СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на уроках истории и внеклассных мероприятиях Шайдуллина Л.М., учитель истории МБОУ школа-интернат г.Белебея

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность

 на уроках истории и внеклассных мероприятиях

Шайдуллина Л.М., учитель истории

                                                                                                                                                                МБОУ школа-интернат г.Белебея

 

Еще в начале XX века  Альберт Эйнштейн  сказал:  «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили».

А что остаётся? Остаются те знания и умения, те компетенции личностного роста, которые помогут человеку определиться в жизни.

Одним из эффективных методов  в развитии познавательной самостоятельности учащихся и  формировании у них умений исследовательской деятельности является  проектное обучение.

Смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе  выполнения проектов.

На сегодняшний день существует достаточно много информации, посвященной использованию проектной методики. Кратко и содержательно структуру проекта определил к.п.н. Игорь Станиславович Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»:

  • Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).
  • Проектирование (планирование деятель нести).
  • Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).
  • Продукт (изготовление, оформление продукта).
  • Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Данная технология   активно применяется учителями  школы-интерната г.Белебея. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории и внеклассных мероприятиях в нашей школе, можно выделить ряд особенностей.  Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи. По деятельности учащихся, проекты  в основном, исследовательские, информационные, игровые и  творческие. По продолжительности   - краткосрочные (несколько уроков), недельные  и мини-проекты.  Тип проекта зависит от возраста учащихся, индивидуальных особенностей и темы. В полном объеме данная методика   применяется в основном в старших классах и во внеурочное время.

Отдельные элементы проектной технологии успешно внедряются при обучении истории уже в 5 классах, так называемые мини-проекты, которые    учитывают особенности психофизического развития подростков данного возраста, не занимают   много учебного времени и   рассчитаны на быструю их реализацию. Использование минипроектов способствует достижению личностных и метапредметных результатов [4, с. 172]. Такие проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания и  проблемные задачи на уроке.   Например,  ролево-игровые проекты «Я – ученик древнеегипетской школы»,  «Я – ученик спартанской  школы». Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, воспоминания гладиатора и т.д.

На итоговом уроке по истории Древнего мира реализуется недельный проект «Дневник-путешествие по странам Древнего мира». Учащиеся разделяются на группы, и каждая группа представляет свой  проектный продукт, который является частью «Дневника-путешествия».

На уроках истории в 6-7 классах широко используются дидактические игры, загадки,  шарады, ребусы. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность. Но ведь эти различные головоломки могут создавать сами учащиеся. Вот это и есть  мини-проект, который учащиеся могут выполнять и в группе, и индивидуально, и с помощью родителей.

На уроках истории в 6-7 классах возможны небольшие по объему исследовательские творческие проекты, например: «Изобретения Средневековья», «Деньги мира»,  «Кухня по Домострою». Свои проекты обучающиеся представляют на школьной исследовательской конференции Шаг в науку».

Формирование гражданского самосознания невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. Учебные проекты помогают решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Воспитанию патриотизма и гордости за свою страну способствовало создание проекта об Ольге Федоровне Берггольц «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…».    Эта тема очень актуальна, так как страдания и мужество, терпение и отвага жителей города Ленинграда – достойный пример для нас, живущих в XXI веке.   Работая над данным проектом, учащиеся изучили события Великой Отечественной войны, связанные с обороной Ленинграда; познакомились с творчеством О.Ф. Берггольц; создали презентацию и сценарий историко-литературной гостиной.

Проект межпредметный групповой, средней продолжительности (2 недели). Эта работа ещё раз напомнила всем о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.  

В 2017-2018 учебном году учащиеся нашей школы впервые создали внутришкольный межклассный проект, посвященный 100-летию Октябрьской революции 1917 года «Октябрь 1917г.: взгляд из XXI века».  Учащиеся 5-9 классов после работы над проектом представили свой продукт в виде  учебно-познавательного мероприятия, которое проходило в несколько этапов  и на уроках, и на переменах.

 

п/п

  Мероприятие

Время   проведения

Ответственные

 

1

 «Легендарная быль». Выступление лекторской группы.  

