СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мероприятия по формированию у учащихся уважения к государственным символам Республики Беларусь посредством работы с уголком государственной символики Игра по станциям «Юный патриот»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия по формированию у учащихся уважения к государственным символам Республики Беларусь посредством работы с уголком государственной символики Игра по станциям «Юный патриот»»

Г осударственное учреждение образования
«Горбовичский учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа»








Методическая разработка мероприятия

по формированию у учащихся уважения

к государственным символам

Республики Беларусь

посредством работы

с уголком государственной символики
Игра по станциям

«Юный патриот»









Автор

методической разработки учитель русского языка и литературы
Чупринская Дарья Александровна









аг. Горбовичи, 2021

Аннотация

С давних времен любовь к родине в нашем государстве стала чертой национального характера. Однако в последнее время все более заметна утрата традиционного патриотического сознания. В связи с этим очевидна актуальность решения проблем нравственного и патриотического воспитания детей. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании одним из основных направлений воспитания обучающихся является «идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности».

Воспитать гражданина – значит подготовить человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к выполнению функций хозяина и труженика, защитника Родины и семьянина, к участию в сознательной и активной деятельности. И, конечно, гражданин страны должен знать ее государственные символы.

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Есть они и у нашей страны.
Во всем мире есть давняя традиция - каждой стране иметь герб, флаг и гимн. Они нужны как образ этой страны, выражение патриотизма её граждан. Вот почему отношение к самому символу — это и отношение к своему Отечеству, своей Родине.
Чтобы воспитать уважительное отношение к символам своего государства, необходимо их хорошо знать и уметь отличать среди других символов. Поэтому изучение государственной символики очень актуальная тема в любом обществе, в любой стране. 
Все это явилось основанием для создания методической разработки по данной теме.

Главной задаче являлось рассказать учащимся больше о символах Беларуси и их роли в жизни нашей страны.











Цель: воспитание чувств патриотизма и гражданственности, национального самосознания.

Задачи: раскрыть значение государственной символики, которая отражает историю народа, его чаяния и устремления;

показать, что государственная символика – это общечеловеческая, государственная ценность;

воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

Оборудование: стенд с государственной символикой, раздаточный материал, материалы для творчества, аудиозапись гимна.


Ход мероприятия


Участники встречаются возле стенда №1, посвященного государственной символике.

Мой край
Мая зямля, мой родны дом
Завецца Беларуссю.
Я знаю: пад тваім крылом
Заўсёды прытулюся.
У час трывогі і бяды
З табою мы адзіныя,
З любоўю шчыраю заўжды
Заву цябе Радзімаю.
Валерыя Бароўская

1.Организационный момент: Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать вас всех на нашем квесте.

Прошу обратить внимание на то, где мы вас сегодня собрали. Эта локация выбрана неспроста. Скажите, пожалуйста, что изображено на этом стенде? (Флаг, герб, гимн) Верно, а как можно двумя словами назвать всё перечисленное? (Государственная символика). Вы абсолютно правы. Делая вывод, давайте определим, чему будет посвящено наше сегодняшнее мероприятие? (Государственным символам Республики Беларусь). Молодцы, ребята!

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по станциям и поговорим о символике нашей страны. Символика – понятие сложное, но очень богатое. Символы возникли и существуют с древнейших времён и будут существовать вечно. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Они основаны на исторических традициях и отражают представление каждого гражданина о своей Родине. Сегодня мы поговорим о тех символах, с помощью которых принято представлять нашу страну в мире.

В далеком прошлом люди, жившие вместе, образовывали племена. Племена, не желавшие или не умевшие сохранять опыт предков, погибали. Те же племена, в которых с почтением относились к заветам и культуре предков, процветали и развивались. В жестоких битвах за свободу и независимость наши предки пользовались округлыми щитами, окрашенными в определенные цвета. Необходимость обозначать свои полки, отделять их от вражеских, одновременно устрашить врагов и ободрить своих воинов постепенно привела к созданию флага, а украшенный разными "счастливыми приметами" или "знаками судьбы" щит преобразовался со временем в герб. Вот так и образовывались государственные символы.

Сегодня нам предстоит проверить, насколько хорошо вы знаете символы нашей с вами страны.

