СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Мотивация как психологическая категория. Общая характеристика и виды учебной мотивации."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Мотивация как психологическая категория. Общая характеристика и виды учебной мотивации."»

Мотивация как психологическая категория. Общая характеристика и виды учебной мотивации.

Мотивация как психологическая категория. Общая характеристика и виды учебной мотивации.

Мотив -- это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней. К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы .

Мотив -- это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанные с внутренним отношением к ней.

К видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы .

И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.   Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями -- фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).

И познавательные и социальные мотивы могут иметь разные уровни.

  • Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями -- фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).
  • Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком).
Учебная мотивация.

Учебная мотивация.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  • Первый уровень - высокая учебная мотивация (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

  • Второй уровень - хорошая учебная мотивация (учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  • Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей вне учебной деятельностью (такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями, им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради, познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает).

  • Четвертый уровень - низкая учебная мотивация (эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, находятся в серьезной адаптации к школе).

  • Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация (такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем).
Причины спада школьной мотивации:  У подростков наблюдается

Причины спада школьной мотивации:

  • У подростков наблюдается "гормональный взрыв" и нечетко сформировано чувство будущего.

  • Отношение ученика к учителю.

  • Отношение учителя к ученику.

  • У девочек 6-7 кл. снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

  • Личная значимость предмета.

  • Умственное развитие ученика.

  • Продуктивность учебной деятельности.

  • Непонимание цели учения.

  • Страх перед школой.
Вывод: Таким образом, учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности -- выработкой обобщенного способа действия -- и «опредмечивается» в нем, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др.

Вывод:

Таким образом, учебная мотивация, как и любой другой ее вид, системна. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью. Учебная деятельность побуждается прежде всего внутренним мотивом, когда познавательная потребность «встречается» с предметом деятельности -- выработкой обобщенного способа действия -- и «опредмечивается» в нем, в то же время она побуждается самыми разными внешними мотивами, например самоутверждения, престижности, долга, необходимости, достижения и др.

Спасибо за внимание :3

Спасибо за внимание :3