МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Конспект родительского собрания
на тему: «Патриотизм воспитывается с детства!»
с применением игровых технологий
Мандрыка Ирина Олеговна,
воспитатель
Цель:
– приобщить семью к изучению особенностей истории своей семьи, своего города, страны для формирования у них представлений о важности и необходимости патриотического воспитания в семье;
– раскрыть сущность и значение труда родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей, для формирования у родителей, а в последующем и у детей, чувства сопричастности в жизни и трудовой деятельности с земляками нашего края (Донбасс) и нашего города (Донецк).
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей по проблеме патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании, для определения у родителей уровня сформированности гражданско-патриотических установок в процессе воспитания собственных детей.
2. Консультации для родителей по проблеме патриотического воспитания дошкольников, исторические справки о городе Донецке и Донбассе.
3. Беседы на тему патриотического воспитания, о важности и роли сохранения семейных традиций.
Материалы и оборудование: музыкальная колонка, аудиозаписи гимнов, конверты с пазлами «герб ДНР» и «герб г. Донецка», фотографии знаменитых земляков, флажки, памятки для родителей «Высказывания великих о воспитании у детей любви к Родине» (приложение 1).
Ход собрания:
1. Вступительное слово.
Ведущий: Наверное, ни для кого не секрет, что каждый понимает слово «Родина» по-своему. Для кого-то – это семья, для кого-то – город, а для кого-то – свой родной двор и свой край.
Родина – значит родная, как мама и папа. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем. Родина – это место, где вы живете. Быть гражданином – значит сознательно и активно исполнять гражданские обязанности и гражданский долг перед обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм, гуманное отношение к людям. Зачатки этих качеств нужно формировать в ребенке как можно раньше.
Ребенок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к ближайшим людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Патриотическое воспитание необходимо для любого народа, любого государства, однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно совместно, с малых лет прививая ребенку уважение и любовь к родной земле. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданин, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо, понятно.
Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В ней зарождается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который продолжается в образовательных учреждениях. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он удивляется и что находит отклик в его душе. Ведущий знакомит родителей с результатами проведенного анкетирования, благодарит за полные искренние ответы на вопросы,
2. Игра «Отвечай быстро».
Ведущий: Уважаемые родители, предлагаю вам уточнить и закрепить знания о нашей малой Родине – городе Донецке.
Правила игры: игра состоит из 10 вопросов. Отвечать нужно быстро, не задумываясь над ответом.
– Как называется наш Край? (Донбасс).
– Столица ДНР? (Донецк).
– Самая главная (центральная) улица нашего города? (ул. Артема).
– Какие цветы являются символом Донецка? (розы).
– Какая самая почетная профессия в Донецке? (шахтер).
– Какое полезное ископаемое добывают на Донбассе (уголь)?
– На берегу какой реки расположен парк им. Щербакова? (Кальмиус)
– Назовите дату референдума о самоопределении Донецкой Народной Республики? (11 мая 2014 года).
– Дата признания Российской Федерацией независимости республик Донбасса? (21 февраля 2022 г.).
– Когда отмечают День шахтера в Донецке? (последнее воскресенье августа).
3. Игра «Я начну, а вы продолжите…».
Ведущий: Пословицы и поговорки называют жемчужинами языка, это особый вид творчества русского народа. Они, как драгоценные камни, украшают и придают очарование языку. Пословицы и поговорки передаются из поколения в поколение и не устаревают со временем.
Правила игры: необходимо закончить предложение (пословицу). Игра содержит 10 вопросов.
• Нет в мире краше…. РОДИНЫ НАШЕЙ.
• Где родился… ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ.
• Тот герой…. КТО ЗА СЕМЬЮ ГОРОЙ.
• За горами хорошо песни петь, …. А ЖИТЬ ЛУЧШЕ ДОМА.
• Семья мать – …. УМЕЙ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ.
• За край родной – ….НЕ СТРАШНО В БОЙ.
• Человек без Родины – что… СОЛОВЕЙ БЕЗ ПЕСНИ.
• Нет земли краше, чем… СТРАНА НАША.
• Дым отечества светлее… ЧУЖОГО ОГНЯ.
• Если дружба велика, будет… РОДИНА СИЛЬНА.
4. Игра «Узнай свой гимн».
Ход игры: Сейчас прозвучат десять гимнов различных стран, а вам, уважаемые родители, нужно будет сказать, каким по счету прозвучит гимн нашей Родины - Донецкой Народной Республики. О готовности ответить, родители оповещают всех собравшихся в зале поднятием флажка.
5. Игра «Кто быстрей?».
Ход игры: Вашему вниманию предлагается коллективная игра-соревнование на скорость. Ведущий предлагает родителям разделится на 2 команды по 8 человек. Каждой команде предлагается выбрать по конверту с пазлами. Выигрывает та команда, которая соберет пазл первой. Как только команда собирает пазл она должна поднять флажком, оповещая об окончании игры.
Задание команде А. Соберите пазл с изображением «герб ДНР».
Задание команде Б. Соберите пазл с изображением «герб г. Донецка».
6. Рефлексия.
Ведущий: Подводя итоги нашего сегодняшнего собрания, хочу зачитать вам строки стихотворения нашего земляка Ивана Волосюка, которые очень перекликаются с рассмотренной нами темой. Прошу их внимательно прослушать, проникнуться. И я надеюсь на дальнейшее плодотворное наше сотрудничество в вопросе развития и воспитания в детях настоящих человеческих качеств: доброты, верности, уважительности, порядочности, честности, любви к своей семье и своей Родине. Вместе нам всё по силам!
Каждой пыльной травинке, переливам рябиновых бус,
каждой чистой росинке я до самой земли поклонюсь.
Этим золотом чёрным дорожить мы умеем без слов, Донецкий край,
в стихах воспетый этой степью просторной и огнями родных городов. Миллионами красок наполняется мир и живёт,
над столицей Донбасса – долгожданное солнце встаёт.
Ведущий вручает родителям памятку «Высказывания великих о воспитании у детей любви к Родине»
Список литературы:
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Л. Н. Арутюнян, Е.В. Сипачева, Е. П. Макеенко, Л. Н. Котова, С. И. Михайлюк, Г. Ф. Бридько, Н. В. Губанова, О. В. Кобзарь. – Донецк : Истоки ГОУ : ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. – 208 с.
Алексеева О. А. Задания для маленьких патриотов / О. А. Алексеева, Л. К. Петропавловская // Ребенок в детском саду. – 2014. – № 2. – C. 26-29.
Алешина, Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий / Н. В. Алешина. – Москва : Перспектива, 2021. – 310 c.
Программа гражданско-патриотического воспитания «Мы – будущее Донбасса». – Режим доступа : https://педпрактика.рф/ (дата обращения: 21.01.2023).
Савченко, В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» / В.И. Савченко. – Москва : Детство-Пресс, 2013. – 320 c.
Приложение 1
Памятка
«Высказывания великих о воспитании у детей любви к Родине»
«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что происходит в стране, через вашу душу и ваше мнение должно приходить к детям» (Макаренко).
«Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком» (Белинский).
«Посейте поступок - пожните привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу» (Теккерей).
«Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине» (Герцен).
«Настоящая школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости есть семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности» (Сухомлинский).