СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему: "Финансовая грамотнасть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: "Финансовая грамотнасть"»

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Стерлитамакский межотраслевой колледж









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия, проведенного на неделе общеобразовательных гуманитарных естественно-научных дисциплин

на тему:

«Финансовая грамотность»







Подготовила: педагог-библиотекарь

Мансурова М.М.






с. Наумовка 2022г.

ОДОБРЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МОКР Зам. директора по воспитательной

Протокол № __ от _______ 202_ г . работе:_____________

Председатель МОКР:____________ Салимгареева Э.Р. Галимуллина Ш.Р.












Автор: Мансурова М.М. классный руководитель 124 группы ГБПОУ

Стерлитамакский межотраслевой колледж,.


Рецензент: Малышева Ю.В. преподаватель общеобразовательных гуманитарных дисциплин ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж.





















РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку внеклассного мероприятия, проводимого, на неделе общеобразовательных гуманитарных естественно-научных дисциплин

разработанную классным руководителем ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж Мансуровой М.М.

Методическая разработка представлена следующими структурными элементами: аннотация, введение, аналитическая часть, практическая часть, заключение, литература.

Во введении отражена актуальность и значимость материала по теме: «Финансовая грамотность».

В аналитическую часть включен подробный план по проведению внеклассного мероприятия – познавательной программы.

В практической части включен подробный сценарий по проведению внеклассного мероприятия.

Данная методическая разработка имеет большое воспитательное знание, может использоваться в учебном процессе для проведения классных часов классными руководителями в средних специальных учебных заведениях и других внеклассных мероприятий.




Рецензент: __________ Малышева Ю.В. преподаватель общеобразовательных гуманитарных дисциплин ГБПОУ Стерлитамакский межотраслевой колледж.

















ВВЕДЕНИЕ


Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий. Финансовая грамотность — умение распоряжаться личными деньгами и принятие ответственности за свои решения. Финансовая грамотность влияет на общее благосостояние человека. То есть, чем лучше человек разбирается в базовых и продвинутых экономических понятиях, тем больше он понимает, как можно улучшить свою жизнь. Финансовая грамотность населения влияет на общую экономику страны. В рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» была разработана система финансовой компетентности населения, отражающая основные компоненты финансовой грамотности. В рамках Национальной программы под финансовой грамотностью населения будет пониматься способность граждан России (рис.1): - эффективно управлять личными финансами; - осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; - оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением; - разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в т.ч. инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках; - принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознано нести ответственность за такие решения; - компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества. Финансовая грамотность помогает молодежи изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла. Она должна рассматриваться как постоянно изменяющееся состояние установок, знаний и навыков, на которые оказывают влияние возраст, семья, культура и даже место проживания. Финансовая грамотность в современном мире ценится очень высоко. Прежде всего, это инструмент повышения собственного благосостояния и уровня жизни. Чем больше вы знаете, тем большее количество методов вы можете использовать. Если вы хотите улучшить свою жизнь, зарабатывать больше, прикладывая к этому меньше физических усилий, то стоит начать с базы — с повышения финансовой грамотности.







АННОТАЦИЯ


Методическая разработка содержит план – конспект классного часа на тему: «Финансовая грамотность». Форма проведения рассказ, беседа, игра, тест.

Тема и содержание воспитательного мероприятия реализуют цели и задачи нравственного воспитания.

Данная методическая разработка может быть использована в качестве примера оформления подобного вида методических работ.

В данной методической разработке дается подробный сценарий проведения открытого мероприятия на тему: «Финансовая грамотность», можно проводить с 1 и 2 курсами.

При проведении мероприятия была использована презентация.






























Аналитическая часть

ПЛАН КЛАССНОГО ЧАСА


Дата: 13.04.2022г.

Группа: 124.

Специальность: Ветеринария.

Классный руководитель: Мансурова М.М.

Тема: «Финансовая грамотность».

Цели:

- сформировать у студентов представление о финансах простым и понятным языком;

- повысить мотивацию у студентов к изучению вопросов финансовой грамотности и осознание необходимости финансовых знаний;

- формирование основ финансовой грамотности.

- объяснить студентам, как правильно обращаться со своими финансами. Что лучше — копить или тратить?

Методы проведения: рассказ, беседа, игра, тест.

Место проведения: читальный зал.

Время: 45 минут.

Оформление: презентация, выставка литературы.

Оборудование и приспособления: компьютер, презентация «Финансовая грамотность», бумага для теста.


Ход классного часа:


I.Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих, создание рабочей обстановки в группе.

1 мин.

