СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Мобильный компьютерный класс как средство повышения ИКТ-компетенций педагогов»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка «Мобильный компьютерный класс как средство повышения ИКТ-компетенций педагогов»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Мобильный компьютерный класс как средство повышения ИКТ-компетенций педагогов»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Педагог дополнительного образования, педагог-организатор

Сорочкина Екатерина Игоревна




Методическая разработка «Мобильный компьютерный класс как средство повышения ИКТ-компетенций педагогов»

В Основной образовательной программе основного общего образования согласно требованиям ФГОС обязательно наличие программы формирования ИКТ – компетентности. ИКТ-компетентность – это способность учащихся грамотно применять информационные и коммуникационные технологии.

Освоение ИКТ-компентентности происходит в рамках отдельного предмета и играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Например, к познавательным УУД относят поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Под ИКТ-компетентностью педагога будем понимать личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности.

Для формирования ИКТ–компетентности используются следующие технические средства и программные инструменты:

  • технические – мобильный компьютерный класс

  • программные инструментыпрограмма Landesk (программа управления компьютерным классом)

Цель: изучить возможности мобильного компьютерного класса для формирования ИКТ-компетентности учащихся и педагогов.

Задачи:

  1. Изучить, что представляет собой мобильный класс;

  2. Изучить, возможности программы управления компьютерным классом;

  3. Решить вопрос осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах, использования возможностей мобильного класса в образовательном процессе;

  4. Сделать выводы о возможности внедрения модели «1 ученик : 1 компьютер» в учебный процесс.

Пути практического осуществления:

  1. Создание рабочей группы учителей

  2. Проведение практических занятий

«Знакомство с мобильным компьютерным классом»

Мобильный компьютерный класс реализует идею мобильного обучения.
Мобильное обучение - обучение в условиях, когда ученик имеет мобильный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с преподавателем и другими учениками. Главное отличие мобильной учебы в том, что весь обмен информацией, все коммуникации между учениками и учителями происходят в беспроводной сети (1).  

Мобильный класс  позволяет с помощью современных беспроводных технологий в течение нескольких минут развернуть в любом помещении компьютерную локальную сеть  и начать занятия по любому предмету. В комплект  мобильного кабинета входит специальная тележка - сейф, позволяющая перемещать его  из кабинета в кабинет. Конструкция тележки обеспечивает надежную сохранность дорогостоящей техники. Мобильный класс оснащен:
-
12 ученическими компьютерами
- 1 учительским компьютером
- точкой доступа (локальная сеть и Интернет). Специальное программное обеспечение позволяет осуществить как коллективную работу всех учеников, так и индивидуальное  подключение ПК учителя к отдельному ученику, а также проводить контроль над выполнением заданий.

« Возможности программы LDCM (Landesk) - программы управления компьютерным классом»



С помощью программы LDCM, преподаватель может управлять компьютерами учеников со своего рабочего места. Существуют следующие основные функции управления:

  • Просмотр рабочих столов учащихся.

В этом режиме учитель может наблюдать за ходом выполнения работы ученика на компьютере.

  • Полное управление рабочим столом компьютера ученика .

В этом режиме учитель может помочь (показать) ученику правильный ход выполнения задания. Преподаватель в этом режиме полностью управляет рабочим столом ученика, со своего рабочего места, с помощью своего манипулятора мыши и клавиатуры.

  • Т рансляция рабочего стола компьютера ученика как образец на все компьютеры класса.

В этом режиме учитель может показать результат или сам процесс работы учащегося всему классу.

  • Т рансляция рабочего стола преподавателя как образец на все компьютеры класса.

В этом режиме преподаватель может показать всему классу процесс выполнения определенного задания или провести презентацию урока.

Также программа Landesk позволяет преподавателю блокировать компьютеры учеников, посылать сообщения, вести диалог, проводить голосование и тестирование, запускать автоматически программу на все компьютеры учащихся, рассылать со своего компьютера файлы.

  1. Проведение пробных уроков

  2. Проведение открытых уроков

    Тема урока

    Особенности урока

    ИКТ-компетентность

    Совершенствование лексически-грамматических навыков

    Работа с диском «Сat», аудирование с использованием наушников

    Самостоятельное приобретение, пополнение и интеграция знаний. Действия с экранными объектами. Подключение устройств ИКТ. Создание сообщений.

    Делам новость

    Презентация

    Навыки использования компьютерных устройств

    Молоко без обмана

    Просмотр презентации, лабораторное исследование качества молока, работа с Word

    Представление данных в соответствие с поставленной задачей. Подключение устройств ИКТ. Создание сообщений.

    Теорема Пифагора

    Просмотр видеолекции, индивидуальная работа учащихся с презентацией по решению задач, тестирование с помощью программы LDCM

    Самостоятельное приобретение, пополнение и интеграция знаний. Подключение устройств ИКТ. Создание сообщений.

    Формирование грамматических навыков Passive Voice

    Презентация, работа с Word

    Создание текстового файла в программе Word. Создание сообщений.

    Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе

    Работа на уроке в режиме on-line тестирования

    Работа в сети Интернет. Подключение устройств ИКТ. Создание сообщений.

    Страдательный залог

    Презентация, работа с Word, on-line-тренинг

    Создание текстового файла в программе Word. Работа в локальной сети. Подключение устройств ИКТ. Создание сообщений.

  3. Подведение итогов работы, анализ проведенных уроков.

Для анализа и оценки урока с применением ИКТ мы составили следующую схему.

  1. Этапы урока с использованием ИКТ с определением целесообразности применения компьютерной техники.

