СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка модели по выявлению одаренных детей в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка модели по выявлению одаренных детей в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка модели по выявлению одаренных детей в начальной школе»

Модель по выявлению и сопровождению одаренных детей в МБОУ «Астыровская СОШ» Горьковского района Омской области

Цель модели: создать условия для психолого-педагогического сопровождения одаренно-

го ребенка.

Задачи сопровождения:

1. Создать специальные условия для развития одаренности ребенка. Эта задача решается

средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.

2. Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача

решается средствами взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель».

3. Отслеживать особенности развития одаренности ребенка на различных возрастных

этапах школьной среды. Получаемые показатели сравнивать с содержанием психолого-пе-

дагогического статуса, возрастными возможностями. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.

4. Повысить психолого-педагогическую компетенцию учителей, родителей, других

взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.

Принципы сопровождения:

- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям

субъективного отношения к миру и самому себе;

- защита интересов ребенка;

- индивидуальный путь развития ребенка;

- учет специфики возрастного и индивидуального развития;

- принцип диалогичности;

- принцип личностно-ориентированного подхода к ребенку;

- принцип построения развивающей работы на основе диагностики;

Нормы сопровождения заложены в профессиональной позиции педагога, группы сопровождения:

- последовательное осуществление цикла сопровождения;

- владение комплексом диагностических методик;

- выстраивание программы сопровождения одаренного ребенка, привлечение педагогов

дополнительного образования, родителей к ее реализации;

- осуществление мониторинга действенности программы и выстраивание новой в случае неэффективности первой программы;

- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпимость и терпение, умение прощать;

- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и

прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;

- признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное

волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»);

- поощрение и одобрение самостоятельности и уверенности в его сильных сторонах,

стимулирование самоанализа, рефлексии;

- признание личностного равноправия ребенка в диалоге и решении собственной

проблемы;

- умение быть товарищем, партнером, символическим защитником для ребенка;

- систематическое осуществление педагогами самоанализа, самоконтроля, рефлексии.

Этапы сопровождения развития одаренного ребенка.

1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе учителя знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы. У детей 7-10 лет учителя, используя пакет диагностических методик, определяют уровень личностного развития ребенка в рамках 4-х основных направлений начального школьного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, психо-физическое.

2-ой этап – уточнение выявленных затруднений или способностей ребенка, проведение

психолого-педагогического консилиума. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В начальной школе классный руководитель проводит психолого-педагогический консилиум, на который приглашает необходимых специалистов, в том числе и педагогов по дополнительному образованию. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, нуждающемся в развивающих средствах, и определяют группу сопровождения, условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы или рекомендации по созданию условий для развития его одаренности. В «Дневнике сопровождения развития ребенка» специалисты фиксируют выводы, записывают рекомендации по сопровождению развития одаренного ребенка.

3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей

работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, учреждении дополнительного образования детей; консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, студии, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы, а также приглашает педагогов из учреждений дополнительного образования. Педагоги школы и дополнительного образования разрабатывают образовательные программы работы кружков, студий, которые обсуждают с родителями и утверждают. На данном этапе активно используются возможности учреждений дополнительного образования детей. Руководитель школы заключает договоры о сотрудничестве образовательного учреждения и УДОД. При этом появляется опыт проведения совместных мероприятий, объединяющих детей, педагогов школы и педагогов дополнительного образования, учреждений культуры, родителей, что создает ситуацию сотрудничества, взаимной ответственности за развитие одаренного ребенка, укрепляет позицию интеграции школьного и дополнительного образования.

4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного

ребенка. На этом этапе психологи, педагоги и другие специалисты проводят в середине, конце учебного года, а по необходимости чаще, диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ, рекомендаций по сопровождению его развития. Педагоги школьного и дополнительного образования организуют в школе разнообразные формы презентаций успешности развития способностей ребенка: выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, итоги олимпиад и др. Все данные учителя регистрируют в индивидуальном «Портфолио ученика».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!