СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка метапредметного урока "Ты хочешь мира? Помни о войне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке представлены различные формы работы: мозговой штурм, работа с энциклопедиями, игры, викторины идр.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка метапредметного урока "Ты хочешь мира? Помни о войне"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Васильевская средняя школа» Шуйский муниципальный район 155926, Ивановская обл., Шуйский район, с. Васильевское, ул. Новая, д.8, e-mail: [email protected], тел. 8(49351)3-42-35









Методическая разработка воспитательного мероприятия

«ТЫ ХОЧЕШЬ МИРА?

ПОМНИ О ВОЙНЕ!»







Выполнила учитель начальных классов, классный руководитель 3 класса Мочалова Елена Леонидовна.









Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Тема мероприятия: «Ты хочешь мира? Помни о войне!»

Актуальность темы:

В последнее время происходящие события подтверждают утрату традиционного российского патриотического сознания. Поэтому, значение воспитания патриотизма и формирование российской идентичности граждан страны возрастает многократно.

Воспитание патриотизма – это целенаправленная и системная работа по формированию у детей патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности в будущем к выполнению гражданского долга и обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание – это творчество. Оно не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и формирования российской идентичности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были путеводной звездой, ведущей в будущее.

В условиях нашей школы патриотизм формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Проводя эту работу, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому с обучающимися необходимо проводить дискуссии, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки жертвовали благосостоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. И только тогда дети смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения действительно огромны.

Целевая аудитория: 3-5 классы (от 9 до 12 лет)

Методическая разработка может применяться как классный час, так и как отдельное внеклассное воспитательное мероприятие.

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей истории и заместителей директоров по воспитательной работе в рамках воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Цель: воспитание патриотизма и любви к Родине, приобщение детей к традициям и истории Отечества, осмысление себя как гражданина общества.

Задачи:

  • формировать чувство уважения к государству и государственной власти, чувство гражданского долга и социальной ответственности, готовности защищать свое Отечество, отстаивать свои убеждения, защищать права человека;

  • углублять знания по военной истории России, боевым и трудовым подвигам жителей страны в годы Великой Отечественной войны;

  • учить хранить воинские традиции, связи поколений защитников Родины.


Планируемые результаты:

Личностные.

  • способствовать ценностной ориентации детей:

- любви к своему краю, своему народу и своей Родине;

- формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности;

-расширять общекультурный кругозор (ознакомление с событиями ВОВ, со смыслом проведения минуты молчания, со значением Вечного огня).


Метапредметные.

  • регулятивные:

Учить младшего школьника:

- целеполаганию как способности принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно (самостоятельное определение темы занятия);

- контролю как способности сличения способа действия и его результата с заданными эталонами (проверка выполнения учебной задачи - приём «интеллект-карта», подведение итогов, рефлексия);

- саморегуляции как способности начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент (работа в парах, в группах по времени);

- коррекции как способности исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки (при выполнении всех учебных задач);

  • коммуникативные:

- развивать умение младшего школьника взаимодействовать в коллективе и группе: планирование учебного сотрудничества со сверстниками (распределение ролей при парной, групповой работе);

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (при аргументации своей точки зрения (приём «Закончи предложение»), при ответах на вопросы, в дискуссии;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя (при работе в группах).

  • познавательные:

Совершенствовать у обучающихся:

- действия исследования;

- действия поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования (приём «интеллект-карты», при работе с ситуациями, с аудио- и видео- информационными источниками);

-действия моделирования изучаемого содержания (приём «интеллект-карты»);

-логические действия и операции (анализ информации энциклопедий, аудио- и видеоинформации; текстов при работе в группах; классификация (преобразование текста в таблицу), обобщение (ответы на вопросы);

-способы решения задач (поиск информации в разных источниках, преобразование текста в таблицу, мини-исследование).

Формы организации деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая

Технологии, методики:

проблемное обучение, моделирующая и поисковая деятельность, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии.

Оборудование и технические средства обучения:

  1. Ноутбук, экран, проектор;

  2. Фонограммы военных песен.