    Вид

    урока

    Проверка домашнего задания

    Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

    Усвоение исходных знаний

    Первичное

    закрепление

    Творческое применение и добывание знаний

    Обобщение изучаемого на уроке

    Контроль

    Изучение нового

    Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях

    Тренинг

    Подведение итогов урока

    Урок изучения нового материала












    Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков












    Урок формирования умений и навыков












    Урок повторения












    Урок проверки знаний












    Урок применения знаний, умений и навыков












    Повторительно - обобщающий урок












    Комбинированный урок. (имеет две или несколько дид. целей)












  2. Анализ деятельности учителя

    Обоснованность методов использования средств ИКТ

    Организация учащихся

    Соблюдение санитарно – гигиенических требований

    Влияние использования ИКТ на результативность обучения

    служат активизации познавательной деятельности учащихся

    способствуют решению дидактических задач урока

    способствуют достижению цели урока

    фронтальная

    групповая

    индивидуальная

    самостоятельна

    технических требований

    соблюдение эргономических требований

    наличие физкультминутки

    способствует пониманию и усвоению знаний

    способствует закреплению материала

    способствует оперативному контролю знаний учащихся














  3. Анализ влияния использования ИКТ на уроке

Достижение целей урока

Повышение эффективности урока

Повышение мотивации

Повышение качества обучения







Для определения эффективности урока с использованием мобильного компьютерного класса мы провели исследование. В эксперимент было вовлечено всего 27 человек – учащихся 7 «Б» класса. Ученики были разделены на две контрольные группы. В первой группе урок проводился с применением мобильного компьютерного класса, а в другой - традиционный урок.

Целью данного эксперимента является выявление эффективности урока.

В ходе проведения эксперимента ставились следующие задачи:

  1. Сравнить интенсивность уроков;

  2. Определить эффективность урока с применением мобильного компьютерного класса и урока в традиционной форме;

  3. Сравнить качество обучения.

Структура исследования представлена в виде диаграммы:

Структура исследования



Рассмотрим подробнее каждый из компонентов экспериментального исследования.

Исследование включает в себя три направления:

  1. Определение интенсивности урока.

Было измерено время в минутах каждого этапа урока. Результаты представлены на следующей диаграмме.

Интенсивность урока с применением мобильного класса на 10% выше, чем урока в традиционной форме.

  1. Определение эффективности урока.

Эффективность урока с использованием мобильного класса - 100%. Эффективность урока в традиционной форме - 79%.



  1. Качество обучения.

Качество обучения с применением мобильного класса на 7% выше, чем урока в традиционной форме.

По результатам проделанной работы можно отметить, что использование такого класса значительно расширяет возможности обучения.

Мы выделили следующие положительные факторы использования мобильного компьютерного класса:

  • Обеспечивает наглядность;

  • Упрощает контроль (возможности программы Landesk позволяет учителю со своего рабочего места организовать и контролировать коллективную работу в классе);

  • Облегчает труд учителя (не надо делать распечатки, писать на доске);

  • Дает возможность использовать ресурсы Интернета;

  • Выходить в Интернет одновременно с нескольких компьютеров;

  • Использовать все виды интерактивной работы (это ново и интересно);

  • Оптимизирует работу на уроке (экономия времени);

  • Повышает мотивацию учащихся;

  • Можно не отвлекать других детей, посылая ребенку «частное сообщение»;

  • Использование режима тестирования позволяет легко и просто создавать тесты;

  • Школа избавлена от необходимости выделять для компьютерного класса отдельное помещение;

  •  Мобильный класс можно переместить в любой школьный кабинет;

  •  Развертывание мобильного компьютерного класса и пользование им просты и доступны любому учителю;

  •  Использование возможностей локальной сети (учителя - предметники оценили удобство применения локальной сети, которой раньше не приходилось пользоваться).

К отрицательным факторам можно отнести следующие:

  • Технические сбои;

  • Заряда аккумуляторных батарей на компьютерах хватает примерно на два урока;

  • Продуктивно можно организовать работу лишь для 12 учащихся, а не для всего класса;

  • 3-5-секундные задержки в смене режима;

  • На каждом этаже нужен свой мобильный класс, так как тележку неудобно перемещать по лестнице.

Мобильный класс произвел сильное впечатление на учащихся лицея. Приведем примеры заметок, составленных учениками лицея.

«Конечно, обычный компьютерный класс-это тоже хорошо, но мобильный класс открывает перед нами новые возможности. Например, ученик и учитель могут обмениваться сообщениями, а учитель может даже «подчинить» себе компьютер ученика! Будем надеяться, что новые технологии улучшат жизнь лицея» Сутормина А., 8Б.

«Он очень удобный, в нем намного больше плюсов, чем минусов. Этот класс оснащен программой, которая помогает ученику легко общаться с учителем» Главатских Л., 8Б.

Таким образом, в результате использования мобильного компьютерного класса существуют широкие возможности для его использования в учебном процессе. Учащиеся приобретают способность мыслить глобально, работать с информацией, медиасредствами, сервисами сетевого взаимодействия; У обучающихся формируется не только ИКТ-компетентность, но и критическое и системное мышление, способность решать творческие задачи, умение работать в команде, с одной стороны, и самостоятельность, с другой.

Существенно повысились ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность педагогов, учителя приобрели навык использования компьютерных технологий на разных этапах образовательного процесса. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность уроков с использованием мобильного класса.

В дальнейшем предстоит не только продолжить инновационный опыт в этом направлении, но и разработать план для внедрения модели «1 ученик: 1 компьютер», так как наличие мобильного компьютерного предоставляет широкие возможности для использования в учебном процессе такой образовательной среды.

Литература

1. Урсова О.В. Развитие ИКТ-компетентности учителей-предметников в процессе повышения их квалификации [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.relarn.ru/conf/conf2006/section3/3_27.html (дата обращения 22.03.2016). – Загл. с экрана.