Для начала вам нужно разбиться на 3 команды и придумать название.
(Делятся на команды, придумывают названия, например: «Новое поколение», «Белорусы», «Патриоты» и т.д. Каждой команде вручен свой маршрутный лист).

Итак, у каждой команды есть свой маршрутный лист, в соответствии с которым вы должны следовать. Впереди каждую команду ожидает 3 станции: «Герб», «Флаг», «Гимн». На каждой станции вас ожидают задания, выполнив которые вы заработаете частички пазла. Конечная станция для всех будет одна – «Уголок символики». Там вам предстоит выполнить самое главное задание-сюрприз. Команда, быстрее всех справившаяся с заданиями, будет объявлена победителем.

Итак, команды готовы, маршрутные листы на руках – начинаем наше путешествие!

(Команды отправляются по маршрутам, построенным так, чтобы они не пересекались. На каждой станции ребят ожидают задания, выполнив которые команда награждается фрагментом пазла. На последней станции объявляется команда-победитель, собирается общий пазл. Также ребят ожидает общее творческое задание – создание «Уголка символики»).

2. Станция «Флаг»

Добро пожаловать на станцию «Флаг». Думаю, вы догадались, с чем будут связаны задания на этой станции. Сейчас мы проверим, что вы знаете об этом государственном символе.

Викторина:
1. Начнем с легкого вопроса: для чего служит флагшток? (Флагшток - (от голл. vlaggestok), вертикальный шест для подъема флага).

2.  Каким поступком считается спасение флага в боевых условиях? (Доблестным, героическим).
3. Как называется символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений? (Орнамент – от лат. ornamentum - украшение)

4. Посредством узоров или орнамента люди выражали различные пожелания и заветы. На государственном флаге Республики Беларусь запечатлена часть наиболее древнего орнамента. Кем и когда была выполнена эта работа? (Работа была выполнена в 1917 г. Крестьянкой Матрёной Маркевич из Сенненского уезда.)

5. Что означают на орнаменте ромбы? (В центре ромб с толстыми «крючками» или «рогами» - это вечность в движении. А сам ромб – это древнейшее изображение башни Земли и Плодородия. Ромбы поменьше – это тоже заклинание – «хлебы», т.е. пища, которую нужно понимать как пищу для духа и пищу для тела.)

Отлично, ребята, вы ответили на все вопросы и заработали фрагмент от пазла.

Но это еще не всё. У меня для вас есть ещё одно задание, которое поможет заработать вам дополнительный фрагмент.
(На столе лежат карточки с описанием цветов государственного флага. Участники должны по описанию определить, о каком цвете идёт речь).
Перед вами 3 карточки. На каждой карточке описание одного из цветов государственного флага. Вы должны по описанию определить, о каком именно цвете идёт речь
Карточка 1.
Этот цвет с давних времен служит знаком Солнца. Он символизирует родство и братство. Этот цвет связан так же с борьбой за свободу и справедливость. Это знак победы и счастливой жизни. (Красный)

Карточка 2.

Цвет добра и мир. Это цвет природы, цвет полей, лесов и лугов. Он означает весеннее пробуждение природы после долгого зимнего сна. (Зеленый)

Карточка 3.

Цвет свободы. Он перекликается с названием нашей страны, означает так же гостеприимность, доброжелательность и мудрость жителей Беларуси. (Белый)

Отлично, ребята, вы выполнили все задания и заработали еще один жетон. Молодцы! Вперед к следующей станции.
3. Станция «Герб»

Приветствую вас на станции «Герб». Я хочу немножко рассказать вам, из чего состоит Государственный герб республики Беларусь: он содержит золотой контур нашей страны, наложенный на золотые лучи восходящего над земным шаром солнца. Сверху находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамлен венком из золотых колосьев, переплетенных справа розовыми цветками. Земной шар – знак того, что Республика Беларусь – одно из государств мира. Единение земли и солнца – главный знак жизни. Эти изображения на гербе отражают традиции наших предков, которые поклонялись богине Земле и восходящему Солнцу. Символы Земли и Солнца обозначают также надежду современных людей на расцвет Беларуси.

А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете элементы нашего герба, и что они обозначают.