25.10.2017г.

8.15.-8.30

 9–е кл.

 

2

«По страницам Октябрьской революции».  Медиалекторий  

25.10.2017г.

8.30-9.15.

9а   кл.

 

3

 «Октябрьская революция в живописи».    Экскурс.

25.10.2017г.

9.15.-9.25

8а кл.

 

4

«Судьба и Родина – едины». Попурри из революционных песен. 

25.10.2017г.

10.10-10.30

5а кл.

 

5

«Революция в поэзии». Поэтическая перемена 

25.10.2017г.

11.15-11.35

7а кл.

 

6

«Октябрь 1917г.: взгляд из  XXI века». Выступление лекторской группы.  

25.10.2017г.

12.20-12.30

6а кл.

 

 

Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха»,  учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип   связи обучения с жизнью. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком-либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

Разработка проекта  «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…»      был представлен на Всероссийский конкурс «Педагогический дебют – 2018» и занял первое место.

Использование проектной технологии в формировании гражданского самосознания дает положительные образовательные и воспитательные результаты. Это   ценностное отношение к историческим и культурным традициям, формирование духовных ценностей обучающихся, реализация творческих способностей, опыт социальных отношений.

  Таким образом, работа по формированию гражданского самосознания обучающихся с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности необходимых для будущей жизни.

Немало этот метод дает и нам - учителям. Это и возможность творчества, и новые умения, и новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Проектный метод позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным и увлекательным, а поэтому и более эффективным.

 Французский писатель и журналист Анри Барбюс в начале XX века сказал: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». 

 

 

Список использованной литературы:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  2. Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.
  3. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности - Смоленск, воспитание и обучение, 2013.
  4.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002. – 272 с.
  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.
  6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
  7.  Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: Проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

 

 

  

 

 

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках истории и внеклассных мероприятиях Шайдуллина Л.М., учитель истории МБОУ школа-интернат г.Белебея»

Проектная деятельность

на уроках истории и внеклассных мероприятиях

Шайдуллина Л.М., учитель истории

МБОУ школа-интернат г.Белебея


Еще в начале XX века Альберт Эйнштейн сказал: «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили».

А что остаётся? Остаются те знания и умения, те компетенции личностного роста, которые помогут человеку определиться в жизни.

Одним из эффективных методов в развитии познавательной самостоятельности учащихся и формировании у них умений исследовательской деятельности является  проектное обучение.

Смысл проектного обучения заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

На сегодняшний день существует достаточно много информации, посвященной использованию проектной методики. Кратко и содержательно структуру проекта определил к.п.н. Игорь Станиславович Сергеев в методическом пособии «Как организовать проектную деятельность».

Проект — это «пять «П»:

  • Проблема (постановка проблемы, компоненты которой требуют решения).

  • Проектирование (планирование деятель нести).

  • Поиск информации (сбор, систематизация, структурирование информации).

  • Продукт (изготовление, оформление продукта).

  • Презентация (выбор формы, подготовка и презентация, а также самооценка и самоанализ).

Шестое «П» проекта — его Портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, промежуточные отчеты и другое.

Данная технология активно применяется учителями школы-интерната г.Белебея. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории и внеклассных мероприятиях в нашей школе, можно выделить ряд особенностей. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи. По деятельности учащихся, проекты в основном, исследовательские, информационные, игровые и творческие. По продолжительности - краткосрочные (несколько уроков), недельные и мини-проекты. Тип проекта зависит от возраста учащихся, индивидуальных особенностей и темы. В полном объеме данная методика применяется в основном в старших классах и во внеурочное время.

Отдельные элементы проектной технологии успешно внедряются при обучении истории уже в 5 классах, так называемые мини-проекты, которые учитывают особенности психофизического развития подростков данного возраста, не занимают много учебного времени и рассчитаны на быструю их реализацию. Использование минипроектов способствует достижению личностных и метапредметных результатов [4, с. 172]. Такие проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания и проблемные задачи на уроке. Например, ролево-игровые проекты «Я – ученик древнеегипетской школы», «Я – ученик спартанской школы». Более сложной формой задания является составление отрывков из утерянных летописей и записей древних историков на определенную тему, например, воспоминания гладиатора и т.д.