Наглядные пособия:

  1. Слайды с иллюстрациями о Великой Отечественной войне;

  2. Энциклопедии.

  3. «Фронтовое письмо»

Рабочие материалы для обучающихся:

1.Заготовки интеллект-карт;

2. Конверты с карточками и заданиями.



План мероприятия

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Проблемный вопрос.

3. Метод ассоциаций.

4.Постановка цели занятия и его тема.

5.Групповая работа. Работа с поиском информации.

6. Преобразование текста в таблицу.

7. Физкультминутка.

8. Словесная игра: «Каким должен быть воин?».

9. Знакомство с героями-земляками. Рассказ ученицы 10 класса.

10. Игра «Найди ошибку».

11. Викторина.

12. Отрывок постановки «Письмо с фронта».

13. Минута молчания.

14.Итог занятия. Рефлексия.












Ход мероприятия.

№п/п

Этапы занятия

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(комментарий, ссылки на используемый видео и фото материал, др.).

1.

Организационный момент. Мотивация учащихся.


- Мы - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!

- Сегодня необычное занятие. Оно потребует серьёзных размышлений, каждому понадобится заглянуть внутрь себя, чтобы задать самому себе серьёзные вопросы. Настроиться на нужный лад нам поможет огонь. Постойте и внимательно посмотрите.

Горит дрожащая свеча.
Не дунь на пламя сгоряча.
А ты, волшебный огонек,
О чем бы нам поведать мог?

Отвечают «Да»





Дети, взявшись за руки, стоят вокруг стола, на котором стоит зажжённая свеча.

Психологический настрой детей на занятие.

(позитивный настрой на работу перед началом занятия) Слайд 2.


После выполнения каждого задания дети получают звёзды с буквами.




Слайд 3.

2.

Вступительное слово. Проблемный вопрос.


- Ребята, посмотрите на свечу.


Скажи, на что похож огонь?
Огонь порой похож на птицу.
Взлетает вверх, в полёт стремится -
Но пёрышки его не тронь.

Скажи, на что похож огонь?
Огонь порой похож на монстра.
Остановить его непросто.
Все съесть готов и рвется в бой.

Скажи, на что похож огонь?


- В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, о важном и глубоком? Где может гореть огонь?

- Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и воспоминания. Кто знает, что это за огонь?

- Это вечный огонь. Он горит зимой и летом, днем и ночью.

- Тихо садимся, мы отправляемся в виртуальную экскурсию к вечному огню на Могиле неизвестному солдату.









На птицу, на бабочку и т.п.





В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку.


Ответы детей.




Дети занимают свои места.

Тихо звучит песня «Журавли».














Показ виртуальной экскурсии к вечному огню. Слайд 4.

3.

Метод ассоциаций.

- Вечный огонь символизирует вечную память о солдатах, не вернувшихся с войны.
Как вы думаете, о какой войне идёт речь?
- Произнесите слово ВОЙНА медленно с чувством. На столах у вас есть карточки, которые помогут найти ответы на вопросы.

-Какие смысловые ассоциации у вас возникли?


- Подберите к слову ВОЙНА эпитеты? Что такое эпитет? Какая она - война?

 

- Какие чувства у вас вызывает война?

 

О Великой Отечественной войне, войне с немцами.


смерть, разруха, горе, голод, слёзы, плач.


 жестокая, бессердечная, страшная кровавая, зверская

тревожные, беспокойные, печальные, горькое.

Слайд 5.



Детям выдаются карточки, в которых перечислены разные ассоциации.

На доске вывешиваются карточки с названными ассоциациями.

4

Постановка цели занятия и определение его темы.

-Почему мы говорим о той далёкой войне сегодня?

- Какую дату мы отмечаем в этом году?

-Как вы думаете, о чём мы поговорим на уроке? Для определения темы мы должны разгадать секретный шифр:


15

28

37

39

8

40

16

42

3

24

10

30

Ве

ли

кая

О

т

е

чест

вен

ная

В

о

й

н

а


- Что вы уже знаете о ВОВ?

-Как вы думаете, вам достаточно этих знаний?