II.Сообщение цели и задач мероприятия, мотивация темы. 3 мин.

III. Основная часть: 37 мин.

3.1. Вступительное слово классного руководителя.

3.2.Что такое финансовая грамотность?

3.3.Модели поведения: Что дает накопление? и Что дает свободное распоряжение деньгами (трата денег)?

3.4. Разгадать шифр

3.5. Отгадать загадки

3.6. 12 советов управления деньгами для студента

3.7. ТЕСТ «ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ЭКОНОМИСТ В СЕМЬЕ?»

IV. Заключительное слово классного руководителя и подведение итогов классного часа.

3 мин.

V.Домашнее задание: составить памятку, как правильно управлять своими деньгами.

1 мин.








Практическая часть

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Финансовая грамотность»

Цель внеклассного мероприятия Объяснить студентам, как правильно обращаться со своими финансами. Что лучше — копить или тратить?

Задача мероприятия: сформировать у студентов представление о финансах простым и понятным языком;


Наш классный час хочется начать со слов немецкого

писателя Бертольда Авербаха.

Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость, 
а умело расходовать – искусство.


Вступительное слово классного руководителя:

 Здравствуйте ребята!

Одним из условий развития финансовой грамотности является возможность формировать необходимые знания и умения на практике. Повседневное общение граждан с финансовой сферой происходит при посещении учреждений различной инфраструктуры, которые участвуют в осуществлении финансовых услуг. К таким учреждениям относятся не только банки и магазины, но также многофункциональные центры «Мои документы», центры социального обслуживания, центры занятости, инспекции Федеральной налоговой службы и прочие. Вы (студенты) не являетесь исключением при посещении таких учреждений.

Вы также ходите в магазины и делаете покупки, посещаете банки и оплачиваете счета, откладываете денежные средства (по мере своих возможностей), учитесь делать выгодные покупки и др. И чем раньше Вы научитесь правильно и грамотно распоряжаться деньгами, тем легче и эффективнее Вам будет планировать и оптимизировать свой бюджет во взрослой жизни.

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?

Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

А как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком?

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» - и все понимают, что речь идет о недостатке денег.

Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, но и чеки, банковские карты и др. финансовые инструменты.

Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы — это денежные средства. Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

Что лучше — копить или тратить?

Давайте попробуем разобрать, каждую из этих моделей поведения, и сделать вывод какая из моделей более выгодная?

  1. Что дает накопление?

Слово классного руководителя:

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае поломки автомобиля, бытовой техники или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении какую-то определенную сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег

- накопление дает также возможность делать и значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты (или стипендии) купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- накопление также обеспечивает и психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности». Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты (стипендии), а также в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях (во время беседы студенты должны высказать свою точку зрения и привести примеры: Копите ли Вы деньги?).


  1. Что дает свободное распоряжение деньгами (трата денег)?

Слово классного руководителя:

- есть такое выражение «сколько есть, столько и трачу» - дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» порой действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?..

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, тогда нужно осваивать накопление. Считается (после проведенных исследований), что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода.

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать?

Иногда стоит просто выбрать золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить себя.


Задание 1:Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:

СИПЕНЯ (пенсия)

ЛАКМЕРА (реклама)

ПАРТАЛАЗ (зарплата)

ОВОДРОГ (договор)

КАНОЭКОМИ (экономика)

Задание 2:А теперь вам нужно отгадать загадки

  1. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)

  2. Коль трудился круглый год, будет кругленьким ...(доход)

  3.  И врачу, и акробату выдают за труд ...(зарплату)

  4. Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)

  5. Будут целыми, как в танке сбереженья ваши в ...(банке)

  6. Он финансовый факир, в банк к себе вас ждёт ...(банкир)

Слово классного руководителя: Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят деньги на День рождения. Я предлагаю вам советы управления деньгами и Вы можете прокомментировать их.

12 советов управления деньгами для студента:

1.Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Откройте банковский счет на свое имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу – это тоже отличное решение и, к тому же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.

8. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь (в этом случае лучше делать список товар, который вам необходим). Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

9. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

10. Заведите блокнот доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом.

12.Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.


Подводя итог сегодняшнего классного часа, предлагаю вам пройти тест «Хороший ли Вы экономист (в семье?)»





Задание 3:ТЕСТ «ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ЭКОНОМИСТ В СЕМЬЕ?»

Вопросы

да

нет

иногда

1 Знаете ли Вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты?

20

5

10

2 Вы увидели в магазине очередь за товаром с большой скидкой. Будете ли вы  стоять в очереди?

5

20

10

3 Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме?

20

5

10

4 Покупают ли в вашей семье одежду впрок?

