СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: Да здравствует вежливость!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: Да здравствует вежливость!»

Да здравствует вежливость!


Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.

Ход классного часа

21. Анализ ситуаций.

- Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:

1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.

2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.

- Какую ошибку допустил Максим?

3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»

- Права ли Рита?

- Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?

3. Инсценировка и анализ стихотворения.

ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?

Малыша обидел Витя,

Но пред школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

-Тихомиров!

Покажите нам на карте город Псков.

- Извините, - шепчет Витя, -

Я к уроку не готов!

Мы поспорили е Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в нашем споре

И пришлите нам ответ.

- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?

- Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?

- С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? К соседям?

- Что говорите перед сном родным?

- Почему мы говорим именно эти слова?

Слово Воспитателя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.

- Каким тоном надо произносить приветствие?

- Когда говорим слова «простите», «извините»?

- Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.

4. Инсценировки.

А в т о р. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.

Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.

А в т о р. Заметила старушка, сидевшая напротив.

Л е н а. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.

А в т о р. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.

- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?

Слово воспитателя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для

меня ничего не значат».

* * *

Воспитатель. А сейчас мырассмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?

А в т о р. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу, Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере, Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.

Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.} Здравствуйте» дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти

А в т о р. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

3 м е я. Входите, пожалуйста.

Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.

Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!

А в т о р. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.

5. Заключительная часть.

  • Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)

  • Напомним друг другу о правилах ведения беседы:

  • Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.

  • Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.

  • Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.

  • Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.

Слово воспитателя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.