-Если вы считаете, что у вас недостаточно знаний о ВОВ, то повесьте вашу звезду в нижнюю часть ленты. Если вы считаете, что у вас достаточно знаний, то повесьте вашу звезду в верхнюю часть ленты.


- Задайте «тонкие» вопросы по этой теме.



- Наша задача – составить интеллект-карту как результат ответов на ваши вопросы.

Приближается праздник - «День Победы»

75 лет со дня Победы.



О Великой Отечественной войне.











Выслушиваются ответы детей





Когда началась и когда окончилась ВОВ? Кто был главнокомандующим?

Сколько главных сражений было?

Почему память о войне остаётся в наших сердцах?

Слайд 6.



В центре интеллект-карты появляется надпись Великая Отечественная Война.

(задания к шифру в Приложении)







Дети вешают свои звёзды на ленту времени.















5.





















6.





7.



























8.











9.

















10.

Групповая работа. Работа с поиском информации.


















Преобразование текста в таблицу.




Физкультминутка

























Словесная игра: «Каким должен быть воин?»










Знакомство с героями-земляками. Рассказ ученицы 10 класса.













Игра «Найди ошибку».










































- Солдаты Великой Отечественной войны верили, что об испепелённых годах войны будут знать дети, внуки, правнуки. Ныне живущие и все последующие поколения. Так выполним их волю.  Снова и еще раз вспомним военные дороги наших отцов,  дедов и прадедов. Вспомним, как это было. 

- 1 группа получает задание: с помощью энциклопедии ответить на вопрос: Когда началась и когда закончилась ВОВ?

-2 группа получает задание: с помощью справочника по истории ответить на вопрос: Какие страны участвовали в этой войне?

-3 группа получает задание: с помощью энциклопедии ответить на вопрос: Кто был главнокомандующим в странах-участницах? Чем закончилась ВОВ?


-Вот мы и перенеслись на 75 лет назад! Сейчас мы сможем приоткрыть одну из печальных и героических страниц той войны!

- Каждая пара получает текст с описанием основного сражения в ВОВ. Ваша задача - преобразовать текст в таблицу. А потом расскажем друг другу о тех давних событиях.

"На старт! Внимание! Марш!"

Ровным строем мы идём-раз, два, три.

В барабаны звонко бьём- раз, два, три.

Мы летим, как самолёт-раз, два, три.

Ускоряется полёт-раз, два, три.

Пересели в вертолёт-раз, два, три.

На ракете полетим - раз, два, три

И всех-всех опередим- раз, два, три.



Поплывем на корабле - раз, два, три.

Нас качает на волне - раз, два, три.

Наши пушки метко бьют- раз, два, три.

Нашей Армии салют! Раз, два три!



- Но не сразу удалось нашим воинам- защитникам прогнать врагов. Народ нашей страны встал на защиту родной земли. Много людей погибло в то далекое суровое и страшное время.


- Ребята, как называют человека, который проявил в бою храбрость, отвагу, бесстрашие? - Как называют героический самоотверженный поступок? И таких героев, совершавших подвиг, было очень много. 

Словесная игра: «Каким должен быть воин?»

- Передавая звезду по кругу, назовите качества воина-защитника.











- Одними из таких героев были наши земляки Шкаров Пётр Дмитриевич и Шкурин Николай Фомич, внучкой которых является ученица 10 класса нашей школы Шкарова Яна, она расскажет нам о своей исследовательской работе.

А вы подумайте, смогли бы провести такую работу и о ком бы вы могли нам рассказать?


- Но не только люди были героями – героями были целые города.

- Го́род-геро́й — высшая степень отличия, которой удостоены города Советского Союза, прославившиеся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны.

- Для того чтобы узнать количество городов-героев, вам необходимо выполнить задание. Игра «Найди ошибку». Количество орфографических ошибок будет равно количеству городов-героев. Ребята, у каждого из вас на парте лежит лист с текстом. Вы должны внимательно изучить содержание рассказа, в нём будут орфографические ошибки, которые вам надо найти. Победит тот, кто за короткое время правильно обнаружит наибольшее количество ошибок.

- Задание выполнено правильно. 12 городов-героев и одна крепость. Вспомнить все города за 1 урок мы не успеем.