Викторина:
1. Что обозначает пятиконечная звезда на гербе нашей страны? (Это знак безопасности, мужества и высоких помыслов – обозначает готовность каждого жителя Республики к защите своей Родины).

2. Назовите растение, которое символизирует связь с миром животных. (Клевер)

3. Какими растениями переплетен герб? (С одной стороны розовыми цветами клевера, с другой – голубыми цветками льна.)

4. Назовите дату празднования Дня Государственного герба и Государственного флага? (Праздник День Государственного герба и Государственного флага отмечается второе воскресение мая.)

5. И последний вопрос: что обозначает венок в гербе нашей страны? (Венок в нашем гербе тоже не случаен, всё в нём символизирует труд и процветание).

Отлично, ребята. Я вижу, что вы хорошо знаете символы своей страны. За это вы заработали элемент пазла.

Чтобы заработать второй фрагмент вам нужно выполнить еще одно задание: собрать из предложенных элементов мозаику с изображением герба Республики Беларуси.
(Мозаика лежит на столе).
4. Станция «Гимн»

Здравствуйте, ребята! Эта станция посвящена главной песне государства, в которой воспевается страна и ее народ. Как она называется? (Гимн).
Верно, и сейчас мы узнаем, что вам известно об этом символе. Викторина:
1. Что означает гимн? (Гимн - (греч. hymnos), торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.)
2. Что означает государственный гимн? (Государственный гимн - официальный символ государства (наряду с государственным флагом и государственным гербом). Символ государственного суверенитета Республики Беларусь.)
3. Назовите автора музыки государственного гимна Республики Беларусь. (Нестор Соколовский).
4. Назовите автора текста государственного гимна. (2 автора: автором текста гимна Советской Белоруссии являлся Михась Климкович. В 2002 году текст Климковича был переработан Владимиром Каризной).
5. В каком году был утвержден современный гимн Республики Беларусь?(24 сентября 1955 музыка, 2 июля 2002 слова).

Молодцы, ребята! Вы верно ответили на все вопросы моей викторины и заработали элемент пазла.

Чтобы заработать второй фрагмент вы должны выполнить следующее задание: перед вами лежат отрывки из гимна нашей страны. Вам нужно собрать их воедино в правильной последовательности.
(На столе лежат строчки из гимна вразнобой).

Молодцы ребята, получите заслуженный фрагмент!

5. Станция «Уголок символики» (заранее подготовлены материалы для творческого задания – создание уголка символики: ножницы, клей, скотч, распечатки символики, подложка).

Итак, ребята, вы все достойно прошли испытания и справились со всеми предложенными заданиями. Молодцы!

Каждая команда добыла все необходимые фрагменты пазла, и теперь вам необходимо сложить их вместе.

(Складывают пазл, получаются государственные символы Республики Беларусь для создания Уголка символики).

Смотрите, ребята, как быстро вы справились с заданиями. Скажите, почему вам было так легко? (Потому что работали в команде). Верно, потому что вы работали в команде, вы были единым целым, и вместе смогли достигнуть цели.

Сегодня у нас не будет победителей и проигравших, потому что мы все – одно целое, как ваш пазл. Мы все объединены одним долгом и одними целями: любить, уважать и беречь нашу страну, быть достойным её гражданином. И чтобы доказать наше единство, я предлагаю вам выполнить последнее задание – создание Уголка символики.

(Создают уголок символики по макету).

Молодцы, ребята, вы отлично потрудились! Пусть этот уголок станет не только напоминанием о том, как важно знать и оберегать символы своей страны, но и о ваших стараниях, достигнутых совместными усилиями. Помните, что мы сильны настолько, насколько мы едины, и слабы настолько, насколько разъединены.

И в завершении нашего мероприятия, я предлагаю провести знаменитую акцию – «Споем гимн вместе!»

(поют гимн)

Большое спасибо за участие! До новых встреч!








Список использованных источников

  1. http://kroschin.baranovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=3321 (дата доступа 20.10.2021)

  2. https://infourok.ru/informacionnyj-chas-gosudarstvennye-simvoly-respubliki-belarus-gerb-flag-gimn-4188093.html (дата доступа 20.10.2021)