Да здравствует вежливость!
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Ход классного часа
21. Анализ ситуаций.
- Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:
1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.
2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
- Какую ошибку допустил Максим?
3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Рита?
- Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?
3. Инсценировка и анализ стихотворения.
ВЕЖЛИВ ЛИ ВИТЯ?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
-Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов!
Мы поспорили е Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.
- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
- Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?
- С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? К соседям?
- Что говорите перед сном родным?
- Почему мы говорим именно эти слова?
Слово Воспитателя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.
- Каким тоном надо произносить приветствие?
- Когда говорим слова «простите», «извините»?
- Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.
4. Инсценировки.
А в т о р. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.
Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.
А в т о р. Заметила старушка, сидевшая напротив.
Л е н а. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.
А в т о р. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
Слово воспитателя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для
меня ничего не значат».
* * *
Воспитатель. А сейчас мырассмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?
А в т о р. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу, Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере, Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.
Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит.} Здравствуйте» дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти
А в т о р. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
3 м е я. Входите, пожалуйста.
Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.
Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!
А в т о р. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
5. Заключительная часть.
Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни.)
Напомним друг другу о правилах ведения беседы:
Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.
Слово воспитателя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.