Сегодня я хочу поговорить с вами о судьбе одного города, название которого вы сегодня уже слышали.

Отгадайте его: блокада этого города длилась 900 дней. Ежедневные бомбежки, холод, болезни, тысячи погибших, но самым страшным был голод.

- Запасы продуктов уменьшались с каждым днем. Ежедневно каждому жителю выдавали паек. Это хлеб. Но не такой белый, мягкий и душистый, как едим ежедневно мы с вами. В состав этого хлеба входили: отходы, получаемые при обмолоте и очистке зерна, опилки, отруби и небольшое количество муки. Но и его выдавали ограниченное количество.
- Кто из вас знает, сколько граммов хлеба выдавали в день каждому жителю блокадного Ленинграда? 
Эту практическую задачу мы с вами сегодня решим.

Задача.

На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось 40 граммов соломы и столько же опилок, муки на 20 граммов меньше чем опилок, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки. Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.


- Как вы думаете, можно насытиться таким маленьким кусочком?

- Конечно, нет. Много горя принесла война. Некоторые небольшие города и села, фашисты сожгли полностью. Не осталось ни одного дома, ни одного человека. Много погибло солдат, женщин и детей.

-Ребята, какие еще города герои вы помните?

О них мы поговорим в следующий раз.







Поиск информации на заданный вопрос.


Ответы детей. Оценка работы группы другими ребятами с использованием звёзд (зелёная, красная)








Работа с текстом, выделение основных фактов сражения и фиксирование информации в таблицу.



Марш на месте.

Продолжаем марш, имитируем стук в барабаны.

Руки в стороны, раскачивание.

Ускоряем движение.

Руки перед собой, изображаем пропеллер.

Руки вытягиваем над головой, соединяем ладони.

Не меняя положения рук, приседаем и выпрыгиваем вверх.

Руки в прежнем положении, раскачивание из стороны в сторону.

Боксирующие движения руками.

Подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладоням и хлопаем.








Герой.


Подвиг.




Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, крепкий, здоровый, могучий, героический и т. д.



Дети рассматривают лэпбук.







Ответы детей на вопрос.












Дети выполняют задание.














Ленинград.




















1) 40 - 20 = 20 (гр.) – вес муки.
2) 20 + 5 = 25 (гр.) – вес отрубей.
3) 40 + 40 + 20 + 25 = 125 (гр.) – вес кусочка хлеба.

Ответ: 125 гр. весил кусочек хлеба в блокадном Ленинграде.

Ответы детей.











Работа в группах.



По итогам работы в группах на доске составляется интеллект-карта







Работа в парах.

В ходе работы заполняется интеллект-карта





Слайд 7.





























Слайд 8.

К интеллект-карте добавляется надпись «Герои войны»



Дети становятся в круг и, передавая звезду по кругу, называют качества воина-защитника





Слайд 9, 10, 11.











Табличка «Города-герои»







Слайд 12.



Проверка по эталону.

Слайд 13.



Слайд 14.






Слайд 15.























Дети решают задачу в тетради.









Слайд 16.



11.





























Викторина.

-Ответьте на вопросы викторины.

1.Какую годовщину Великой Отечественной войны отмечает наша страна в этом году?
(75-летие Великой Победы)

2.Назовите ФИО Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

(Иосиф Виссарионович Сталин)

3.Сколько дней продолжалась решающая битва за Сталинград? ( 200 дней) 

4. Крупнейшее танковое сражение Великой Отечественной произошло в ходе какой битвы и где? (Курской битвы. В районе посёлка Прохоровка).

5.Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск? (Ленинград, ныне Санкт-Петербург.)

6. Какой крупной битвой закончилась Великая Отечественная война?(Битва за Берлин)

7. Сколько городов носят звание Город-герой? (12 и Брестская крепость).

- Вы правильно выполнили задание и получаете последнюю звезду. Соберите слово из букв.

Дети самостоятельно отвечают на вопросы.








Взаимопроверка по эталону.















Дети складывают слово «ПОБЕДА»



Взаимопроверка проводится с демонстрацией слайдов с правильными ответами.

Слайд 17, 18.

12.



























































13.

