиях техникума массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия занимают важное место. Во-первых, они являются методом приобщения студентов, преподавателей и сотрудников к физической культуре и спорту, повышения уровня их физической подготовленности, воспитания полезных двигательных навыков и умений, стимулируют интерес к дальнейшим занятиям физическими упражнениями и спортом. Во-вторых, создают условия для состязательной игровой деятельности с учетом интересов и подготовленности занимающихся. В-третьих, являются пропагандой здорового образа жизни. В-четвертых, формируют такие черты характера, как дисциплинированность, тактичность, упорство, ответственность.
Массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия решают целый комплекс задач, который можно эффективно решить только при условии выполнения следующих принципов проведения:
•Соответствие организации мероприятия его задачам;
•Доступность участия в мероприятии по времени, с учетом режима учебы;
•Посильность и соответствие соревновательных упражнений уровню подготовленности, возрасту;
•Безопасность участников, судей и зрителей;
•Наглядность и воспитывающий характер мероприятия, заключающиеся в четкости и красочности его проведения, в объективности определения результатов участников, в своевременном подведении итогов и награждении победителей.
Трудно переоценить значение физкультурно-оздоровительных мероприятий в физическом воспитании студентов. Использование элементов соревнования открывает широкие возможности для повышения эмоционального тонуса и активности студентов.
В техникуме, уже не первый год, стало традицией проводить День здоровья.
Принимая участие в Дне здоровья, студенты обогащаются навыками, впечатлениями, глубже познают себя и своих товарищей, переживают радость побед и горечь поражений. Сама атмосфера Дня здоровья дает возможность студентам и преподавателям осознать важность занятий физическими упражнениями.
День здоровья - это комплексное мероприятие, включающее в себя:
Спортивный КВН;
Товарищескую встречу по волейболу;
Товарищескую встречу по футболу;
Первенство по перетягиванию каната;
Первенство по гиревому спорту,
Первенство по подтягиванию на перекладине;
Сдача норм ГТО;
Четко организованные мероприятия на Дне здоровья смогут полностью выполнить поставленные перед преподавателем задачи.
Цели:
Обеспечить выпускнику техникума высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Привлечь к массовым оздоровительным и физкультурным мероприятиям как можно большего количества студентов, преподавателей и сотрудников техникума;
Развить в техникуме массовые виды молодежного спорта.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствование техники индивидуальных и командных действий в защите и нападении при игре в волейбол;
Выполнение правильной техники упражнений с гирями;
Совершенствование приобретенных умений и навыков при выполнении элементов спортивных эстафет;
Закрепление теоретических и практических навыков в судействе по гиревому спорту, волейболу, перетягиванию каната;
Умение действовать в необычных и сложных ситуациях.
Воспитательные:
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
Совершенствование оздоровительной, физкультурно-массовой и спортивной работы в техникуме;
Воспитание смелости, силы воли при выполнении элементов комбинированных эстафет;
Формирование сплоченных командных действий;
Привитие уверенности в победе;
Формирование взаимовыручки и умения прийти на помощь;
Развитие дружеских отношений между студентами и преподавателями.
Оздоровительные:
Сохранение и укрепление здоровья;
Развитие общей выносливости, силы;
Формирование здорового образа жизни;
Овладение методикой правильного дыхания при физических нагрузках;
Закрепление знаний и умений восстановительных мероприятий после высоких физических нагрузок.
Соблюдение правил по предупреждению травм.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Психологи-практики отмечают нарушение эмоционального и личностного развития студентов, растущую агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими подростками и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.
Всем хочется видеть наших студентов здоровыми и счастливыми. Но как сделать, чтобы они жили в ладу с самими собой, с окружающим миром, с людьми? Секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается, и отсутствие вредных привычек. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека почти на 56-65%. Не менее очевиден и тот факт, что изменить его очень трудно. Но и это можно сделать радостью, а не преодолением каких-либо препятствий.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности и духовная жизнь в целом.
Поэтому, физическое развитие и укрепление здоровья студентов техникума, является главной заботой всего педагогического коллектива Борисоглебского сельскохозяйственного техникума и, в первую очередь, нас, преподавателей физической культуры.
Методическая часть День здоровья - это комплексное мероприятие, включающее в себя соревнования, сдачу норм ГТО и самое главное, охватывающее всех обучающихся техникума. Такое мероприятие требует тщательной подготовки.
Создается организационный комитет по подготовке и проведению Дня здоровья, который составляет план ее подготовки и проведения. Сюда входят вопросы медицинского обслуживания, работа судейской коллегии, агитационно-пропагандистские мероприятия и вопросы финансово-хозяйственного обеспечения.
К организации, составлению программы, подготовке и проведению мероприятия надо привлечь как можно больше студентов.
После составления программы Дня здоровья разрабатывается подробный план проведения соревнований.
Программа соревнований должна быть известна студентам и преподавателям за две недели, чтобы они смогли ознакомиться с Положениями о соревнованиях, подобрать студентов и преподавателей в составы команд и пройти тренировки.