5

20

10

5 Заказывают ли в вашей семье такси?

10

5

20

6 Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты?

5

20

10

7 Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей?

20

5

10

8 Хотите ли вы иметь сбережения в банке?

20

10

5

9 Считаете ли вы, что экономнее дома делать всё вручную самим?

10

5

20

10 Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок?

20

5

10

50-100 баллов. В вашей семье не имеют понятия о том, что деньги любят счет. Вам не хватает денег от зарплаты до зарплаты. В вашей семье следует прислушиваться к советам по рациональному распределению средств.

105-160. Квалификация семейного экономиста у вас не высока. Вы знаете, что в вашей семье бюджет расходуется не совсем рационально, но ничего не можете с этим поделать. Вы не можете отказать себе в удовольствии покупать приятные, но не всегда необходимые товары. В расходах вам надо научиться определять приоритеты.

165-200. Вы хороший экономист и многим у вас можно поучиться в ведении домашней экономики. Вашей семье нечего бояться. К деньгам вы относитесь спокойно. Каждый в семье знает цену заработанных денег и умеет правильно и грамотно распределить семейный бюджет, учитывая интересы и возможности всех.


Заключительное слово классного руководителя: Надеюсь, что вы поняли, как важно правильно распоряжаться своими деньгами.

А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. Хотелось бы сказать, что на самом деле, каждому  человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все  мы   время от времени  становимся заложниками  рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.

Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше,  должны иметь четкое представление о том, что вам хочется!

  Человек может стать состоятельным и даже богатым, если он: 1) по-настоящему этого хочет; 2) готов приложить к этому колоссальные усилия; 3) способен воспринимать большие доходы разумно и стремится обеспечить их получение и в будущем.


Домашнее задание: Я предлагаю вам составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.






















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данное мероприятие преследовало следующие цели: - сформировать у обучающихся представление о финансах простым и понятным языком; - объяснить, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также - финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка. В ходе занятия обучающиеся искали ответы на вопросы: что хорошего и что плохого, когда много денег? А когда мало? Деньги нужно беречь или тратить? Где можно и нужно хранить деньги? Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить - что поможет стать богаче и счастливее?

     Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс расчёта доходов и расходов, осуществляет поиск путей дополнительного заработка и создания накоплений, что является необходимым условием  в личной и профессиональной деятельности будущих специалистов-технологов.































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Финансовая литература. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://buhconsul.ru/day-of-financial-literacy-when-where-...how-is-it-conducted, своб.

2 .Разработка классного часа. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://infourok.ru/razrabotka_klassnogo_chasa_finansovaya...ramotnost-292234.htm

3. .https://fmc.hse.ru/5-7forms




































ПРИЛОЖЕНИЕ

















































ТЕСТ «ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ЭКОНОМИСТ В СЕМЬЕ?»

Вопросы

да

нет

иногда

1 Знаете ли Вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты?

20

5

10

2 Вы увидели в магазине очередь за товаром с большой скидкой. Будете ли вы  стоять в очереди?

5

20

10

3 Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме?

20

5

10

4 Покупают ли в вашей семье одежду впрок?

5

20

10

5 Заказывают ли в вашей семье такси?

10

5

20

6 Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты?

5

20

10

7 Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей?

20

5

10

8 Хотите ли вы иметь сбережения в банке?

20

10

5

9 Считаете ли вы, что экономнее дома делать всё вручную самим?

10

5

20

10 Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок?

20

5

10

ТЕСТ «ХОРОШИЙ ЛИ ВЫ ЭКОНОМИСТ В СЕМЬЕ?»

Вопросы

да

нет

иногда

1 Знаете ли Вы сколько осталось денег у вашей семьи от предыдущей зарплаты?

20

5

10

2 Вы увидели в магазине очередь за товаром с большой скидкой. Будете ли вы  стоять в очереди?

5

20

10

3 Считаете ли вы, что холодильник необходимая вещь в доме?

20

5

10

4 Покупают ли в вашей семье одежду впрок?

5

20

10

5 Заказывают ли в вашей семье такси?

10

5

20

6 Верите ли вы, что материальное положение можно улучшить, покупая лотерейные билеты?

5

20

10

7 Советуются ли в вашей семье при покупке крупных вещей?

20

5

10

8 Хотите ли вы иметь сбережения в банке?

20

10

5

9 Считаете ли вы, что экономнее дома делать всё вручную самим?

10

5

20

10 Собираясь в магазин, составляете ли вы список покупок?

20

5

10













Памятка.

  1. Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом.

  2. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

  3. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

  4. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

  5. Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

  6. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!