Отрывок постановки «Письмо с фронта».




















































Минута молчания

- Посмотрите, дети, какое у меня необычное письмо. Как вы думаете, чем оно отличается от современных писем?

- Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким. Писали письма солдаты своим близким в минуты отдыха. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.

-  Ребята, подумайте, в какой раздел мы можем поместить фронтовое письмо?

-Посмотрите отрывок постановки «Письмо с фронта» и ответьте на вопрос: «Почему солдату нужна была вера в то, что его ждут дома, думают о нем?»

Ведущая                Письмо… Держу его в руке…

                               Что в этом маленьком конверте?

                               Конечно, грусть в любой строке

                               А вдруг и весть о чьей-то смерти?

Солдат, сидит на пеньке и  пишет письмо. Звучит первый куплет песни Ю. Началовой  «Письмо с фронта».

По окончании песни свет направляется на стол, за которым сидит и проверяет тетрадки учительница, рядом сидит девочка с куклой, мальчик постарше пишет в тетради. Слышится стук в дверь.

Учит. : Кто там, входите!

Почтальон:   Доброго вам всем дня, а я к вам с хорошей новостью, письмо вам от мужа вашего, (обращаясь к детям ) от папки.

Учит.: Жив, жив родненький, жив наш папка.

Митя:  Я же говорил, что живой,   я же ему уже письмо пишу!

(Учит. берет письмо, разворачивает конверт, начинает читать про себя)

Почт.:  Вижу, все хорошо у вас, ну тогда оставайтесь с радостью вашей, всего вам доброго, дальше пойду, еще письма есть.

Учит.: Всего вам хорошего, спасибо за письмо.

(Почт. уходит , учит . с детьми  читают письмо)

«Привет с фронта. Здравствуйте, моя дорогая жена Таня и дорогие детки Сонечка и Митенька. Кланяюсь я вам, свой пламенный и дорогой привет. И желаю вам всего хорошего в вашей жизни. А моя жизнь военная, передышки между боями. Скучаю по вам, мои дорогие, и надеюсь на скорую встречу. Пишу вам каждую пятидневку. Очень жду письма. Поцелуй деток, моя дорогая Танечка. Жди! Ваш муж.»

Ведущая: (под тихую музыку)

На улице полночь. Свеча догорает.  Высокие звезды видны.                                    

  Ты напиши мне письмо, дорогая, в пылающий адрес войны.

- Почему же солдату было важно знать, что его ждут дома?

- Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.

- Посмотрите на огонь свечи и задумайтесь: «Почему память о войне остаётся в наших сердцах?»

- Есть очень добрый обычай Руси:

В память бессмертия душ

  Ставить к иконам пламя свечи

Тем, кто не встретится уж.

Эта свеча – частица любви,

 Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них,

Жизни негаснущий свет!

Это письмо треугольной формы, без марки.



Дети рассматривают слайды.



Правильно, в разделе «Память о войне».





































Ответы детей.










Стихотворение читает заранее подготовленный обучающийся.


4 детей участвуют в сценке, остальные смотрят и после просмотра отвечают на поставленный вопрос.

Слайд 19.

























































Дети держат свечи.

Метроном. Минута молчания.

14

Итог занятия. Рефлексия.



















 - В начале занятия мы поставили вопросы, ответы на которые хотели узнать.

- На все ли вопросы вы нашли ответ?

Свой ответ можно начать со слов: 

- Сегодня я узнал…

- Мне понравилось на занятии…

- Мне было трудно…

- «Почему память о войне остаётся в наших сердцах?»

- «Для меня День Победы - это…»

«Я сегодня узнал…»

«С сегодняшнего дня я буду…»

- Оцените свою работу на уроке. Если вы активно работали, вы получили новые знания, то передвиньте вашу звезду выше.

Если у вас ничего не получилось, вам было не интересно, то оставьте вашу звезду в нижней части ленты.

Спасибо за вашу работу, группа №1 сегодня была самая активная, группа №2 – самая внимательная, группа № 3 – самая старательная.

-Спасибо за вашу работу, занятие окончено.

Дети отвечают на вопросы.










Оценивают свою работу с помощью звёзд на ленте времени.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!