Для проведения соревнований на Дне здоровья подбирается состав судей по видам спорта. Для судей проводится совещание, на котором рассматриваются положение о соревнованиях с определением единого толкования его пунктов, основные разделы правил соревнований.
На всех спортивных массовых мероприятиях необходимо присутствие медицинского работника, для оказания (если потребуется) неотложной медицинской помощи.
Организаторы и судьи спортивных соревнований должны принять все меры для предотвращения несчастных случаев и телесных повреждений.
Для того, чтобы зрители не скучали на мероприятии, с ними проводится игра со зрителем.
Проводится агитационно-пропагандистская работа при подготовке, в ходе и после окончания соревнований в следующих формах:
оформление объявлений о проводимых мероприятиях;
своевременный выпуск молний;
своевременное подведение итогов и торжественное закрытие мероприятий;
вручение грамот, дипломов и призов победителям соревнований и конкурсов;
яркое и красочное оформление помещений;
Ремонт и приобретение недостающего спортивного инвентаря;
Приобретение грамот и дипломов;
Приобретение призов
Спортивный КВН
Описание мероприятия:
Состояние здоровья студентов существенно влияет на качество их жизни и учебы. Не секрет, что в настоящее время наблюдается ухудшение здоровья студентов. Многочисленные клинические и социальные лабораторные исследования показывают, что снижение двигательной активности отрицательно сказывается на здоровье человека, его физическом развитии, работоспособности, психической деятельности, приводит к расстройству координации движений. Чтобы избежать данных проблем, студентам необходима двигательная активность.
Длительное ограничение движений отражается на общем психическом состоянии: появляются сонливость, раздражительность, бессонница, ухудшается аппетит и настроение, ослабляется эмоциональная устойчивость.
Двигательная активность студентов нашего техникума возрастает по мере приближения к сессии (особенно в последний месяц) и резко снижается в период сессии, каникул. Чтобы повысить двигательную активность студентов кабинет физкультуры техникума организует спортивно-массовые мероприятия, в которых участвуют около 90% обучающихся.
В техникуме стало традицией проводить День здоровья.
Цель - возродить военно-патриотическую работу и пропаганда физической культуры и спорта.
Одним из мероприятий этой недели является Спортивный КВН между командами студентов и преподавателей, где участники соревнуются в знании торжественный спортивных дат, силе и ловкости, скорости и выносливости.
Подготовка и проведение:
Спортивный КВН проводят на основе игры «Веселые старты».
Создается актив из студентов и преподавателей для обсуждения организации и проведения данного мероприятия. На заседании актива решаются организационные вопросы: дата и время проведения, подбор участников для команд, программа соревнований, награждение. Оформляется красочное объявление и вывешивается в техникуме. На первый план мероприятия нужно ставить воспитательные задачи. Для воспитания чувства коллективизма, товарищества в эстафету включаются задания, успех выполнения которых зависит от согласованности действий участников, их взаимопомощи и взаимостраховки. Обязательное условие четкой организации мероприятия - хорошо продуманная подготовка (подготовка инвентаря, оформление, разметка). При подборе конкурсов и эстафет нужно делать акцент на развитие определенных двигательных качеств, а также умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Во избежание ошибок при объяснении очередного конкурса необходимо показать одному-двум участникам способы передачи предметов, преодоления препятствий и другие моменты. После объяснения и показа нужно ответить на вопросы, возникшие у участников, о технике и правилах игры. Известно, что во время командных эстафет участники предельно возбуждены, поэтому необходимо принять все меры предосторожности, исключающие возможность травматизма. Для успокоения возбужденных участников, следует по окончании нескольких конкурсов проводить музыкальные паузы. Музыкальные паузы лучше воспринимаются участниками и зрителями, если в них участвуют студенты (сольные песни, танцы). Чтобы конкурсы и эстафеты не утрачивали педагогическую ценность, надо вовремя фиксировать все нарушения правил и учитывать их при подведении итогов, а также делать все возможное и необходимое для предупреждения нарушений. Для определения победителя в каждом конкурсе за первое место дается число очков, равное числу команд (2), за второе - на одно очко меньше (1). После окончания всех конкурсов и эстафет полученные очки суммируются, и побеждает команда, набравшая наибольшую сумму. При награждении должны быть поощрены обе команды. Для того, чтобы зрители поучаствовали в мероприятии, с ними проводится спортивный аукцион «Отжимание от гирь». Победитель получает приз. Приобрести грамоты, памятные подарки участникам команд.
Цель:
Укрепление здоровья и дружественных отношений между студентами и преподавателями.
Задачи:
Вовлечение преподавателей и студентов к регулярным занятиям физкультурой и спортом.
Совершенствование оздоровительной и физкультурно-массовой работы в техникуме.
Пропаганда здорового образа жизни.
Воспитание чувства коллективизма и товарищества.
Форма проведения: Подвижные игры.