На итоговом уроке по истории Древнего мира реализуется недельный проект «Дневник-путешествие по странам Древнего мира». Учащиеся разделяются на группы, и каждая группа представляет свой проектный продукт, который является частью «Дневника-путешествия».

На уроках истории в 6-7 классах широко используются дидактические игры, загадки, шарады, ребусы. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность. Но ведь эти различные головоломки могут создавать сами учащиеся. Вот это и есть мини-проект, который учащиеся могут выполнять и в группе, и индивидуально, и с помощью родителей.

На уроках истории в 6-7 классах возможны небольшие по объему исследовательские творческие проекты, например: «Изобретения Средневековья», «Деньги мира», «Кухня по Домострою». Свои проекты обучающиеся представляют на школьной исследовательской конференции Шаг в науку».

Формирование гражданского самосознания невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. Учебные проекты помогают решать не только учебные, но и воспитательные задачи. Воспитанию патриотизма и гордости за свою страну способствовало создание проекта об Ольге Федоровне Берггольц «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…». Эта тема очень актуальна, так как страдания и мужество, терпение и отвага жителей города Ленинграда – достойный пример для нас, живущих в XXI веке. Работая над данным проектом, учащиеся изучили события Великой Отечественной войны, связанные с обороной Ленинграда; познакомились с творчеством О.Ф. Берггольц; создали презентацию и сценарий историко-литературной гостиной.

Проект межпредметный групповой, средней продолжительности (2 недели). Эта работа ещё раз напомнила всем о великом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.

В 2017-2018 учебном году учащиеся нашей школы впервые создали внутришкольный межклассный проект, посвященный 100-летию Октябрьской революции 1917 года «Октябрь 1917г.: взгляд из XXI века». Учащиеся 5-9 классов после работы над проектом представили свой продукт в виде учебно-познавательного мероприятия, которое проходило в несколько этапов и на уроках, и на переменах.


п/п

Мероприятие

Время проведения

Ответственные

1

«Легендарная быль». Выступление лекторской группы.

25.10.2017г.

8.15.-8.30

9–е кл.

2

«По страницам Октябрьской революции». Медиалекторий

25.10.2017г.

8.30-9.15.

9а кл.

3

«Октябрьская революция в живописи».    Экскурс.

25.10.2017г.

9.15.-9.25

8а кл.


4

«Судьба и Родина – едины». Попурри из революционных песен.

25.10.2017г.

10.10-10.30

5а кл.


5

«Революция в поэзии». Поэтическая перемена

25.10.2017г.

11.15-11.35

7а кл.

6

«Октябрь 1917г.: взгляд из XXI века». Выступление лекторской группы.

25.10.2017г.

12.20-12.30

6а кл.


Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха»,  учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип   связи обучения с жизнью. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком-либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

Разработка проекта «…Я знаю о многом. Я помню. Я смею…» был представлен на Всероссийский конкурс «Педагогический дебют – 2018» и занял первое место.

Использование проектной технологии в формировании гражданского самосознания дает положительные образовательные и воспитательные результаты. Это ценностное отношение к историческим и культурным традициям, формирование духовных ценностей обучающихся, реализация творческих способностей, опыт социальных отношений.

Таким образом, работа по формированию гражданского самосознания обучающихся с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности необходимых для будущей жизни.

Немало этот метод дает и нам - учителям. Это и возможность творчества, и новые умения, и новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Проектный метод позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более интересным и увлекательным, а поэтому и более эффективным.

Французский писатель и журналист Анри Барбюс в начале XX века сказал: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». 



Список использованной литературы:

  1. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

  2. Крылова Ната, Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.

  3. Лукашенкова Ж.В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности - Смоленск, воспитание и обучение, 2013.

  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002. – 272 с.

  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004.

  6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

  7.  Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: Проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!