СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Методы и приемы подготовки к изложению и сочинению-рассуждению на ОГЭ по русскому языку»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной методической разработке собран комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к развернутым заданиям на ОГЭ. Разработана поэтапная система подготовки к изложению и сочинению.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Методы и приемы подготовки к изложению и сочинению-рассуждению на ОГЭ по русскому языку»»

Методическая разработка «Методы и приемы подготовки к изложению и сочинению-рассуждению на ОГЭ по русскому языку»

Цель разработки:

1. Подготовить учащихся к написанию изложения и сочинения для ОГЭ.

2. Актуализировать знания об особенностях написания изложения и сочинения.

3. Изучить критерии оценивания изложения и сочинения.

4. Работать над развитием речи.

В данной методической разработке собран комплекс заданий и упражнений по русскому языку, помогающий качественно подготовить выпускников к развернутым заданиям на ОГЭ. Разработана поэтапная система подготовки к изложению и сочинению.

Начинать работу по подготовке к данным видам заданий целесообразно с 6-7 классов. Именно в этот период закладывается фундамент будущих умений и навыков.

Первая часть заданий ОГЭ – сжатое изложение. Особенность этого вида работы – воспринять информацию на слух. Все классные изложения рекомендую проводить только при помощи аудиозаписи. Учащиеся должны привыкнуть к темпу чтения. Обращаю внимание учеников на некоторые важные моменты:

  1. Все тексты изложений состоят из трех абзацев. Абзацы и микротемы – разные понятия. Важно при прослушивании текста услышать паузы между абзацами.

  2. Поскольку текст прослушивается 2 раза, при первом прослушивании следует обратить внимание на членение абзацев. Нужно уметь находить и вычленять главное.

  3. Следует повторить и закрепить тему: «Виды сжатия текста».

  4. Изучить критерии оценивания.

Работа с сочинением-рассуждением также строится по определенному алгоритму:

  1. Определить ключевое слово в теме. Учащиеся должны научиться давать определения понятиям и комментировать их.

  2. Определить количество абзацев в сочинении. Здесь пригодятся критерии. Как правило, в сочинениях такого плана выделяется 4 абзаца: введение (определение понятия и комментарий к нему), основная часть состоит из двух абзацев (пример из текста и из личного опыта), заключение (обобщение, ответ на поставленный вопрос).

  3. При работе с примерами из текста нужно обращать внимание на главную мысль - идею. Главная мыль текста- это и есть ответ на поставленный вопрос. Примеры из личного опыта – это не только примеры из жизни ученика, но и примеры из художественных произведений, а также информация, которую он мог почерпнуть из новостей, телепередач.

  4. И обязательным условием вывода должен быть ответ на поставленный в теме вопрос.

Для успешного освоения этого материала, я использую различные задания и упражнения. Одним из таких заданий, которое можно применить и в подготовке к сочинению, и в подготовке к изложению – задание «Ученик в роли эксперта». Мои ученики любят этот вид работы, т.к. они на какое-то время становятся экспертами ОГЭ и с удовольствием проверяют работы, в которых я преднамеренно делаю ошибки. Это упражнение помогает ребятам внимательно изучить критерии оценивания, а также развивает навыки орфографической зоркости, способствует развитию речи.

Задание выглядит следующим образом: раздаются тексты изложений или сочинений с допущенными ошибками, желательно сделать ошибки по всем критериям. Учащиеся получают критерии оценивания и оригинальный текст изложения. Задание – найти все шибки и по каждому из критериев выставить соответствующий балл. Сначала мы выполняем такого рода упражнения вместе, а потом ученики самостоятельно работают с текстами.

В качестве примера приведу такой вариант

Текст 1 (оригинальный)

Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню. Найти своё призвание, утвердиться в нём — это источник счастья.

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное — любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение — в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя — ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его «искра» — вот тогда и получится настоящий человек.

(По В.В. Шахиджаняну)

136 слов


Текст 2 (с ошибками)

Призвание – это маленький росточик таланта превратившийся в могучее дерево. Но без трудолюбия, без самовоспитания этот росточек может загнуться на корню. Найти своё признание, утвердится в нём – это источник счастья. Люди, равнодушные к своей профессии, не знают радости труда. Они ненавидят свою профессию. А это значит, что в молодости, при выборе труда, была сделана ошибка. Главное любить, знать своё дело и с увлечением относиться к нему.

Высшее наслаждение жизнью наверное в творческом труде, чем-то приближающемся к исскуству. Человек, влюблённый в свой труд, стремится, чтобы было что то красивое в процессе труда и в его результате. В каждом должна разгореться ее «искра» тогда и получится настоящий человек.


При работе с изложением также использую тексты, в которых нарушено абзацное членение. Ученики должны выделить абзацы и расставить их правильно.

В помощь ученикам разработала памятку «Как писать сжатое изложение» (приложение1)

Подобного рода задания помогают учащимся находить ошибки, исправлять их и не допускать в своей работе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!