Наглядное обеспечение:
Лозунг «Вместе лучше»
Российский флаг
Лозунги - призывы:
«Проиграл - не унывай»
«Один за всех и все за одного»
«Играй с нами»
«Движение - это жизнь»
«В игре соперники, а вообще - друзья»
Оборудование:
Лыжи - 2 пары
Мяч волейбольный - 2
Мяч футбольный-2
Гири - 2
Скакалка - 2
Теннисная ракетка - 2
Роликовая доска - 2
Шар воздушный - 2
Мешок - 2
Свисток - 1
Подушка - 1
Обручи - 14
Время проведения: 60 минут
Первенство техникума по перетягиванию каната Описание мероприятия:
Перетягивание каната как организованный вид спорта возникло в 70-х годах XIX века в Англии. В 1900 г. в Париже и в 1912 г. в Стокгольме перетягивание каната входило в программу Олимпийских игр. После 1963 г., когда была создана Международная федерация этого вида спорта, наступает новый этап его широкого распространения, и он успешно развивается более чем в двадцати странах мира.
День здоровья мы продолжим увлекательным и зрелищным мероприятием, как перетягивание каната, в котором принимают участие команды всех учебных групп и команда преподавателей.
Задачи:
Популяризация нетрадиционных видов спорта.
Пропаганда здорового образа жизни.
Подготовка и проведение:
•Формируются команды из каждой учебной группы и команда преподавателей.
Каждая команда состоит из 8 человек и капитана, который непосредственного участия в перетягивании не принимает, а руководит действиями своих товарищей.
Канат должен быть не менее 35 м длиной и от 10 до 12,5 см в окружности.
Белые флажки по краям коридора, в котором происходит перетягивание, отмечают середину каната, а красные, расположенные на расстоянии двух метров от середины, - ту линию, за которую команда должна перетянуть своих противников, чтобы выиграть.
При этом запрещается тянуть канат лежа на земле. Такое нарушение правил наказывается предупреждением, а за три предупреждения команда дисквалифицируется.
Оборудование: •Канат, белые и красные флажки, свисток
Время проведения: 60 минут
Товарищеская встреча по волейболу Задачи:
Популяризация волейбола в техникуме;
Повышение спортивного мастерства.
Форма проведения: Соревнование
Подготовка и проведение:
Разрабатывается Положение о проведении товарищеской встречи по волейболу. Оформляется красочное объявление. К участию в соревнованиях допускаются студенты основной медицинской группы. Состав команды - 6 человек. Команда выступает только в спортивной форме. Желательно, чтобы перед началом соревнований с приветственным словом выступил директор техникума. Победитель определяется согласно действующим правилам. Приобрести грамоты и призы обеим командам.
Наглядное обеспечение: •Российский флаг;
Оборудование:
Волейбольная сетка;
Волейбольный мяч;
Свисток;
Фотоаппарат.
Время проведения: 60 минут
Товарищеская встреча по футболу Задачи:
Популяризация футбола в техникуме;
Повышение спортивного мастерства.
Форма проведения: Соревнование
Подготовка и проведение:
Разрабатывается Положение о проведении товарищеской встречи по футболу. Оформляется красочное объявление. К участию в соревнованиях допускаются студенты основной медицинской группы. Состав команды - 5 человек. Команда выступает только в спортивной форме. Желательно, чтобы перед началом соревнований с приветственным словом выступил директор техникума. Победитель определяется согласно действующим правилам. Приобрести грамоты и призы обеим командам.
Наглядное обеспечение: •Российский флаг;
Оборудование:
Время проведения: 60 минут
Первенство техникума по гиревому спорту среди студентов 1 - 4 курсов Задачи:
Популяризация гиревого спорта в техникуме;
Выявление сильнейших студентов;
Повышение спортивного мастерства.
Форма проведения:
Соревнования.
Оборудование: Гиря 24 кг - 2 шт. Маты - 2 шт.
Подготовка и проведение:
Рассматриваются следующие вопросы:
Обговаривается время и место проведения соревнований.
Разрабатывается и утверждается Положение о проведении первенства техникума по гиревому спорту
Формируется судейская бригада из числа студентов техникума. •Приобретение призов и грамот.
Оформляется красочное объявление и вывешивается в здании техникума.
Вывод
Проведённый в Борисоглебском сельскохозяйственном техникуме День здоровья дает установку на здоровый образ жизни студентам, преподавателям техникума, родителям.
Наши студенты хорошо понимают, что для успешной деятельности, полноценной жизни необходимо хорошее здоровье, сохранить которое можно, только следуя требованиям (правилам) здорового образа жизни.
Однако в реальности между пониманием необходимости следования здорового образа жизни и практическим воплощением его в повседневную жизнь по-прежнему лежит огромная пропасть.
Нам, преподавателям физической культуры и всему преподавательскому коллективу есть над чем работать. И мы будем продолжать работу по пропаганде здорового образа жизни, применяя при этом здоровьесберегающие технологии.
Список литературы Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: Академия, 2002 г.
Массовая физическая культура в вузе: Учеб пособие /Под ред. В.А. Маслякова.- М.: Высш. школа, 1991 г.
Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. учеб. заведений.- м.: Просвещение, 1989 г.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. - М.: Мастерство, 2002 г.